Порядок государственной регистрации организации ИП

Государственная регистрация предпринимателей. Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [1] [2] (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Закон регулирует отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, внесении изменений в учредительные документы; государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и прекращения ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей; с ведением государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Закон о регистрации юридических лиц в значительной степени является законом прямого действия, хотя им предусмотрено принятие ряда подзаконных актов, а также определено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10), например кредитных организаций.

Советы юриста: порядок государственной регистрации ИП

Уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию предпринимателей (регистрирующим органом), является ФНС России [3] .

Государственная регистрация предпринимателей осуществляется в следующем порядке. Заявитель представляет в регистрирующий орган определенные Законом документы, перечень которых зависит от характера регистрационных действий: регистрация создания, реорганизации или ликвидации коммерческой организации; регистрация изменений, вносимых в учредительные документы; регистрация индивидуального предпринимателя или прекращения его деятельности.

Например, для государственной регистрации создания коммерческой организации в регистрирующий орган представляются:

  • — заявление о государственной регистрации по установленной форме, в котором декларируется, что представленные документы соответствуют законодательству; сведения, содержащиеся в учредительных документах, достоверны; соблюден порядок учреждения, установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы, включая порядок оплаты уставного капитала и получения в необходимых случаях согласия соответствующих государственных органов;
  • — решение о создании коммерческой организации (протокол, договор или иной документ);
  • — учредительные документы коммерческой организации (устав, учредительный договор);
  • — выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
  • — документ об оплате государственной пошлины.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин представляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации по установленной форме и документы, предусмотренные ст. 22 [3] Закона о регистрации юридических лиц.

12 апреля 11.00 Порядок государственной регистрации ЮЛ и ИП

В специальных законах могут быть предусмотрены дополнительные документы для государственной регистрации предпринимателей. Например, по Закону о банках для государственной регистрации кредитной организации при ее создании необходимо представить кроме указанных выше документов копии свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц; аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности; декларации о доходах учредителей — физических лиц; анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной организации.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов помимо указанных в Законе. В противном случае его действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

До государственной регистрации регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в государственный реестр юридических лиц. На регистрирующий орган также возлагается обязанность сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации. Заинтересованные лица вправе направить в регистрирующий орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации, которые должны быть рассмотрены регистрирующим органом (ст. 51 ГК РФ).

Решение о государственной регистрации или об отказе в таковой должно быть принято не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. На основании решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом, вносится соответствующая запись в государственный реестр. Ведение государственного реестра осуществляется ФНС России и его территориальными органами (ст. 4 Закона). С момента внесения записи в реестр предприниматель считается зарегистрированным и приобретает гражданскую правоспособность.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет почтовым отправлением) заявителю соответствующий документ: свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Далее регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ (налоговые, статистические органы, Пенсионный фонд и т. д.). Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующей коммерческой организации сведений о ее учетных данных устанавливаются Правительством РФ (ст. 11 Закона).

Таким образом, заявитель освобождается от обязанности по постановке на учет предпринимателя в иных государственных органах. Эта обязанность возложена на регистрирующий орган. Заявитель, однажды обратившись в регистрирующий орган, получает все необходимые сведения об учетных данных зарегистрированной коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя допускается только по основаниям, предусмотренным ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц: непредставление необходимых для государственной регистрации документов [5] ; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса (ст. 59 ГК РФ) и т. д. Отказ в регистрации по основаниям, не предусмотренным законом, в частности по мотивам нецелесообразности создания коммерческой организации, не допускается.

Отказ регистрирующего органа в регистрации предпринимателя или уклонение от его государственной регистрации могут быть обжалованы в суд. При этом подлежат возмещению убытки, причиненные регистрирующим органом учредителям в результате незаконного отказа в регистрации (ст. 16 ГК РФ, ст. 24 Закона о регистрации юридических лиц).

Законом установлена также ответственность заявителя и предпринимателя за неправомерные действия, связанные с государственной регистрацией. В частности, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации коммерческой организации в случае допущенных при ее создании грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов, если они носят неустранимый характер (ст. 25).

Основания принудительной ликвидации юридического лица исчерпывающим образом определены в ГК РФ (ст. 61).

В то же время Законом предусмотрен упрощенный способ прекращения деятельности юридического лица, которое в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные налоговым законодательством, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету. Такое юридическое лицо признается прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании решения регистрирующего органа (ст.

21 1 ) 1 . Это решение подлежит опубликованию. В нем указываются сведения о порядке и сроках направления заявления недействующим юридическим лицом, его кредиторами и иными лицами, чьи интересы затрагиваются таким решением. Заявление может быть направлено не позднее трех месяцев со дня опубликования решения об исключении юридического лица из реестра. В случае своевременного направления указанного заявления решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в порядке, установленном ГК РФ.

Если в указанный срок заявление не направлено, недействующее юридическое лицо исключается регистрирующим органом, т. е. в административном порядке, из реестра. Решение может быть обжаловано в арбитражном суде кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются им, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав.

Государственная регистрация прав предпринимателей на имущество и сделок с ним осуществляется, в частности, в отношении: недвижимого имущества и сделок с ним (п. 1 и 2 ст. 131 ГК РФ) [6] [7] ; отдельных видов движимых вещей, например контрольно-кассовых аппаратов (п. 2 ст.

Читайте также:  Чем или кем контролируется ИП

130 ГК РФ) [8] , и сделок с ними (например, внешнеторговых сделок [9] ); объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации коммерческих организаций и сделок с ними (например, договоров коммерческой концессии — ст. 51, 1225 ГК РФ); выпусков эмиссионных ценных бумаг (ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг) и сделок с ними.

Рассмотрим подробнее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Закон о регистрации недвижимости определяет понятие и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; систему органов, осуществляющих государственную регистрацию; порядок государственной регистрации; особенности государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимость и сделок с ней.

Права на недвижимое имущество (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, сервитут и др.), ограничения (обременения) этих прав, сделки с недвижимостью учитываются в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который ведется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), находящейся в ведении Минэкономразвития России.

Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Он обязан предоставлять заинтересованным лицам информацию о регистрации недвижимости и зарегистрированных на нее правах. В частности, по ходатайству правообладателя (обладателя прав на недвижимость) регистрирующий орган обязан удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

По Закону о регистрации недвижимости государственной регистрации подлежат вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним (ст. 130—132 и 164 ГК РФ), за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 33 Закона о регистрации недвижимости).

Так, право собственности на морское судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и др.) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге в соответствии с КТМ РФ (п. 2, 3 ст. 23). Такая регистрация является достаточным доказательством существования вещного права на судно, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с Законом о регистрации недвижимости порядок государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней в основном сводится к следующему.

Во-первых, государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного ими на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению должны быть приложены документы, необходимые для проведения государственной регистрации: о правах на недвижимое имущество, об оплате госпошлины и др. (ст. 16). Регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу этих документов и проверку законности сделки, за исключением нотариально удостоверенной сделки. При государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственность за законность сделки.

Во-вторых, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации прав регистрирующий орган в течение 18 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, осуществляет регистрацию прав: вносит запись в соответствующий реестр, совершает надписи на правоустанавливающих документах, выдает свидетельства о государственной регистрации прав. Государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится не позднее пяти рабочих дней, следующих заднем приема документов, необходимых для государственной регистрации (ст. 13).

В-третьих, при наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав регистрирующий орган уведомляет заявителя об этом и принимает меры по получению дополнительных сведений, необходимых для регистрации (ст. 19). Государственная регистрация может быть приостановлена не более чем на месяц при направлении представленных документов на подтверждение их подлинности. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие регистрации, регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав. Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в реестр.

В-четвертых, при наличии оснований для отказа в государственной регистрации прав регистратор принимает решение об отказе (ст. 20)’. О причине отказа сообщается заявителю в письменной форме не позднее пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 131 ГК РФ).

Законом предусмотрены также особенности государственной регистрации прав на отдельные виды недвижимости и сделок с ней: на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним; на недвижимое имущество и сделок с ним в товариществах собственников жилья; прав общей собственности на недвижимое имущество; на вновь создаваемый объект недвижимости; права аренды недвижимого иму- [10]

щества; сервитута; на недвижимое имущество, установленное решением суда; доверительного управления и опеки, связанных с недвижимым имуществом (ст. 22—30 Закона о регистрации недвижимости).

  • [1] См. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
  • [2] Далее — Закон о регистрации юридических лиц.
  • [3] См. постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
  • [4] См. постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
  • [5] Представление документов, не отвечающих требованиям закона, рассматриваетсякак непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимыесведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации предпринимателя. См. постановление Президиума ВАС РФ от 13 октября 2011 г. № 7075/11.
  • [6] См. постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц».
  • [7] См. также федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации недвижимости), от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ «О государственной регистрацииправ на воздушные суда и сделок с ними».
  • [8] См. также Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)расчетов с использованием платежных карт» (ст. 4).
  • [9] См. Федеральный закон «Об экспортном контроле» (ст. 23).
  • [10] См. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 июля 2009 г. № 132«О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним».

Источник: studref.com

Способы создания и порядок государственной регистрации коммерческих организаций. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей.

Субъекты хозяйствования – коммерческие организации, создаются по воле их учредителей, при этом государство осуществляет контроль за соблюдением законности при создании новых участников хозяйственного оборота посредством обязательной государственной регистрации коммерческих организаций (ст.47 ГК).

Коммерческие организации могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями (членами) создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы). Единого акта законодательства Республики Беларусь регулирующего создание коммерческих организаций, не существует, но имеются акты законодательства, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц.

Читайте также:  Поселок предпринимателей реки отзывы

В зависимости от особенностей, которыми обладают коммерческие организации соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания коммерческих организаций: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Суть распорядительного способа создания коммерческих организаций состоит в том, что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке создаются государственные юридические лица на основании приказа или распоряжения органа государственной власти и управления.

В разрешительном порядке создаются коммерческие организации по инициативе граждан или организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган проверяет законность создания коммерческой организации и дает положительный или отрицательный ответ о создании такого вида юридических лиц.

Таким способом, в частности, создаются коммерческие организации с иностранными инвестициями. При явочно-нормативном (регистрационном) порядке создания коммерческих организаций не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством.

Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению могут образовать коммерческую организацию. Законность создания таких коммерческих организаций проверяется при их государственной регистрации. Независимо от способа создания все коммерческие организации подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами.

Коммерческая организация считается созданной с момента ее государственной регистрации (п.п.1 и 2 ст.47 ГК). Вновь созданные (реорганизованные) юридические лица регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением от 17 декабря 2002 г. На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о коммерческой организации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение. Отказ о государственной регистрации допускается по основаниям, предусмотренным п.п.40-41 Положения от 17 декабря 2002 г. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке (п.1 ст.47 ГК).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя производится по месту его жительства (п.4 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»).

При этом с учетом требований законодательства для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Для регистрации возможно представление пакета документов в регистрирующий орган одним из следующих способов:

— путем личного обращения в регистрирующий орган;

— с помощью Веб-портала.

Источник: poisk-ru.ru

Новое в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей

С 1 января 2004 года вступит в силу новый порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, установленный Федеральным законом от 23.06.2003 № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон № 76-ФЗ). С этой же даты начнется процедура представления ранее зарегистрированными индивидуальными предпринимателями сведений о себе в налоговые органы. Таким образом, новшества, вводимые Законом № 76-ФЗ, не минуют ни тех, кто уже осуществляет предпринимательскую деятельность, ни тех, кто только планирует делать это. Комментирует нововведения наш постоянный автор М. С. Мухин, начальник управления Госнаркоконтроля России.

Регистрация индивидуальных предпринимателей до и после 1 января 2004 года

С введением в действие с 1 июля 2002 года Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон № 129-ФЗ) органы МНС России приобрели новую для себя функцию — осуществление государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей на тот момент оставалась вне компетенции налоговых органов, что, впрочем, воспринималось всеми как явление временное. С 1 января 2004 года институт государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей становится единым, а регистрационные функции передаются в исключительную компетенцию налоговых органов. Начиная с указанной даты, меняется и наименование Закона № 129-ФЗ — «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Сама процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, описанная в Законе № 129-ФЗ и вводимая в действие с 1 января 2004 года, несколько отличается от ныне действующего порядка, установленного разделом II Указа Президента РФ от 08.07.1994 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» (далее — Указ № 1482). В связи с этим следует говорить скорее не об ужесточении требований к лицам, желающим зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, а о более точном формулировании этих требований. Во всяком случае, сравнение статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ с пунктом 6 Указа № 1482, на наш взгляд, не позволяет говорить о сколько-нибудь существенном расширении с 1 января 2004 года перечня документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Едва ли можно говорить об ущемлении прав таких лиц и в связи с незначительным (до пяти рабочих дней) увеличением с 1 января 2004 года срока государственной регистрации по сравнению со сроками, установленными пунктом 7 Указа № 1482 (в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте).

Пожалуй, наиболее существенной особенностью нового порядка является введение с 1 января 2004 года запрета на государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей отдельных категорий физических лиц (пункт 4 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ). К таким лицам относятся:

  • физические лица, которые уже зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • физические лица, признанные судом несостоятельными (банкротами) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся предпринимательской деятельностью (в течение года со дня принятия судебного решения);
  • физические лица, в отношении которых судом вынесено решение о прекращении в принудительном порядке их деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • физические лица, лишенные права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Статья 3 Закона № 76-ФЗ: после «перерегистрации-2002» — «перерегистрация-2004»

Строго говоря, указанную процедуру следует именовать представлением индивидуальными предпринимателями в регистрирующие (налоговые) органы определенных документов. Перечень таких документов установлен статьей 3 Закона № 76-ФЗ и, в основном, соответствует перечню документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (статья 22.1 Закона № 129-ФЗ). Если не касаться весьма ограниченного круга индивидуальных предпринимателей, не являющихся гражданами Российской Федерации, то большинство потенциальных участников «перерегистрации-2004» обязаны в течение 2004 года представить в регистрирующие (налоговые) органы по месту своего жительства следующие документы:

  • копию основного документа, удостоверяющего личность (паспорта);
  • документ, подтверждающий государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Представляется важным подчеркнуть, что положения статьи 3 Закона № 76-ФЗ не содержат безусловного требования о представлении в регистрирующий (налоговый) орган нотариально засвидетельствованных копий указанных документов. Индивидуальный предприниматель вправе представить и обычные копии, если одновременно с этим регистрирующему органу представляются оригиналы документов. Подобный механизм достаточно гибок. Можно сказать, что индивидуальным предпринимателям предложен выбор между непосредственным общением с нотариусом (когда нотариально засвидетельствованные копии направляются в регистрирующий (налоговый) орган по почте) и непосредственным общением с работником регистрирующего (налогового) органа (когда подлинность копий документов подтверждается обозрением оригиналов). В любом случае можно порекомендовать индивидуальным предпринимателям не откладывать в долгий ящик прохождение этой, в общем, несложной процедуры.

Читайте также:  Как закрыть кассу ИП

Правовые последствия непредставления индивидуальными предпринимателями в течение 2004 года в регистрирующие (налоговые) органы необходимых документов описаны в статье 3 Закона № 76-ФЗ и несколько отличаются от правовых последствий непрохождения юридическими лицами «перерегистрации-2002».

Прежде всего, невыполнение требований указанной статьи автоматически повлечет за собой лишение физического лица статуса индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года. Тем самым регистрирующие (налоговые) органы избавятся от «балласта» достаточно легко, без обращения к утомительным судебным процедурам. С другой стороны, такое физическое лицо (в отличие от руководителей юридических лиц) не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.25 КоАП РФ. Последнее обстоятельство, на взгляд автора, едва ли можно приветствовать. Оно не столько позволяет недобросовестным индивидуальным предпринимателям избежать финансовых потерь, сколько свидетельствует о «забывчивости» законодателя, не позаботившегося о внесении в статью 14.25 КоАП РФ необходимых поправок, вытекающих из Закона № 76-ФЗ.

Снова о проблемах подзаконного нормотворчества

Процедура «перерегистрации-2004», описанная в статье 3 Закона № 76-ФЗ, действительно выглядит несложной. Тем не менее, на практике все может выглядеть далеко не столь гладко. Как и в случае с «перерегистрацией-2002», Правительство РФ достаточно быстро формализовало процесс передачи сведений в регистрирующие (налоговые) органы. Свидетельством тому стало принятие постановления от 16.10.2003 № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439» (далее — Постановление № 630).

В принципе, полномочие Правительства РФ на издание подобного документа не должно вызывать сомнений. Как следует из статьи 4 Закона № 76-ФЗ, Правительству РФ поручено «издать нормативные правовые акты, которые должны обеспечить реализацию Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом вносимых в него настоящим Федеральным законом изменений и дополнений в части государственной регистрации индивидуальных предпринимателей». Однако, «обеспечивая реализацию» Закона № 129-ФЗ, Правительство РФ, на наш взгляд, несколько превысило свои полномочия.

Примером тому служит та часть Постановления № 630, которая касается внесения изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» (далее — Постановление № 439).

Данным постановлением (с учетом изменений и дополнений) утверждена форма № Р27001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.» (приложение № 21).

Трудно усомниться в том, что регистрирующие (налоговые) органы будут требовать от индивидуальных предпринимателей представления указанного документа для прохождения «перерегистрации». Между тем, как отмечено выше, статья 3 Закона № 76-ФЗ не предусматривает представления индивидуальными предпринимателями подобного документа. Что касается статьи 9 Закона № 129-ФЗ, то она наделяет Правительство РФ правом устанавливать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, но не расширять перечень таких документов.

Следует также добавить, что пункт 14 формы № Р27001 предусматривает нотариальное свидетельствование подписи заявителя, в связи с чем избежать общения с нотариусом индивидуальный предприниматель, скорее всего, не сможет.

«Перерегистрация» состоялась — что дальше?

Прохождение индивидуальным предпринимателем процедуры «перерегистрации» подтверждается выдачей формы № Р67001 «Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.» (приложение № 25 к Постановлению № 439). Указанное Свидетельство должно быть выдано регистрирующим (налоговым) органом не позднее шестого дня с момента представления индивидуальным предпринимателем необходимых документов. Увы, но до внесения поправок в статью 14.25 КоАП РФ несоблюдение этого срока не влечет за собой привлечения недобросовестного должностного лица регистрирующего (налогового) органа к административной ответственности.

Весьма важным не только для индивидуальных предпринимателей, но и для их хозяйственных партнеров является вопрос о необходимости предъявления Свидетельства при заключении договоров после 1 января 2004 года. Полагаем, что необходимости в этом нет. Юридическая сила сделки, заключенной с физическим лицом, не зависит от наличия или отсутствия у этого лица статуса индивидуального предпринимателя. Отсюда же вытекает безусловное наличие у такой сделки соответствующих налоговых последствий.

Несколько более сложным выглядит вопрос о том, является ли предъявление индивидуальным предпринимателем Свидетельства обязательным для освобождения налогового агента от обязанности направлять в налоговый орган сведения о выплаченных этому предпринимателю доходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ такие сведения не представляются, если налоговому агенту предъявлены, в частности, «документы, подтверждающие . государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица».

Легко представить, что индивидуальный предприниматель, не прошедший «перерегистрацию», может предъявить налоговому агенту свое утратившее силу свидетельство о государственной регистрации. Должен ли налоговый агент, удовлетворившийся этим документом, нести налоговую ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ? Возьмемся утверждать, что нет.

Согласно статьям 106 и 109 НК РФ обязательным условием налоговой ответственности является вина налогового агента. Закон обязывает его истребовать у физического лица документ, подтверждающий государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, а не Свидетельство, подтверждающее юридическую действительность такого документа. Тем не менее, если налоговый агент захочет обезопасить себя от противоположного (и, заметим, вполне вероятного) толкования закона со стороны налогового органа, ему следует постараться убедить (но ни в коем случае не заставлять) индивидуального предпринимателя представить копию Свидетельства формы № Р67001. Впрочем, описываемые спорные ситуации в любом случае не могут возникнуть ранее 2005 года.

Выводы и практические рекомендации

Оставим в стороне проблемы соответствия Закона № 76-ФЗ и подзаконных правовых актов и сосредоточимся на проблемах индивидуальных предпринимателей, не искушенных в юридической казуистике.

В первую очередь, в течение 2004 года предпринимателю следует решить, намерен ли он продолжать предпринимательскую деятельность. Заметим, что достаточно большое количество предпринимателей озабочено проблемой правильного и простого прекращения своей деятельности. Статья 3 Закона № 76-ФЗ предоставляет им удобную возможность для решения этой проблемы — достаточно воздержаться от прохождения «перерегистрации», и с 1 января 2005 года статус индивидуального предпринимателя будет утрачен. Правда, следует помнить, что осуществление такими лицами предпринимательской деятельности после указанной даты будет являться нарушением законодательства.

Тем же, кто решит продолжать предпринимательскую деятельность после 1 января 2005 года, можно порекомендовать, не дожидаясь появления очередей у дверей нотариусов (лучше всего — в первые рабочие дни 2004 года), заполнить и представить для засвидетельствования форму № Р27001 и, возможно, копию паспорта. Выполнение этих несложных действий позволит индивидуальному предпринимателю далее не зависеть от режима работы регистрирующего органа и настроения его работников, направив копии необходимых документов по почте.

Источник: buh.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин