Судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ в соответствии со своей компетенцией (ст. 125 Конституции РФ) рассматривает четыре основные категории дел.
По запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Рассматривает споры о соотношении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
По запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.
Защита прав предпринимателей в арбитражных судах
Защита прав предпринимателей может осуществляться с использованием всех четырех процедур, однако важнейшее значение для предпринимателей имеет использование возможностей, заложенных:
а) в процедуре рассмотрения жалоб на нарушение конституционных прав и свобод;
б) в процедуре рассмотрения дел о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по запросам судов.
Необходимо иметь в виду, что запрос суда касается не только содержания примененного закона, но и всех аспектов конституционности.
В частности, запрос может направляться судом в Конституционный Суд РФ не только при нарушении законом конституционных прав и свобод граждан, но и во всех случаях, когда имеются сомнения в конституционности закона. Эти сомнения могут возникнуть в отношении содержания закона и порядка его применения. Неконституционным закон может быть и по форме, и с точки зрения закрепленных Конституцией полномочий и компетенции.
Если в ходе рассмотрения дела суд устанавливает, что при изучении акта государственного или иного органа применен неконституционный закон или же сам суд вынужден применять закон, в отношении которого возникают сомнения в его конституционности, суд должен обратиться в Конституционный Суд, который и проверяет конституционность закона в рамках своей компетенции.
С запросом может обратиться любой суд, на любой стадии судопроизводства, в том числе и при рассмотрении дела кассационной и надзорной инстанциями. Конституционные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан могут быть поданы в Конституционный Суд как физическими, так и юридическими лицами. При определении субъектов обращения в Конституционный Суд необходимо учитывать специфику коллективных прав граждан.
Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, при этом данное право может осуществляться гражданами как индивидуально, так и коллективно.
Камиль Исаев. Защита прав предпринимателей
Наиболее традиционной формой восстановления нарушенного или оспоренного права является обращение предпринимателей в суд (арбитражный или общий) с иском о защите своих прав и охраняемых законом интересов. В качестве средства судебной защиты в этом случае выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности, с другой.
Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 АПК РФ).
По общему правилу арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
а) между организациями — юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
б) между организациями — юридическими лицами и государственными или иными органами;
в) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.
По смыслу закона отношения, вытекающие из экономической деятельности, включают не только собственно предпринимательские, но и другие связанные с этой деятельностью отношения, в том числе:
при создании, реорганизации и ликвидации предприятия;
при осуществлении органами государственной власти и управления своих полномочий по руководству предпринимательской деятельностью, контрольных и иных функций;
при причинении вреда природным и иным объектам;
при злоупотреблении предпринимательскими правами и неисполнении своих обязанностей.
Важно, чтобы все эти отношения вытекали из предпринимательской деятельности организаций — юридических лиц и граждан-предпринимателей.
При этом именно сфера предпринимательства является одним из главных оснований, позволяющим разграничить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции и определить специализацию арбитражных судов. Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражному суду является характер правоотношений: арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных отношений (к примеру, земельные, налоговые и т.д.), которые не охватываются собственно гражданской и административной сферами.
Законодатель определяет субъектный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду. Он включает, прежде всего, юридические лица и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ст. 27 АПК РФ).
При этом следует иметь в виду, что осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя являются обязательными условиями, при наличии которых гражданин признается участником спора, подведомственного арбитражному суду. Предпринимателем признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации этого хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК РФ).
Поскольку арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо иметь в виду, что само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя еще не дает оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, т.е. не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 50 ГПК РФ).
Таким образом, при решении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие двух названных выше критериев: характера правоотношения и субъектного состава их участников.
Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Так, на практике нередки ситуации, когда с иском о защите прав и охраняемых законом интересов обращается не само юридическое лицо, а его обособленное подразделение в силу выданной ему доверенности. В этом случае следует иметь в виду, что истцом по таким делам является не обособленное подразделение, а юридическое лицо, в интересах которого оно действует.
Реорганизованная либо вновь созданная организация имеет право обжаловать в арбитражном суде решение регистрационного органа об отказе в регистрации либо их уклонение от регистрации.
Учитывая, что правоспособность юридического лица наступает с момента его государственной регистрации, указанные организации не являются юридическими лицами, но могут обращаться в арбитражный суд (ст. 49, 51 ГК РФ, п. 1 ст. 33 АПК РФ).
То же относится и к гражданам, еще не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, когда они обращаются с иском об обжаловании отказа в государственной регистрации (п. 1 ст. 33 АПК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов могут обратиться государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Это право не ставится в зависимость от наличия у названных органов статуса юридического лица.
По общему правилу споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 13 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).
Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Если хотя бы одной из сторон спора является лицо, не имеющее статуса предпринимателя, этот спор также подлежит рассмотрению не арбитражным судом, а судом общей юрисдикции.
Более того, даже если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных гражданских правоотношений, он подведомственен суду общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ).
С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела, связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, рассматриваются судами общей юрисдикции, если эти дела не были приняты к производству арбитражным судом до наступления указанных обстоятельств.
В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:
споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п. 7 ст. 262 ГПК РФ);
заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п. 1 ст. 254 ГПК РФ);
дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 33 АПК РФ)
Кроме того, суд общей юрисдикции рассматривает заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия (ст. 310 ГПК РФ).
Следует иметь в виду, что суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).
В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициям в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ (п. 2 ст. 22 ГПК РФ).
В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон (п. 5 ст. 27 АПК РФ).
Несогласованность положений о подведомственности экономических споров между иностранными и российскими предпринимателями, содержащихся в двух нормативных актах равной юридической силы, очевидна.
В результате этого при выборе суда для разрешения спора действует правило, согласно которому истец, независимо от того, иностранный он или российский предприниматель, вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта суд арбитражный или общей юрисдикции. Выбора не может быть, если компетентный орган прямо определен международным соглашением или соглашением сторон. В данном случае речь идет о так называемом пророгационном соглашении, т.е. взаимном пожелании сторон контракта передать спор на разрешение конкретного суда до момента принятия его судом к своему производству (ст. 404 ГПК РФ).
Соглашение может быть оформлено самостоятельным документом, но чаще оно включается отдельным пунктом в заключаемый договор материального содержания (купля-продажа, кредит, оказание услуг и т.п.).
Так, суд общей юрисдикции (исключительная подсудность) рассматривает дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории РФ (ст. 403 ГПК РФ).
Источник: studopedia.org
Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
Рыночная экономика характеризуется тем, что права предприни-мателя определяются в общедозволительном (а не разрешительном) порядке, они, по существу, выступают как естественные права членов гражданского общества: право на частную собственность, право на свободную деятельность и т.п. Без уровня, на котором осуществляется саморегулирование рыночной экономики, т.е. проявляется ее суть, бессмысленно говорить об уровне государственного регулирования рыночной экономики, ибо если нет рыночной экономики, то нет и ее государственного регулирования.
Тема 1. Правовые формы и инструменты государственного воздействия на предприни¬мательскую деятельность в Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1.Публичная организация предпринимательства……………………………5
2.Лицензирование предпринимательской деятельности…………………….9
3.Государственная поддержка малого предпринимательства……………..13
Тема 2. Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
Введение…………………………………………………………………………19
1. Правовые основы защиты предпринимательства…………………………21
2. Защита прав и законных интересов субъектов
предпринимательской деятельности………………………………………….22
2.1. Способы и механизмы защиты прав и законных
Интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Гражданско-правовая защита…………………………………………………22
2.2. Защита прав предпринимателей при их нарушении
незаконными актами государственных органов……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………………………………………..31
Необходимым для предпринимателей является также правильный выбор оптимального средства защиты нарушенного права в определенной ситуации, что может реально влиять на обеспечение стабильности и надежности их положения.
Для предпринимателей нередко проблемой является правильный выбор и эффективное использование и применение предусмотренных законодательством средств защиты — тех правовых средств, с помощью которых можно предотвратить, прекратить, устранить нарушение прав, они возобновляются, а также компенсируются убытки, причиненные их нарушением. Чтобы вынудить или побудить правонарушителя прекратить действия, которые нарушают право предпринимателя, или предотвратить такие действия, необходимо знать положение законодательства, что регулирует разные средства защиты, и уметь их применять. Таким образом, результаты деятельности предпринимателей во многом зависят от их знания законодательство и умения оградить свои права, обеспечить возобновление нарушенных прав и их судебную защиту, умение применять всю совокупность средств и мероприятий их защиты.
Актуальность защиты прав предпринимателей обусловлена и тем, что хоть в Украине в целом создана достаточная нормативная база предпринимательства, однако она не обеспечивает в полной мере сочетания свободы предпринимательства и конкуренции с надлежащей защитой прав предпринимателей, а также интересов общества и государства. Слабость и несовершенство правовой защиты предпринимательства, неурегулированность многих его аспектов, несогласованность нормативных актов негативно влияют на эффективность предпринимательства в Украине. Это также способствует нарушениям в сфере предпринимательства, в частности незаконному занятию предпринимательской деятельностью, росту экономической преступности и т.п. Такие негативные явления, как злоупотребление монопольным положением на рынке, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской деятельности по большей части объясняются несовершенством нормативно-правового режима предпринимательства.
Некоторые из действующих охранительных правовых средств предпринимательской деятельности в Украине, в том числе средства защиты и ответственности, несовершенные как в их определении, так и указании оснований их применения и процедуре реализации, что в целом снижает действенность обеспечения предпринимательства. Это и предопределяет необходимость анализа законодательства об охране прав предпринимателей, в том числе для определения путей его совершенствования.
Часто права предпринимателей нарушаются через незаконное вмешательство в их деятельность государственных органов. Случаются случаи нарушения личных неимущественных прав предпринимателей. Поэтому анализу законодательства о средствах защиты от подобных нарушений посвящены отдельные разделы труда. Учитывая, что приоритетное для развития предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике в Украине имеет создание эффективных систем обеспечения доступа предпринимателей на рынок и свободной, добросовестной конкуренции у предпринимателей.
1. Правовые основы защиты предпринимательства.
Права и интересы, которые охраняются законом, субъектов предпринимательской деятельности гарантируются нормами гражданского материального права. Каждый предприниматель имеет право пресекать действия и акты граждан и юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые нарушают или ограничивают его права и законные интересы. Право на предпринимательскую деятельность включает возможность защиты от неправомерных действий как других предпринимателей, так и со стороны государственных органов, в том числе право на обжалование их деятельности, которое ущемляет это право.
Защита предпринимателей от нарушения их имущественных прав органами государственной власти и органами местного самоуправления имеет конституционную основу. В соответствии со ст. 55 Конституции Украины каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Согласно ст.56 Конституции Украины каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий. Предприниматель имеет право на возмещение соответствующим государственным органом причиненных ему убытков, которое может быть реализовано в судебном порядке.
2. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
2.1. Способы и механизмы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Гражданско-правовая защита.
Ввиду комплексного характера предпринимательского права, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляется с помощью норм многих отраслей права: гражданского, административного, криминального, трудового и других. Однако средства охраны отмеченных четырех отраслей права можно считать важнейшими. А ввиду того, что основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли (то есть какая-нибудь деятельность субъекта предпринимательской деятельности в конечном итоге сводится к сохранению и за возможности увеличения собственного материального достатка), именно гражданско-правовые средства защиты нарушенных прав и интересов предпринимателей можно считать базовыми.
Рассматривая гражданско-правовые средства защиты прав предпринимателей, следует обратиться к ст. 6 Гражданского кодекса, которая распространяется на правоотношения в сфере предпринимательства. Целесообразно подробнее остановиться на составных убытков, которые подлежат возмещению, случаях ограничения размера их возмещения (ответственности) (см., например: ст. 363 «Размер ответственности автотранспортной организации за потерю, недостаток и повреждение груза» Гражданского кодекса Украины и др.).
Желательно рассмотреть также «другие средства [защиты], предусмотренные законом». К ним можно отнести, в частности, способы обеспечения выполнения обязательств (реализация заставленного имущества, правило об оставлении задатка в задаткополучателя или уплата им задатка в двойном размере). На обсуждение можно вынести вопрос о возможности отнесения к средствам гражданско-правовой защиты выплаты страхового возмещения.
В этом вопросе следует четко размежевать гражданско-правовую защиту и защиту с помощью норм трудового права имущественных прав предпринимателей (в частности, за субъектами правоотношений, за объемом ответственности). Рассматривая объем ответственности, следует остановиться на случаях ограниченной и полной ответственности по трудовому праву, особенное внимание уделяя порядку и субъектам заключения договора о полной материальной ответственности, в частности потому, что такой договор может заключаться исключительно с лицом, должность которого определена законодательством в соответствующем перечне (см., например: постановление Государственного комитета Совета Министров Украины по труду и социальным вопросам). Механизм защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности составляют объективно имеющиеся возможности для реализации вышеприведенных способов защиты. К ним можно отнести: урегулирование спора во внесудебном порядке; рассмотрение и решение заявлений, жалоб и других документов органами исполнительной власти в порядке подчиненности; предоставление защиты правоохранительными органами в пределах их компетенции; нотариальная защита; судебная защита (в том числе — Конституционным Судом Украины, общими судами, хозяйственными и третейскими судами).
2.2. Защита прав предпринимателей при их нарушении незаконными актами государственных органов.
Право на предпринимательскую деятельность включает возможность защиты от неправомерных действий, как других предпринимателей, так и со стороны государства в лице его органов, в том числе право на обжалование их поведения, которое ущемляет это право.
Защита предпринимателей от вмешательства в их деятельность государственных органов имеет конституционную основу. В соответствии со ст. 55 Конституции Украины «каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действия! или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц». «Каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий» (ст. 50 Конституции Украины).
Одним из важных и распространенных средств защиты прав субъектов предпринимательской деятельности является признание судом или арбитражным судом изданного государственным или иным органом незаконного акта недействительным (полностью или в части). В ч. 4 ст. 15 Закона Украины «О предпринимательстве» указано, что в случае издания государственным либо другим органом акта, не соответствующего его компетенции или требованиям законодательства, предприниматель вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействительным.
Как следует из Закона, основанием применения этого средства защиты является издание государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции либо требованиям законодательства. Поскольку это два самостоятельных основания, то документ может быть признан недействительным как акт, отвечающий требованиям законодательства, но принятый с превышением компетенции соответствующего органа, так и, напротив, принятый в пределах его компетенции, но противоречащий законодательству.
Превышение компетенции государственного органа означает издание им акта вне его компетенции. Нарушение актом государственного органа требований законодательства — это противоречие законодательству принятого акта, как по его содержанию, так и по форме, порядку и срокам принятия.
Неправомерные акты государственных органов, затрагивающие права предпринимателей, нарушают два запрета, установленные Законом «О предпринимательстве». Первый — общий запрет, установленный в ч. 3 ст. 15 Закона «О предпринимательстве»: вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством Украины права государственных органов на осуществление контроля за деятельностью предпринимателей. Другой — специальный запрет, сформулированный в ч. 4 ст. 15: не допускается принятие государственными органами актов, которые определяют привилегированное положение субъектов предпринимательской деятельности одной из форм собственности по отношению к субъектам предпринимательской деятельности иных форм собственности.
Признание незаконного акта недействительным может применяться как единственное средство защиты (когда для защиты предпринимателей достаточно признания акта недействительным), либо сочетаться с другими мерами защиты и ответственности. Так, признание недействительным акта государственного или иного органа может соединяться с применением предусмотренной ч. 6 ст. 15 Закона «О предпринимательстве», п. 2 ст. 27 Закона Украины «О предприятиях в Украине» меры гражданско-правовой ответственности — взысканием судом или арбитражным судом по иску предпринимателя убытков, причиненных ему в результате выполнения указаний государственных либо других органов или их должностных лиц, приведших к нарушению прав предпринимателя, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей в отношении предпринимателя.
Нередко в практике объединяется требование о признании недействительным актов государственных органов с иском о возврате (обратном взыскании) необоснованно списанных этими органами в бесспорном порядке сумм. Субъекты предпринимательской деятельности обращаются в арбитражный суд с исками о возврате из бюджета незаконно списанных штрафов, других финансовых санкций, недоимок; по налогам и иным обязательным платежам в бюджет.
Таким образом, средствами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности от незаконных актов государственных органов, их вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей являются:
признание недействительными (полностью или в части) актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы субъектов предпринимательской деятельности;
возврат из бюджета денежных средств, неосновательно списанных в виде экономических (финансовых) санкций или по другим основаниям государственными органами в бесспорном порядке;
возмещение убытков, причиненных предпринимателям неправомерными актами государственных органов.
Заключение.
И в заключение в самой общей форме резюмируем основные положения, касающиеся государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом.
Следует сразу сказать, что замыслы законодателя и реальное их воплощение не всегда совпадают. Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным. Прямое регулирование более свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям:
— установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;
— введение запретов на те или иные проявления при ее осуществлении;
— применение государством санкций и мер ответственности;
— создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий);
Источник: www.myunivercity.ru
Судебный порядок защиты прав предпринимателей
Судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ в соответствии со своей компетенцией (ст. 125 Конституции РФ) рассматривает четыре основные категории дел.
По запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Рассматривает споры о соотношении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
По запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.
Защита прав предпринимателей может осуществляться с использованием всех четырех процедур, однако важнейшее значение для предпринимателей имеет использование возможностей, заложенных:
а) в процедуре рассмотрения жалоб на нарушение конституционных прав и свобод;
б) в процедуре рассмотрения дел о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по запросам судов.
Необходимо иметь в виду, что запрос суда касается не только содержания примененного закона, но и всех аспектов конституционности.
В частности, запрос может направляться судом в Конституционный Суд РФ не только при нарушении законом конституционных прав и свобод граждан, но и во всех случаях, когда имеются сомнения в конституционности закона. Эти сомнения могут возникнуть в отношении содержания закона и порядка его применения. Неконституционным закон может быть и по форме, и с точки зрения закрепленных Конституцией полномочий и компетенции.
Если в ходе рассмотрения дела суд устанавливает, что при изучении акта государственного или иного органа применен неконституционный закон или же сам суд вынужден применять закон, в отношении которого возникают сомнения в его конституционности, суд должен обратиться в Конституционный Суд, который и проверяет конституционность закона в рамках своей компетенции.
С запросом может обратиться любой суд, на любой стадии судопроизводства, в том числе и при рассмотрении дела кассационной и надзорной инстанциями. Конституционные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан могут быть поданы в Конституционный Суд как физическими, так и юридическими лицами. При определении субъектов обращения в Конституционный Суд необходимо учитывать специфику коллективных прав граждан.
Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, при этом данное право может осуществляться гражданами как индивидуально, так и коллективно.
Наиболее традиционной формой восстановления нарушенного или оспоренного права является обращение предпринимателей в суд (арбитражный или общий) с иском о защите своих прав и охраняемых законом интересов. В качестве средства судебной защиты в этом случае выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности, с другой.
Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 АПК РФ).
По общему правилу арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
а) между организациями — юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
б) между организациями — юридическими лицами и государственными или иными органами;
в) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.
По смыслу закона отношения, вытекающие из экономической деятельности, включают не только собственно предпринимательские, но и другие связанные с этой деятельностью отношения, в том числе:
при создании, реорганизации и ликвидации предприятия;
при осуществлении органами государственной власти и управления своих полномочий по руководству предпринимательской деятельностью, контрольных и иных функций;
при причинении вреда природным и иным объектам;
при злоупотреблении предпринимательскими правами и неисполнении своих обязанностей.
Важно, чтобы все эти отношения вытекали из предпринимательской деятельности организаций — юридических лиц и граждан-предпринимателей.
При этом именно сфера предпринимательства является одним из главных оснований, позволяющим разграничить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции и определить специализацию арбитражных судов. Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражному суду является характер правоотношений: арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных отношений (к примеру, земельные, налоговые и т.д.), которые не охватываются собственно гражданской и административной сферами.
Законодатель определяет субъектный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду. Он включает, прежде всего, юридические лица и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ст. 27 АПК РФ).
При этом следует иметь в виду, что осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя являются обязательными условиями, при наличии которых гражданин признается участником спора, подведомственного арбитражному суду. Предпринимателем признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации этого хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК РФ).
Поскольку арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо иметь в виду, что само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя еще не дает оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, т.е. не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 50 ГПК РФ).
Таким образом, при решении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие двух названных выше критериев: характера правоотношения и субъектного состава их участников.
Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Так, на практике нередки ситуации, когда с иском о защите прав и охраняемых законом интересов обращается не само юридическое лицо, а его обособленное подразделение в силу выданной ему доверенности. В этом случае следует иметь в виду, что истцом по таким делам является не обособленное подразделение, а юридическое лицо, в интересах которого оно действует.
Реорганизованная либо вновь созданная организация имеет право обжаловать в арбитражном суде решение регистрационного органа об отказе в регистрации либо их уклонение от регистрации.
Учитывая, что правоспособность юридического лица наступает с момента его государственной регистрации, указанные организации не являются юридическими лицами, но могут обращаться в арбитражный суд (ст. 49, 51 ГК РФ, п. 1 ст. 33 АПК РФ).
То же относится и к гражданам, еще не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, когда они обращаются с иском об обжаловании отказа в государственной регистрации (п. 1 ст. 33 АПК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов могут обратиться государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Это право не ставится в зависимость от наличия у названных органов статуса юридического лица.
По общему правилу споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 13 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).
Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Если хотя бы одной из сторон спора является лицо, не имеющее статуса предпринимателя, этот спор также подлежит рассмотрению не арбитражным судом, а судом общей юрисдикции.
Более того, даже если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных гражданских правоотношений, он подведомственен суду общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ).
С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела, связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, рассматриваются судами общей юрисдикции, если эти дела не были приняты к производству арбитражным судом до наступления указанных обстоятельств.
В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:
споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п. 7 ст. 262 ГПК РФ);
заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п. 1 ст. 254 ГПК РФ);
дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 33 АПК РФ)
Кроме того, суд общей юрисдикции рассматривает заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия (ст. 310 ГПК РФ).
Следует иметь в виду, что суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).
В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициям в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ (п. 2 ст. 22 ГПК РФ).
В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон (п. 5 ст. 27 АПК РФ).
Несогласованность положений о подведомственности экономических споров между иностранными и российскими предпринимателями, содержащихся в двух нормативных актах равной юридической силы, очевидна.
В результате этого при выборе суда для разрешения спора действует правило, согласно которому истец, независимо от того, иностранный он или российский предприниматель, вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта суд арбитражный или общей юрисдикции. Выбора не может быть, если компетентный орган прямо определен международным соглашением или соглашением сторон. В данном случае речь идет о так называемом пророгационном соглашении, т.е. взаимном пожелании сторон контракта передать спор на разрешение конкретного суда до момента принятия его судом к своему производству (ст. 404 ГПК РФ).
Соглашение может быть оформлено самостоятельным документом, но чаще оно включается отдельным пунктом в заключаемый договор материального содержания (купля-продажа, кредит, оказание услуг и т.п.).
Так, суд общей юрисдикции (исключительная подсудность) рассматривает дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории РФ (ст. 403 ГПК РФ).
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями.
Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм.
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при которых тело находится под действием заданной системы сил.
Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора.
Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов — вирусов (в т.
Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей.
Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК.
Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни.
Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана.
Источник: studopedia.info