Понятие и содержание хозяйственной правоспособности предпринимателя

В зависимости от цели участия субъекта в процессе, его задач, правового положения участники процесса делятся на три группы:

· суд и должностные лица суда (судебный секретарь, исполнитель, пристав);

· лица, участвующие в деле (ст.38 ХПК) – стороны, третьи лица, прокурор, государственные и иные органы (обратившиеся в суд за защитой чужих интересов), заявители и заинтересованные лица по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), установлении фактов, имеющих юридическое значение, по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении à эти лица имеют юридическую заинтересованность в исходе дела, она может носить личный или материальный характер (стороны, третьи лица, заявители, заинтересованные лица) либо профессиональный или служебный (прокурор, государственные органы);

· иные участники процесса (ст.49 ХПК) – лица не имеющие заинтересованности в исходе дела, привлекаемые в процесс для оказания суду помощи в осуществлении правосудия (свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, представители).

ООО, ИП, АО, ЗАО… Организационно-правовые формы предприятий.

Суд. Характеристика статуса:

1) обязательный участник процесса (между собой стороны в процессуальные отношения не вступают);

2) руководит процессом, санкционируя действия других участников, следит за исполнением ими процессуальных прав и обязанностей;

3) выносит судебные акты, имеющие властный характер (решения, постановления, определения);

4) объем прав и полномочий больше, чем у других участников процесса.

Стороны (истец и ответчик) – основные участники искового производства. ПО неисковым делам – заявитель и заинтересованные лица. Истцы (ст.40) – лица, предъявившие иск в своих интересах, или в интересах которых предъявлен иск. Ответчик (ч.3 ст.40) – лицо, к которому предъявлено исковое требование.

Отличительные признаки сторон в процессе:

· являются предполагаемыми субъектами спорного материального правоотношения;

· имеют материальную и процессуальную заинтересованность в исходе дела (процессуальный интерес – получение итогового судебного акта о соответствующих правах и обязанностях);

· защищают в процессе свои права и интересы;

· на них распространяется законная сила судебного решения (неизменяемость, исключительность, преюдициальность);

· несут судебные расходы.

Возможность для субъекта права выступать в качестве стороны в хозяйственном процессе связана с наличием у него хозяйственно-процессуальной правоспособности (способность субъекта выступать в качестве стороны в хозяйственном процессе). Круг субъектов, обладающих хозяйственно-процессуальной правоспособностью – ст.4, 40, 47, 48.

Процессуальная правоспособность тесно связана с материально-правовой правоспособностью (гражданско-правовой). Субъекты обладают правоспособностью только по делам, подведомственным хозяйственному суду.

Субъекты – РБ и административно-территориальные образования – выступают стороной, если иск заявляется прокурором или государственным органом в защиту государственных интересов. Субъекты могут быть стороной и в других случаях, когда решается вопрос об их правах и обязанностях. Процессуальная правоспособность не требует специального подтверждения. Интересы РБ и административно-территориальных единиц в хозяйственном суде представляют представители государственных или иных органов (ст.55), уполномоченные в установленном законом порядке.

Предпринимательство

Юридические лица: стороной могут быть как коммерческие организации, так и некоммерческие организации по делам, подведомственным хозяйственному суду. Правоспособность является ограниченной в материальном праве (ст.45, 48 ГК; Положение о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, утвержденное декретом от 16.03.1999 г. №11) – юридическое лицо может осуществлять деятельность, соответствующую целям и предмету деятельности, закрепленным в учредительных документах.

Процессуальная правоспособность юридических лиц в хозяйственном процессе носит общий характер – могут быть стороной по любым подведомственным хозяйственному суду делам. Процессуальная правоспособность юридического лица возникает с момента его создания и прекращается в момент завершения ликвидации (п.3 ст.45 ГК); юридическое лицо считается созданным в момент государственной регистрации (п.2 ст.47 ГК) – соответственно возникает правоспособность. Для подтверждения правоспособности хозяйственный суд затребует при подготовке или в судебном разбирательстве документы, подтверждающие статус юридического лица (свидетельство о регистрации, устав). Прекращается правоспособность юридического лица после окончания реорганизации или ликвидации (ст.53, 57 ГК); юридическое лицо считается реорганизованным или ликвидированным с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц. Сам факт решения собственником, судом или регистрирующим органом о ликвидации юридического лица не лишает его процессуальной правоспособности – оно может быть стороной по делу.

Постановление Пленума ВХС от 28.10.1998 г. №4 «О порядке образования хозяйственными судами ликвидационных комиссий и их деятельности при ликвидации юридических лиц» – п.2: после принятия решения о ликвидации и до момента исключения из Единого государственного реестра юридических лиц юридическое лицо обладает процессуальной правоспособностью и вправе выступать в качестве стороны и третьего лица в хозяйственном суде. Ликвидационная комиссия процессуальной правоспособностью не обладает, стороной или третьим лицом по делу в хозяйственном суде выступать не может. Председатель или должностные лица могут выступать как представители ликвидируемого юридического лица. Если иск предъявлен к ликвидационной комиссии – прекращается производство (п.1 ст.125 ХПК), то же самое, если ликвидационная комиссия – истец.

Аналогичная ситуация с филиалами и представительствами юридических лиц – они не обладают статусом юридического лица и не могут самостоятельно быть истцом или ответчиком в хозяйственном суде. Совместное постановление Пленума ВС и Пленума ВХС от 23.04.1995 №2/7 «О разграничении подведомственности. » – филиал, отделение, представительство участвуют в деле от имени юридического лица в качестве его представителя (должностным лицам выдается соответствующая доверенность).

Если организация. Привлеченная в качестве стороны, не обладает правоспособностью, хозяйственный суд отказывает в принятии заявления (п.1 ст.125), если дело начато – прекращает производство по делу (п.1 ст.94).

Если юридическое лицо реорганизовано в ходе рассмотрения дела, то до вступления в процесс правопреемника производство приостанавливается (п.3 ст.90), а после осуществления правопреемства в процесс вступает правопреемник (ст.44).

Читайте также:  Как подать в суд на ИП за невыполнение обязательств

Моменты начала и окончания правоспособности граждан-предпринимателей – аналогично юридическим лицам (ст.22 ГК).

Государственные органы являются ответчиками по делам о недействительности их актов независимо от наличия у них статуса юридического лица (письмо ВХС от 17.09.1999 г.: применительно к участию в хозяйственном судопроизводстве районных отделов Государственного комитета финансовых расследований – отделы, принявшие решение о взыскании задолженности по налогам, являются ответчиками по делам о недействительности таких решений независимо от того, что не обладают статусом юридического лица). Аналогично – СМ в отношении ненормативных актов (не является юридическим лицом, юридическое лицо – аппарат СМ).

Граждане, не являющиеся предпринимателями, могут быть стороной по делам, которые подведомственны хозяйственному суду.

Правоспособность иностранных международных организаций определяется в соответствии со ст.309.

Права сторон предполагаются равными (ч.5 ст.40). Общие права сторон – ст.39.

Ст.43 – истец может изменить предмет или основание иска, либо отказаться от иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований; ответчик – признать иск полностью или в части, изменить основания возражений против иска, заявить встречный иск – ст.43, 127 ХПК. Суд не вправе сам изменить предмет и основание иска, вынести решение по незаявленным требованиям (за исключением случаев, прямо указанных в законодательстве – п.2 ст.167 ГК: устанавливая факт ничтожности сделки, суд может применить последствия ее недействительности – реституцию). В отношении основания иска – суд может поставить на обсуждение факты, не указанные сторонами, если исходя из характера дела эти факты имеют значение.

Стороны вправе заключить мировое соглашение. Разъяснение ВХС à мировое соглашение должно касаться предмета спора, должно быть изложено четким и ясным языком, исключающим его противоречивое толкование. Условия мирового соглашения фиксируются в резолютивной части определения суда о его утверждении.

Ст.162 ХПК – определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению, если в нем не предусмотрено иное. В силу ст.43 ХПК суд не принимает отказа от иска, не утверждает мировое соглашение, не принимает признание иска, уменьшение размера иска, если это противоречит законодательству или нарушает права и законные интересы других лиц.

Иные предоставленные ХПК сторонам права: ст.55 – право вести дела через представителя, ст.84, 167.

· ч.2 ст.39 – добросовестно пользоваться процессуальными правами;

· ст.61 – обязанность доказывать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование требований или возражений. Мера процессуальной ответственности при невыполнении – проигрыш дела;

· ст.128 – сообщать суду о перемене адреса в ходе рассмотрения дела. Процессуальная санкция – уведомления суда, посланные по старому адресу, считаются надлежащими;

· ст.107-108 – обязанность нести судебные расходы;

· ст.139 – соблюдать порядок в зале судебного заседания и подчиняться распоряжениям суда; ответственность в ст.140;

· обязанность исполнять судебные решения – раздел IV ХПК.

Прокурор. Является отдельной категорией лиц – несет профессиональную заинтересованность в исходе дела. Его статус определяется Конституцией, законом «О прокуратуре», ХПК, иными актами законодательства. Участие прокурора предопределено его ролью и функцией. Прокуроры (ч.2 ст.125 Конституции) осуществляют надзор за соответствием закону решений суда.

Формы участия прокурора в хозяйственном судопроизводстве:

· предъявление иска или заявления в защиту государственных и общественных интересов, прав и интересов других лиц (ч.1, 2 ст.47);

· принесение кассационного протеста (ст.174) на акт хозяйственного суда по делу, в рассмотрении которого участвовал;

· принесение надзорного протеста на акт суда;

· ст.222 – внесение представления о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

· ст.249 – опротестование действий судебного исполнителя.

Предъявление прокурором иска в хозяйственный суд.

Ст.47 – прокурор вправе:

· предъявить в суд иск в защиту государственных или общественных интересов;

· предъявить иск в защиту прав и интересов юридических лиц, других организаций и граждан с их согласия.

Прокурор при этом не является истцом, так как не имеет материального интереса в деле и защищает чужие права. Если иск предъявлен в защиту государственных или общественных интересов, то истцом является РБ или административно-территориальное образование (ч.4 ст.47). Ст.124 – в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключаются государственные или общественные интересы. Если иск предъявлен в интересах юридического лица или гражданина – истцом является юридическое лицо или гражданин; к исковому заявлению в этом случае (ст.124) должно быть приложено заявление юридического лица или гражданина, подтверждающее его согласие на предъявление в его интересах иска прокурором, отсутствие этого заявления влечет возвращение искового заявления (п.1 ст.126 ХПК).

Закон не ограничивает категории дел, которые может возбудить прокурор, но п.6 ч.2 ст.22 Закона «О прокуратуре» – прокурор может обратиться в суд с иском в интересах государства, государственных юридических лиц в всех случаях, в интересах юридических лиц негосударственной формы собственности и граждан – в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои права. Суд об этих обстоятельствах судить не может – это не процессуальная сфера (по ГПК – может контролироваться судом).

Приказ Генерального прокурора РБ от 26.01.1994 №3 «Об усилении. за законностью разрешения хозяйственных споров» – Генеральный прокурор рекомендует использовать право на предъявление иска только в исключительных случаях, если спор носит принципиальный характер, имеет большую государственную или общественную значимость (о недействительности учредительных документов юридического лица, споры, связанные с нарушением законодательства о приватизации, охраны окружающей среды и т.д.).

Иск прокурором предъявляется по общим правилам, за исключением уплаты госпошлины. Исковое заявление подписывается руководителем прокуратуры, его заместителем (ст.22 Закона «О прокуратуре»). СТ.47 ХПК – с иском в ВХС может обратиться Генеральный прокурор и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним и их заместители. С исками в областной хозяйственный суд могут обратиться любые прокуроры.

Читайте также:  Как вернуть деньги самозанятому юр лицу

Права прокурора.

Ст.39 – права как лица, предъявившего иск. Ст.47 – отказывается от заявления, увеличивает или уменьшает размер исковых требований и т.д.; не вправе заключать мировое соглашение, предъявлять встречный иск к прокурору (предъявляется к истцу); отказ от заявления не лишает истца права требовать рассмотрения дела; отказ истца от иска, предъявленного прокурором, влечет прекращение производства по делу, если отказ принят судом. Если иск предъявлен в государственных или общественных интересах, отказ истца от иска не влечет прекращения производства по делу. Обязательный случай участия прокурора (ст.47) – предъявивший иск прокурор обязан участвовать в рассмотрении дела.

Государственные и иные органы являются лицами, участвующими в деле, имеющими профессиональный или служебный интерес в исходе дела. Если государственный орган имеет личный или материальный интерес – он привлекается к участию в деле в качестве стороны или третьего лица.

Две формы участия государственных и иных органов в хозяйственном судопроизводстве:

· предъявление в предусмотренных законодательными актами случаях исков в защиту государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц и граждан с их согласия;

· участие в процессе для дачи заключения по делу.

Государственные и иные органы являются «процессуальными истцами»; соответственно истцы – это лица, в чьи интересах государственные и иные органы могут возбудить дело (только по делам, по которым им это право предоставлено специальным указанием в законе).

Государственные органы могут предъявить иск в интересах юридического лица или гражданина только с их согласия; соответствующее письменное заявление должно быть приложено к исковому заявлению.

Перечень государственных и иных органов и дел содержится в совместном постановлении Пленумов ВС и ВХС от 23.03.1995 г. №2/7 «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами». Чаще всего иски в интересах государства предъявляют:

· инспекции ГНК, органы Государственного комитета финансовых расследований – с исками, указанными в ст.11 Закона «О ГНИ» (об экономической несостоятельности (банкротстве), о ликвидации предприятий, прекращении предпринимательской деятельности, о признании сделок недействительными, о взыскании сумм задолженности по налогам и финансовым санкциям и т.д.);

· Министерство по охране окружающей среды – ст.12 Закона «Об охране окружающей среды» (о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства);

· Министерство предпринимательства и инвестиций – ст.16 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (о нарушении антимонопольного законодательства);

· Мингосимущество – ст.25 Закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ» (о недействительности сделок о приватизации);

· Комитет по надзору за страховой деятельностью при Минфине – ст.41 Закона «О страховании» (о банкротстве страховых организаций);

· Национальный Банк – ст.27 Закона «О Национальном Банке» (заявления о несостоятельности и банкротстве коммерческих банков);

· другие случаи, прямо указанные в законодательных актах.

Государственный оран, предъявивший иск в интересах другого лица, не имеет права на заключение мирового соглашения; к нему не предъявляется встречный иск. Отказ государственного органа от поданного заявления не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу. Отказ истца от иска влечет прекращение производства по делу, если отказ принят судом.

Участие государственных и иных органов для дачи заключения по делу – ч.3 ст.48 ХПК. ХПК не регулирует случаи привлечения государственных органов для дачи заключения – возможно по ходатайству лиц, участвующих в деле или по собственной инициативе суда. Заключение государственный орган может дать только по вопросам, входящим в предмет его компетенции.

Привлекается к участию в деле он по определению суда. Заключение государственного органа является письменным доказательством (в части, содержащей информацию об искомых фактах), но не носит обязательный характер. Государственный орган, привлеченный к участию в деле, является лицом, участвующим в деле (в отличие от эксперта). Заключение эксперта – результат научной деятельности (исследования), заключение государственного органа – никак нет.

Минфин – вопросы методологии бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения.

Ассоциация бухгалтеров (БАБ, общественная организация) – вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

Органы регистрации и технической инвентаризации недвижимости – оформление прав на недвижимость, выдел, отдел и т.д.

Органы Министерства предпринимательства и инвестиций – антимонопольное законодательство, законодательство о рекламе.

Комитет по надзору за страховой деятельностью – применение законодательства о страховании и применение бухгалтерского учета при страховании.

Национальный Банк – применение валютного законодательства, расчетов, денежного обращения.

Органы лицензирования – усматриваются ли в деятельности признаки деятельности, подлежащей лицензированию.

Источник: studopedia.org

Правоспособность субъектов предпринимательского права. Государственные и муниципальные предприятия

Правоспособность субъекта предпринимательского права (предпринимательская правоспособность) означает способность иметь права и обязанности по осуществлению и регулированию (организации) предпринимательской деятельности. Предпринимательская правоспособность — неотъемлемый элемент понятия субъекта предпринимательского права. Она дает возможность вести предпринимательскую деятельность, участвовать в предпринимательских отношениях.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1(8). Правоспособность субъектов предпринимательского права.

Правоспособность субъекта предпринимательского права (предпринимательская правоспособность) означает способность иметь права и обязанности по осуществлению и регулированию (организации) предпринимательской деятельности. Предпринимательская правоспособность — неотъемлемый элемент понятия субъекта предпринимательского права. Она дает возможность вести предпринимательскую деятельность, участвовать в предпринимательских отношениях.

С точки зрения объема правомочий различается общая и специальная правоспособность. Общая правоспособность дает возможность вести любую хозяйственную деятельность, приобретать любые предпринимательские права и принимать на себя любые обязанности. Специальная правоспособность дает возможность иметь не любые права, а лишь такие, которые соответствуют предмету деятельности субъекта предпринимательского права.

Читайте также:  Учет суммовых разница при УСН

Характерной тенденцией развития правоспособности хозяйствующих субъектов в нашей стране, равно как и за рубежом, является постепенный переход от специальной к общей правоспособности. В условиях плановой экономики правоспособность государственных предприятий была весьма ограничена, первоначально они имели лишь те права, которые прямо предусматривались в законодательстве.

В ходе осуществления экономической реформы в 60-е гг. прошлого столетия права государственных предприятий были расширены, стал применяться другой способ определения этих прав — метод исключения. При его использовании предприятия могли решать все вопросы своей хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые относятся к компетенции органов хозяйственного руководства.

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. был провозглашен принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Однако этот принцип на первых порах сочетался со специальным характером правоспособности предприятий. Так, в ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» указывалось, что предприятия могут вести любую не запрещенную законом деятельность, соответствующую предмету их деятельности.

Между тем переход к рыночной экономике требовал более широкого определения правомочий предприятий. Особенно это относилось к основному виду предприятий — акционерным обществам, которые стали широко создаваться в тот период. Первоначально были предприняты попытки расширить правомочия предприятий правительственными постановлениями и президентскими указами.

В Положении об акционерных обществах, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601′, указывалось, что акционерное общество действует в соответствии с предметом деятельности, определяемым в его уставе, но может совершать также сделки, выходящие за пределы уставной правоспособности. Таким образом, по существу, была предусмотрена общая правоспособность акционерных обществ. В более широком плане этот вопрос определялся Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 14822. В этом положении предусматривалось, что в уставах предприятий не должен обязательно определяться предмет деятельности, за исключением государственных и муниципальных предприятий. Тем самым для предприятий (кроме государственных и муниципальных) была установлена общая правоспособность.
Однако и Положение об акционерных обществах, и Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в этой части противоречили Закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», согласно которому, как отмечено выше, все предприятия в то время обладали специальной правоспособностью.

Субъекты предпринимательского права: понятие, правоспособность, виды.

Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений. Виды субъектов РПП: 1) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы; 2) индивидуальные предприниматели; 3) юридические лица; 4) хозяйственные объединения.

Признаки субъектов предпринимательского права 1. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации.

РФ и ее субъекты не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и Основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением и подлежит гос. регистрации.

2. Наличие хозяйственной компетенции, т. е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях – на основании лицензии. Данный термин применяется и в современных условиях, особенно в отношении субъектов, осуществляющих регулирование хозяйственной деятельности, а также внутрихозяйственных подразделений. Применительно же к предприятиям и другим коммерческим организациям в нашей стране большей частью используется термин «правоспособность», что связано с применением такой терминологии в ГК РФ. Хозяйственная правоспособность неодинаково определяется применительно к различным видам субъектов предпринимательского права: а) общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий.

б) ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хоз. компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в них. в) специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации. г) исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). 3. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности.

Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. 4. Самостоятельная имущественная ответственность – означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу, учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. 4.

Источник: knigi.studio

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин