В ходе проведения предварительной проверки:
принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;
проводится рассмотрение документов юридического лица,
индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);
при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Особенности проведения проверок организаций в 2022 году
В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
- 1. На официальных сайтах органов государственного контроля (надзора)
- 2. Вступили в силу положения о профилактике соблюдения обязательных требований (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).
- 3. Предусмотрено направление органами государственного контроля (надзора) предостережения
- 4. Вступили в силу положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ).
- 5. Введены нормы об использовании при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) (части 11.1 -11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
- 6. Конкретизированы способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
- 7. Вступили в силу положения, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений
- 9. В Законе № 294-ФЗ урегулирован порядок действий органа государственного контроля (надзора) при установлении анонимности или недостоверности обращения
- 10. Установлен запрет на истребование
- 11. Вступили в силу положения, определяющие порядок действий органа государственного контроля (надзора) в случае невозможности проведения проверки
- 12. В Законе № 294-ФЗ изменены требования к содержанию распоряжения (приказа) о проведении проверки (ч. 2 ст. 14 Закона № 294- ФЗ).
- 13. В ч. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
- 2022 ГОД
- Орловской транспортной прокуратурой организована работа «Горячей линии», а также «Личный прием граждан» по вопросам защиты трудовых прав работников железнодорожного транспорта.
Источник: krzarya.ru
Проверки контролирующими органами
С 01.07.2021 ИЗМЕНИТСЯ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее данный закон буду называть Закон №248-ФЗ).
Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе №248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
Достигается это за счёт профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.
Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора).
Кроме того, закон определяет права и обязанности контролёров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.
Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассказаны далее.
Разные контролёры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований
В Законе №248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролёров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений.
Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
Все проверки зафиксируют онлайн
Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Информационную систему досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов. Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).
Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.
Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий
Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили
В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:
- проведённых контрольных мероприятий;
- выявленных нарушений;
- лиц, привлечённых к ответственности;
- и т.д.
Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).
Определены способы сокращения количества проверок
Закон № 248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.
Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст.
55 Закона № 248-ФЗ).
Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований.
Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).
Введены новые формы контроля и надзора
Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:
- выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путём осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
- мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
- выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
- инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).
При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролёрами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).
Проверки станут короче
Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). По действующим сегодня правилам, закреплённым в п. 1 ст.
13 Закона № 294-ФЗ, проверка может длиться до 20 рабочих дней.
Мониторинг вместо плановых проверок
В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъёмку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).
Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях
Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролёра нет возможности:
- удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Права контролируемых лиц будут защищены лучше
Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинён в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.
В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведённого с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона№ 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Вступление в силу и переходные положения
Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утверждённым Законом № 294-ФЗ.
В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утверждённой ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.
Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утверждённому в соответствии с Законом №294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершённых на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.
Помощник прокурора Братского района
юрист 1 класса
Д.А. Ефимов
Администрация Вихоревского
городского поселения
Источник: admvih.ru
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(в ред. Федеральных законов от 28.04.2009 № 60-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, от 26.04.2010 № 66-ФЗ, от 27.07.2010 № 191-ФЗ, от 27.07.2010 № 224-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 30.07.2010 № 242-ФЗ, от 28.12.2010 № 408-ФЗ, от 21.04.2011 № 69-ФЗ, от 04.06.2011 № 123-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 03.05.2012 № 47-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 131-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 12.11.2012 № 191-ФЗ, от 04.03.2013 № 22-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 208-ФЗ, от 02.11.2013 № 294-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 02.12.2013 № 337-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 28.12.2013 № 414-ФЗ, от 28.12.2013 № 416-ФЗ, от 12.03.2014 № 27-ФЗ, от 12.03.2014 № 33-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 21.07.2014 № 234-ФЗ, от 21.07.2014 № 242-ФЗ, от 21.07.2014 № 255-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 29.11.2014 № 378-ФЗ, от 31.12.2014 № 500-ФЗ, от 31.12.2014 № 511-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 31.12.2014 № 532-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 02.05.2015 № 111-ФЗ, от 29.06.2015 № 159-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 236-ФЗ, от 13.07.2015 № 246-ФЗ, от 13.07.2015 № 263-ФЗ, от 03.11.2015 № 306-ФЗ, от 28.11.2015 № 341-ФЗ, от 09.03.2016 № 68-ФЗ, от 01.05.2016 № 127-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 03.07.2016 № 254-ФЗ, от 03.07.2016 № 354-ФЗ, от 05.12.2016 № 412-ФЗ, от 22.02.2017 № 16-ФЗ, от 01.05.2017 № 96-ФЗ, от 26.07.2017 № 193-ФЗ, от 30.10.2017 № 308-ФЗ, от 27.11.2017 № 332-ФЗ)
[Извлечение]
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
[…]
3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
[…]
7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
[…]
3.1. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
[…]
18) контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях;
19) контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
20) государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных;
[…]
22) государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. […]
4. Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):
1) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией;
2) лицензионный контроль;
3) экспортный контроль;
[…]
6) федеральный государственный надзор в области связи;
7) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
[…]
Статья 7. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок
[…]
9. Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований и предоставление указанных сведений предусмотрено федеральным законом.
10. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
[…]
Статья 13.3. Единый реестр проверок
[…]
4. Ведение единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации и ее раскрытие осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
[…]
Статья 15. Ограничения при проведении проверки
[…]
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:
[…]
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом «тайну», за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
[…]
Статья 16. Порядок оформления результатов проверки
[…]
7. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, «иную» тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
[…]
Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016 — 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства
1. Если иное не установлено «частью 2» настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями «статьи 4» Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с «частью 9 статьи 9» настоящего Федерального закона.
[…]
6. Положения настоящей статьи применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются настоящим Федеральным законом, в том числе видов государственного контроля (надзора), указанных в «части 4 статьи 1» настоящего Федерального закона, за исключением:
[…]
5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
[…]
Нажимая кнопку «Ок» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с Политикой приватности, в том числе с правилами обработки файлов cookies.
Источник: rppa.ru