Это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателями в пределах своей компетенции. Они занимают низшую ступень в иерархии источников трудового права. Субъекты локального нормотворчества – все работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. ЛНА следует отличать от индивидуальных правовых актов, т.е. актов, реализующих нормы трудового права, которые обращены к конкретным лицам и распространяются на конкретные случаи (приказы о приёме на работу конкретного работника, о лишении премии).
Основные черты ЛНА
ЛНА обладают следующими характерными чертами: 1) основаны на законах, иных нормативных актах, коллективных договорах и соглашениях; 2) конкретизируют, дополняют их применительно к условиям труда у данного работодателя; 3) приняты работодателем в пределах своей компетенции; 4) приняты с учётом установленной процедуры, т.е. с учётом мнения или по согласованию с представительным органом работника, и если такое согласование предусмотрено коллективным договором, соглашением; 5) не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями.
Вебинар — Локальные нормативные акты. Снижение рисков организации | Юридический консалтинг | Konsu
Нормы ЛНА, ухудшающие положение работников, а также акты, принятые с нарушением установленной процедуры, не подлежат применению. Распространяются ЛНА на работников данного работодателя, независимо от места выполнения ими работы. ЛНА доводятся до сведения работников под роспись при приёме на работу до подписания трудового договора (ст.68 ТК), а при приёме ЛНА или внесения в него изменений – в процессе трудовой деятельности (ст.22 ТК).
Нет времени объяснять про локальные нормативные акты, сделайте заказ диссертации у нас и забудьте о бесоных ночах.
Система ЛНА
1) По содержанию можно выделить ЛНА, регламентирующие: -структуру управления организацией (штатное расписание, положение о структурных подразделениях организаций, должностные инструкции); акты, регламентирующие вопросы оплаты труда и стимулирования (положение об оплате труда, о премировании, о компенсационных выплатах); ЛНА, регламентирующие режим труда и отдыха (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, отпусков); ЛНА, регламентирующие вопросы охраны труда (инструкции по охране труда, перечень видов работ повышенной опасности, которые проводятся по наряду допусков); ЛНА, регламентирующие вопросы занятости, обучения и переобучения работника.
2) По кругу лиц, на которых распространяются ЛНА: общие и специальные.
3) По сроку действия различают ЛНА с неопределённым сроком действия и определённого срока действия.
4) По способу принятия ЛНА можно выделить: принимаемые работодателем самостоятельно (акты, регламентирующие структуру управления); принимаемые работодателем по согласованию с представительным органом работников, если такое согласование предусмотрено коллективным договором, соглашением; принятые с учётом не обязательного для него мнения представительного органа работников (ч.2 ст.8 ТК РФ).
Понятие и виды локальных актов
ЛНА, регламентирующие вопросы оплаты труда, охраны труда.
Интересы работников при принятии ЛНА представляет выборный орган первичной профсоюзной организации, либо если нет профсоюзной организации или ни один из профсоюзов не представляет большинства работников и не уполномочен на представительство – иные представители работников (ст.29-31 ТК).
Если постоянно действующий орган не сформирован и и работники не воспользовались своим правом избрать представителей, то работодатель может принять ЛНА самостоятельно.
Процедура учёта мнения представительного органа работников при принятии ЛНА предусмотрена ст.372 ТК и сводится к следующему:
1) ознакомление с проектом ЛНА и обоснованием к нему;
2) выработка мотивированного заключения по проекту в письменной форме и направление его работодателю в течение пяти дней с момента его получения;
3) проведение работодателем в течение трёх дней переговоров с профсоюзным органом для выработки взаимоприемлемого решения;
4) при недостижении согласия оформление протокола разногласий, что даёт работодателю возможность принять ЛНА.
Подключение профсоюзным органом государственной инспекции труда или суда к решению спорного вопроса, если акт противоречит действующему законодательству, либо начать процедуры коллективного трудового спора, если акт соответствует закону, но не учитывает пожелания работников. Порядок введения в действие локальных нормативных актов предусмотрен в ст.12 ТК.
Похожие материалы:
- Лекция №8. Особенности источников трудового права
- Лекция №3. Особенности метода трудового права
- Лекция №34. Дополнительные гарантии при увольнении отдельных категорий работников
- Лекция №33. Участие профсоюзного органа в решении вопросов о расторжении трудового договора по инициативе работодателя.
- Лекция №32. Увольнение по инициативе работника. Прекращение трудового договора по соглашению сторон
- Лекция №17. ТК коллективный договор. Порядок заключения, срок и сфера его действия.
One Response к “Лекция №9. Понятие и роль локального регулирования труда, органы и правила локального нормотворчества”
Shadyshadyshady2
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Март 8th, 2021 Ответить
Оставить комментарий
Предметы
- Аграрное право
- Аудит
- Гражданское право[+]
- Контрольные работы
- Лекции
- Курсовые работы
- Контрольные работы
- Курсовые работы
- Курсовые работы
- Контрольные работы
- Лекции
- Контрольные работы
- Лекции
- Контрольные работы
- Лекции
- Лекции
- курсовые работы
- Лекции и статьи
Источник: univer64.ru
Понятие и виды корпоративных локальных актов
По мнению С. П. Маврина, А. В. Гребенщикова «общим качеством, объединяющим все локальные нормативные правовые акты, является их внутрикорпоративный характер, который наделяет их чертами обязательности только применительно к членам одной производственно-трудовой корпорации». С. И. Ожегов в Толковом словаре русского языка слово «локальный» определяется как «местный, не выходящий за определенные пределы». Следовательно, в разрезе изучаемого нами вопроса следует говорить о пределах компетенции работодателя. Таким образом, следует согласиться с мнением о том, что «локальные нормативные правовые акты регулируют трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся в данной конкретной организации или у данного конкретного индивидуального предпринимателя».
Шайхутдинова Н. П. в этой связи отмечает, что «работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями. Локальные нормативные акты направлены на развитие общих норм трудового права для конкретизации правил, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами вышестоящих уровней в иерархии источников трудового права, применительно к условиям соответствующего работодателя (организации, индивидуального предпринимателя), а также в соответствии с коллективными договорами и соглашениями. Условиями признания за локальными актами нормативного значения являются принятие их в установленном порядке и наличие общей нормы трудового права, которая предоставляет возможность для принятия соответствующих положений».
В свою очередь, А.Л.Шведов отмечает, что « локальные нормативные акты являются формой реализации права работодателя на социально-правовую автономию, на создание и поддержание внутреннего правопорядка, на ограниченное самоуправление, проистекающее из так называемой хозяйской власти».
Таким образом, по сравнению с законодательным регулированием, осуществляемым в централизованном порядке, локальное регулирование отличается некоторым своеобразием, которое проявляется прежде всего в том, что:
- — осуществляется непосредственно в сфере труда — у работодателей;
- — имеет подзаконный характер, главным образом, развивая и конкретизируя положения законодательных и иных нормативных актов, принятых в установленном законом порядке компетентными органами и не может противоречить централизованному регулированию;
- — направлено на упорядочение таких общественных отношений, которые являются специфическими для данного работодателя и не урегулированы (или не полностью урегулированы) в централизованном порядке;
- — осуществляется во многих случаях с участием самих работников организации или их представительного органа в случаях, предусмотренных законом (ст. 29-31 ТК РФ).
Локальные нормы трудового законодательства применяются и тогда, когда отдельные вопросы регламентированы в ТК РФ сравнительно полно и возникает лишь необходимость детализировать их применение к конкретным условиям организации труда в том или ином производстве (сфере управления, оказания услуг и т.п.). Такие нормы не содержат ничего принципиально нового. Они лишь уточняют применительно к данной конкретной обстановке то, что уже дано в законе или подзаконном нормативном правовом акте трудового законодательства.
При этом, как правило, конкретизируются лишь те общие нормы трудового законодательства, которые по существу не обрели законченного выражения и не могут быть реализованы без соответствующих уточнений. Характерным примером является установление в положении об оплате труда порядка места и сроков выплаты заработной платы у конкретного работодателя (ст. 136 ТК РФ).
Также в локальных нормативных правовых актах конкретизируются положения ст. 147 ТК РФ, предусматривающей оплату труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, ст.
149 ТК РФ по поводу оплаты труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, при совмещении профессий, работе в ночное время и др.). В этих случаях размер доплаты законом не устанавливается. В соответствии со ст. 149 ТК РФ размер доплаты определяется локальными актами, но не может быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Помимо этого, очень важно понимать, что в локальных нормативных актах конкретного работодателя могут предусматриваться нормы, повышающие уровень установленных государством гарантий трудовых прав работников. К примеру, ст. 157 ТК РФ предусматривает минимальный гарантированный размер оплаты времени простоя не по вине работника не менее двух третей средней месячной заработной платы работника. В локальном нормативном акте (например, в положении об оплате труда) этот размер может быть повышен даже до 100 % средней заработной платы конкретного работника данной организации.
Таким образом, можно сформулировать понятие локальных нормативных актов как принятых работодателем в установленном порядке правил обязательного поведения работников и работодателя, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения по вопросам условий труда работников, а также организационно-управленческой деятельности работодателя.
Так как видов локальных актов достаточно много, для удобства их можно классифицировать по следующим критериям.
1 По степени значимости:
- — обязательные — состав таких локальных актов определен трудовым законодательством. Трудовой кодекс РФ содержит прямое указание на принятие подобных документов (например, ст. ст. 189, 135 ТК РФ).
- — необязательные — такие документы прямо не предусмотрены трудовым законодательством, работодатель принимает локальные акты по своему усмотрению (например, Положение о добровольном медицинском страховании, Положение об организации детского отдыха).
- 2 По сфере действия:
- — распространяемые на конкретную организацию в целом — так называемые локальные акты общего характера. Классическим примером таких локальных нормативных актов выступают Правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, график отпусков и прочее;
- — регламентирующие решение отдельно взятых вопросов — локальные нормативные акты специального характера. В качестве примера следует привести Положение о структурных подразделениях организации, Положение о порядке организации направления сотрудников в служебные командировки.
- — распространяемые на всех работников организации (график отпусков, Положение о коммерческой тайне, штатное расписание);
- — распространяемые на отдельную категорию работников (Положение о порядке предоставления дополнительных отпусков, Положение о порядке выплаты вознаграждений за длительный стаж работы и другие);
- — единолично принимаемые работодателем. В качестве иллюстрации следует привести Инструкцию по делопроизводству, Должностная инструкция начальника отдела кадров и другие;
- — требующие согласования с представительным органом работников (например, коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о дисциплине и ряд иных локальных нормативных актов). В данном случае работодатель обязан соблюдать предписания статьи 372 ТК РФ.
- — постоянно действующие или бессрочные. К числу таковых относятся, например, Положение об испытании при приеме на работу, Правила внутреннего трудового распорядка;
- — с ограниченным сроком действия. Например, штатное расписание, трудовой договор (в случае заключения его на определенный срок);
- — постоянного хранения
- — ограниченного сроком хранения. По этому критерию выделяют локальные нормативные акты, подлежащие хранению в течение одного года, трех лет, пяти лет, пятнадцати лет, семидесяти пяти лет. При решении вопроса о сроке хранения того или иного локального нормативного документа в организации следует руководствоваться положениями Приказа Минкультуры
России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»».
Источник: bstudy.net