Выделенные Г В. Атаманчуком стадии управленческого процесса:
— анализ и оценка управленческой ситуации;
— прогнозирование и моделирование необходимых (и возможных) действий по сохранению и преобразованию состояния управленческой ситуации (в субъекте и объектах государственного управления);
— разработка предполагаемых правовых актов или организационных мероприятий;
— обсуждении принятие правовых актов и осуществление организационных мероприятий;
— организация исполнения принятых решений (правовых и организационных);
— контроль выполнения и оперативное информирование;
— обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации.
Махина С.Н. предлагает выделять следующие стадии управленческого процесса:
1. Анализ и прогнозирование ситуации, требующей урегулирования, и выбор формы и метода управленческого воздействия (в зависимости от объема компетенции управляющего субъекта. Сокращение объема данной стадии или ее отсутствие в законодательном акте, определяющем вопросы управленческого процесса, Управленческом кодексе, может снизить эффективность управления. Анализ и прогнозирование должны обеспечить оптимальность решения, его эффективность и полноту.
Урок № 3. Алгоритм принятия управленческого решения.
2. Сбор информации и выработка проекта управленческого решения. Выработка проекта управленческого решения должна осуществляться только при условии достаточной информированности управляющей стороны. В определенных случаях частью этой стадии могут являться процедуры по согласованию между соответствующими органами (например, согласование в ряде случаев с вышестоящим органом при издании нормативного правового акта или согласование условий административного договора между субъектами, обладающими формальным равенством при заключении договора).
3. Принятие управленческого решения. Главная особенность этой стадии — официальное оформление избранного управленческого решения. Именно с момента принятия правового управленческого решения оно приобретает качество юридического факта, т.е. с ним связывается возникновение, изменение или прекращение публичного правоотношения.
4. Организация исполнения и исполнение решения. На данной стадии следует строго соблюсти установленные процедуры, выделить необходимые для исполнения решения ресурсы, установить сроки в тех случаях, когда это требуется, определить исполнителей и т.п.
5. Контроль за исполнением решения. Контроль: он должен быть оперативным, гласным и объективным, экономически целесообразным.
В управленческом процессе можно выделить и факультативные стадии, свойственные отдельным производствам. Эти этапы осуществления управления в настоящее время возникают в определенных законом случаях при принятии ряда правовых актов управления — правовая экспертиза и государственная регистрация. В теории административно-договорного производства выделяется стадия разрешения договорных конфликтов.
Источник: studopedia.info
Урок № 1. Управленческая деятельность: формы, методы и способы (тезисы).
Понятие стадии управленческой деятельности и управленческой технологии
Совершенствование управленческой деятельности и повышение требований к ней в части достижения желаемых результатов привело к формированию управленческой технологии. Она является одним из проявлений социальной технологии, отражающей управленческие процессы. Содержание этого понятия заключается в следующем:
— это способ достижения поставленных общественных целей;
— деятельность состоит из отдельных последовательных операций;
— разработка действий осуществляется на научной основе с учетом специфики области применения, сферы деятельности и решаемых задач.
Таким образом суть управленческой технологии заключается в системном соединении:
♦ управленческих потребностей и интересов общества,
♦ целей и функций государственного управления,
♦ возможностей и элементов управленческой деятельности.
Различают следующие виды управленческих технологий:
По специфике государственных органов и управляемых объектов:
диагностирование, проектирование, реформирование подсистем;
информационные, внедренческие, обучающие;
По уровню управления:
Этапы управленческой деятельности
Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности в зависимости от цели управленческого решения и раскладываются на определенные этапы. Этапы управленческой деятельности с особым набором форм и методов называются стадиями (циклами) управленческой деятельности. Эти стадии имеют логическую взаимосвязь между собой и определенную последовательность. Существует несколько подходов в определении стадий управленческой деятельности, один из них предполагает семь этапов:
Анализ и оценка управленческой ситуации, качеств управляемого объекта.
Прогнозирование и моделирование действий по преобразованию ситуации.
Принятие решения и разработка управленческих актов.
Организация исполнения (правовых и организационных) решений.
Контроль выполнения и оперативное информирование.
Оценка результатов управленческого воздействия.
Процесс управления любого уровня и особенно в муниципальном образовании носит динамичный характер. Изменения, которые происходят в окружающей среде требуют от управляющего субъекта принятия соответствующих решений и практических мер. Задачи, с решением которых субъекту управления приходится постоянно сталкиваться условно можно разделить на две группы:
a)функциональные – обусловленные спецификой деятельности системы, подсистемы или звена управления;
b)ситуационные – возникающие в управляемых системах, в результате взаимодействия и различных связей.
Понятие термина «решение» включает в себя три значения:
— найденный, но еще не осуществленный вариант поведения;
— собственно процесс устранения каких-либо трудностей, разрешение задач;
— практический результат и итог деятельности.
Управленческое решение можно рассматривать как концентрированное выражение процесса управления, как поступающую от управляющей системы команду, подлежащую исполнению.
Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций: разработка вариантов действий, выбор оптимального варианта, его принятие, утверждение и оформление, осуществление. На качество управленческого решения оказывают влияние различные факторы, в том числе: правильное определение цели, методика разработки решения, объема и качества информации по рассматриваемому вопросу, объективная оценка состояния объекта воздействия, профессионализма должностного лица и др.
Различные авторы по вопросам государственного и муниципального управления выделяют разные виды управленческих решений (формы), используя разнообразные критерии.
♦ по источнику возникновения: инициативные, по предписанию, по предложению «снизу».
♦ по юридическому оформлению: приказ, распоряжение, указание, инструкция, план и др.
♦ по субъектному признаку: индивидуальные и коллективные (коллегиальные)
♦ по степени уникальности: рутинные и новаторские.
♦ по методу разработки: количественные, экономико-статистические, эвристические.
♦ по количеству целей: одноцелевые, многоцелевые.
♦ по степени регламентации: регламентирующие, ориентирующие, рекомендательные.
♦ по функциональному признаку: экономические, социальные, политические, технические, организационные; финансовые, кадровые и др.
♦ по сроку действия: оперативные, долгосрочные.
♦ с учетом стереотипности ситуации: программируемые, непрограммируемые.
♦ по внутреннему построению: структурированные, неструктурированные.
Управленческая деятельность предполагает не только принятие решения, но проведения комплекса мероприятий по его осуществлению, выполнению. Этой цели служит организационно-распорядительная деятельность управляющего субъекта, которая представляет собой форму осуществления принятых управленческих решений.
К организационно-распорядительной деятельности относится:
› оформление организационной документации по принятому решению и доведение ее до исполнителей;
›разъяснение содержания и направленности управленческого решения, объективной необходимости, причин вызвавших принятие решения.
›конкретизация задач в условиях изменения функционирования объекта управления;
›определение ответственных исполнителей;
›организация контроля за ходом выполнения решения;
›практическая оценка, подведение итога выполнения решения и качества работы исполнителей.
Источник: allrefrs.su
Три основных варианта управленческой деятельности
Если наблюдать степень компетентности в процессе принятия решений и ответственности за достижение целей компании, то теория и практика управления выделяют три основных варианта управленческой деятельности, а именно:
- Стратегическое управление
- Оперативное руководство
- Управление бизнес-направлениями
Этапы процесса управления
- Планирование – это фаза процесса управления, на которой принимаются решения о миссии и целях организации и определяется курс действий, необходимый для их достижения.
В непосредственной связи с фазой планирования находятся еще две фазы, одна из которых предшествует — прогнозирование, а другая следует за ней — принятие решения.
- Организация — это этап процесса управления, на котором менеджеры должны определить ресурсы, определить рабочие места и конкретные задачи, разделить работу, определить виды деятельности и людей, необходимых для достижения поставленных целей.
- Лидерство — это процесс влияния на других, чтобы они работали наилучшим образом для эффективной и действенной реализации организационных ресурсов.
- Контроль – это этап процесса управления, который должен обеспечить достижение всех запланированных действий и результатов; его суть состоит в контроле за деятельностью сотрудников.
Теории управления
- Ранние теории
- Пост-ранние теории
- Классические научные теории — Анри Файоль
- Бихевиористские теории
- Количественные и системные теории
- Ситуационные теории
- Инновационные теории
- Теории, основанные на культуре
- Теории, основанные на этике
- Теории, основанные на маркетинге
- Теории, основанные на предпринимательстве
Источник: glx.su