Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения добровольно. Это можно сделать только с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором происходит переход на иной режим налогообложения.
Но предположим, что по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысил 20 млн руб. (до 1 января 2006 г. — 15 млн руб.) или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысила 100 млн руб. Либо нарушены еще какие-то условия, предусмотренные п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ. В этом случае такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения, не уплачиваются.
В соответствии с п. 5 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил 20 (до 01.01.2006
— 15) млн руб. Рекомендованная форма N 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» утверждена Приказом МНС России от 19 сентября 2002 г.
Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.
Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на ее применение.
Вопросы и ответы
Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». В ноябре 2005 г. данная организация обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о смене объекта налогообложения по единому налогу с 1 января 2006 г. и получила отказ. Насколько правомерны действия налоговой инспекции, отказавшей организации в смене объекта налогообложения?
Ответ: До 1 января 2006 г. действовало следующее правило. Изменение выбранного налогоплательщиками объекта налогообложения возможно только в случае повторного перехода на УСН по истечении года после утраты права на ее применение (п. 7 ст. 346.13 НК РФ). Таким образом, действия налоговой инспекции в данном случае являются правомерными.
Однако если организация применяла УСН с 1 января 2003 г., то она вправе изменить объект налогообложения с 1 января 2006 г., уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 г. Это установлено п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ. Таким образом, если данная организация применяла УСН начиная с 01.01.2003, действия налогового органа являются неправомерными.
Переход на УСН и обратно
С 1 января 2006 г. согласно новой редакции ст. 346.14 НК РФ любой налогоплательщик, применяющий УСН в течение трех и более лет, имеет право поменять объект налогообложения (начиная с нового календарного года).
Исключение составляют налогоплательщики, которые являются участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
Они должны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).
Вопрос: Индивидуальный предприниматель применял в 2005 г. УСН, но прекратил свою деятельность, сдав в установленном порядке свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Вправе ли физическое лицо, вновь зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя в 2006 г., перейти на применение УСН и избрать иной объект налогообложения, чем выбранный им в 2005 г.?
Ответ: С 1 января 2004 г. регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей происходит в регистрирующих органах, в качестве которых определены налоговые органы (Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», в редакции Постановления Правительства РФ от 16.09.2003 N 577).
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, вправе подать заявление о таком переходе одновременно с подачей документов на государственную регистрацию (с 1 января 2006 г. — в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет). При этом налогоплательщик избирает объект налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Установленный НК РФ запрет на изменение выбранного объекта налогообложения в данном случае не применяется.
Вопрос: Обязаны ли организации и индивидуальные предприниматели,
перешедшие на УСН, в период с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган заявление о продолжении применения данного налогового режима в будущем году?
Ответ: Положениями НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика подтверждать факт применения им УСН перед началом очередного налогового периода (календарного года).
Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН, не следует ежегодно сообщать в налоговый орган о продолжении использования такого налогового режима.
Таким образом, если налогоплательщик не изъявил желание перейти на общепринятую систему налогообложения, а также если выполняются условия, предусмотренные п. 4 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик вправе продолжать применять УСН в 2005 г., не представляя для этого в налоговый орган заявления.
Вопрос: Если в I квартале 2006 г. выручка организации (индивидуального предпринимателя), перешедшей на УСН, превысила 20 млн руб., надо ли уплачивать авансовый платеж единого налога по итогам полугодия?
Ответ: Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ те плательщики единого налога при применении УСН, чей доход по итогам отчетного периода превысит 20 млн руб. (до 01.01.2006
— 15 млн руб.), считаются переведенными на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено такое превышение.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация (индивидуальный предприниматель) должна уплачивать налоги в соответствии с общей системой налогообложения уже с начала I квартала 2006 г.
Вопрос: Может ли индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, стать участником соглашения о разделе продукции?
Ответ: Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (последняя редакция — от 29 декабря 2004 г.) установлено следующее. Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Согласно пп. 11 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, не вправе применять УСН.
Таким образом, если индивидуальный предприниматель становится участником соглашения о разделе продукции, он должен перейти с УСН на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ).
Вопрос: Сохраняется ли право применения УСН за индивидуальным
предпринимателем, который перерегистрировался в налоговой инспекции другого района города в связи с переменой места жительства?
Ответ: Пунктом 1 ст. 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно: —
по месту нахождения организации, —
месту нахождения обособленных подразделений организации, —
месту жительства физического лица, —
по месту нахождения принадлежащего организации или физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Факт перерегистрации индивидуального предпринимателя в установленном ст. 84 НК РФ порядке не означает появления нового налогоплательщика и поэтому не может рассматриваться в качестве основания для приостановления права применения УСН.
При этом следует помнить, что согласно п. 3 ст.
346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Вопрос: Организация применяет УСН. Как исчислять предельно допустимую сумму дохода (20 млн руб.): отдельно за каждый квартал или нарастающим итогом за отчетный (налоговый) период?
Ответ: Пунктом 4 ст. 346.13 НК РФ предусмотрен обязательный порядок перехода с УСН на общую систему налогообложения в случае, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 20 млн руб. (до 01.01.2006 — 15 млн руб.).
В соответствии с п. 5 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщик должен учитывать доходы нарастающим итогом с начала налогового периода.
Согласно п. 1 ст. 346.19 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих УСН, налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налогоплательщику в целях контроля возможности применения УСН следует учитывать сумму дохода в размере 20 млн руб. нарастающим итогом с начала календарного года до окончания соответствующего отчетного или налогового периода (за I квартал, за полугодие, за девять месяцев).
Обратите внимание. До 1 января 2006 г. для определения права на применение УСН учитывались только доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, — как доходы от реализации. Начиная с 1 января 2006 г. в этой ситуации доходы следует определять в соответствии со ст. 248 НК РФ — как сумму доходов от реализации и внереализационных доходов.
Вопрос: Создаваемая организация планирует осуществлять деятельность по производству 42%-ной спиртосодержащей продукции бытовой химии (очистителя стекол). Вправе ли такая организация применять УСН?
Ответ: Согласно пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
К подакцизным товарам относятся товары, перечисленные в п. 1 ст. 181 НК РФ.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизным товаром признается спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%.
Абзацем седьмым пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ установлено, что не рассматриваются как подакцизный товар товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.
Таким образом, организация вправе применять УСН в случае, если производимый очиститель стекол будет выпускаться в аэрозольной упаковке.
Вопрос: Обязан ли индивидуальный предприниматель сообщить в налоговый орган по месту жительства об утрате права на применение УСН в связи с тем, что доход превысил 20 млн руб.?
Ответ: Налогоплательщик (организация, индивидуальный предприниматель)
обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства об утрате права на применение УСН в связи с тем, что доход превысил 20 млн руб. (до 01.01.2006 — 15 млн руб., п. 5 ст. 346.13 НК РФ).
Источник: economy-ru.com
Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. 1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ)
2. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)
5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные пунктом 4 настоящей статьи.
6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.
7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)
Комментарий к статье 346.13
В комментируемой статье устанавливаются:
— порядок перехода действующих организаций и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на УСН, а также изменения избранного объекта налогообложения (п. 1);
— порядок применения УСН вновь создаваемыми организациями и физическими лицами, осуществляющими регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 2);
— правила перехода с УСН на общий режим налогообложения (п. 3 — 6);
— специальное правило в отношении возврата к применению УСН для налогоплательщиков, перешедших на общий режим налогообложения (п. 7).
1. Действующие организации и физические лица, уже зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, изъявившие желание перейти на УСН, подают в налоговый орган заявление о переходе на УСН в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН.
Заявление о переходе на УСН подается:
— организациями — по месту своего нахождения;
— физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, — по месту жительства.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации (см. п. 2 ст. 11 НК).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц (далее — Государственный реестр), регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» .
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст.
3431.
Государственная регистрация юридических лиц — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (см. ст. 1 этого Закона).
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.97) (см. ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»). В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» (в ред. от 12.08.2002) начиная с 1 июля 2002 г. таким органом является МНС России.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998.
N 1. Ст. 1.
СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872; N 33.
Ст. 3222
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах (см. ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»). В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 «О государственной пошлине» (в ред. от 21.03.2002) за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в размере 2000 руб.
———————————
ВСНД и ВС РФ. 1992. N 11. Ст. 521; СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 19, N 35. Ст.
4128; 1997. N 29. Ст. 3506; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 16. Ст. 1934; 2001.
N 33. Ст. 3415; 2002. N 12. Ст.
1093.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»).
Место жительства физического лица — место, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (см. п. 2 ст. 11 НК).
Для целей налогообложения под местом жительства физического лица понимается место его регистрации (в органах МВД России). Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ от 25.06.93 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» .
———————————
ВСНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии с п. 12 Методических рекомендаций по применению гл. 26.2 НК заявление о переходе на УСН подается в налоговый орган по рекомендуемой форме N 26.2-1, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (см. приложение 6 ).
———————————
Экономика и жизнь. 2002. N 40.
Не приводится.
Действующие организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена УСН. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые будет применена упрощенная система налогообложения.
2. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации вправе применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации, а индивидуальные предприниматели вправе применять УСН с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В Методических рекомендациях по применению гл. 26.2 НК (см. п. 12) установлено, что по результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений по форме N 26.2-1 налоговый орган в месячный срок со дня их регистрации (подп. 8.1.5 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.2000 N 68 ) в письменной форме уведомляет налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения УСН (формы уведомлений N 26.2-2 и 26.2-3 утверждены Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495; см. приложение 6 ).
———————————
РГ. 2001. N 32 — 33.
Не приводится.
Следует отметить, что уведомление о невозможности применения УСН должно быть мотивированным, т.е. содержать указание на норму, запрещающую конкретному налогоплательщику применять УСН (основания, установленные в п. 2, 3 ст. 346.12 НК; см. коммент.).
3. Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода (т.е. до истечения календарного года) перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 346.13 НК. Другими словами, налогоплательщик добровольно не вправе перейти на общий режим налогообложения в течение календарного года. Но если показатели его деятельности превысят пределы, установленные в п. 4 комментируемой статьи, он будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения.
4. Если доход (см. коммент. к ст. 346.14, 346.15 НК) налогоплательщика по УСН (организации или индивидуального предпринимателя) по итогам налогового периода или отчетного периода превысит 15 млн. руб. или если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики, перешедшие на общий режим налогообложения в результате превышения пределов, установленных в п. 4 ст. 346.13 НК, не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения (см. подразд. 2.3 и 2.4).
Следует отметить, что в соответствии с первоначальной редакцией п. 4 ст. 346.13 НК на индивидуальных предпринимателей не распространялось ограничение по размерам остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.
5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные п. 4 ст. 346.13 НК.
Как при работе над первоначальным текстом, так и при внесении изменений в гл. 26.2 НК, составители проекта и текста поправок забыли указать в комментируемом подпункте о том, что налогоплательщик также обязан сообщать в налоговый орган о возникшем в течении отчетного (налогового) периода превышении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, определяемой в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, в 100 млн. руб. В результате возникла несогласованность между нормами, содержащимися в п. 4 и 5 ст. 346.13 НК.
В соответствии с действующей в настоящее время редакцией гл. 26.2 НК существует противоречие между тремя нормами, содержащимися в подп. 16 п. 3 ст. 346.12, в п. 4 и 5 ст. 346.13 НК. В соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК не вправе применять УСН только организации (но не индивидуальные предприниматели!), у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб.
В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК индивидуальные предприниматели, у которых указанный показатель в течение налогового (отчетного) периода превышает 100 млн. руб., считаются перешедшими на общий режим налогообложения. В соответствии с п. 5 ст.
346.13 НК ни на организации, ни на индивидуальных предпринимателей не возлагается обязанность извещать налоговый орган о соответствующем превышении ни в течение отчетного периода, ни по окончании налогового периода. Кроме того, в соответствии со ст. 346.24 НК на налогоплательщика возлагается обязанность вести налоговый учет только в отношении доходов и расходов, но не устанавливаются обязанности по ведению налогового учета основных средств и нематериальных активов.
Следует отметить, что составители Методических рекомендаций по применению гл. 26.2 НК предписывают налогоплательщикам представлять в налоговый орган сообщение только в случае, если доходы превысят 15 млн. руб.
Рекомендованная форма сообщения N 26.2-5 была утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (см. приложение 6 ).
———————————
Не приводится.
6. Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе добровольно перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.
О переходе на общий режим налогообложения налогоплательщики уведомляют налоговый орган в письменной форме. Рекомендованная форма уведомления N 26.2-4 была утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (см. приложение 6 ).
———————————
Не приводится.
7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через 1 год после того, как он утратил право на применение УСН.
Для действующих организаций и уже зарегистрированных индивидуальных предпринимателей переход на УСН в течение календарного года не допускается. Таким образом, указанные налогоплательщики смогут вернуться к применению УСН только после того, как пройдет полный календарный год (налоговый период по УСН).
Источник: www.zonazakona.ru