В рамках сравнительного подхода оценщик определяет стоимость акций, паев, долей в уставном (складочном) капитале, имущественного комплекса на основе информации о ценах сделок с акциями, паями, долями в уставном (складочном) капитале, имущественными комплексами организаций-аналогов с учетом сравнения финансовых и производственных показателей деятельности организаций-аналогов и соответствующих показателей организации, ведущей бизнес, а также на основе ценовой информации о предыдущих сделках с акциями, паями, долями в уставном (складочном) капитале, имущественным комплексом организации, ведущей бизнес.
а) организация, осуществляющая деятельность в той же отрасли, что и организация, ведущая бизнес;
б) организация, сходная с организацией, бизнес которой оценивается, с точки зрения количественных и качественных характеристик, влияющих на стоимость объекта оценки.
При определении стоимости объекта оценки с использованием методов проведения оценки объекта оценки сравнительного подхода оценщику следует произвести поэтапный анализ и расчеты согласно методологии оценки, в частности:
Землепользование. Передача 8. Сравнительный подход к определению стоимости земельного участка
а) рассмотреть положение организации, ведущей бизнес, в отрасли и составить список организаций-аналогов;
б) выбрать мультипликаторы (коэффициенты, отражающие соотношение между ценой и показателями деятельности организации), которые будут использованы для расчета стоимости объекта оценки. Выбор мультипликаторов должен быть обоснован;
в) провести расчет базы (100 процентов собственного капитала или 100 процентов инвестированного капитала) для определения мультипликаторов по организациям-аналогам с учетом необходимых корректировок;
г) рассчитать значения мультипликаторов на основе информации по организациям-аналогам. Если расчет производится на основе информации по двум и более организациям-аналогам, оценщик должен провести обоснованное согласование полученных результатов расчета;
д) провести расчет стоимости собственного или инвестированного капитала организации, ведущей бизнес, путем умножения мультипликатора на соответствующий финансовый или производственный показатель организации, ведущей бизнес. Если расчет производится с использованием более чем одного мультипликатора, оценщик должен провести обоснованное согласование полученных результатов расчета;
е) в случае наличия информации о ценах сделок с акциями, паями, долями в уставном (складочном) капитале организации, ведущей бизнес, оценщик может произвести расчет на основе указанной информации без учета мультипликаторов.
При оценке акций в рамках сравнительного подхода помимо информации о ценах сделок может быть использована информация о котировках акций организации, ведущей бизнес, и организаций-аналогов.
Оценщик при применении сравнительного подхода также может применять математические и иные методы моделирования стоимости. Выбор моделей для определения стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован.
Источник: bankrotone.userecho.com
Оценка бизнеса: сравнительный подход — практика (часть 2)
Лекция 4. Сравнительный подход к оценке бизнеса
1. Сравнительный подход (ФСО №1) – это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах
Базовые допущения сравнительного подхода:
· Использование в процессе оценки в качестве ориентира реальных рыночных цен на сходные предприятия или их акции
· Сравнительный подход базируется на принципе замещения (альтернативных инвестиций) – разумный инвестор не заплатит за объект оценки больше, чем он может заплатить, чтобы приобрести другой объект аналогичной полезности. Аналогично с покупателем.
· Цена предприятия отражает все существенные ценообразующие характеристики компании
Если есть подозрения, что одна из предпосылок не выполняется – не применяем его
Условия применения сравнительного подхода:
1. Наличие достаточно развитого рынка ценных бумаг компаний
2. Открытость рынка и доступность финансовой информации
3. Наличие специальных информационных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию
Наш рынок не является таковым, так как он ликвидный только для отдельных секторов. На Западе он применяется в 95% случаев, у нас редко, только когда есть реально сопоставимая компания в той же индустрии
Преимущества и недостатки сравнительного подхода
Преимущества | Недостатки |
Оценщик ориентируется на фактическиезафиксированные рынком цены купли-продажи сходных компаний | Он не учитывает перспектив развития бизнеса в будущем – только как будут развиваться бизнесы аналогов, с которыми произошли сделки |
Сравнительный подход основан на ретроспективной информации и отражает фактические показатели бизнеса. Информация легко проверяется | Сравнительный подход требует подробной финансовой информации не только по оцениваемой компании, но и по компаниям-аналогам |
Реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования (оценки) | Необходимость внесения сложных корректировок, требующих серьезного обоснования – для поддержания сопоставимости. В отношении недвижимости это легко (есть факторы – местоположение, отделка, ремонт), но с бизнесом все намного сложнее |
Сфера применения сравнительного подхода:
· Оценка акций (изначально был для этого разработан)
· Оценка пакетов ценных бумаг
· Экспресс-оценка (менее трудозатратно, чем другие методы)
· Проверка результатов других подходов (насколько адекватна рассчитанная стоимость относительно рынка)
В российской практике – чаще всего для двух последних
2. Принципиальный алгоритм
· Вычисление мультипликаторов по аналогам
Потом выводим средний мультипликатор
· Применение полученных мультипликаторов к объекту оценки
· Составление списка аналогов
· Анализ сопоставимости (чем мы отличаемся, уточняем список компаний)
· Определение итогового мультипликатора
· Определение стоимости компании (если их несколько – взвешиваем)
· Внесение итоговых корректировок
Методы сравнительного подхода
· Метод рынка капитала (метод компаний-аналогов) – инфа с фондового рынка о котировках компаний-аналогов и наших. Только когда у нас есть данные об открытых компаниях-аналогах – считаем их капитализацию, ценовые мультипликатор и цену объекта.
· Метод сделок – инфа о любых сделках с крупными пакетами (более 1 или 5%) акций или долями участия. Ищем инфу о сделках, которые произошли с вашими сравниваемыми компаниями.
· Метод отраслевых коэффициентов (метод большого пальца или отраслевых ориентиров) – почти не используется, хотя на Западе популярен для оценки малого бизнеса. Инфа о связи между показателями деятельности компании и ее каким-то показателем. Источник – многолетняя статистическая база. Завод стоит, например, от 5 до 7 показателей EBITDA.
Методы отличаются источником информации, так как мы должны получить информацию по всем компаниям-аналогам. Помимо этого, они отличаются уровнем стоимости, которые получаются при их применении.
Источники информации (помимо информации от заказчика):
· Фондовые биржи (метод рынка капитала – для него самый важный источник)
· Информационные агентства (Cbonds, Финам, РА Эксперт, РБК, РИА-Новости, SPARK, mergers.ru, Bloomberg, Fitch, Moody’s, Shttps://infopedia.su/17×4279.html» target=»_blank»]infopedia.su[/mask_link]