1. Наряду с возбуждением исполнительного производства в законе предусмотрено и другое процессуальное последствие предъявления заявления и исполнительного документа — отказ в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Основания для вынесения данного постановления перечислены в законе исчерпывающим образом.
Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом;
Почему пристав может отказать в возбуждении исполнительного производства
2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 настоящего Федерального закона. В данном случае должны быть соблюдены общие и специальные правила о месте совершения исполнительных действий, указанные в ст.
33 Закона об исполнительном производстве. Кроме того, в комментируемом основании для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрено исключение; в соответствии с которым если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);
3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к
исполнению. Здесь необходимо использовать правила об исчислении, перерыве и восстановлении сроков предъявления исполнительных документов, предусмотренные ст.ст. 21 — 23 Закона об
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Федерального закона. Перечень исполнительных документов предусмотрен ст.
Отложение и приостановление исполнительного производства
12 Закона об исполнительном производстве и не является исчерпывающим, поскольку к исполнительным документам относятся также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Другое важное условие состоит в том, что исполнительный документ по своему содержанию должен соответствовать общим требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве;
5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство
по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об
исполнительном производстве. Основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом сформулированы в Законе исчерпывающим образом, поэтому по иным основаниям прекращение исполнительного производства невозможно. Одним из последствий прекращения исполнительного производства является невозможность повторного предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;
6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п.
п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве. В отличие от прекращения исполнительного производства окончание исполнительного производства не во всех случаях препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к принудительному исполнению. Такими препятствиями выступают лишь следующие отдельные основания окончания исполнительного производства:
— фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона);
— фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 1 ст. 47 Закона);
— выплата штрафа в полном объеме; замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии либо помилования; смерть должника-осужденного или объявление его умершим в исполнительном производстве по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. п. 1,2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона);
7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. В соответствии со ст.
12 Закона об исполнительном производстве ряд исполнительных документов являются юрисдикционными актами производного характера. Например, исполнительный лист выдается на основании судебного решения, определения или приговора суда, а та кже иных актов в случаях, предусмотренных законом. По общему правилу исполнительный лист выдаете я только после того, когда юрисдикционный акт, являющийся основанием его выдачи, вступит в законную силу. Однако судебные процедуры предполагают возможность оспаривания и вступивших в законную си лу судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процес се, а применительно к арбитражному процессу дополнительным способом выступает кассационное прои зводство.
В то время как срок предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению сост авляеттри года (ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Поэтому вполне вероятна такая ситуация, при которой исполнительный лист выдан судом, но не предъявлен к принудительному исполнению, а впоследствии судебный акт, являющийся основанием для его выдачи, был оспорен и отменен в порядке пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;
8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. В соответствии с действующим законодательством ФССП России не является единственным органом исполнения. Так, согласно ч. 2 ст.
1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Например, по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (ч. 2 ст. 242.2 БК РФ).
2. В ч. 2 комментируемой статьи разрешены некоторые процессуальные вопросы отказа в принятии исполнительного документа.
Прежде всего, отказ в принятии исполнительного документа оформляется путем вынесения отдельного постановления судебного пристава-исполнителя. При этом должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в отношении основных реквизитов данного документа.
Далее судебный пристав-исполнитель копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, обязан направить взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Должнику копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства не направляется.
3. В тех случаях, когда обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в возбуждении исполнительного производства и указанные в п. п. 1 — 4 и 7 ч. 1 комментируемой статьи, будут устранены, взыскатель, иные уполномоченные лица получают право на повторное предъявление исполнительного документа к принудительному исполнению. Если отказ в возбуждении исполнительного производства был осуществлен ввиду того, что исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено или окончено (п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве), повторное предъявление исполнительного документа невозможно.
Источник: lawbook.online
Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства
1. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» впервые ввел институт отказа в возбуждении исполнительного производства. На момент поступления судебному приставу-исполнителю исполнительного документа и заявления могут быть выявлены различные обстоятельства, в силу которых не может быть возбуждено исполнительное производство.
Статья 31 должна рассматриваться и толковаться в совокупности со ст. 30 комментируемого Закона. Все обстоятельства, которые в силу ст. 30 названного Закона судебный пристав-исполнитель проверяет при решении вопроса о возбуждении исполнительного производства, могут его привести к выводу о необходимости отказа в возбуждении исполнительного производства.
Закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства. Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства могут носить устранимый или неустранимый характер. При устранении устранимых обстоятельств взыскатель вновь может предъявить исполнительный документ к взысканию.
И наоборот, при наличии неустранимых обстоятельств возбуждение исполнительного производства невозможно.
2. Часть 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» приводит исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, которые могут быть разделены на две группы в силу ч. 3 названной статьи: устранимые (п. п. 1 — 4, 7 ч. 1 ст. 31) и неустранимые основания (п. п. 5, 6, 8 ч. 1 ст. 31).
Устранимые основания отказа в возбуждении исполнительного производства:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя (п.
1 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»). В соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель предъявляет как исполнительный документ, так и заявление. Кроме того, заявление должно быть подписано взыскателем или его представителем. При подписании заявления представителем к заявлению надо приложить доверенность.
Согласно процессуальному законодательству полномочие о предъявлении исполнительного документа к взысканию является специальным (ст. 54 ГПК РФ, ст. 62 АПК РФ), поэтому о нем должно быть указано в доверенности. Если поданное заявление подписано представителем, но к заявлению не приложена доверенность, то нет оснований считать, что заявление подписано надлежащим лицом.
Несмотря на то что закон прямо не говорит об этом, но при отсутствии доверенности подпись представителя является ненадлежащей (аналогична ситуация и при отсутствии в доверенности указания на право представителя предъявлять исполнительный документ к взысканию). В этих случаях судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства. При отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указывает соответствующее основание, при исправлении которого взыскатель вправе вновь предъявить исполнительный лист к взысканию;
2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 3 ст.
30 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона (см. комментарий к ст. 33). Единственное исключение из данного правила отражено в ч. 4 ст. 30 комментируемого Закона, оно относится к ситуации, когда взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство;
3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает как срок предъявления исполнительных документов к исполнению (ст. 21), так и порядок восстановления данного срока. В исполнительном листе, выдаваемом арбитражным судом, указывается на срок предъявления к исполнению (ст. 320 АПК РФ), поэтому о пропуске такого срока судебный пристав-исполнитель может сделать вывод из самого исполнительного листа. В иных случаях судебный пристав-исполнитель определяет срок предъявления соответствующего исполнительного документа к исполнению;
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Федерального закона (см. комментарий к ст. 13). Два документа необходимы для возбуждения исполнительного производства: исполнительный документ и заявление, если иное не установлено комментируемым Законом.
Если исполнительный документ не соответствует предъявляемым к нему требованиям или таковым не является, то нет оснований для возбуждения исполнительного производства. Иногда взыскатель ошибочно предъявляет к исполнению судебный акт, который не является исполнительным листом (кроме судебного приказа).
По конкретному делу Федеральный арбитражный суд Уральского округа пришел к следующему выводу: поскольку не представлено доказательств того, что судебный пристав-исполнитель на момент возбуждения исполнительного производства располагал достоверными сведениями об отсутствии должника или имел основания полагать, что взыскатель вводит его в заблуждение, указывая дополнительный адрес должника в заявлении, постольку у него отсутствовали основания для отказа в возбуждении исполнительного производства ;
Постановление ФАС Уральского округа от 24 июля 2008 г. N Ф09-5306/08-С1 // СПС «КонсультантПлюс».
5) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению.
По общему правилу исполнительное производство производится по вступившим в законную силу судебным актам, кроме случаев немедленного исполнения судебных актов. Исполнительный лист, выданный до вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, его вынесшим . Соответственно, судебный пристав-исполнитель не может возбуждать исполнительное производство по не вступившим в законную силу судебным актам, если не предусмотрено немедленное исполнение.
См., например: дело N 33-2819/2008 Свердловского областного суда от 29 апреля 2008 г. // Сайт Свердловского областного суда: www.ekboblsud.ru.
Во всех приведенных случаях возможно устранение обстоятельств, явившихся основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, о чем следует указать в постановлении.
Неустранимые основания для отказа в возбуждении исполнительного производства:
1) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 настоящего Федерального закона (см. комментарий к соответствующим статьям).
Правовым последствием прекращения производства по делу является невозможность повторного предъявления исполнительного документа к исполнению (ч. 5 ст. 44 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление прекращается в случае отмены приговора в части назначения штрафа.
В этом случае должнику возвращаются все денежные суммы, взысканные с него в процессе исполнения (ч. 14 ст. 103);
2) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по следующим основаниям:
а) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
б) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п.
п. 1, 2 ч. 1 ст. 47);
в) исполнительное производство по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление окончено в случаях:
выплаты штрафа в полном объеме; замены штрафа другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования; смерти должника-осужденного или объявления его умершим (п. п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103);
3) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Например, это может быть ошибочное предъявление к исполнению судебного акта о взыскании денежных средств с РФ, субъектов РФ, муниципального образования за счет средств бюджета.
Неустранимые основания отказа в возбуждении исполнительного производства препятствуют повторному обращению с заявлением о возбуждении исполнительного производства.
3. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает срок, в течение которого судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, — трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа. Это тот же трехдневный срок, в течение которого судебный пристав-исполнитель или возбуждает исполнительное производство, или отказывает в возбуждении.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Источник: sci-lib.biz
Отказ в возбуждении исполнительного производства
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 июля 2013 г. по делу № А29-8918/2012.
- 2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;
- 3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
- 4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;
- 5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;
- 6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;
- 7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
- 8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов;
- 9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона;
- 10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;
- 11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона.
- 2. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
- 3. Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1—4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
- 1. При поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи.
В ч. 1 комментируемой статьи приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Некоторые из оснований являются устранимыми, т.е. в случае исправления и нового обращения судебный пристав-исполнитель примет исполнительный документ к взысканию, возбудив исполнительное производство. Неустранимые основания для отказа в возбуждении исполнительного производства означают, что у взыскателя нет права на возбуждение исполнительного производства.
Существуют следующие снования для отказа в возбуждении исполнительного производства:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Как отмечалось в комментарии к ст.
30 настоящего Закона, по общему правилу заявление о возбуждении исполнительного производства подается взыскателем. В этом случае такое заявление должно быть приложено к исполнительному документу и подписано взыскателем или его представителем (в случае подачи его последним). Поскольку право на предъявление исполнительного документа к взысканию является специальным, т.е. требует отражения в доверенности названного полномочия, постольку недостаточно просто приложения доверенности. Требуется указание в доверенности на соответствующее полномочие представителя. Данное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства является устранимым. После исправления имеющихся недостатков в заявлении такой исполнительный документ с заявлением может быть снова предъявлен к взысканию;
- 2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство (ч. 4 ст. 30 комментируемого Закона). При предъявлении исполнительного документа по месту совершения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство (см. комментарий к ст. 33 настоящего Закона). Вместе с тем не всегда взыскатель знает место жительства, нахождения должника, соответственно не может определить место, где должно быть осуществлено исполнительное производство. В этом случае в заявлении должно быть указано на данное обстоятельство;
- 3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению. В исполнительных документах нередко указывается срок предъявления исполнительного документа к взысканию (ст. 321 АПК; ст. 432 ГПК). Если такой срок не указан, то пристав определяет его в соответствии с действующим законодательством (см. комментарий к ст. 21 комментируемого Закона). Истекший срок предъявления исполнительного документа к взысканию может быть восстановлен. В силу этого данное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства может быть устранено. Однако если пропущенный срок предъявления исполнительного производства не восстановлен, то взыскатель теряет право на его предъявление. В этом случае это же основание может стать неустранимым препятствием;
- 4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Закона (см. комментарий к указанной статье).
Поскольку в заявлении о выдаче судебного приказа дата и место рождения, а также место работы должника-гражданина указываются только в том случае, если они известны взыскателю, отсутствие таких сведений в судебном приказе не является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в силу п. 4 ч. 1 комментируемой статьи [1] .
Данное основание является устранимым;
- 5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 (прекращение исполнительного производства) и ч. 14 ст. 103 комментируемого Закона. Важнейшим правовым последствием прекращения исполнительного производства является невозможность повторного обращения. Основания прекращения исполнительного производства исчерпывающе определены в ст. 43 настоящего Закона. Исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление прекращается при наличии обстоятельств, исчерпывающе перечисленных в ч. 14 ст. 103 настоящего Закона. Это неустранимое основание для отказа в возбуждении исполнительного производства;
- 6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 (окончание исполнительного производства ввиду фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство) и п. 1 ч. 15 ст. 103 (окончание исполнительного производства по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление). В данном случае имеют место неустранимые основания для отказа в возбуждении исполнительного производства;
- 7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. Процессуальное законодательство предусматривает сроки для вступления судебных актов в законную силу. Только на вступивший в законную силу судебный акт (за исключением случаев немедленного исполнения) может быть выдан исполнительный лист. Это устранимое основание;
- 8) исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению ФССП.
При поступлении в службу судебных приставов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца четвертого п. 1
ст. 63 Закона о несостоятельности (банкротстве) применительно к п. 8
ч. 1 комментируемой статьи.
По смыслу названных положений если впоследствии производство по делу о банкротстве будет прекращено (кроме случаев заключения мирового соглашения), то пропущенный срок предъявления исполнительного документа к исполнению подлежит восстановлению судом, принявшим соответствующий судебный акт, в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона [2] .
В случае поступления в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительного документа, выданного судом иностранного государства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 комментируемой статьи. При этом взыскателю необходимо разъяснить, что решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ (ст. 409 ГПК) .
Приведенное основание относится к неустранимым препятствиям;
- 9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч. 2.1 ст. 30 настоящего Закона , согласно которой установлены специальные правила о сроках предъявления исполнительного документа к взысканию при окончании ранее производства ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание при условии принятия судебным приставом-исполнителем всех мер по отысканию имущества должника. Законом установлены разные сроки для двух случаев:
- • заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в ч. 1, 3, 4 и 7 ст. 21 комментируемого Закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все при
нятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника;
• заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.
Указанное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства является неустранимым;
- 10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка. Указанное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства является неустранимым;
- 11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч. 9 ст. 21 комментируемого Закона, в соответствии с которой если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований. Данное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства является неустранимым.
Комментируемым Законом установлен трехдневный срок, исчисляемый со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю, для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства. Важно отметить начало течения трехдневного срока — со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю. Практически трехдневный срок установлен как для возбуждения исполнительного производства, так и для отказа.
2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится правило о направлении копии постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Законом установлен срок направления копии постановления — не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления. При оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя нередко указывается на ненаправление стороне-взыскателю копии постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства’.
В выходные и праздничные дни должен быть организован прием исполнительных документов работниками дежурной части территориального органа ФССП с обеспечением указанных работников штампами для регистрации входящих исполнительных документов (письмо ФССП от 26 декабря 2014 г. № 00011/14/81265-ап «Об организации работы по административному приостановлению деятельности должников»).
3. Устранение обстоятельств, предусмотренных п. 1—4 и 7 ч. 1 комментируемой статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Законом. Остальные основания, будучи неустранимыми, не могут быть исправлены и, следовательно, препятствуют повторному обращению.
- [1] См. п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве».
- [2] См. п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве». 2 Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. Приказом ФССП от 19 июня 2012 г.). 3 Определение КС РФ от 17 февраля 2015 г. № 401-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Язевой Анны Федоровны на нарушение ее конституционных прав статьями 2, 3, 28, 29, пунктом 9 части 1 статьи 31, статьей 50, пунктами 15 и 17 части 1 статьи 64 и статьей 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве»».
Источник: bstudy.net