Субъекты правоотношений называют по-разному: компания, юридическое лицо, организация. Но особенно трудно отграничить друг от друга фирму и предприятие, ведь между указанными понятиями разница едва уловима. Тем не менее, понимание отличий очень важно для будущих руководителей, кадровиков и юристов, которые смогут правильно использовать термины в своей профессиональной деятельности.
Определение
Фирма – коммерческая компания, осуществляющая предпринимательскую деятельность на легальной основе. Обязательное условие такой работы – официальная регистрация, наличие учредительных документов, активов, отчётности. Фирма может обозначать любую правовую форму, будь то ООО, ОАО или ОДО.
Предприятие – организационно-правовая единица, осуществляющая коммерческую деятельность по производству и продаже товаров, оказанию услуг. Как правило, речь идёт о крупных компаниях, занимающих серьёзное место на рынке. В состав предприятия входит значительный объём активов, включая недвижимость, средства производства, дебиторская и кредиторская задолженность, финансовые средства и исключительные права.
Сравнение
Таким образом, указанные понятия роднит их сущность: развитие, извлечение прибыли, ведение коммерческой деятельности. В остальном отличия носят сугубо практический характер, так как легальных определений фирмы и предприятия не существует. Речь скорее идёт об устоявшихся традициях, принятых в бизнесе. Так, объём понятия фирма предельно широк: к нему относятся и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. В него, в числе прочего, входит и категория предприятие.
При этом фирмой называют имущественный комплекс независимо от масштаба. Это может быть как небольшая торговая точка, так и группа компаний, объединённых в единый холдинг. Предприятием можно считать лишь тот субъект хозяйствования, который обладает солидными активами. Это могут быть градообразующие организации, оказывающие существенное влияние на деловую жизнь региона. При этом предприятиями исконно называли объекты государственной формы собственности, но в настоящий момент эта практика себя исчерпала в связи с активной приватизацией субъектов хозяйствования.
Выводы TheDifference.ru
- Объём понятий. Категория «фирма» значительно шире и включает в себя «предприятие».
- Масштаб. Фирмой можно назвать любой субъект хозяйствования, предприятием – лишь те организации, которые обладают значительным объёмом активов (недвижимость, финансы, оборотные средства и т.д.).
- Форма собственности. Как правило, термин «предприятие» используется по отношению к государственным организациям, фирма – к частным.
Похожие статьи
(9 оценок, среднее: 3,78 из 5)
Источник: thedifference.ru
Что такое предприятие: понятие и экономическая сущность
Управление предприятием
Автор admin На чтение 7 мин Просмотров 5.2к. Опубликовано 14.11.2018
Предприятие справедливо считается главным звеном в экономике, благодаря которому появляются необходимые обществу товары и услуги, создаются рабочие места, платятся налоги.
Цель сегодняшней публикации – в деталях разобраться в том, что собой представляет предприятие, какова его экономическая сущность, классифицировать рассматриваемый институт по различным основаниям, описать отдельные виды предприятий с научной точки зрения.
Понятие предприятия и его функции
Под предприятием понимается отдельный хозяйствующий субъект, производящий ту или иную продукцию, либо оказывающий разного рода услуги, либо выполняющий определенные виды работ для извлечения выгоды и удовлетворения потребностей общества.
Предприятие представляет собой обособленную экономическую структуру. Оно самостоятельно решает, что производить, продавать или покупать, в каком количестве и каким способом, и самостоятельно распределяет ресурсы и производственные продукты.
Неотъемлемые черты любого предприятия – это наличие собственного названия, марки, печати со своим наименованием, бухгалтерской отчетности и баланса, расчетного счета.
В качестве самостоятельного субъекта экономики предприятие выполняет определенные функции.
[1]. Экономическая функция
- маркетинговые исследования рынка различных товаров и услуг для того, чтобы наиболее выгодно реализовывать производимую продукцию;
- хозяйственные взаимоотношения с другими рыночными субъектами;
- создание рабочих мест;
- распределение прибыли;
- уплата налогов.
Она заключается в том, чтобы обеспечивать производственный процесс необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), совершенствовать его и внедрять в него последние научно-технические достижения.
Предполагает заботу о своих работниках: предоставление оптимальных условий труда, обязательного медицинского страхования, различных льгот определенным категориям сотрудников и так далее.
Означает возможность самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности, установления связей с зарубежными партнерами, расширения своего производства в других государствах в рамках действующего законодательства.
Экономическая сущность предприятия
Создание и производственно-хозяйственная деятельность предприятия обусловлены стремлением его собственника получить максимально возможную прибыль.
Достижение этой цели возможно путем продажи обществу производимой предприятием продукции, либо за счет оказания потребителю услуг, либо благодаря выполняемым работам.
В результате должны удовлетворяться экономические и социальные запросы собственника средств производства и трудового коллектива.
В этом процессе и заключена экономическая сущность предприятия.
Любое предприятие представляет собой сложную систему производственно-экономических отношений, и отношений собственности, которые складываются внутри него, и отношений с другими хозяйствующими субъектами касательно таких вопросов, как производство, обмен, распределение и потребление разнообразных объектов собственности.
Виды предприятий
Предприятия можно классифицировать по десяткам критериев. Мы остановимся на наиболее распространенных их них: по размеру предприятия, типу собственности, организационно-правовой форме, типу деятельности, местоположению и некоторых других.
[A]. ПО РАЗМЕРУ ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятия группируют по размеру или мощности их производственного потенциала, используя такие параметры как объем выпускаемой продукции, стоимость производственных фондов, количество занятых на производстве.
Виды предприятий в зависимости от численности работников:
- малые (до 100 человек);
- средние (100-500 человек);
- крупные (более 500 человек).
Иногда исследователи в структуре малых предприятий выделяют особый подвид – микропредприятия, характеризующиеся численностью кадрового состава, не превышающей 15 человек.
[B]. ПО ТИПУ СОБСТВЕННОСТИ
Предприятия могут быть:
- государственными;
- муниципальными;
- частными;
- кооперативными.
[C]. ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЕ
По данному критерию, подразумевающему различия в порядке формирования уставного фонда, особенности регистрации и гражданско-правовой ответственности учредителей, выделяют:
(2) хозяйственные общества и товарищества;
(3) производственные кооперативы.
[D]. ПО ТИПУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ЦЕЛИ
В данном случае предприятие может быть коммерческим либо некоммерческим.
Первый тип подразумевает, что главная цель – получение прибыли из своей работы, тогда как второй тип предприятий такой цели в качестве основной не ставит.
В последнем случае предприятие функционирует благодаря финансовой поддержке государства.
[E]. ПО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАПИТАЛА
Здесь можно выделить такие виды предприятий:
- национальные;
- иностранные;
- смешанные, или совместные.
[F]. ПО ВИДУ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ
В зависимости от того, какие ресурсы в основном использует предприятие, оно может быть:
Такие предприятия характеризуются тем, что большая часть затрат идет на оплату труда, ведь главные ресурсы для них – трудовые. Также в них наблюдается высокая степень разделения труда.
(2). Материалоемким
Такие предприятия интенсивно используют материалы, и соответственно для них характерны большие затраты ресурсов.
Перед ними часто встает вопрос, как эффективнее использовать ресурсы, при этом минимизировать негативное влияние на окружающую среду, связанное с утилизацией производственных отходов.
Такие предприятия используют средства производства в своей деятельности в качестве основного ресурса. Большая доля издержек – это амортизационные отчисления.
Производство на фондоемких предприятиях характеризуется механизацией и автоматизацией, в результате чего рабочий процесс теряет гибкость, что ведет к увеличению издержек производства, а перед субъектом хозяйствования встает вопрос более эффективного использования производственных средств.
[G]. ПО ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
- торговые предприятия (они самостоятельно не занимаются производством товаров, выполняя функции дистрибьютора);
- промышленные предприятия (занимаются добычей полезных ископаемых и их переработкой, производят товары);
- транспортные предприятия (их основная деятельность – перевозки, используя разный транспорт);
- банки (аккумулируют финансовые средства, выдают кредиты);
- страховые компании (основная функция – это страхование от разнообразных рисков);
- предприятия в сфере услуг (к ним относятся турфирмы, гостиницы, консалтинговые компании и другие).
[H]. ПО СТРУКТУРЕ ПРОИЗВОДСТВА
В зависимости от разнообразия выпускаемой продукции, ее ассортимента предприятие может быть:
Это такое предприятие, ассортимент готовой продукции которого достаточно ограничен, а сама продукция относится к массовому или крупносерийному производству, например, это производство зерна, чугуна, выработка электроэнергии и прочие.
Под ним подразумевается предприятие, выпускающее широкий ассортимент продукции и товары разнообразного назначения.
К ним могут относиться сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся одновременно выращиванием овощей и фруктов, зерна, разведением скота и производством кормов для него.
Суть такого предприятия в том, что в процессе производства один вид сырья либо продукции превращается в другой, после чего в третий.
Хорошим примером может служить текстильное предприятие: из сырья изготавливается волокно, которое подлежит реализации, параллельно само предприятие использует его для производства пряжи, часть которой продает обществу, а другая часть идет для полотен.
[I]. ПО МЕСТОПОЛОЖЕНИЮ
В основе этой классификации лежит географическая привязка предприятия. К примеру, в единую группу можно свести предприятия Приуралья или Западной Сибири, Московской области или Алтайского края.
Правильный выбор местоположения обеспечивает предприятию рентабельность производства и высокую прибыль при прочих равных условиях.
Выбор места определяется исходя из нескольких критериев:
- трудовые ресурсы (количество рабочей силы и ее стоимость);
- материалы (их наличие и доступность, возможность снижения издержек при транспортировке);
- налоги (рассматривается система налогообложения в том или ином регионе, налоговая политика, возможности получения финансовой поддержки);
- транспортная доступность;
- состав потребителей и спрос на конкретной территории;
- окружающая среда и экологическая безопасность (имеет значение как текущее состояние окружающей среды, так и прогнозы по ее изменению исходя из специфики вновь создаваемого производства; размещение предприятия будет зависеть от его влияния на экологическую обстановку в регионе);
- источники энергии;
- местные особенности (например, для транспортных предприятий важен ландшафт и рельефность местности, для некоторых производств не последнюю роль сыграет климат);
- активность и лояльность зарубежных партнеров (если предприятие имеет связи с иностранными заказчиками либо поставщиками).
Источник: sprintinvest.ru