При возникновении конфликтных ситуаций между продавцом и покупателем, клиенту необходимо знать свои права и способы регулирования таких вопросов без доведения дела до суда. Для этого существуют уголки потребителя, где ему предоставляется вся актуальная информация. Многие думают, что такие стенды должны размещать только юридические лица, а ИП могут обойтись без них. Давайте узнаем, так ли это.
Нужен ли ИП информационный стенд для покупателя?
Уголок покупателя не только помогает клиенту найти нужные сведения о компании и органах, проверяющих её деятельность, но также защищает индивидуального предпринимателя от возможных штрафов.
Наличие информационного стенда регламентируется следующими правовыми актами:
- статьи 8-10 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992;
- пункты 8-16 главы 1 Постановления Правительства РФ № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров».
Правильно оформленный информационный стенд дает несколько преимуществ для предприятия:
Как ПРОДАВАТЬ, а не впаривать? Продажи здорового человека
- повышает статус фирмы;
- решение конфликтов происходит прямо на месте в досудебном порядке;
- владелец информируется о качестве работы своих сотрудников;
- надежность фирмы повышается в глазах потребителей.
Согласно статье 10 ФЗ № 2300-1 уголок потребителя обязан быть у определенных видов ИП:
- розничная торговля – деятельность, связанная с продажей товаров любой направленности от продуктов и канцтоваров, до медикаментов и хлебобулочных изделий, предприятие такого вида обязано иметь уголок в зале обслуживания клиентов;
- услуги для физических лиц – фирмы, занимающиеся обслуживанием населения в сфере парикмахерских, кометологических, медицинских услуги обязаны оформлять уголки потребителей у стойки администратора или при входе в салон.
Справка: дизайн уголка не должен раздражать клиентов, стоит выбрать лаконичный вариант.
Как правильно оформить?
Регламентированных правил и образца оформления нет, но есть несколько пунктов, на которые обращает внимание как Роспотребнадзор при проверке, так и сам покупатель:
- оформлять уголок покупателя нужно так, чтобы клиенту предоставлялся свободный доступ к его изучению;
- документы на стенде должны легко доставаться из ячеек;
- информация о фирме должна быть актуальна, как и об органах, контролирующих её деятельность;
- все тексты должны быть напечатаны и хорошо различимы клиентом;
- все указанные законы должны быть написаны правильно, как и информация об ИП;
- все документы должны быть в хорошем состоянии без разрывов и каких-либо пятен.
Что касается небольших отделов в торговых центрах, то размещать стенд лучше при входе в торговый зал. Стенд не обязательно должен быть больших размеров, хватит небольшого листа из ДСП или пластика. На нем размещаются папки с наименованиями, содержащейся в них информацией. Для документов лучше использовать бумагу форматом А4. При желании предпринимателя на стенде можно разместить сертификаты, подтверждающие профессиональную деятельность фирмы.
Золотые правила для ИП по работе с расчетным счётом
Внимание: допустимо хранить книгу в ином месте, но владелец обязан предоставлять ее по первому запросу клиента.
Узнать больше о нюансах правильного оформления уголка потребителей можно тут.
Что входит в перечень документов?
Документы, представленные на стенде регламентируются ст. 9 ФЗ «О защите прав потребителей».
Узнать о том, что должно быть в уголке потребителя, вы также сможете из нашего отдельного материала.
Что должно быть у всех индивидуальных предпринимателей?
Существует несколько основных документов, которые должны присутствовать на стенде в уголке покупателя:
Важно: в контактах органов необходимо прописывать код населенного пункта.
Что нужно для розничной торговли?
Основные документы должны быть на стенде любого предприятия, но при оформлении уголка для предпринимателя, осуществляющего розничную торговлю, на стенде распределяются дополнительные материалы.
Что должно быть в магазине:
- копия лицензии на право заниматься розничной торговлей;
- если фирма осуществляет розничную торговлю продуктовых товаров, то необходима информация о запрете на продажу алкоголя или табака лицам не достигшим 18 лет;
- информация о государственных стандартов товаров, например, алкогольной продукции;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов продукции»;
- журнал проверок для контроля показателей результативности розничной торговли;
- особенности проведения розничной торговли на территории определенного центра;
- стандарты соблюдения санитарных норм и обеспечение гигиены сотрудников на работе;
- сведения о местонахождении контрольных весов, на которых клиент может взвесить товар.
Образец оформления уголка потребителя для ИП:
Какие документы нужны для сферы услуг?
Документы для ИП, оказывающего услуги населению, отличаются небольшими дополнениями, которые позволяют клиентам получить актуальную информацию о качестве предоставляемых услуг и их безопасности для потребителя.
Дополнительные документы:
- полный прейскурант на все оказываемые услуги;
- сертификаты на право ведения отдельных видов деятельности, в том числе медицинских, парикмахерских, косметологических;
- используемые препараты и составы для проведения услуг;
- сертификаты специалистов и отзывы об их качестве работы;
- санитарные нормы по оборудованию помещения;
- стандарты обслуживания клиентов в сфере услуг.
Ответственность за отсутствие у предпринимателя уголка потребителя
При осуществлении предпринимательской деятельности, которая осуществляет розничную торговлю, владельцу стоит соблюдать все правила организации информационного стенда для клиентов. Отсутствие данного стенда является административным правонарушением на основании статьи 14.5 «Кодекса РФ об административных правонарушениях». Нарушение может караться штрафом или иной формой наказания в зависимости от документа, который отсутствует на стенде или же неправильно оформлен.
При проверке вышестоящими органами обращают внимание не следующее:
- доступность стенда для ознакомления клиентами;
- видимое расположение, покупатель не должен искать уголок потребителя по всему торговому залу;
- документы должны быть написаны грамотно и зрительно удобными для прочтения;
- наличие ручки для оставления отзывов в книге жалоб и предложений.
Если отсутствует информация о предприятии или та, которая обязательна согласно закону, то ИП наказывают следующими методами:
- Предупреждение, при нехватки каких-либо документов или неправильном оформлении дается срок, в который предприниматель обязан оформить стенд должным образом. По истечению срока при невыполнении предупреждения выписывается штраф.
- Административный штраф в размере, предписанном законодательством.
Штраф возможен также при неправильном расположении уголка потребителя, например, в недоступном месте для клиента, если документы ненадлежащего качество или их невозможно прочесть. При неправильном оформлении книги жалоб и предложений или информации, вводящей в заблуждение потребителя.
Штрафные нормы:
- наличие ложной информации о предприятии предусматривает за собой штраф в размере от 500 рублей до 1000 рублей на должностных лиц, а на юридических лиц штраф составляет от 5000 рублей до 10000 рублей на основании п. 1. ст. 14.8 № 195 ФЗ;
- если в договор включаются условия, которые ущемляют права клиентов, то налагается штраф в размере от 1000 рублей до 2000 рублей на должностных лиц, на юридических лиц от 10000 рублей до 20000 рублей согласно п.2. ст. 14.8 №195 ФЗ;
- нарушение прав потребителя на льготные условия влечет за собой штраф в размере от 500 рублей до 1000 рублей на должностных лиц, и от 5000 рублей до 10000 рублей на юридических лиц в соответствии с п.3 ст. 14.8 № 195-ФЗ;
- нарушение обеспечения оплаты товаров или услуг по наличному расчету или при помощи платежных карт влечет за собой штраф на должностных лиц от 15000 рублей до 30000 рублей, а на юридических лиц – от 30000 рублей до 50000 рублей.
Внимание: если нарушение повторяется, штрафная сумма увеличивается в размере.
Источник: pravovoy-standart.ru