С апреля 2023 года вступили в силу изменения, связанные с порядком закупки отдельных видов радиоэлектроники, который регулирует Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Из перечня иностранной продукции с запретом на допуск исключили ряд позиций и перенесли их в перечень иностранной радиоэлектроники с ограничениями допуска. Для таких закупок введены новые правила.
Последние изменения
Для закупки продукции, включенной в перечень по Постановлению 878 с изменениями на 2023 год, введена двухуровневая система допуска к закупкам. В перечень иностранной электроники с ограничением допуска включили:
- компьютеры портативные массой не более 10 кг;
- цифровые ЭВМ с центральным процессором и устройством ввода и вывода в одном корпусе, объединенные или нет для автоматической обработки данных;
- цифровые ЭВМ в виде систем для автоматической обработки данных;
- системы хранения данных.
Разберемся, как работает Постановление Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 в части применения двухуровневой системы допуска:
Применение ЭКБ иностранного производства.
- если подана хотя бы одна заявка с предложением товара первого уровня, заказчик отклоняет все остальные;
- если таких предложений нет, рассматривают предложения из товаров второго уровня. Для таких товаров применяют общие правила отклонения заявок с иностранной радиоэлектроникой, кроме товаров, страной происхождения которых являются страны ЕАЭС;
- подтверждением страны происхождения радиоэлектроники является наличие сведений о таком товаре в реестрах промышленных товаров;
- подтверждением соответствия товара первому уровню служит наличие в реестровой записи сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции. Такие сведения декларируются участником в составе заявки.
Вводя двухуровневую систему, Постановление Правительства РФ 878 с последними изменениями по 44-ФЗ декларирует правило «второй лишний», в соответствии с которым заказчики отклоняют все заявки с предложением импортной электроники при наличии хотя бы одной заявки с предложением отечественного товара.
При исполнении контракта замена радиоэлектроники первого уровня на радиоэлектронную продукцию, не соответствующую указанному требованию, не допускается.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс сделали обзор изменений в закупках радиоэлектроники с 20.04.2023. Используйте эти инструкции бесплатно.

Это не все изменения. С 1 января 2022 года утратили силу положения ПП № 878, в соответствии с которыми устанавливалась обязанность для заказчика получать разрешение на закупку иностранных товаров у Минпромторга. Ранее заказчик готовил обоснование невозможности соблюдения ограничения в виде отдельного документа, форма которого определялась Приложением к ПП № 878.
В настоящее время образец обоснования невозможности применения 878 Постановления не предусмотрен в связи с тем, что отпала необходимость в формировании такого документа, и механизм получения разрешения от Минпромторга упразднен. Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утратил силу на основании ПП от 28.08.2021 № 1432. По действующим правилам, применение Постановления 878 на практике устанавливает приоритет правила «второй лишний» и исключает возможность его обхода через получение разрешения Минпромторга.
Должен ли работодатель-ИП обучать сотрудников правилам пожарной безопасности?
Новое в правилах формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектроники
Минпромторг формирует реестр в электронном виде с использованием государственной информационной системы промышленности. В связи с введением двухуровневой системы, реестровая запись, помимо прочего, теперь содержит сведения об уровне радиоэлектронной продукции.
Введен новый порядок включения в реестр радиоэлектронной продукции по ПП 878, теперь заявитель обращается в Минпромторг с одним из следующих заявлений:
- о включении радиоэлектронной продукции в реестр;
- о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и включении сведений о нем в реестр;
- о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.
Заявление подается в электронном виде с использованием ГИСП. Сведения, содержащиеся в реестре, являются общедоступными. Чтобы получить сведения об интересующей вас позиции, обратитесь на сайт Минпромторга. На главной странице, нажав на пиктограмму, откроете общее меню сайта.

Зайдите во вкладку «Реестр российской промышленной продукции».

Получаете доступ не только к реестру российской радиоэлектронной продукции, но и к реестру телекоммуникационного оборудования.

Каталог товаров, работ и услуг
Все заказчики обязаны использовать сведения из каталога для описания приобретаемого товара. Нормативным документом, регулирующим порядок работы с каталогом, является Постановление Правительства 145 от 08.02.2017 о правилах формирования КТРУ. Заказчик вправе устанавливать дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства ТРУ, которые не предусмотрены в позиции каталога. Однако указанное правило не распространяется на закупки радиоэлектроники, включенной в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств. Внесенными изменениями в правила уточнили норму, по которой не допускается использовать допхарактеристики вне каталога, если закупают иностранную радиоэлектронику с запретом на допуск.
Особые правила применения запретов и ограничений
Чтобы соблюсти порядок применения ограничений допуска радиоэлектронной продукции по ПП РФ 878, необходимо учитывать как общие требования, так и ряд специальных, предусмотренных постановлением.
- запрещено объединять в одной закупке позицию, которая включена в перечень к Постановлению № 878, и позицию, которой в нем нет;
- порядок определения НМЦК устанавливает Минпромторг. Исключением являются закупки в сфере гособоронзаказа;
- при описании товара запрещено указывать его характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ;
- в извещении необходимо указать, что участнику необходимо декларировать номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции, а для целей подтверждения первого уровня товара — сведения о его первом уровне (не распространяется на военную или специальную технику).
Обратите внимание, что законодатель особо отмечает, как применять Постановление Правительства РФ 878 по 44-ФЗ в отношении заказчиков, осуществляющих свою деятельность на территории иностранного государства, — никак. Ограничения, предусмотренные документом, не распространяются на такие организации.
- запреты и ограничения в госзакупках на текущий год;
- масштабные изменения в правила применения нацрежима;
- как работать с реестром радиоэлектронной продукции Минпромторга.
Об авторе этой статьи
Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС (финансы и кредит), Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (юриспруденция)
В 2013 году — СЗИУ РАНХиГС по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году — ОЦ «Гарант» по программе переподготовки: «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти).
С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2020 года — эксперт проекта «Госзаказ». Сейчас консультирует заказчиков и поставщиков.
Другие публикации автора
- 2023.09.14 Контроль закупокЛоты в закупках по 44-ФЗ: что это и как правильно сформировать
- 2023.08.31 Документы поставщикаИнструкция по замене ЭЦП при смене директора организации в 2023 году
- 2023.08.31 Документы заказчикаИнструкция по работе с новым справочником ЕСКЛП
- 2023.08.29 Документы поставщикаИнструкция по закупке услуг по организации и проведению мероприятий
Источник: gozakaz.ru
4. Организация приема и учета ввт
Прием ВВТ и других материальных средств воинской частью может осуществляться:
- от органов железнодорожного (водного, воздушного, автомобильного) транспорта;
- на военных складах, складах поставщиков, а также на предприятиях промышленности;
- непосредственно в воинской части (материальных средств, прибывших со сдатчиком грузоотправителя).
Прием включает в себя создание приемной комиссии, непосредственно прием образца вооружения и оформление приемного акта.
Основные мероприятия при получении ВВТ на заводах-поставщиках, промышленных предприятиях:
- получение наряда воинской частью;
- формирование и подготовка команды, включающей в себя сокращенный расчет подразделения и группу охраны;
- выезд и следование команды к месту приема ВВТ;
- проверка комплектности в соответствии с формулярами (накладными) и технического состояния по результатам проведения определенных проверок образца ВВТ;
- проверка качества оформления технической документации;
- оформление приемо-сдаточной документации;
- оформление заказа и получение транспорта;
- погрузка и транспортировка ВВТ к месту дислокации воинской части;
- выгрузка вооружения.
Вооружение, поступившее непосредственно в воинскую часть на основании сопроводительных документов комиссией, назначенной приказом командира воинской части, проводится входной контроль, целью которого является:
- проверка комплектности и технического состояния вооружения;
- проверка наличия сопроводительной и технической документации и соответствие комплектующих элементов записям в формулярах;
- составление актов технического состояния на полученное вооружение.
При проведении входного контроля, ВВТ развертывается на технической площадке, и на нем проводятся необходимые работы технического обслуживания. Результаты входного контроля отмечают в технической документации на образец вооружения.
ВВТ, принятое должностными лицами воинской части, развертываются на технических позициях по решению командира воинской части, либо переводятся в режим хранения. Перед развертыванием образца вооружения предварительно проводятся инженерные работы по оборудованию позиции и подготовки расчетов подразделений для технического обслуживания и боевого применения.
После проверки поступившего ВВТ и ВТИ составляется акт приема. В технической документации должностными лицами делаются необходимые записи, которые скрепляются подписями должностных лиц и гербовыми печатями.
На основании акта приема образец вооружения вводится в эксплуатацию и закрепляется на основании приказа за ответственным должностным лицом подразделения с записью в журнал закрепления ВВТ. Введение в эксплуатацию образца вооружения производится установленным порядком в учетных документах воинской части.
При приеме ВВТ, которое до этого эксплуатировалось в другой воинской части, составляются двухсторонние акты, подписываемые лицами, выделенными для сдачи и приема, и утверждаются командиром воинской части.
Все операции по приему, передаче, сдаче материальных средств оформляются документально в соответствии с правилами и по формам документов изложенных в “Руководстве по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в ВС”. Основные формы документов отрабатываемые в воинской части, подразделении в соответствии с данным руководством приведены в приложении 1.
Источник: studfile.net
Гибкие решения проблем импортозамещения ЭКБ для специальной техники

Версию статьи, опубликованную в журнале «Электроника НТБ» №3’2018, вы можете прочитать по ссылке.
Порядок применения отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ ОП) в специальной технике имеет свои особенности. Рассмотрим ряд мер по увеличению доли российских микросхем и повышению технического уровня разработок. Одним из путей решения поставленной задачи является использование базовых матричных кристаллов и программируемых микросхем.
Несмотря на прогресс отечественной электронной промышленности за последние годы, импортозамещение идет медленными темпами в силу ряда объективных и субъективных причин. Первая–наличие у разработчиков аппаратуры большого задела на базе импортной ЭКБ (ЭКБ ИП), что гарантирует скорость разработки и качество выпускаемых изделий. Вторая–ограниченность отечественной ЭКБ по номенклатуре, техническим характеристикам, средствам поддержки, а также большие сроки ее изготовления. Следует отметить, что за долгие годы применения импортной ЭКБ проектировщики аппаратуры привыкли отдавать ей предпочтение. На пути применения отечественной ЭКБ возник барьер, преодолеть который можно только скоординированными действиями всех заинтересованных сторон.
При рассмотрении вопроса применения отечественных микросхем следует отталкиваться от главной задачи–отечественная специальная техника по своим характеристикам должна не только отвечать мировым стандартам, но и быть лучшей. Такую технику можно построить только на лучшей электронной компонентной базе. Но! Отечественные микросхемы в ближайшей перспективе не станут лучшими в мире, поскольку накопилось отставание от мировых лидеров. Кроме того, невозможно воспроизвести широкую номенклатуру ЭКБ иностранного производства, поставляемую на российский рынок. Однако это не означает невозможности решения задач, стоящих перед радиоэлектронной промышленностью, в отсутствие импортных микросхем
Одним из возможных путей выхода из этой ситуации являются гибкие решения, то есть массовое применение полузаказных (цифровых аналого-цифровых БМК) и программируемых (ПЛИС, ПАИС и ПАЦИС) микросхем, на базе которых возможно создавать не только специализированные, но и универсальные интегральные схемы.
Основное преимущество гибких решений для отечественных разработчиков ЭКБ–это возможность взаимодействия с разработчиками аппаратуры, обусловленная территориальной близостью и отсутствием языкового барьера.
Еще одно преимущество–естественная унификация технологических рядов, типов микросхем, их технических и эксплуатационных характеристик вследствие ограниченного количества российских микроэлектронных предприятий
Чтобы реализовать указанные преимущества, необходимо принять комплекс организационных и научно-технических мер. Организационные меры должны создавать условия для использования разработчиками аппаратуры ЭКБ ОП. Надо изменить практику, при которой разработчик аппаратуры исходя из собственного опыта определяет тип используемой ЭКБ. В этих целях целесообразно:
- проводить экспертизу выбора ЭКБ аппаратурными предприятиями с привлечением разработчиков микросхем;
- установить запрет на использование ЭКБ ИП в особо ответственных изделиях;
- при проектировании аппаратуры на ЭКБ ИП из-за наличия задела рекомендовать разработку второго комплекта аппаратуры с использованием ЭКБ ОП
- установить персональную ответственность руководителей аппаратурных предприятий и заказчиков аппаратуры за достижение целевых показателей импортозамещения ЭКБ;
- выполнить комплекс работ по унификации аппаратуры с использованием ЭКБ ОП;
- обеспечить целевое финансирование программ по унификации и переводу аппаратуры на ЭКБ ОП.
При этом важно совмещать программы импортозамещения ЭКБ с одновременным запуском процедуры унификации аппаратуры. Унификация позволит изготавливать аппаратуру быстро и надежно. Наряду с этим необходимо увязывать программы разработки аппаратуры с планами создания соответствующей ЭКБ, а также с планами-графиками проектирования конкретных приборов.
Одним из элементов программы импортозамещения ЭКБ должно стать развитие полупроводниковых фабрик, вокруг которых формируются организации–разработчики ЭКБ, наполняющие рынок продуктами. Ведущая роль полупроводниковых фабрик и НИИ, определяющих техническую политику, обеспечивает возможность унификации технологий, реализации унифицированных библиотек и сложнофункциональных (СФ) блоков, формирования типовых требований к внешним воздействующим факторам и надежности.
Наличие в России современных фабрик и НИИ позволит решить проблему импортозамещения ЭКБ в «широком смысле», то есть продемонстрировать способность российских компаний заменить основную номенклатуру ЭКБ ИП на отечественные микросхемы и таким образом гарантировать доступность ЭКБ требуемого уровня качества и безопасность ее применения в течение всего цикла производства РЭА. Поставки зарубежных компаний не будут ограничиваться при возможности (даже потенциальной) производства отечественных аналогов. Создание российских современных микросхем–это не что иное, как демонстрация потенциала, при наличии которого нецелесообразно ограничивать поставки зарубежных микросхем на российский рынок.
Несмотря на основную роль в процессе импортозамещения полупроводниковых фабрик и НИИ, техническую политику в этой сфере проводят в жизнь разработчики ЭКБ, а именно дизайн центры. К их задачам относятся:
- развитие номенклатуры ЭКБ ОП, включая полузаказные и программируемые схемы;
- обеспечение необходимого уровня технической поддержки
По мере развития дизайн центров по проектированию полузаказных и программируемых схем решается проблема нехватки квалифицированных проектировщиков сложной аппаратуры на базе современных микроэлектронных изделий. Ведь дизайн центры решают задачи, стоящие перед разработчиками аппаратуры. Иными словами, специалисты в области микроэлектроники прилагают усилия к решению проблем специалистов радиоэлектронной промышленности.
Также необходима поддержка со стороны государства специализированных НИИ и дизайн центров, сфокусированных на разработке конкретного типа ЭКБ. Для таких организаций должны быть утверждены планы работ и контрольные показатели, для достижения которых выделяется финансирование
При проектировании аппаратуры разработчики применяют огромное количество микросхем, различных по функциональному назначению и степени интеграции. При этом в номенклатуре ЭКБ изделий с высокой степенью интеграции не так много. Решить проблему номенклатуры микросхем среднего уровня можно, используя гибкие решения, применение базовых матричных кристаллов и программируемых пользователем схем. Научно-технической задачей должно стать форсированное развитие отечественных программируемых микросхем (ПЛИС, ПАИС, ПАЦИС) и полузаказных базовых матричных кристаллов (БМК и аналого-цифровых БМК) и на их основе:
- создание универсальных ИС на базе «зашивок» базовых матричных кристаллов;
- разработка проблемно-ориентированных БИС для решения технических задач
Стоимость и сроки разработки «зашивок» полузаказных и программируемых ИС на порядок меньше по сравнению с разработкой заказных проблемно-ориентированных и универсальных ИС. Это особенно важно при мелкосерийном объеме выпуска, характерном для микросхем, например космического назначения.
Предложенные решения успешно реализуются российскими дизайн центрами. В частности, на отечественном полупроводниковом рынке появились уникальные, не имеющие аналогов в мире, программируемые аналоговые микросхемы [3], которые позволяют реализовать технический замысел разработчика аппаратуры в кратчайшие сроки на своем рабочем месте.
На базе полузаказных схем может быть реализована существенная часть номенклатуры универсальной ЭКБ ИП. Как показал анализ перечней ЭКБ, таких схем не менее 30%. Основные параметры аналоговых и цифро-аналоговых универсальных микросхем на АЦ БМК приведены в табл. 1.
Дальнейшим развитием этого подхода является комбинация нескольких универсальных схем в гибкое решение на основе полузаказных и программируемых схем для конкретной области применения (табл. 2). Особая роль отводится формированию «зашивок» АЦ БМК для определенных классов задач: акселерометры, схемы управления питанием, схемы обработки видеоизображения, усиления и оцифровки многочисленных датчиков, схемы управления двигателями, многоканальные системы аналого-цифровой и цифро-аналоговой обработки и другие.
Для разработки широкого спектра проблемноориентированных интегральных схем необходимо постоянно развивать соответствующую инфраструктуру: вводить в строй новые типы специализированных БМК и ПЛИС, аналого-цифровых БМК (АЦ БМК), ПАИС, совершенствовать программное обеспечение и средства отладки. Такая специализация позволит получить оптимальные характеристики ЭКБ и аппаратуры, а также обеспечить сокращение сроков поставки микросхем и высокую надежность
| Аналого-цифровые преобразователи | Последовательного приближения | Количество разрядов: 8..16 Частота выборок: до 5 Мвыб/с Количество каналов: до 16 |
| Конвейерные | Количество разрядов: 10. 16 Частота выборок: до 25 МГц Количество каналов: до 16 | |
| Дельта-сигма | Количество разрядов: до 24 Частота выборок: до 2 кГц Количество каналов: до 8 | |
| Цифро-аналоговые преобразователи | На резистивной или емкостной матрице | Количество разря дов: 10. 16 Время установления: до 20 нс Количество каналов: до 8 |
| Дельта-сигма | Количество разрядов: до 24 Время установления: до 100 мкс Количество каналов: до 8 | |
| Малошумящие операционные усилители | Коэффициент усиления: до 140 дБ Частота единичного усиления: до 10 МГц Напряжение смещения: не более 50 мкВ Спектральная плотность шума: не более 10 нВ / √—Гц | |
| Быстродействующие операционные усилители | Коэффициент усиления: до 100 дБ Частота единичного усиления: до 100 МГц Напряжение смещения: не более 100 мкВ Скорость нарастания: не менее 100 В / мкс | |
| Компараторы | Напряжение смещения: не более 100 мкВ Время срабатывания: не более 5 нс | |
| Источники опорного напряжения | Выходное напряжение: 1,0. 5,0 В Температурный коэффициент: не более 50 ppm / ⁰C | |
| Супервизоры питания, схемы Rese | Контролируемое напряжение: 0,9. 15 В Количество каналов: до 8 | |
| ШИМ-контроллеры | Рабочая частота: 50. 2000 кГц | |
| Линейные регуляторы напряжения | Выходной ток: не менее 2А Падение напряжения: не более 0,2 В | |
| Импульсные DC-DC-преобразователи | Входное напряжение: 4,5. 40В Выходной ток: не менее 3А | |
| Мультиплексоры | Количество каналов: не менее 32 Коммутируемое напряжение: до 60 В | |
Наглядным примером, демонстрирующим преимущества описанного в статье подхода, является достижение массогабаритных характеристик. Практика показывает, что реализация типовых схем на АЦ БМК и ПАИС в аппаратуре позволяет на порядок уменьшать размеры блоков
Одна из широко известных мировых тенденций предусматривает массовое применение отлаженных СФ-блоков в микросхемах. Использование таких блоков удешевляет и упрощает процесс проектирования СБИС. Широкое внедрение полузаказных и программируемых схем является развитием этого направления, приближает возможности ЭКБ с массой отработанных готовых решений к инженеру–разработчику аппаратуры. Ограничения в поставках высокотехнологичной продукции со стороны любых зарубежных стран будут всегда, вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры, так как любая страна будет требовать за передовые технологии очень высокую цену: неприемлемую и несоразмерную.
| Микросхемы обработки датчиков физических величин (температуры, давления, ускорения, влажности и др.) Микросхемы обработки мостовых датчиков (магниторезистивных и др.) Микросхемы обработки шунтовых датчиков тока | Телеметрия, системы управления, измерительные приборы |
| Микросхемы обработки видеосигнала | Фотоприемные устройства |
| Преобразователи емкость-код, напряжение-частота и частота-напряжение | Акселерометры, измерительные приборы |
| Датчики вращения, микросхемы управления приводами и электродвигателями | Электродвигатели и приводы |
| ШИМ-регуляторы, драйверы силовых ключей, трансляторы уровней | Преобразователи напряжения, силовая электроника |
| Кварцевые генераторы, буферы тактовой частоты, преобразователи уровней, приемопередатчики | Системы управления, измерительные приборы |
Планомерно реализуя описанные в статье подходы, можно с меньшими затратами продвинуться вперед в решении этой проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеев В. В., Телец В. А., Эннс В. И., Эннс В. В. Импортозамещение ЭКБ: базовые матричные кристаллы // ЭЛЕКТРОНИКА: Наука, Технология, бизнев. 2016. No 2
- Эннс В. И. СнК, БМК или ПЛИС: выбор варианта исполнения цифровой интегральной схемы // Компоненты и технологии. 2018. No 4
- Кобзев Ю. М., Эннс В. В., Корепанов И. В. Конфигурируемые аналого-цифровые ИМС серии 5400 // Компоненты и технологии. 2017. No 5.
Источник: dcsoyuz.ru
