Существующая практика построения систем управления включает в себя несколько подходов к организации систем управления. Наиболее известны из них системы, построенные на управлении функциями и управлении бизнес-процессами организации.
Бизнес-процесс – последовательность действий (подпроцессов), направленная на получение заданного результата, ценного для организации.
Системы управления, построенные на принципах управления функциями, представляют собой иерархическую пирамидальную структуру подразделений, сгруппированных по выполняемым функциям. Под функциональным подразделением можно понимать группу экспертов в данной функциональной области.
В организациях, построенных по данному принципу, управление осуществляется на административно-командных принципах. Другим подходом построения систем управления является управление потоками работ или процессами, составляющими деятельность предприятия. Процессное подразделение включает в себя координатора — владельца процесса и исполнителей из различных функциональных областей, сгруппированных по принципу единства результата бизнес-процесса. Подобные системы часто называют “горизонтальные”, подразумевая под “вертикальным” управлением иерархию функциональных подразделений и руководителей в стандартной системе управления, построенной по функциональному принципу.
Разработка стандарта по описанию бизнес-процессов (соглашения по моделированию)
Понятие бизнес-процесс лежит в основе процессного подхода к анализу и синтезу деятельности организации. Процессный подход позволяет рассматривать деятельность организации как связанную систему бизнес-процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами или внешней средой. В настоящий момент применение процессного подхода является обязательным условием для построения Системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000. Практика показывает, что система управления, построенная на принципах процессного управления, является более эффективной и результативной по сравнению с равной ей по масштабу функциональной системой. Вместе с тем, разработка и внедрение такой системы – сложный процесс.
Ключевыми понятиями процессного подхода являются:
Результат бизнес-процесса – то ради чего осуществляется бизнес-процесс, т.е. деятельность всегда рассматривается вместе с целью этой деятельности – получение на выходе некоторого результата, удовлетворяющего заданным требованиям. Результаты бизнес-процесса часто упоминаются как выходы бизнес-процесса.
Владелец бизнес-процесса — должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса. Часто приходится наблюдать чисто формальные результаты внедрения процессного подхода – Владелец бизнес-процесса назначается практически произвольно, ему не дают реальных полномочий, например, по распоряжению персоналом, необходимым для осуществления процесса. В этом случае говорить о какой-либо ответственности Владельца бизнес-процесса за получение результата не приходится, и само получение необходимого результата оказывается под угрозой.
Что такое UML за 7 минут: Диаграмма классов, последовательностей, состояний и деятельности
Исполнители бизнес-процесса – команда специалистов из различных функциональных областей (кросс-функциональная команда), выполняющих действия процесса. Исполнители процесса в большей степени ориентированы на результат, чем исполнители отдельных функций при функциональном подходе, так как основой мотивационной схемы при процессном управлении является распределение бонусов среди членов команды только при получении конечного результата. При функциональном подходе исполнители мотивируются только за исполнение функций и не заинтересованы в получении конечного результата.
Входы бизнес-процесса – ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые потребляются или преобразовываются при выполнении процесса.
Основным вопросом, который встает перед разработчиком модели является принцип выделения бизнес-процессов. Исходя из определения, принцип выделения процессов один – это результат. При выделении бизнес-процессов необходимо следить, чтобы на одном уровне модели присутствовали одноуровневые результаты деятельности, а следовательно и процессы.
Последовательность разработки модели бизнес-процессов
Для того, чтобы разработать модель бизнес-процессов необходимо:
1. Выявить набор объектов управления
2. Выбрать подход к описанию бизнес-процессов
3. Выбрать конфигурацию модели(моделей) бизнес-процессов
4. Разработать модель (модели) бизнес-процессов
5. Заполнить параметры процессов
6. Выбрать и назначить процессам показатели эффективности деятельности.
7. Оценить время и стоимость выполнения процессов и провести их оптимизацию (при необходимости).
Источник: poisk-ru.ru
Последовательность разработки модели бизнес-процессов
Для того, чтобы разработать модель бизнес-процессов, необходимо:
Выявить набор объектов управления
Выбрать подход к описанию бизнес-процессов
Выбрать конфигурацию модели (моделей) бизнес-процессов
Разработать модель (модели) бизнес-процессов
Заполнить параметры процессов
Выбрать и назначить процессам показатели эффективности деятельности
Оценить время и стоимость выполнения процессов и провести их оптимизацию (при необходимости)
Выбор подхода к созданию модели бизнес-процессов
В зависимости от фазы развития организации и состояния ее системы управления можно использовать два подхода к созданию модели бизнес-процессов. Описание подходов приведено в Таблице 1.
1. | Выделение и описание набора отдельных бизнес-процессов компании | Целесообразно использовать в организациях, которые недавно приступили к формализации своей системы управления. Позволяет быстро решить задачи формализации отдельного набора бизнес-процессов. Бизнес-процессы, относящиеся к разным объектам управления можно группировать с помощью папок. При выделении отдельных процессов для формализации рекомендуется включать в набор для описания процессы, удовлетворяющие следующим критериям: за результат процессов никто не отвечает или ответственных несколько (а следовательно, не отвечает никто); процессы, которые наиболее часто повторяются в организации; стратегически важные процессы. Для согласования бизнес-процессов между собой их можно связать по входам и выходам с помощью междиаграммных ссылок (нотации Процедура, Процесс), пулов (нотация BPMN) или интерфейсов процессов (нотация EPC). Используемые нотации: Процедура, Процесс, BPMN, EPC. |
2. | Создание комплексной модели бизнес-процессов | Предназначен для организаций, осуществляющих полный цикл проектирования системы управления. Модель создается в соответствии с методологией структурного анализа и проектирования SADT. Это позволяет создать комплексную непротиворечивую модель бизнес-процессов, получить распределение ответственности за основные результаты деятельности. Используемые нотации: IDEF0 — на верхнем уровне модели; Процедура, Процесс, BPMN, EPC — на нижних уровнях. |
Таблица 1. Подходы к созданию модели бизнес-процессов
Выбор конфигурации модели бизнес-процессов
В случае создания модели бизнес-процессов в зависимости от количества уровней системы управления и набора объектов управления может создаваться не одна, а несколько моделей бизнес-процессов. Описание зависимости состава моделей от количества уровней системы управления приведено в Таблице 2.
1. | 1 уровень управления — монопредприятие, количество объектов управления не более 8 | Одна комплексная модель бизнес-процессов. (Пример — нормативная 8-процессная модель БКГ: http://www.businessstudio.ru/procedures/models) |
2. | 1 уровень управления — монопредприятие, количество объектов управления более 8 | Возможно два варианта: 1. Создание одной модели, на верхнем уровне которой будет группировка по «метапроцессам», например, Процессы развития, Основные процессы, Обеспечивающие процессы. 2. Создание нескольких моделей — по одной для каждого «метапроцесса». Модели можно связать между собой по входам и выходам с помощью междиаграммных ссылок. |
3. | 2-уровневая система управления (управляющая компания — производственные единицы) | 1. Одна модель для управляющей компании. 2. В общем случае N моделей — по одной для каждой производственной единицы (количество моделей может быть меньше, если ряд производственных единиц должен иметь одинаковую систему управления). Модели можно связать между собой по входам и выходам с помощью междиаграммных ссылок. |
Источник: cc.ritm-z.com
5.2.Последовательность разработки модели бизнес-процессов
5.3.Подходы к выбору конфигурации модели бизнес-процессов
В зависимости от фазы развития организации и состояния ее системы управления можно использовать два похода к созданию модели бизнес-процессов:
Использование
Выделение и описание набора отдельных бизнес-процессов компании.
Целесообразно использовать в организациях, которые недавно приступили к формализации своей системы управления.
Позволяет быстро решить задачи формализации отдельного набора бизнес-процессов. Бизнес-процессы, относящиеся к разным объектам управления можно группировать с помощью папок.
Для согласования бизнес-процессов между собой их можно связать по входам и выходам с помощью междиаграммных ссылок.
Используемые нотации: Процедура, Процесс.
Создание комплексной модели бизнес-процессов
Предназначен для организаций, осуществляющих полный цикл проектирования системы управления.
Модель создается в соответствии с методологией структурного анализа и проектирования SADT. Это позволяет создать комплексную непротиворечивую модель бизнес-процессов, получить распределение ответственности за основные результаты деятельности.
Используемые нотации: IDEF0 – на верхнем уровне модели, Процедура, Процесс- на нижних уровнях.
В случае создания модели бизнес-процессов в зависимости от количества уровней системы управления и набора объектов управления может создаваться не одна, а несколько моделей бизнес-процессов:
Моделируемая система управления
Состав моделей
1 уровень управления — монопредприятие, количество объектов управления не более 8
Одна комплексная модель бизнес-процессов.
(Пример- нормативная 8-процессная модель БКГ: http://www.businessstudio.ru/procedures/models)
1 уровень управления — Монопредприятие, количество объектов управления более 8
Возможно два варианта:
1. Создание одной модели, на верхнем уровне которой будет группировка по «метапроцессам», например — Процессы управления, Процессы развития, Основные процессы, Обеспечивающие процессы.
2. Создание нескольких моделей – по одной для каждого «метапроцесса». Модели можно связать между собой по входам и выходам с помощью междиаграммных ссылок.
2-уровневая система управления (управляющая компания -производственные единицы)
1. Одна модель для управляющей компании.
2. В общем случае N моделей – по одной для каждой производственной единицы (количество моделей может быть меньше, если ряд производственных единиц должны иметь одинаковую систему управления).
Модели можно связать между собой по входам и выходам с помощью междиаграммных ссылок.
3-уровневая система управления (корпоративный центр -управляющие компании -производственные единицы)
1. Одна модель для корпоративного центра.
2. В общем случае M моделей – по одной для каждой управляющей компании.
3. В общем случае M*N моделей – по одной для производственной единицы.
Модели можно связать между собой по входам и выходам с помощью междиаграммных ссылок.
Источник: studfile.net