Вопросы поведенческих аспектов предпринимательской деятельности продиктованы законами бизнеса и необходимостью его развития в рамках цивилизованных норм и правил рынка. Однако, как и любая открытая система, бизнес достаточно восприимчив к любым негативным проявлениям рыночных сил и административным воздействием на него со стороны государства и власти.
Ключевые слова
Об авторе
Российская академия предпринимательства
Россия
Список литературы
1. Anderson N.R., Hardy G, https://www.pp-mag.ru/jour/article/view/1010″ target=»_blank»]www.pp-mag.ru[/mask_link]
Поведенческие аспекты бизнеса, Тюленева Н.А., 2004
Монография посвящена одному из важнейших вопросов — изучению тенденций и закономерностей развития мотивационных процессов в практике российских компаний. В работе обобщены новейшие данные литературы и результаты собственных эмпирических исследований.
Описывается методика оценки мотивационной системы, представлены результаты ее апробации на примере компаний Сибирского федерального округа. Изложена концепция стратегически ориентированной системы стимулирования. Оцениваются современные инструментарий и технологии текущего и стратегического стимулирования. Для изучающих методологию экономической науки, руководителей и специалистов, интересующихся поведенческими аспектами бизнеса, для студентов экономических факультетов вузов.
«ПОНИМАНИЕ СРЕДЫ БИЗНЕСА (экономические аспекты)». ЛЕКЦИЯ 1 (ИЗ 10)
Исследование мотивации в контексте системного подхода.
Системный подход представляет общенаучный метод решения сложных проблем, которые возникают в процессе деятельности хозяйствующего субъекта. При этом под системой понимается «сумма взаимосвязанных составляющих ее элементов». Основной особенностью при системном подходе является принятие решения с учетом всех элементов системы мотивации и связей между ними.
Теория систем изучает структуру, связи и поведение систем. Другими словами, анализ в рамках системного подхода направлен на выявление и изучение многообразных взаимосвязей элементов. Для системного рассмотрения ситуации решающее значение имеют связи компании со средой. При этом важно учесть все факторы, влияющие на выбор схем стимулирования участников бизнес-процесса: как внешние, так и внутренние, которые выступают реальными регуляторами управленческих решений в области стимулирования.
Оглавление.
Введение.
Глава 1.Методология и методика исследования мотивации бизнеса.
Глава 2.Анализ мотивационной системы на примере компаний Сибирского федерального округа.
Глава 3.Стимулирование как элемент мотивационной системы.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Поведенческие аспекты бизнеса, Тюленева Н.А., 2004 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Финансовая суббота #16: «поведенческие» финансы, влияние поведенческих аспектов на экономику и рынки
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник: obuchalka.org
1. Критические концепции бизнеса. Основные теоретические положения концепции. Основные элементы концепции.
Под концепцией понимается система устойчивых, логически взаимосвязанных теоретических взглядов на те или иные объективные явления, а также вытекающие из данных взглядов положения, выводы и категории, с помощью которых данные явления описываются в научных исследованиях, разработках, публикациях.
Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие «бизнес» объединяет совокупность действий различных субъектов рыночных отношений, преследующих цель обогащения за счет других субъектов рыночных отношений.
В основании критической концепции лежит ряд положений:
1) Критическая концепция относит рассматриваемое явление исключительно к рыночной экономике, следовательно, бизнес – явление, ограниченное во времени.
2) Данная концепция определяет бизнес как одну из многочисленных разновидностей человеческой деятельности. Бизнес тождественен предпринимательству. Бизнес содействует с другими видами деятельности (искусство, наука). Для них критерием разграничением бизнеса и не бизнеса выступает извлечение прибыли и связанные с этим корыстные мотивы в действиях людей. Критики бизнеса полагают, что для дохода и прибыли бизнесмен готов использовать приемы, в том числе и антиобщественные.
Критическая концепция бизнеса была положена в основу официальной советской идеологии.
Элементы критической концепции
- Бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям.
- Бизнес всегда направлен на извлечение прибыли любым путем. Причем получение прибыли субъектами бизнеса непременно оборачивается убытками для других членов общества.
- Бизнес – это предельно противоречивое явление способное породить и порождающее разнообразные конфликты в общество, большинство из которых антагонистические (непримиримые).
- Бизнес – нежелательный компонент жизни людей в целом, потенциальный рассадник криминогенных процессов.
- Бизнес – исторически переходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим непротиворечивым, бесконфликтным формам развития экономики.
Именно на этой основе формировалась теория научного коммунизма.
Позитивная концепция бизнеса. Ее основные положения. Элементы концепции.
Суть позитивной концепции: бизнес понимается и оценивается как общественно полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.
Согласно позитивной концепции, бизнес – деятельность людей по обслуживанию друг друга, а также их совместная деятельность, нацеленная на благо общества.
Бизнес – царство экономической гармонии.
- Общество всеобщего благоденствия
- Теория государства всеобщего благоденствия.
Элементы позитивной теории
- Бизнес подчинен всеобщим интересам
- Бизнес нацелен на всеобщее благо
- Бизнес является типичной чертой жизни людей
- Бизнес не содержит противоречий
- Бизнес проявляется в созидательном труде
- Бизнес способствует укреплению экономики
- Прагматическая концепция бизнеса. Содержание концепции. Три ее теоретических обоснования. Поведенческое, коммуникационное и социально-системное толкование термина «бизнес». Поведенческие, коммуникационные, социально-системные аспекты бизнеса. Деловые отношения, их виды. Виды благ. Объекты бизнеса. Субъекты бизнеса. Соотношение «бизнеса» — «предпринимательства». Предмет дисциплины «Основы бизнеса».
Прагматизм – ориентация планов и целей деятельности людей на достижение практических выгод в обстоятельствах, которые имеют объективный и поэтому независимый от воли и желания этих людей характер.
Сущность прагматической концепции: бизнес рассматривается как явление неизбежное в контексте развития общества. Это явление оказывается, с одной стороны, необходимым, а с другой – выгодным для людей, которые либо занимаются бизнесом, любо пользуются его результатами, таким образом, бизнес трактуется как взаимодействие различных членов общества. Одни из них инициируют занятие определенным видом бизнеса и поэтому воспринимаются обществом как бизнесмены. Они стремятся удовлетворить свои корыстные (эгоистические) интересы. Другие члены общества благодаря бизнесу получают возможности постоянно насыщать свои потребности.
Понимание противоречий не приводит к искоренению бизнеса, напротив, противоречия и конфликты не рассматриваются однозначно отрицательно (например, конкуренция стимулирует развитие экономики).
Элементы прагматической концепции
- Бизнес – это необходимый компонент жизни людей
- Бизнес – это противоречивое явление, однако любые противоречия хотя и выступают причинами конфликтов, но служат источником развития экономики и не имеют безнадежно разрушительного характера.
- Бизнес базируется на отношениях между людьми, каждое из которых преследует собственные цели и интересы, не обязательно совпадающие с интересами и целями других людей.
- Бизнес – это развивающееся явление, т.е. его направления, виды, технологии постоянно совершенствуются.
Прагматическая концепция базируется на трех теоретических основаниях:
- Непротиворечивое определение самого термина «бизнес»
- Положение о необходимости постоянного преодоления людьми естественной ограниченности материальных и нематериальных благ, лежащих в основе деятельности людей
- Представление о бизнесе как об обязательном компоненте деятельности людей вне зависимости от предмета данной деятельности
Бизнес применяется как научный термин. Существует его поведенческое, коммуникационное и социально-системное толкование.
Поведенческое толкование бизнеса состоит в том, что с помощью данного термина определяется совокупность действия людей. В рамках поведенческого толкования бизнес – это деятельность людей.
Коммуникационное толкование состоит в том, что термин «бизнес» привлекается к описанию отношений, возникающих между различными людьми, каждый из которых занят бизнесом. В рамках поведенческого толкования бизнес – это деловые отношения между людьми.
Социально-системное толкование состоит в использовании термина для указания на объективную необходимость вовлечения людей, делающих бизнес в общее для них мотивационное, контентно-технологическое и информационное пространство, что обуславливает их принадлежность к единой системе бизнеса. Любая сделка представляет собой элемент повседневных действий. Содержание любой сделки, технология ее проведения, с одной стороны, зависит от содержания и проведения других сделок, с другой, так или иначе, влияет на них. Сами сделки осуществляются в едином информационном поле. Учет важен в целом для восприятия всей системы бизнеса.
Вступление в деловые отношения всегда обусловлены определенными мотивами. Они являются типовыми. Бизнес представляет единство эгоизма и человеколюбия.
- Люди становятся субъектами бизнеса, действуя под влиянием побудительных мотивов, при этом они взаимодействуют с другими людьми – субъектами бизнеса, которые мотивированы к занятию тем или иным видом бизнеса.
- Такие действия предопределяют неизбежность внешних деловых коммуникаций, в ходе которых выявляются различные мотивы и интересы субъектов бизнеса и обусловленные данными различиями противоречия, а также возникает необходимость преодоления противоречий и сопряжения деловых интересов.
- Превращаясь в субъекты бизнеса, люди должны быть готовы к фактическому проведению таких коммуникаций, при которых сделки оказывались бы удачными для всех сторон.
- Действуя и взаимодействуя, субъекты бизнеса создают информационное деловое поле.
Социально-системное понимание бизнеса составляет основу научных представлений о деловой деятельности людей и деловых отношений.
Деловые отношения между субъектами бизнеса можно разделит на виды:
- Деление на прямые и косвенные.
Прямые – деловые отношения участников, которые стремятся к достижению прямого эффекта.
Косвенные – деловые отношения, развитие которых обеспечивает для их участников косвенные эффекты.
Т.о. принципом деления является получение эффекта.
- И прямые и косвенные могут быть непосредственными или опосредованными.
Непосредственные – это отношения лицом к лицу.
Опосредованные – это отношения при наличии посредника.
- Деловые отношения могут иметь различные сроки действия: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
- На деловые отношения влияют рациональные и эмоциональные начала ведения бизнеса. Бизнес рационален по своей сути, но люди как субъекты бизнеса подвержены эмоциям.
- Деловые отношения могут быть сфокусированными либо ритуальными.
Сфокусированными являются те, которые формируются в связи с подготовкой и проведением конкретной сделки.
Ритуальные устанавливаются в связи с обоюдным желанием поддерживать отношения на всякий случаю. Они не имеют конкретного предмета. Обычно ритуальные прерываются, когда отношения становятся сфокусированными.
Источник: studfile.net