Понятие малого бизнеса в республике Беларусь

В настоящее время в республике приняты законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации развитии малого бизнеса и т.д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился: недостаточно проработанное законодательство, нехватка знаний и умений многих бизнесменов для работы в новых условиях, отсутствие достаточных условий и заинтересованность людей в деловой (хозяйственной) активности. Поэтому несомненную актуальность приобретает исследование вопросов развития малого бизнеса в Беларуси, изучение зарубежного опыта и возможности применения данного опыта в нашей стране.

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение малых предприятий ……………………………………. 5
Понятие, сущность и признаки малого предприятия ……………………5
Зарубежный опыт функционирования малых предприятий ………………9
Особенности создания и функционирования малых предприятий
в Республике Беларусь ………………………………………………. 15

Свой бизнес в Республике Беларусь


2.1 Становление и развитие малого предпринимательства в Беларуси ………..15
2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси …. 18
Анализ эффективности функционирования малых предприятий ……..23
Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,
их проблемы …………………………………………………………………23
Предложения по формированию благоприятных условий развития
малых предприятий в Республике Беларусь ………………………………26
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………

Работа состоит из 1 файл

Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования

1 Сущность и значение малых предприятий ……………………………………. 5

    1. Понятие, сущность и признаки малого предприятия ……………………5
    2. Зарубежный опыт функционирования малых предприятий ………………9

    в Республике Беларусь ………………………………………………. 15

    2.1 Становление и развитие малого предпринимательства в Беларуси ………..15

    2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси …. 18

    1. Анализ эффективности функционирования малых предприятий ……..23
    1. Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,
      1. Предложения по формированию благоприятных условий развития

      малых предприятий в Республике Беларусь ………………………………26

      Список использованных источников ……………………………………………..33

      Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

      Финансовая поддержка малого бизнеса в Беларуси

      Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы.

      Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.

      Наконец, развитие малого бизнеса необходимо только потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

      В Республике Беларусь процесс перехода к рыночной экономике также характеризуется созданием микро- и малых предприятий, ростом заинтересованности населения страны в самореализации и самообеспечении себя и членов своей семьи в должном уровне и качестве жизни.

      В настоящее время в республике приняты законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации развитии малого бизнеса и т.д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился: недостаточно проработанное законодательство, нехватка знаний и умений многих бизнесменов для работы в новых условиях, отсутствие достаточных условий и заинтересованность людей в деловой (хозяйственной) активности. Поэтому несомненную актуальность приобретает исследование вопросов развития малого бизнеса в Беларуси, изучение зарубежного опыта и возможности применения данного опыта в нашей стране.

      В ходе написания работы перед автором были поставлены следующие задачи:

      изучить особенности ведения, виды, формы, факторы, определяющие условия развития малых предприятий;

      изучить опыт функционирования малого бизнеса в странах ближнего и дальнего зарубежья;

      проанализировать и выявить особенности развития малых предприятий в Республике Беларусь;

      выработать предложения по повышению эффективности их деятельности.

      Информационной базой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых; материалы и сборники Национального статистического комитета Республики Беларусь, публикации.

      1 Сущность и значение малых предприятий

      1.1 Понятие, сущность и признаки малого предприятия

      Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А.Смитом в XVIII в. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п. [7].

      С течением времени такого рода деятельность видоизменилась, возникали новые формы и субъекты предпринимательства, что требовало соответствующего научного объяснения.

      В настоящее время под предпринимательской деятельностью понимают самостоятельную, осуществляемую на свой риск экономическую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

      Предпринимательство возникает при наличии двух взаимосвязанных обстоятельств: экономической свободы и частной инициативы в сочетании с умением организовать процесс хозяйственной деятельности. Главным требованием здесь выдвигается свобода человека, а также автономия принятия управленческих решений с целью оптимизации и повышения результативности работы.

      Таким образом, цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.

      В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности и является важнейшим элементом, без которого не может гармонично развиваться любое государство.

      Малое предприятие — это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объёме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят производственные, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг [7].

      По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первоочередным критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, в странах ЕС критерии для малых и средних предприятий:

      Читайте также:  Как поменять зеркало на газели бизнес боковое стекло

      -средние предприятия — до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс — до 27 млн. евро;

      -малые предприятия — до 50 работников, годовой оборот — до 7 млн. евро, баланс — до 5 млн. евро;

      -микропредприятия — до 10 человек работающих [6].

      В соответствии с Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

      в промышленности — 100 человек;

      в строительстве — 100 человек;

      на транспорте — 100 человек;

      в сельском хозяйстве — 60 человек;

      в научно — технической сфере — 60 человек;

      в оптовой торговле — 50 человек;

      в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

      в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек [2].

      Особое значение малый бизнес имеет в условиях переходной экономики, который, по существу, наряду с приватизацией является фундаментом, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:

      • сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
      • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
      • ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
      • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
      • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
      • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
      • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
      • быструю адаптацию на внешнем рынке;
      • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
      • значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.

      Наряду с достоинствами малому бизнесу присущи и некоторые недостатки. Это:

      • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
      • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
      • сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах;
      • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
      • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

      Однако некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.

      В малом бизнесе различают следующие виды предпринимательской деятельности:

      — коллективное: без образования юридического лица; с образованием юридического лица;

      Субъекты малого предпринимательства могут быть разделены на несколько основных групп:

      1. По основной цели деятельности: коммерческие и не коммерческие.

      2. По степени самостоятельности в принятии решений:

      — самостоятельные хозяйствующие субъекты:

      • физические лица (граждане, которые могут быть участниками создания хозяйственных обществ, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ);
      • юридические лица: наделенные правом собственности на имущество; не наделенные правом собственности на имущество;
      • хозяйствующие группы – объединения юридических лиц.

      — дочерние и зависимые юридические лица – общество либо товарищество, в котором другие юридические лица в силу преобладающего участия в уставном фонде либо в соответствии с договором имеет возможность определять решения, принимаемые данным юридическим лицом; по «зависимым» решениям основное юридическое лицо несет солидарную ответственность;

      Источник: www.freepapers.ru

      Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь

      История развития малого бизнеса в Республике Беларусь насчитывает почти 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса.

      Восстановив свою независимость в 1991 г., Беларусь одновременно стала наследником части советского прошлого. Оно включало в себя искаженную структуру цен, чрезмерную индустриализацию, неразвитость сферы услуг, обширный военно-промышленный комплекс, отсутствие частной собственности в особенности в сельском хозяйстве.

      Начало трансформации экономики неизбежно привело к адаптационному спаду, который продлился до 1996 г. Устойчивый экономический рост непосредственно зависит от эффективности использования основных факторов производства, а также одного из ключевых факторов экономики — предпринимательства. В соответствии с решениями Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в Республике Беларусь в 1997 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь до 2010 года. Был определен базисный период: 1996-2000 г.г., а также дополнительно — начало текущего пятилетия. Выделены два этапа. Первый (до 2005 г.) — это период развернутого построения рыночных отношений и создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований. Второй (после 2005 г.) — этап активной структурной перестройки экономики на основе системы преимущественно косвенного государственного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. [12]

      В Программе отмечается, что при определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципа развития предпринимательства; рационального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства, дальнейшего формирования наиболее благоприятных условий для развития данного сектора экономики.

      Читайте также:  Бизнес копирайтинг что это

      Практически все принципы устойчивого развития, которые были включены в НСУР-97, сохраняют свое значение для разработки НСУР-2020 г.

      Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. для экономики переходного периода принципиальное значение имеет выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институт предпринимательства. В вышеназванной НСУР признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относится, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

      Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. К настоящему времени уже сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая своей целью совершенствование регулирования предпринимательской деятельности для создания благоприятных условий динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики.

      Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. N 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» регламентировано понятие субъектов малого предпринимательства. [16]

      Малое предпринимательство существует в следующих формах:

      -индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

      -микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

      -малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

      Субъекты малого предпринимательства образуют разветвлённую сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса. [4]

      Информация о работе «Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь»

      Источник: kazedu.com

      МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЕГО ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

      В данной работе охарактеризованы некоторые показатели малого предпринимательства в Республике Беларусь, его проблемы, а так же способы поддержки.

      In this article described some of the indicators of small business in the Republic of Belarus, its problems, as well as ways of support.

      Ключевые слова:
      малое предпринимательство; административные барьеры; государственная поддержка
      small business; administrative barriers; government support

      УДК 334.722

      Понятия предпринимательства интересовало исследователей с момента зарождения экономической науки. Великие экономические деятели по-разному трактовали понятие «предпринимательство». Некоторые из трактовок можно увидеть на рисунке 1.

      Рисунок 1 – Трактовка понятия «предпринимательство» различных экономистов

      Примечание – источник: собственная разработка [1, с.17]

      Таким образом, многие выдающиеся зарубежные ученые уделяли много внимания, чтобы определеть сущность предпринимательства, в связи с усилением роли предпринимательства при развитии рыночной экономики, т. к. ведущими хозяйствующими субъектами становились предпринимательские организации.

      По мере увеличения в экономике доли активного занятого населения страны, возрастает и социально-экономическая значимость предпринимательства. Постоянный рост количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, увеличение их вклада в производство ВВП стоит рассматривать, как результат стремления большей части населения реализовать свои способности для того, чтобы улучшить уровень жизни. Сферы деятельности традиционного малого бизнеса невелика, а именно: индивидуальное производство товаров, розничная торговля, общественное питание, строительство, гостиничное хозяйство, транспорт, здравоохранение.

      С неизбежным увеличением негосударственной собственности, а также развитием час­тного предпринимательства, в первую очередь связан переход к рыночной экономике.

      Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективный сектор экономики, который постепенно увеличивает свою роль в обеспечение общего экономического роста.

      Небольшие по размерам малые предприятия, их производственная, технологическая и управленческая гибкость, позволяет им быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции. На 01.01.2014 г. в Республике Беларусь хозяйственную деятельность осуществляли 91,6 тыс. организаций малого предпринимательства, из них 79,8 тыс. микроорганизаций (87,1 % к общей численности организаций малого предпринимательства), 11,8 тыс. малых организаций (12,9 % к общему количеству малого предпринимательства). По сравнению с 1 января 2013 г. численность организаций малого бизнеса возросло на 10,9 %.

      На долю малого предпринимательства, по итогам 2013 года, приходилось 15,1 % валового внутреннего продукта, 19,4 % средней численности работников организаций, 9,5 % общего объема промышленного производства, 27,9 % объема внешней торговли товарами [2].

      Для Республики Беларусь характерна тенденция к увеличению количества субъектов малого предпринимательства. Отраслевая структура малого предпринимательства в Республике Беларусь характеризуется двумя особенностями. Во-первых, для нее свойственно неравномерное распределение субъектов хозяйствования по сферам деятельности. Во-вторых, она отличается динамизмом. Эта динамики представлена в таблице 1.

      Таблица 1 – Численность организаций малого предпринимательства, осуществлявших производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, по видам экономической деятельности в 2011-2013 гг., единиц

      сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

      производство и распределение электроэнергии, газа и воды

      гостиницы и рестораны

      транспорт и связь

      здравоохранение и предоставление социальных услуг

      аренда и предоставление услуг потребителям, операции с недвижимым имуществом

      предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг

      К 2015 году планируется увеличить численность предпринимателей и их доли в ВВП страны до 30 %. В частном секторе, при этом, будет занято всего 1,8 млн. человек, или 38 % трудоспособного населения страны.

      По данным таблице 2,можно сделать вывод, что объём производства продукции по всем видам экономической деятельности в 2013 году, по сравнению с 2011 годом, году увеличился практически в 2 раза, что также свидетельствует об устойчивой тенденции увеличения объёмов производства.

      Таблица 2 – Объем производства продукции выполнение работ, оказание услуг, организациями малого предпринимательства по видам экономической деятельности в 2011-2013 гг., миллионов рублей

      2011

      2012

      2013

      сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

      производство и распределение электроэнергии, газа и воды

      гостиницы и рестораны

      транспорт и связь

      Читайте также:  Какие авто считаются бизнес классом в такси

      здравоохранение и предоставление социальных услуг

      аренда и предоставление услуг потребителям, операции с недвижимым имуществом

      предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг

      Однако существуют факторы, которые препятствуют развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Это, прежде всего:

      • отсутствие стабильности в законодательстве по отношению к предпринимателям;
      • большое количество налогов с высокими ставками и частые изменения в отчетности, которая должна предоставляться в налоговые органы;
      • высокие размеры штрафов;
      • большое количество проверок со стороны регулирующих органов;
      • наличие ценовой регулировки на ряд товаров, услуг, работ;
      • некоторые трудности в лицензировании деятельности;
      • высокие арендные ставки;
      • высокие ставки на заемные средства со стороны банков и иных финансовых учреждений.

      Все перечисленные выше административные барьеры мешают успешному развитию индивидуального предпринимательства. Если коснуться политики полной занятости населения, то можно сказать, что это одна из причин по которой компании в большей степени заинтересованы в достижении социальных целей, чем в увеличении конкурентоспособности. Это в свою очередь объясняет довольно невысокий официальный уровень безработицы, который на 1 сентября 2014 года составлял 0,5 %, а также уровень мобильности рабочей силы, потому что на рынке отсутствуют факторы, которые привлекали бы людей в сферу предпринимательской деятельности.

      Также, стоит отметить, что существующая система образования считается только сигналом для работодателя касательно качества рабочей силы, но не соответствует требованиям переходной экономики, в условиях которой обязаны работать предприниматели. Общая и правовая культура представителей данного вида субъектов хозяйствования также не велика, наблюдается склонность к псевдорыночному поведению. Следовательно, нужно проводить всевозможные виды тренингов, организовывать курсы по повышению уровня общей и правовой культуры, разрабатывать программы бизнес-образования для предпринимателей, для того, чтобы увеличивалась производительность их работы, а также уделять больше внимания на развитие прикладных способностей по ведению и управлению бизнеса.

      В связи с возникающими проблемами, в Республике Беларусь шаг за шагом осуществляются следующие меры по поддержке малого бизнеса:

      • созданы и действуют законы о государственной поддержке малого предпринимательства;
      • правительством создана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2011-2015 годы;
      • каждый год разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки, также соответствующие региональные программы;
      • принят Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства»;
      • созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.

      Инфраструктура поддержки в предпринимательстве в Республике Беларусь сложилась следующим образом:

      • инновационными центрами;
      • инкубаторами малого предпринимательства;
      • фондами финансовой поддержки предпринимателей;
      • обществами взаимного кредитования;
      • центрами поддержки предпринимательства.

      Для того, чтобы объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений для развития малого предпринимательства работают советы по его развитию, как на республиканском уровне, так и в областях, в некоторых районах и городах.

      Политика государства в сфере малого предпринимательства должна быть ориентирована на последующее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на базе улучшения форм и способов поддержки, обеспечивающих увеличение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования, а также рост производительности национальной экономики. Немаловажным является также привлечение в предпринимательскую деятельность широких слоёв населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищённых его категорий, повышение собственных доходов населения, а, следовательно, обеспечение общественной стабильности [3, с. 511].

      Таким образом, приоритетными направлениями становления малого предпринимательства должны стать производство потребительских товаров, оказание услуг, выполнение работ, производство и переработка продукции в сельскохозяйственной местности, улучшение качества образования, научная и инновационная деятельность.

      Библиографический список:

      1. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Изд-во “Инфра-М», 2009. – 368 с.
      2. Сайт «Национальный статистический комитет Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – Минск, 2014. – Режим доступа: www.belstat.by – Дата доступа: 10.11.2014
      3. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.] ; под ред. Д-ра эконом.

      Наук, проф. В,Н, Шимова. – 2-е изд., перераб и доп. – Мн. : БГЭУ, 2006. – 751 с.

      24.11.2014, 21:05 Исаева Джамиля Гамзатовна
      Рецензия: Рецензия на статью Половниковой Юлии Валерьевны «Малое предпринимательство, его проблемы и способы поддержки в Республике Беларусь» В статье рассмотрены показатели проблемы малых предприятий, способы их поддержки, даны авторские схемы. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения. Автором проделана большая работа. Статья выполнена на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес и рекомендуется к публикации. Рецензент к.э.н., доцент Исаева Д.Г.

      25.11.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Половникова Юлия Валерьевна:
      Спасибо за положительную рецензию.

      25.11.2014, 8:49 Зень Сергей Николаевич
      Рецензия: Рецензия Работа Половниковой Ю.В. «Малое предпринимательство, его проблемы и способы поддержки в Республике Беларусь» раскрывает весьма актуальную тему и проблему белорусского общества и экономики. Проблема развития предпринимательства находится под пристальным вниманием ученых и руководства страны.

      Половникова Ю.В. использует в тексте статистические данные, что положительно для работы такого рода. Однако отмечу ряд недостатков: На рисунке 1 – «Трактовка понятия «предпринимательство» различных экономистов» указан неполный вариант подходов к пониманию сути предпринимательства (к примеру нет подходов А.Смита, К.Маркса, М.Вебера и др.).

      Проверка текста Половниковой Ю.В. на уникальность в системе «Антиплагиат» показала не более 25 % уникальности представленного материала, что является очень низким показателем. В тексте встречаются технические ошибки и стилистические ошибки (например, Указ Президента не создается, а принимается). В качестве рекомендации отметил бы необходимость указания в качестве проблемы развития предпринимательства в Беларуси низкую общую и правовую культуру самих представителей данного вида субъектов хозяйствования, склонность к псевдорыночному поведению. После соответствующей доработки рекомендую статью к публикации. Зень С.Н.

      25.11.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Половникова Юлия Валерьевна:
      Статью доработала.

      26.11.2014, 8:54 Зень Сергей Николаевич
      Рецензия: Рецензия Работа Половниковой Ю.В. «Малое предпринимательство, его проблемы и способы поддержки в Республике Беларусь» доработана и может быть опубликована.

      14.04.2015, 14:34 Чернова Ольга Анатольевна
      Рецензия: Мне кажется, что следует скорректировать название, т.к. проблемы не у самого малого предпринимательства, а проблемы его развития, или ориентации на несырьевой сектор.

      Комментарии пользователей:

      Источник: sci-article.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      Бизнес для женщин