О том, чем оборачиваются попытки предпринимателей ограничить права потребителей и каковы у них для этого возможности юрист Юридического бюро Носова расскажет в настоящей статье.
Любые условия договора с потребителем, которые хоть ограничивают права потребителя по сравнению с теми, которые установлены законодательством, являются недействительными. И последствия для предпринимателя заключаются не только в том, что эти условия не применяются, но и в том, что если в результате исполнения такого договора у потребителя возникли убытки, то они подлежат полному возмещению предпринимателем, который заключил с потребителем такой договор.
Также запрещено ущемлять потребителя тем, что при приобретении какого-либо товара или услуги потребитель должен приобрести ещё . Если потребителю навязали приобретение какого-либо товара или услуги, когда он приобретает совершенно другой товар, то за нарушение права потребителя на свободу выбора предприниматель обязан компенсировать весь причинённый таким нарушением убытки.
Инструкция по составлению и подаче претензий и исков по защите прав потребителей
Так же не может предприниматель ставить в зависимость право потребителя на удовлетворение требований, связанных с гарантийным сроком, удовлетворением других требований, которые не связаны с качеством или недостатками товара, работы или услуги. Здесь следует вспомнить навязывание автодилерами требование о проведение технического осмотра и других мероприятий только в сервисах автодилеров по баснословным ценам под угрозой прекращения гарантийных обязательств. Отечественные суды уже давно признали такое требование незаконным.
Ещё запрещено выполнять дополнительные работы без письменного согласия на такие работы со стороны потребителя. В данном случае потребитель вправе не оплачивать дополнительные работы. Более того, если такие работы уже оплачены, то потребитель вправе требовать возврата денежных средств, уплаченных за дополнительные работы.
Таковы последствия для предпринимателей за ущемление прав потребителей. И если вы столкнулись с таким ущемлением ваших прав потребителей, то вы всегда можете обратиться в Юридическое бюро Носова, которое всегда поможет отстоять ваши права, как потребителя, в суде.
Сергей Носов, «Юридическое бюро Носова»
Подкаст «Ущемлённые права потребителя»
Источник: jurburonosov.ru
Защита прав потребителя
Если вы стали жертвой недобросовестного поставщика услуг или товаров, вас ввели в заблуждение, и вы получили не то, что предполагалось, то мы поможем отстоять права и привлечь виновных к ответственности. Составим досудебную претензию, подадим жалобу в надзорные органы, представим интересы в суде.
Учить наизусть. Ст. 32 Закона о защите прав потребителей
Мы оказываем полный цикл по услуге
Защита потребителя
Особенности
За последние 5 лет появился широкий инструментарий для защиты и компенсации ущерба от пользования некачественными товарами или услугами.
Требования к юристу
Чтобы разобраться с делами этого направления, нужно быть подкованным не только в области защиты прав потребителя, но и уметь смотреть на ситуацию глазами противоположной стороны, чтобы разработать выигрышную стратегию.
Поможем отстоять права потребителя и привлечь к ответственности виновных.
Начните с консультации
Бесплатная первая встреча
В ходе консультации мы сделаем правовой анализ документов, послуживших основанием для споров, подскажем пути решения Вашей проблемы.
Захотите работать с нами – мы готовы к сотрудничеству. Захотите нанять других юристов – можете использовать наши рекомендации.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Познакомьтесь с юристом, оцените наш профессионализм, узнайте, как мы будем вас защищать!
Наиболее востребованные
Услуги в решении потребительских споров
Выработка стратегии защиты.
Составление и подача досудебной претензии.
Составление жалобы в государственные надзорные органы.
Представление интересов в суде, обжалование решений, подача апелляций.
Если вы получили некачественную услугу, приобрели бракованный товар, или ваши права как потребителя были нарушены любым другим путём, консультация опытного юриста поможет отстоять ваши интересы и получить денежную компенсацию. Актуальная редакция закона «О защите прав потребителей» предусматривает строгие санкции против нарушителей правовых норм и позволяет пострадавшей стороне добиться справедливости.
На какие ситуации распространяется действие законодательства?
Действие закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» распространяется на отношения сторон, связанные с приобретением физическим лицом товаров, работ или услуг по разным типам договоров:
- купля-продажа в розницу;
- бытовой или строительный подряд;
- оказание разного рода услуг (медицина, страхование, образование, туризм и пр.);
- договор участия в долевом строительстве;
- договор банковского вклада или счета.
Закон «О защите прав потребителей» – базовый документ в сфере представления интересов физлиц, приобретающих товары или услуги. Однако регулирование данной отрасли носит комплексный характер: целый ряд положений в пользу потребителей содержится в Гражданском кодексе РФ. Также существует специальный орган власти – Роспотребнадзор, в задачи которого входит контроль за соблюдением действующего законодательства.
Способы отстоять свои права как потребителя
Получив некачественный товар или услугу, вы можете пойти тремя путями:
- Обратиться к исполнителю с устной претензией.
Отказ в оказании услуги потребителю
Отказ в оказании услуги потребителю нарушает известный принцип «клиент всегда прав», а в некоторых случаях даже может повлечь административную ответственность для организации или индивидуального предпринимателя. Далее расскажем, при каких условиях отказ потребителю грозит штрафом, а когда можно смело отказывать, не боясь последствий.
- Общее правило: потребителю нельзя отказать в оказании услуги
- Исключение из правила: когда потребителю можно отказать
- Ответственность за отказ от оказания услуги
- Судебная практика по поводу отказа в обслуживании потребителя
Общее правило: потребителю нельзя отказать в оказании услуги
Услуги, доступные для населения (продажа товаров в магазинах, медицинское обслуживание, услуги связи, услуги салонов красоты и т.д.), оказываются на условиях так называемого публичного договора. Это означает, что организации общепита, розничные магазины, салоны красоты, фитнес-клубы и т.д. не могут отказать клиенту в обслуживании (п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ).
Это общее правило нужно соблюдать даже, если клиент неприятный, ведет себя грубо, имеет неопрятную внешность и т.д. Например, любое лицо, обратившееся в парикмахерскую, вправе рассчитывать на то, что его постригут. Любой гражданин, желающий платно сдать анализы, вправе обратиться с этой целью в медицинскую лабораторию. Каждому пришедшему в фитнес-центр обязаны продать абонемент.
Нельзя выбирать клиента, оказывать предпочтение одному перед другим.
Кроме того, одна и та же услуга должна оказываться всем клиентам по одной и той же цене, установленной прейскурантом (п. 2 ст. 426 ГК РФ). При этом для разных категорий потребителей могут устанавливаться скидки (например, для инвалидов, многодетных и т.д.) (п. 17 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49).
К публичным договорам в силу прямого указания закона также относятся:
- Договор бытового подряда (п. 2 ст. 730 ГК РФ);
- Договор водоснабжения (ч. 3 ст. 13 закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ);
- Договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (абз. 8 ст. 1 закона от 25.04.2022 № 40-ФЗ).
- Гостиничное обслуживание.
Не относятся к публичным договорам кредитный договор (п.1 ст. 819 ГК РФ) и договор добровольного страхования имущества (п. 1 ст. 927 ГК РФ).
Исключение из правила: когда потребителю можно отказать
Итак, отказать клиенту в обслуживании по общему правилу нельзя, в том числе, по субъективным причинам (клиент неприятный, назойливый, предъявляет претензии по обслуживанию и т.д.)
Однако в ряде исключительных случаев потребителю отказать все-таки можно, например, если:
- Клиент нарушает правила безопасности, например, портит чужое имущество, имеет при себе оружие и угрожает им сотрудникам или другим клиентам. Обязанность обеспечить безопасность в месте оказания услуг лежит на организации, предоставляющей услугу, поэтому в этом случае она имеет полное право отказать потребителю (ч. 1 ст. 7 закона № 2300-1 и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).
- Клиент нарушает правила посещения конкретного заведения. Такие правила должны быть сформулированы в письменном виде и размещаться на всеобщем обозрении. Например, если посетитель пришел в бассейн без шапочки и резиновых тапочек, что предусмотрено правилами посещения бассейна, его имеют право не допустить до плавания.
- Клиент ведет себя вызывающе, оскорбляет других посетителей, пристает к ним, находится в состоянии алкогольного опьянения.
- Клиент нарушает требования закона. Например, не надевает маску в период действия ограничений по коронавирусной инфекции. Право отказать клиенту без маски подтвердил Верховный Суд РФ в решении от 22.10.2020 № АКПИ20-536. Аналогичные решения принимались и продолжают приниматься судами на протяжении действия ограничительных мер по коронавирусу (см., например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу № А41-52909/2021).
Ответственность за отказ от оказания услуги
Что будет, если потребителю отказывают от услуги без веских оснований, которые мы перечислили выше? В этом случае клиент может обратиться в суд и обязать организацию или ИП продать товар или предоставить услугу. Одновременно он вправе потребовать компенсации убытков и морального вреда (ч. 4 ст. 445 ГК РФ).
Если отказ связан с состоянием здоровья потребителя, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом (кроме случаев, установленных законом), отказ потребителю в оказании услуги влечет ответственность в виде административного штрафа по п. 5 ст. 14.8 КоАП РФ. Штрафует за такие нарушения Роспотребнадзор.
Административный штраф для должностных лиц (директора, управляющего) составляет от 30 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей. Как видим, размеры штрафов весьма внушительные.
На практике доказать, что отказ был обусловлен именно состоянием здоровья, возрастом или ограниченными возможностями потребителя, крайне сложно.
Судебная практика по поводу отказа в обслуживании потребителя
Так, в одном из дел потребитель Г.Д.В., являющийся инвалидом и имеющий электрокардиостимулятор, на входе в магазин предъявил сотруднику карту владельца кардиостимулятора и попросил отключить противокражную систему, установленную на входе. Продавец не смог отключить эту систему из-за отсутствия технической возможности, в связи с чем Г.Д.В. не смог войти в магазин торгового центра.
Г.Д.В. счел, что сотрудник отказал ему в оказании услуги и не предоставил беспрепятственный доступ к товарам. Однако суд поддержал магазин, так как не обеспечение беспрепятственного доступа к товарам не равнозначно отказу в доступе, поскольку отказ выражается действием, речью, письменно, тогда как «не обеспечение» представляет собой бездействие. Отказ в требовании отключить антикражную систему не является отказом в доступе к товарам в контексте ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу № А43-27021/2021).
***
Итак, отказ потребителю в оказании услуги без веских оснований недопустим. Если клиент вам просто не нравится, то все равно придется обслужить его. В противном случае он может принудить вас заключить договор и потребовать возмещения убытков, а если отказ связан с особенностями здоровья или возрастом (кроме случаев, установленных законом), то организацию или ИП могут также привлечь к административной ответственности.
Источник: zakonbiznesa.ru