В соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков предусмотрена возможность, при соблюдении определенных условий, перехода на упрощенную систему налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Также, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Именно освобождение «упрощенцев» от уплаты налога на добавленную стоимость зачастую порождает наибольшее количество вопросов при взаимоотношениях с организациями, применяющими ОСНО.
Приведем наглядный пример: ООО «Икс», применяющее упрощенную систему налогообложения, оказало услуги ООО «Игрек, являющемуся плательщиком НДС, на сумму 120 000 руб. Счет-фактура выставлена не была, сумма налога на добавленную стоимость была включена в стоимость оказанных услуг. Рассмотрим последствия подобной операции.
НДС при УСН
Очевидно, что поскольку ООО «Икс» применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС, то оно не обязано выставлять счет-фактуру и выделять в ней НДС. Но поскольку ООО «Икс» само могло приобретать материальные ценности, используемые, в частности, для оказания услуг ООО «Игрек», у контрагентов, являющихся плательщиками НДС, которые выставляли ООО «Икс» счета-фактуры с выделенным НДС, очевидно, что и ООО «Икс» в свою очередь включит сумму НДС в стоимость оказываемых ООО «Игрек» услуг.
Однако, поскольку ООО «Икс» не выставляет счет-фактуру, ООО «Игрек» уплатит НДС «в скрытой» форме, и, в результате, окажется в убытке, поскольку не сможет принять входящий НДС к вычету. Подобное положение вещей зачастую порождает отказы от сотрудничества с фирмами и предпринимателями – «упрощенцами». И для того, чтобы стабилизировать свои отношения с контрагентами, находящимися на общем режиме налогообложения, и сохранить клиентскую базу, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в многочисленных случаях стали скрывать, что применяют спецрежим налогообложения и начали выставлять своим покупателям счета-фактуры с выделенными суммами НДС. Именно практика выставления счетов-фактур поставщиками, применяющими «упрощенку», и возможность принятия такого НДС к вычету вызывает наиболее оживленные дискуссии в среде налогоплательщиков.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
При буквальном толковании норм налогового кодекса нельзя с определенностью сделать вывод, что никто кроме плательщиков НДС не может выставлять счет-фактуру. В частности, п.1 ст. 168 НК РФ предусматривает:
Вычет ндс при переводе с усн #бухгалтер #бухгалтерскиеуслуги #предприниматель #ндс #усн
Обязанность налогоплательщика предъявить покупателю к оплате сумму налога и выставить счет-фактуру при:
2. реализации товаров (работ, услуг),
2. передаче имущественных прав дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав.
Подобная формулировка дает основания предполагать, что все остальные продавцы, не являющиеся плательщиками НДС, также могут выставить счет-фактуру, хотя и не обязаны этого делать. ст. 169 НК РФ закрепляет правило, согласно которому счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету.
Причем невыполнение требований к оформлению счета-фактуры, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, которые ничего не говорят о режиме налогообложения продавца, не может являться основанием для отказа принять к вычету сумм налога, предъявленных продавцом. Более того, п.5 ст.173 напрямую закрепляет обязанность продавца — «упрощенца», который выставил счет-фактуру и выделил с ней сумму НДС, уплатить ее в бюджет.
Однако налоговое ведомство не соглашается принимать к вычету НДС, уплаченный поставщикам-»упрощенцам». Примером тому служит Письмо УМНС России по г. Москве № 21-09/17090, в котором отстаивается категоричная позиция налоговиков о том, что покупатель, получая товар от «упрощенца», не может поставить к вычету входной НДС, поскольку счет-фактуру выставил не плательщик НДС.
Подобное мнение налоговиков представляется достаточно спорным, поскольку, как уже было сказано выше, нормы Налогового кодекса не ставят зачет входного НДС в прямую зависимость от режима налогообложения продавца. На сторону налогоплательщиков зачастую становятся и арбитры.
В частности, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа № А19-19441/04-5-Ф02-1572/05-С1 было признано право покупателя произвести налоговый вычет независимо от того, кем была выставлена счет-фактура, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выставления налогоплательщиками, освобожденными от уплаты налога на добавленную стоимость, покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога указанная в счете сумма налога подлежит уплате в бюджет продавцом и, следовательно, отсутствуют правовые основания для возложения на покупателя обязанности по уплате налога на добавленную стоимость дважды. Также хочется обратить внимание читателей на существующее Письмо Минфина № 03-04-11/149, согласно которому организации, получившие от «упрощенца» счет-фактуру с выделенной суммой НДС, могут поставить его к вычету при соблюдении условий, перечисленных в частности в п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.
Для правомерного «зачета» НДС необходимо:
Приобрести товары (работы, услуги) для осуществления операций, облагаемых НДС, фактически уплатить суммы НДС поставщику товаров (работ, услуг), принять товары (работы, услуги) к учету, иметь надлежащим образом оформленную счет-фактуру.
Однако Минфин настаивает на выполнении еще одного условия для правомерности вычета, а именно – продавец должен перечислить НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). То есть фактически к существующим четырем основаниям вычета прибавляется еще одно – следить за перечислением поставщиком-упрощенцем выделенной суммы налога в бюджет. Однако, Постановлением ФАС Северо-Западного округа № А26-7051/03-214 было признано, что контроль за исполнением поставщиками товаров, материальных ресурсов, работ, услуг обязанности по уплате в бюджет полученного от покупателей НДС возложен на налоговые органы. Нарушение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить основанием для отказа в возмещении из бюджета этого налога добросовестному налогоплательщику при представлении доказательств его уплаты поставщику. Иными словами, покупатель имеет право на вычет НДС независимо от факта перечисления продавцом выделенной в счете-фактуре суммы в бюджет. При анализе сложившейся ситуации нельзя также не отметить существование противоположных по сути судебных решений, таких как Постановление ФАС Западно-сибирского округа № Ф04-9273/2004 (7544-А70-31), которым покупатель был признан правомочным принять к вычету входной НДС только если организация, применяющая «упрощенку», и выставившая покупателю счет-фактуру, перечислила выделенный налог в бюджет. Таким образом, можно сделать вывод, что до настоящего времени не существует однозначной позиции относительно принятия налоговых вычетов от контрагентов «упрощенцев». Еще одним интересным моментом в вопросе сочетания упрощенной системы налогообложения и налога на добавленную стоимость является то, что к организациям, которые пошли на выставление счетов-фактур для того, чтобы не потерять своих клиентов, применяющих общую систему налогообложения, налоговое ведомство может иметь финансовые претензии в виде наложения штрафов в порядке ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации. Складывается довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, налоговые органы категорически не признают право покупателей на вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным «упрощенцами» на основании того, что в силу ст.346.11 НК РФ такие организации не являются плательщиками НДС. С другой же стороны, налоговики предъявляют требования к «упрощенцам» предъявлять налоговую декларацию по НДС в соответствии с пунктом 5 ст. 173 и пунктом 5 ст. 174 НК РФ. Представляется, что подобная позиция налогового ведомства необоснованна, и можно порекомендовать организациям отстаивать свои права в суде. Примером судебного решения в пользу налогоплательщика можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа № А29-7322/2005а, которым было признано, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Организация, не являющаяся плательщиком налога на добавленную стоимость, несмотря на неисполнение обязанности по представлению налоговой декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 173 и пунктом 5 статьи 174 Кодекса, не может быть привлечена к ответственности по статье 119 Кодекса, установленной только в отношении налогоплательщиков. Также множество вопросов возникают у покупателей-»упрощенцев» в ситуациях приобретения товаров или основных средств у поставщиков-плательщиков НДС. Поскольку в соответствии со ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС, следовательно, они не имеют право поставить к вычету «входной» НДС, который они уплачивают своим поставщикам по счетам-фактурам. Пункт 8 статьи 346.16 НК РФ предусматривает для таких организаций возможность уменьшить свои доходы для целей налогообложения иным путем – путем включения сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам отдельной строкой в расходы. Однако когда речь заходит о приобретаемых основных средствах, многие организации допускают ошибки, учитывая «входной» НДС в их стоимости, применяя правило пп.3 п.2 ст.170 НК РФ.
Тест «На сколько вы активны» Тест «Подходит ли Вам ваше место работы» Тест «На сколько важны деньги в Вашей жизни» Тест «Есть ли у вас задатки лидера» Тест «Способны ли Вы решать проблемы» | Тест «Для начинающего миллионера» Тест который вас удивит Семейный тест «Какие вы родители» Тест «Определяем свой творческий потенциал» Психологический тест «Вы терпеливый человек?» |
В связи с этим, хочется обратить внимание на то, что статья 38 НК РФ относит к товарам любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Поэтому в целях налогообложения основные средства также относятся к товарам. И к ним применяются те же правила, что и ко всем товарам, если Налоговый кодекс не устанавливает для них отдельных правил.
В отношении учета в расходах НДС по приобретаемым основным средствам НК РФ никаких особенностей не устанавливает. Следовательно, «входной» НДС будет отдельным расходом. Правила, установленные п.п.
3 п.2 ст.170 НК РФ и предписывающие лицам, не являющимся плательщиками НДС, учитывать входной НДС в стоимости основных средств, относятся только к лицам, не являющимся налогоплательщиками в соответствии с главой 21 НК РФ. Организации и предприниматели, переведенные на «упрощенку», не являются плательщиками НДС на основании главы 26.2, следовательно, должны руководствоваться правилами, устанавливаемыми главой 26.2 НК РФ.
В отношении сумм НДС, относимых «упрощенцами» на затраты существует и еще одна тонкость. Суммы НДС рассматривались как отдельный доход, и это означало, что налог можно было относить на затраты после его оплаты. Однако в соответствии с Письмом Минфина № 03-11-04/2/140 организации должны включать уплаченные суммы налога в расходы по мере реализации приобретенных ценностей.
Для того чтобы максимально обезопасить свою организацию от возможных сложностей при взаимоотношениях с контрагентами по договорам, применяющих иную, чем ваша организация систему налогообложения, можно порекомендовать, заранее минимизировать вероятные негативные последствия, рассмотренные выше. Помимо попыток добиться через суд возмещения налоговыми органами уплаченных сумм НДС, можно попытаться взыскать уплаченные суммы непосредственно с поставщика.
Как вариант, можно предложить покупателям при заключении договора включать в него условия об обязательном уведомлении со стороны поставщика о применении упрощенной системы налогообложения, при невыполнении которого у покупателя появляется возможность взыскать в поставщика штраф, уплата которого и будет фактическим возвратом начисленного НДС. Еще одним выходом из ситуации может служить заключение со своими поставщиками – «упрощенцами» дополнительных соглашений об уменьшении стоимости товара на сумму НДС, поскольку продавец с прекращением у него обязанности предъявлять покупателю НДС в стоимости товаров должен уменьшить предусмотренную договором стоимость товара на сумму этого налога.
В противном случае его действия могут быть расценены как незаконное получение дохода. В подтверждение подобной позиции можно привести пример Постановления Конституционного суда РФ № 43-О, а также Постановление ФАС Московского округа № КГ-А40/4584-04-П.
Также, способом получения налогового возмещения при покупке товаров или услуг у организаций – «упрощенцев» может быть заключение с подобными фирмами договора комиссии. Зачастую организация-поставщик товаров (услуг) использует материалы, приобретаемые у продавцов, уплачивающих НДС.
Соответственно, если Ваша организация заключит с такой фирмой договор комиссии (агентирования), по которому «упрощенец» закупит по ее поручению товар, то с его цены можно будет принять НДС к вычету. То есть стоимость услуг, с которых организация не сможет вычесть налог, будет ограничена только вознаграждением комиссионера (фирмы-»упрощенца»). Как видно из рассмотренных выше ситуаций, при взаимоотношениях организаций, применяющих различные системы налогообложения, нередко возникают трудности из-за недостаточно определенных формулировок налогового законодательства, многочисленных и зачастую противоречивых разъяснений налоговых и финансовых ведомств, неоднозначной позиции, занимаемой по данному вопросу судебными органами что, конечно же, не может не сказываться на стабильности хозяйственного оборота. Тем не менее, при внимательном анализе действующего законодательства и судебной практики у компаний, сотрудничающих с организациями- «упрощенцами», по-прежнему остаются способы на вполне законных основаниях снизить налоговую нагрузку и найти взаимовыгодные решения.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Источник: center-yf.ru
Другими словами, если ваш поставщик применяет упрощенку, можете ли вы принимать к зачету НДС на уплаченные ему суммы?
В НК сказано, что при упрощенной системе н-обложения уплата единого налога в числе прочих заменяет также уплату НДС.
Означает ли это, что предприятие, применяющее упрощ. С-му выставляет покупателям счета на суммы вкл. НДС, но сам НДС не платит, т.к. его заменяет единый налог?
Другими словами, если ваш поставщик применяет упрощенку, можете ли вы принимать к зачету НДС на уплаченные ему суммы?
Ответы на вопрос (2):
23.05.2003, 09:29,
г. Долгопрудный
Наоборот. Счета выставляются без НДС. Соответственно, Вы никакого НДС не перечисляете, следовательно, и не берете к зачету.
23.05.2003, 11:56,
Согласно абз.1 п.2 ст. 346 -11 НК РФ (с внесёнными изменениями и дополнениями в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.2, 26.3 и 27 части второй налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, Федеральным Законом от 31.12.
2002 г. № 191-ФЗ) организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, не признаются налогоплатильщеками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Отсюда следует, что при выставлении счетов-фактур организации, применяющие упрощённую систему налогообложения не должны показывать НДС в счетах-фактурах, за исключением, если только ими товар не ввезён на таможенную территорию РФ из-за границы. В случаяе, если организации, применяющей упрощённую систему налогообложения поставлен товар от другой организаций, которая находится на общем режиме налообложения, то организация поставляющая товар должна выставить счёт-фактуру с указанием НДС. Организация, применяющаяя упрощённую систему налогообложения относит сумму НДС, в соответствии с подп.8) п.1 ст. 346-16 к расходам, уменьшающим налогоблагаемую базу единого налога по мере оплаты товаров.
С уважением, юрист Ковтун А. В. г. Самара.
Получается что уплата ЕСН все-таки остается?
Разъясните, пожалуйста, следующее.
1. Оптовая организация применяет упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения избрала доходы, уменьшенные на величину расходов. Вправе ли организация учитывать расходы на приобретение покупных товаров в составе расходов, уменьшающих доходы при определении единого налога, подлежащего уплате в соответствии с этой системой налогообложения или должна осуществлять их за счет собственных средств?
2. Согласно абз.1, п.2, ст.346.11, гл.26.2 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену ряда налогов, в т.ч. и единого социального налога уплатой единого налога. По каким ставкам организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (пп.7, п.1, ст.346.16, гл.26.2 НК РФ)? Получается что уплата ЕСН все-таки остается?
Предприятие, осуществляющее розн.
ПО вине налог. Инс. предприятие, осуществляющее розн. Торг., использовало стандартную систему налогообложения (НДС, НсП, ЕСН, налог на прибыль и nl)/ Однако в ноябре 2003 г. при проведении налоговиками проверки, инспектором было указано, что на предприятии должна применяться уплата ЕНВД (единый налог на вмененный доход). При этом инспектор отказалась включить в зачет ранее уплаченный НсП, указав при этом, что по мимо ЕНВД предприятие обязано платить и НсП (налог с продаж). Права ли налоговая инспекция?
Индивидуальный предприниматель применяет упрощённую систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов).
Индивидуальный предприниматель применяет упрощённую систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов). Уплатило единый налог.
Включается ли сумма единого налога в расходы?
Далее должен ли я как ПБОЮЛ на вмененном доходе оплачивать НДС и налог на доходы.
Прошу проконсультировать о оплате налога с продаж тех ПБОЮЛ которые перешли на уплату единого налога на вмененный дохд.
Т е интересует должен ли я как предприниматель платить налог с продаж на те товары котрые я покупаю у организации за наличный расчет и продаю по тем же ценам, но после этого организация мне оплачивает сумму за оказанные услуги.
При продаже этих товаров своей накрутки на этот товар я не делаю (например)
Далее должен ли я как ПБОЮЛ на вмененном доходе оплачивать НДС и налог на доходы. При всем этом хочу сказать, что сумма вмененного налога по данному виду деятельности явл. самой высокой согл. Пункта в законе о вмененном налоге. Ка быть я считаю, что не надо т.к в законе о вмен. Налоге сказано, что предприниматели перешедшие на уплату вмененки не платят налог с продаж и др налоги ГНИ говорит что надо платить налог с продаж НДС и т д.
Могу ли я быть освобождена от уплаты транспортного налога, так как использую автомобиль как раз для работы.
У меня вопрос такой. Я являюсь препринимателем. Занимаюсь грузоперевозками. У меня в собственности автомобиль МАЗ. Я плачу единый налог на вмененный доход и транспортный налог.
А в налоговом кодексе я прочитала (ст.346.28.) что уплата единого налога освобождает ИП от уплаты налога наимущество физ. лиц, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Могу ли я быть освобождена от уплаты транспортного налога, так как использую автомобиль как раз для работы. Спасибо.
Какие тогда обязанности налоговых агентов остаются у них в соответствии с п.5 этой же статьи?
П.3 ст. 346.11 НК РФ (об упрощенной системе налогообложения) в числе других налогов заменяет уплатой единого налога также налоги с выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц. Что это означает? Предпринимателю больше ничего не нужно будет удерживать (кроме взносов на пенсионное страхование) при начислении зарплаты своим работникам?
Какие тогда обязанности налоговых агентов остаются у них в соответствии с п.5 этой же статьи?
И как в отношении работников? Получается, что они освобождаются от ряда налогов и взносов благодаря тому, что их работодатель применяет упрощенную систему налогообложения.
Возможно ли отказаться от добровольной уплаты налогов, включая НДС, по НК РФ Статья 45.1?
НК РФ Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица. Это для физ лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц. Можно ли отказаться от добровольной уплаты налогов? В том числе и НДС?
В 2001 году налоговая инспекция перевела меня на уплату единого налога на вмененный доход, что освобождало меня от уплаты НДС.
Я индивидуальный частнай предприниматель, занимаюсь изготовлением грузозахватных канатных стропов для грузоподьемных механизмов (кранов). В 2001 году налоговая инспекция перевела меня на уплату единого налога на вмененный доход, что освобождало меня от уплаты НДС. В 2003 г. налоговая полиция г. Белореченска (Краснодарский край) решила, что мой вид деятельности не подпадает под уплату единого налога, сделали перерасчет за 2001 год, и выписали постановление об уплате НДС за 2001 г. По истечение 3-х дней завели уголовное дело по статье «Уклонение от уплаты налогов». Правомерны ли эти действия налоговой полиции, и если да, то кто должен выплачивать НДС за тот период, я или налоговая инспекция, ведь я платил налоги по ее расчету? С уважением, Александр.
Единый налоговый платеж физического лица: куда перечисляются налоги на транспорт и недвижимость и можно ли отказаться от уплаты?
Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц. А если я не хочу платить налог, так как я не знаю и не вижу куда и на что идут налоги, могу ли я отказаться от уплаты налога?
Незаконное требование налоговой инспекции: уплата транспортного налога с расчётного счёта оформленного на жену
Произведена уплата транспортного налога с расчётного счёта оформленного на мою жену. В платёжном поручении указано что уплата произведена за меня. Работники налоговой инспекции не засчитали эту уплату и выставили вновь требование об уплате налога. Насколько это требование законно.
Источник: www.9111.ru
Как зачесть переплату по НДС?
Если у организации имеется переплата по НДС, то из статьи нашего эксперта Надежды Четверговой вы узнаете, какие действия необходимо предпринять налогоплательщику для осуществления зачёта переплаты по налогу.
Напомним, что конце 2020 года в правилах зачёта налога произошли изменения. Начиная с 01.10.2020 отменено ограничение, по которому переплату разрешено зачесть только в счёт налога того же вида (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». С этой даты зачёт налоговой переплаты не будет ограничен видами платежей по уровню бюджета. Переплату можно будет зачесть в счёт налога любого вида (федерального, регионального или местного).
Для наглядности приведём пример: переплату по НДС можно будет зачесть в счёт налога на имущество, несмотря на то что НДС федеральный, а налог на имущество региональный. Также с этой даты с заявлением о зачёте или возврате суммы излишне уплаченного налога можно обратиться в любую ИФНС (ст. 78 НК РФ).
1. Куда можно направить переплату по НДС?
Переплату по НДС вы можете зачесть в счёт (п. 1 ст. 78 НК РФ):
- недоимки по любым налогам;
- предстоящих платежей по НДС или иным налогам (кроме НДФЛ);
- задолженности по пеням по любым налогам;
- штрафов за правонарушения, уплачиваемых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
2. Как провести зачёт?
Перед проведением зачёта мы рекомендуем провести сверку с налоговой инспекцией.
Ознакомиться с порядком проведения сверки вы можете в справочно-правовой системе КонсультантПлюс.
Если переплата возникла из-за ошибки в декларации, то сначала вы должны подать в налоговый орган уточнённую декларацию, в которой вы исправили ошибку (п. 1 ст. 81 НК РФ) и только после этого подайте заявление о зачёте.
Переходим к заявлению
Переплату по НДС в счёт погашения недоимки по налогам (пеням, штрафам) налоговый орган зачтёт самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты налога в излишнем размере (п. п. 5, 14 ст. 78 НК РФ). Давать своё согласие или писать заявление на зачёт не требуется, но по желанию вы можете и сами подать заявление.
Инспекция может сама провести зачёт, только если не истекли сроки принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафов. Если же такие сроки пропущены, налоговый орган не вправе самостоятельно зачесть недоимку (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П, постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 32), Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 № 6544/09). Если инспекция пропустила срок бесспорного взыскания недоимки, пеней, штрафов, то провести такой зачёт она вправе только при наличии судебного решения об этом (постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 № 8689/08, от 24.10.2006 № 5274/06).
Для зачёта переплаты в счёт предстоящих платежей вам нужно подать заявление в инспекцию. В общем случае срок его сдачи ограничен тремя годами (п. п. 4, 7 ст. 78 НК РФ).
Как заполнить форму заявления о зачете переплаты по НДС в счёт предстоящих платежей?
Заявление о зачёте переплаты по налогу (пеням, штрафу) заполните следующим образом.
В поле «КПП» укажите код, присвоенный в налоговом органе, в который подаёте заявление.
В поле «Номер заявления» отразите порядковый номер заявления текущего года.
В поле «Статус плательщика» проставьте соответствующую цифру:
- «1» — налогоплательщик;
- «4» — налоговый агент.
В поле «На основании статьи» отразите статью Налогового кодекса РФ, на основании которой проводится зачёт:
- «78» — зачёт сумм излишне уплаченного налога (пеней, штрафа);
- «176» — зачёт НДС;
- «203» — зачёт акциза.
Далее укажите вид платежа, подлежащий зачёту:
- «1» — налог;
- «4» — пени;
- «5» — штраф.
В поле «Налоговый (расчётный) период (код)» укажите период образования переплаты.
Поле заполняется в следующем формате:
первые два знака — налоговый (расчётный) период:
- «МС» — месяц;
- «КВ» — квартал;
- «ПЛ» — полугодие;
- «ГД» — год (для случаев уплаты налога (пеней, штрафов) либо представления декларации (расчёта) один раз в год);
следующие два знака после точки — порядковый номер периода:
- «01-12» — если выбран «МС»;
- «01-04» — если выбран «КВ»;
- «01-02» — если выбран «ПЛ»;
- «00» — если выбран «ГД»;
последние четыре знака — год.
Например: «МС.07.2021», «КВ.04.2021», «ПЛ.02.2021», «ГД.00.2021».
Если установлена конкретная дата уплаты налога либо представления декларации (расчёта), обозначьте её.
Рассмотрим ситуацию, когда переплата возникла при уплате налога на прибыль за 2021 год. Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта следующего года (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).
В рассматриваемом поле организация укажет «28.03.2022».
В полях и отразите соответственно код муниципального образования по месту постановки на учёт и код бюджетной классификации платежа.
В разделе «Сведения о налоговом органе, принимающем на учёт поступления» отразите информацию о том, в каком размере (сумма цифрами в рублях и копейках) и на что направить переплату:
- «2» — в счёт предстоящих платежей.
В поле «Налоговый (расчётный) период (код)» укажите период для того платежа, в счёт которого направляется переплата, в установленном формате. Если таких периодов несколько, заполните сведения о зачёте по каждому периоду отдельно.
Далее приведите код по ОКТМО по месту зачисления платежа, КБК платежа, в счёт которого направляется переплата, и код налогового органа, принимающего платёж.
Сведения о физическом лице, не являющемся ИП, организации не заполняют. Данный раздел заявления заполняют только физические лица (не ИП), которые не указали ИНН.
3. Ожидаем результат рассмотрения заявления о зачёте переплаты
Решение о зачёте переплаты должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления о зачёте или со дня подписания совместного акта сверки, если такая сверка проводилась (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ).
Если инспекция проводит камеральную проверку, срок принятия решения о зачёте начинается (п. 8.1 ст. 78 НК РФ):
- по истечении 10 рабочих дней со следующего дня после завершения проверки или со дня, когда она должна быть завершена по правилам п. 2 ст. 88 НК РФ;
- со следующего дня после вступления в силу решения по результатам проверки (если в ходе её проведения были выявлены нарушения законодательства).
Инспекция также может отказать в зачёте переплаты. О принятом решении вам должны сообщить в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Отказ должен быть обоснованным.
Причина отказа будет указана в решении.
Отказ в зачёте вы можете обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
Также вы можете обратиться в суд с требованием обязать налоговый орган произвести зачёт (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Переплату по НДС можно зачесть в счёт задолженности по налогам, пеням и штрафам за налоговые нарушения. Такой зачёт инспекция проводит сама или по вашему заявлению.
Переплату по НДС можно зачесть в счёт задолженности по любому налогу.
Если же таких долгов перед бюджетом у вас нет, то вы можете подать заявление о зачёте переплаты по НДС в счёт предстоящих платежей по этому или другим налогам (кроме НДФЛ). Подать заявление нужно в инспекцию в течение трёх лет со дня излишней уплаты налога.
Избежать нежелательного результата в процедуре зачёта переплаты по налогу поможет справочно-правовая система КонсультантПлюс. В КонсультантПлюс можно найти пошаговые инструкции по данной процедуре, образцы заполнения заявления.
Вопрос
Можно ли обратиться с заявлением на зачёт переплаты по НДС в счёт будущих платежей, если с момента уплаты НДС прошло более трёх лет?
Ответ
Инспекция откажет вам в зачёте, так как срок на его подачу — три года со дня уплаты налога (п. п. 4, 6, 7 ст. 78 НК РФ).
В случае отказа рекомендуем проверить, было ли вам известно о переплате в тот момент, когда она возникла или вы узнали об этом позже по объективным причинам. Если с того момента, как вы узнали о переплате, три года ещё не истекли, вы можете обратиться в суд с требованием о зачёте.
При этом вам придётся доказать суду, что не прошли три года с момента, когда вы узнали о переплате или должны были о ней узнать. Суд проверит причины, по которым вы не могли узнать о переплате раньше (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08).
Надежда Четвергова, ведущий экономист-консультант ООО «Что делать Консалт»
По этой теме
Консультант Плюс
Бесплатный доступ на 3 дня Получить
Получить бесплатный доступ
на 3 дня
Спасибо за ваше обращение!
14.11.2022 — 24.11.2022
Курс повышения квалификации
15.11.2022 — 16.11.2022
Подписаться на рассылку
Поздравляем! Вы успешно подписались на рассылку
У вас уже есть обслуживаемая система КонсультантПлюс?
Получите полный доступ к КонсультантПлюс бесплатно!
Вы переходите в систему КонсультантПлюс
- Калькуляторы
- Производственный календарь
- Путеводители
- Удаленная поддержка
- Приложение Информер
- Помощь Информер
- Тесты
- Вакансии
- Контакты
- О нас
- Политика конфиденциальности
- Новости законодательства
- Прайс-лист 1С
- Записаться на семинар
- Большой тест-драйв
- Купить Консультант Плюс
- Купить 1С
ежедневно, c 9:00 до 19:00
127083, г. Москва, ул. Мишина, д. 56
Согласие на обработку персональных данных
Физическое лицо, ставя галочку напротив текста «Я даю согласие на обработку персональных данных» и/или нажимая на кнопку отправки заполненной формы на интернет-сайтах — https://www.4dk.ru/, https://4dk-consultant.ru, https://4dk-reg.ru, https://meprofi.ru, https://cpk4dk.ru (далее — Сайты), обязуется принять настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие).
Действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, физическое лицо дает свое согласие ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ КОНСАЛТ», местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д.56, ЭТАЖ 3, КОМ. 307, ОГРН 5137746191941, ИНН 7714923575 (далее — Оператор), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:
1. Согласие дается на обработку персональных данных, с использованием средств автоматизации.
2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных:
- • фамилия, имя, отчество;
- • место работы и занимаемая должность;
- • адрес электронной почты;
- • номера контактных телефонов
3. Оператор осуществляет обработку полученной от Пользователей информации в целях оказания услуг в соответствии с уставной деятельность, в том числе предоставления Пользователю доступа к персонализированным ресурсам Сайтов; связи с Пользователем, путем направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказываемых услуг, исполнения соглашений и договоров; обработки запросов и заявок от Пользователя, а также проверки, исследования и анализа данных, позволяющих поддерживать и улучшать сервисы Оператора.
4. Основанием для обработки персональных данных является: статья 24 Конституции Российской Федерации; устав Оператора; настоящее согласие на обработку персональных данных.
5. В ходе работы с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, передачу (распространение, предоставление, доступ), хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, блокирование, удаление, уничтожение.
Пользователь дает свое согласие на передачу своих персональных данных при условии обеспечения в отношении передаваемых данных целей использования, предусмотренных п.3, следующим лицам, являющимся партнерами Оператора:
- ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ СИСТЕМА»
Местонахождение: 127083, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Савеловский, ул. Мишина д.56. Этаж/комн 6/617
ИНН 7714469778; ОГРН 1217700112080. - ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ»
Местонахождение: 127083 г. Москва, ул. Мишина д.56, комната 306
ИНН 7714378062; ОГРН 1167746252728. - ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ АУДИТ»
Местонахождение: 127083 г. Москва ул. Мишина д.56, этаж 5, комната 509
ИНН 7714948185; ОГРН 5147746225798. - ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ КВАЛИФИКАЦИЯ»
Местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д.56
ИНН 7714349600; ОГРН 1157746706523. - ООО «ЧДВ»
Местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д. 56, этаж 6, ком.609
ИНН 7714988300; ОГРН 1177746359889. - ООО «СЕРВИС СОФТ»
Местонахождение: 430030, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Васенко, д.13,этаж 4, помещение 7
ИНН 1327032250/ОГРН 1181326002527. - ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ РЕШЕНИЕ»
Местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д.56, офис 308
ИНН 7714986720 / ОГРН 1177746340617.
6. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона 152-ФЗ.
7. Согласие действует все время до отзыва субъектом согласия на обработку персональных данных.
Источник: www.4dk.ru