В этом случае пени не учитываются на определенный срок.
Заявление о взыскании имущества плательщика-должника
Налоговым законодательством на плательщиков, к которым в рамках законодательства были выдвинуты требования по уплате налогов и сборов, обязаны своевременно и добровольно вносить установленные к ним суммы в пользу государственного бюджета.
В том числе это касается физических лиц, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, не являются ИП.
Согласно нормам действующего налогового законодательства физическое лицо – не предприниматель может быть подвержено взысканию задолженностей по уплате налогов и сборов, штрафов и пени исключительно при обращении налогового органа в суд с соответствующим заявлением.
При недостатке средств на имеющихся счетах такого плательщика может быть выдвинуто заявление со стороны налогового органа о взыскании в имущественной форме.
Судебные приставы, являющиеся уполномоченными лицами для исполнения решения суда, вправе наложить арест на все имущество физического лица – не предпринимателя, суммы которого при продаже будет достаточно для уплаты задолженности.
Взыскание налоговой задолженности с третьих лиц
При этом сумма задолженности должна превышать 3000 рублей, в противном случае налоговый орган направлять заявление в суд не вправе.
Кроме того в рамках действия статьи 48 Налогового кодекса РФ, предусмотрен факт не превышения суммы задолженности должника – не предпринимателя. Так, законом установлен срок для таких задолженностей.
Если в течение трех лет сумма долга физического лица перед государственным бюджетом так и не превысит лимит в 3000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании долга, независимо от его размера.
Более того статья 48 Налогового кодекса предусматривает, что срок уплаты долга, независимо от того, превышает сумма долга 3000 рублей или нет, составляет полгода (шесть календарных месяцев).
При этом обязательным условием является уведомление и требование налогового органа об уплате в срок накопившейся задолженности, которое направляется плательщику – не предпринимателю до подачи заявления в суд.
Порядок действий при взыскании задолженности с плательщика – не предпринимателя
В случае взыскания налога за счет имущества должника – физического лица, которое не является предпринимателем, пени не учитываются на определенный срок. Этим сроком является период времени, в течение которого имущество плательщика-должника находится на реализации.
Существует определенный порядок действий по взысканию задолженности, состоящий из нескольких этапов:
- выявление задолженности у конкретного плательщика;
- определение размера задолженности перед бюджетом;
- направление уведомления должнику;
- направление уведомления в организации, являющиеся местом работы должника;
- направление заявления в суд в случае истечения срока для уплаты задолженности;
- направление копии заявления плательщику, в отношении которого начато административное разбирательство;
- исполнение судебного решения приставами.
В случаях если плательщик не имеет достаточно средств или имущества, объявлен банкротом в качестве ИП, потеряв при этом свой статус предпринимателя, то все недоимки получают статус безнадежным, невозможных к взысканию. Однако это не означает, что налоговый орган не может направить в суд повторное заявление о взыскании в случае, если физическое лицо вновь обретет статус ИП, отказавшись от статуса банкрота.
Действия работодателя при взыскании налоговой задолженности
Более того для взыскания с плательщика-должника задолженности налоговый орган и судебные приставы-исполнители вправе направить в организацию, в которой плательщик официально трудоустроен уведомление об удержании требуемой для уплаты налога или сбора суммы.
Работодатель (руководитель организации) не вправе игнорировать обращения со стороны налоговых органов или судебных приставов, однако обязан уведомить сотрудника о поступившем уведомлении.
За счет какого имущества не может происходить взыскание
В случаях, если не представляется возможности взыскать с плательщика-должника средств с его счетов или от организации-работодателя, налоговый орган вправе направить заявление в суд о взыскании имущества в счет уплаты.
Существует определенная категория имущества, на которое не может быть возложен арест с последующей реализацией в счет государственного бюджета.
К ним относятся:
- земля, приобретенная в счет невыплаченной ипотеки;
- любое личное имущество (вещи, одежда, техника и прочее), не относящееся к роскоши или драгоценностям;
- любые призы и награды должника;
- топливо;
- продукты питания;
- имущество, которое используется гражданином для осуществления деятельности;
- транспортные средства, которыми пользуется должник-инвалид;
- домашние сельскохозяйственные животные и птицы, которые не используются для осуществления деятельности предпринимателя (личное подсобное хозяйство).
Все остальное имущество может быть взыскано в судебном порядке для уплаты задолженности физического лица. Так, к примеру, имеет место практика ареста породистых домашних животных, которые не отнесены к категории домашнего скота или птицы в счет уплаты задолженности. Как правило, должник находит средства для уплаты налогов и сборов достаточно быстро для выкупа домашнего животного обратно.
В случаях если должник ведет подсобное хозяйство, с которого не получает предпринимательского дохода, арест на такое хозяйство не накладывается. В том числе на постройки и строения, необходимые для содержания домашнего скота, а также земли, используемые под посадки сельскохозяйственных и садовых растений.
Если же установлено, что плательщик-должник осуществляет незаконную деятельность предпринимателя с своего подсобного хозяйства, то к нему применяются нормы не только налогового, но и административного/уголовного права.
За счет какого имущества взыскивают задолженности по налогам
Согласно статье 48 Налогового кодекса, подлежит последовательному взысканию имущество должника – не предпринимателя, в следующем порядке:
- средства на лицевых счетах;
- электронные средства;
- любые личные наличные средства самого должника;
- имущество, которое было передано должнику на основе договора дарения или передачи в пользование и владение, без права собственности, в случаях если это имущество необходимо для уплаты задолженности перед государственным бюджетом, а договора были расторгнуты или отозваны;
- любое другое имущество, которое не попадает под описанные ранее категории.
Так, имеет место судебная практика, когда на имущество должника в виде личной техники, купленной за счет самого должника, не являющееся совместно нажитым с супругой/супругом имуществом, накладывается арест.
Чаще всего, в зависимости от размера задолженности, такой техникой являются телевизоры, холодильники, стиральные машины и прочие бытовые технические приборы.
При аресте имущества, стоимость реализации которой превышает необходимую для уплаты задолженности сумму, разница от реализации передается плательщику путем перечисления на расчетный счет в банке. Плательщик имеет право забрать эту разницу в любой удобный для него момент.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Источник: advokat-malov.ru
Какие новые инструменты использует ФНС для взыскания налогового долга
Взыскание налогового долга — серьезный фактор, который влияет на пополнение доходной части бюджета. Списание долгов — не лучший вариант решения, когда у должников не находится активов, рассказывает главный редактор портала «Право.ру» Борис Болтянский. Поэтому Федеральная налоговая служба (ФНС) все чаще использует в таких случаях новые инструменты
Один из новых инструментов ФНС — цифровой финансовый анализ деятельности должника, позволяющий обнаружить, куда выводятся активы и через какие схемы должник уклоняется от уплаты долгов.
Другой инструмент — площадка реструктуризации долга, которая работает уже полтора года. Ее задача — наладить сотрудничество сторон в решениях налоговых споров вместо противоборства и конфликтов.
Работа ФНС при банкротстве должников
По данным Счетной палаты, за прошлый год объем списанной задолженности по налогам составил 173,5 млрд рублей. Чаще всего списывают долги, которые признают невозможными к погашению из-за неплатежеспособности юрлица после завершения его банкротства. Еще одна распространенная ситуация — суд или приставы не находят никаких средств у должника. Также долг спишут при исключении юрлица из ЕГРЮЛ и смерти налогоплательщика. Обычно кредиторы вынуждены смиряться с такой ситуацией.
Однако, по данным ФНС, банкротство для бюджета становится все менее безнадежным. В обычно бесперспективных ситуациях ухода должников в банкротство за 2020-2022 годы бюджет получил от банкротов доходов более чем на полтриллиона рублей.
Наглядной является динамика соотношения списываемых сумм к поступлениям налогов. За последние пять лет показатель удельного веса списанных сумм улучшен в четыре раза: если в 2019 году это было списание двух копеек на каждый взысканный рубль налогов, то уже в 2020 году — 0,88 копейки с рубля, в 2021 году — 0,75 копейки с рубля. Наконец, в 2022 году списание составило лишь 0,5 копейки на рубль поступлений, то есть 0,5%. Это минимальный удельный вес списания за весь период измерений.
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Важный момент: в отличие от банков, которые при выдаче кредитов, как правило, получают от должника залог (его при невозврате кредита можно реализовать, вернув сумму долга) и поручительство, налоговая служба не является залоговым (то есть защищенным) кредитором. Это вынуждает ФНС активно применять институт обращения взыскания на косвенные, производные активы должников.
Суд может установить, что утрата возможности взыскания долга с компании оказалась связана со злоупотреблениями контролирующих ее лиц. В таком случае долг с фирмы, оставшейся без активов, могут списать и переложить его на лиц, виновных в неплатежеспособности организации, через субсидиарную ответственность. Среди возможностей — естественно, производное взыскание долгов с лиц, на которых переведен бизнес в целях списания долгов, в том числе своевременный арест активов, которых хватит, чтобы компенсировать ущерб, причиненный бюджету. Также применяется инициирование личного банкротства бенефициаров, привлеченных к субсидиарной ответственности.
При этом сам факт списания долга юридического лица не всегда приводит к окончательной утрате возможности взыскания сумм. Так, если у должника найдут какое-то имущество, долг восстановится, и процедура взыскания возобновится.
За последние пять лет по такому принципу через суды было взыскано более 150 млрд рублей налогового долга с лиц, организовавших схемы неплатежеспособности компаний.
Материал по теме
Цифровые инструменты ФНС для взыскания проблемного долга
Статистика федерального реестра дел о банкротстве свидетельствует, что 40% должников имеют нулевую конкурсную массу — в таких условиях рассказать о причинах отсутствия источников взыскания может помочь только углубленный финансовый анализ деятельности должника, а чаще даже полноценное финансовое расследование деятельности должника и связанных с ним лиц. Это позволяет ФНС выявить направления вывода активов и схемы уклонения от уплаты долгов. По его результатам формируется стратегия ведения дела о банкротстве, включающая поиск и обращение взыскания на скрытые активы путем оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности, взыскания убытков и ущерба. По закону обязанность по таким активностям лежит на арбитражном управляющем, но результативными, как правило, бывают не их действия, а инициативы активных кредиторов.
ФНС много раз показывала, как работает ее «Система комплексного управления и администрирования долга» (СКУАД). СКУАД позволяет не только показать все цифровые следы действий владельцев и менеджмента, но и превращать их в поступления в бюджет. Условия оспоримости сделок, взыскания долга с контролирующих лиц переложены в автоматизированной системе Налоговой службы в цифровые портреты злоупотреблений, которые преобразуются в задания для инспекторов. СКУАД фокусирует внимание инспектора на процессуальном действии, которое с наибольшей вероятностью приведет к погашению долга. По статистике, за последние пять лет процент удовлетворения заявлений ФНС России о привлечении к субсидиарной ответственности к числу рассмотренных составил 86,4%.
Для сравнения, по заявлениям других лиц, этот процент в два раза хуже — 42,2%. А особенность «субсидиарки» в том, что взыскание идет в пользу всех кредиторов, а не только того, кто подал иск. Так что добросовестным кредиторам выгодно участие налоговиков в таких делах. Здесь можно рассчитывать, что суду будет представлена исчерпывающая фактура, разворачивающая историю действий бенефициаров, причинивших ущерб своим контрагентам.
Еще одним важным инструментом улучшения налоговой дисциплины является «Реестр субсидиарных ответчиков», который с мая 2023 года в тестовом режиме действует на сайте ФНС. Сервис предоставляет данные о лицах, причастных к организации схем неплатежеспособности компаний, когда это зафиксировано в судебных актах. Благодаря такому списку добросовестные фирмы быстрее и с меньшими трудозатратами выявляют связи потенциальных контрагентов с лицами, которые в прошлом намеренно уклонялись от уплаты налогов или довели организации до банкротства. Конечно, подобные сведения можно было получить и раньше, но для этого приходилось последовательно изучать картотеку арбитражных дел, а на это далеко не у каждого субъекта есть ресурсы.
Материал по теме
Эволюция субсидиарной ответственности
Сама субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц прошла длинный путь развития с 1994 года, когда в Гражданский кодекс была включена статья 56. Впрочем, в разъяснение положений закона существовал только один пункт в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда России и Высшего Арбитражного Суда России от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» № 6/8. И на начальном этапе этот механизм защиты нарушенного права почти не применялся кредиторами.
Ситуация начала меняться спустя полтора десятилетия. В 2012 году Президиум Высшего Арбитражного Суда России вынес постановление № 9127/12 от 06.11.2012, в котором разъяснил вопрос привлечения руководителя организации-банкрота к субсидиарной ответственности, если тот не передал конкурсному управляющему документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, передал их не в полном объеме либо такие документы содержали недостоверную информацию. В 2013 году с внесением в банкротное законодательство изменений (Закон № 134-ФЗ от 28.06.2013) выработанные судебной практикой подходы закрепились, но с уклоном к привлечению к субсидиарной ответственности только руководителей компаний-должников. И только в 2016 году, пересмотрев решения трех судебных инстанций, к субсидиарной ответственности ВС РФ привлек как бенефициара физическое лицо, формально никоим образом не связанное с должником (дело ООО «Инком»). 2016 год стал своеобразной точкой отчета, с которой началась эпоха снятия корпоративных вуалей.
В следующем, 2017 году Закон о банкротстве был приведен в соответствие со складывающейся судебной практикой, в том числе по вопросу привлечения к субсидиарной ответственности бенефициаров и собственников бизнеса. Также был введен механизм защиты интересов кредиторов исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица: кредиторы обществ с ограниченной ответственностью получили право предъявлять требования о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц недействующих ООО без инициирования дел о банкротстве.
Эволюция Закона о банкротстве, развитие судебной практики, направленной на пресечение противоправных схем, повысили эффективность защиты прав незалоговых кредиторов. Как видно, ФНС России успешно применяет эти механизмы для возврата долгов перед бюджетом. Другой метод — взыскания ущерба с бенефициаров в уголовных делах о неуплате налогов либо взыскание с лиц, на которые переводился бизнес должников.
Источник: www.forbes.ru
Порядок взыскания налоговой задолженности с ип
Статья 47. Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя
Статья 47. Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя
1. В случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств, налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия постановления о взыскании задолженности (далее в настоящей статье — индивидуальный предприниматель), в пределах сумм, не превышающих отрицательное сальдо единого налогового счета, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится на основании постановления налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества (далее — постановление о взыскании задолженности), размещенного в реестре решений о взыскании задолженности.
2. Направление постановления о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Одновременно с направлением постановления о взыскании задолженности налоговый орган размещает указанное постановление в реестре решений о взыскании задолженности с указанием сведений о его отправке судебному приставу-исполнителю. При поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста и (или) постановления об обращении взыскания на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банке, действие поручения налогового органа на перечисление соответствующей суммы задолженности, размещенного в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса, приостанавливается до исполнения указанного постановления в полном объеме или его отмены.
3. Направление судебному приставу и размещение постановления о взыскании задолженности в реестре решений о взыскании задолженности осуществляются в течение десяти месяцев:
либо с даты размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, превышающем 30 тысяч рублей;
либо с даты окончания исполнительного производства по ранее размещенному постановлению при наличии отрицательного сальдо на едином налоговом счете в размере, превышающем 30 тысяч рублей;
либо с даты возникновения после размещения в реестре решений о взыскании задолженности предшествующего постановления новой суммы задолженности на едином налоговом счете в размере, превышающем 30 тысяч рублей;
либо по истечении трех лет с даты размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, не превышающем 30 тысяч рублей.
4. Постановление о взыскании задолженности, размещенное после истечения срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя задолженности в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Постановление о взыскании задолженности, в отношении которой вынесен судебный акт, размещается в реестре решений о взыскании задолженности одновременно с информацией о таком судебном акте, вступившем в законную силу.
5. Постановление о взыскании задолженности должно соответствовать требованиям к исполнительным документам, установленным Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также содержать:
1) наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
2) дату принятия и номер решения налогового органа о взыскании задолженности;
3) идентификационный номер налогоплательщика, наименование и адрес налогоплательщика (налогового агента) — организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства налогоплательщика (налогового агента) — индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;
4) дату выдачи указанного постановления.
6. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения соответствующего исполнительного производства.
7. Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов, за исключением счетов в банках, в отношении которых направлены поручения в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Взыскание задолженности в части налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) производится за счет общего имущества товарищей.
При отсутствии или недостаточности общего имущества товарищей взыскание производится за счет имущества управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на имущество управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
В случае отсутствия или недостаточности имущества управляющих товарищей взыскание обращается на имущество товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.
9. В случае взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента погашения задолженности в пределах сумм денежных средств, вырученных от реализации такого имущества.
10. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.
11. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании задолженности в части уплаты сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Источник: legalacts.ru