Правила участия в госзакупках для ИП

Государственные органы обязаны закупать товары и услуги в форме тендеров, аукционов или конкурсов – об этом свидетельствует законодательство Российской Федерации.

Такой формат сотрудничества не только позволяет искоренить коррупционную составляющую, но и предоставляет обеим сторонам получить выгоду:

  • Организатор тендера может выбрать самое приемлемое по цене и качеству предложение от потенциальных подрядчиков;
  • Подрядчики независимо от опыта и положения на рынке могут начать свой бизнес с большого заказа, предложив оптимальные условия.

Организатор имеет право запросить у потенциальных участников тот перечень документов для участия в тендере, который поможет ему принять взвешенное решение о выборе подрядчика и отсеять тех, кто не соответствует его критериям. При том, что поучаствовать в конкурсе может любая компания на рынке, единственное требование – наличие всех бумаг, подтверждающих требования, которые заявлены в тендерной документации. Учитывая, что заказы могут быть очень крупными, необходимо обдуманно подходить к вопросу подготовки документов для участия в тендере, потому что именно по ним будет принято решение о допуске или, наоборот, не допуске к конкурсу. О том, как правильно подготовить документы для участи в тендере, а также об основных нюансах этого процесса мы поговорим далее в настоящей статье.

ИП или ООО для участия в госзакупках — Секреты Госзакупок с Валерием Овечкиным

Как выбрать тендер?

В целом процесс сбора и подачи документов на тендер довольно простой. Необходимо лишь во всем разобраться по порядку. В первую очередь, потребуется проанализировать имеющиеся тендеры и выбрать тот, что в большей степени соответствует области вашей деятельности. При этом стоит учитывать не только экономическую составляющую (то есть выгоду, которую ваша компания может получить от закупки), но и экономическую целесообразность (не придется ли вам потратить на победу в конкурсе больше, чем вы впоследствии сможете выиграть)?

Сегодня в информационном пространстве доступно огромное множество площадок, на которых анонсируются тендеры. Чтобы просматривать все запросы вручную, потребуется много времени. К тому же, никто не застрахован от ошибки, поэтому из-за невнимательности или усталости сотрудника ваша компания может потерять крупную сделку. Чтобы не допустить этого, эксперты рекомендуют использовать для этих целей специализированное программное обеспечение.

Хороший пример — СБИС Торги — этот сервис позволяет осуществлять мониторинг всех крупных площадок с тендерами, подыскивать лучшие и наиболее релевантные запросы для вашей компании. Работа программы в режиме 24/7 позволит вам не упустить ни одного важного запроса. Для работы с ЭТП потребуется электронная подпись.

Если вы до сих пор не используете ее в своей деятельности, предлагаем вам купить ее на сайте нашего специализированного Центра ЭЦП. ЭЦП вам позволит не только принимать участие в электронных торгах, но и сдавать отчетность в государственные органы в электронном формате (то есть без визита в ведомства). Это поможет вам оптимизировать занятость специалистов, которые занимаются подготовкой отчетности, и направить высвободившееся время на развитие компании.

Как поставщику участвовать в госзакупках

Специализированные программы, как СБИС Торги, позволяют быстро получать сводку по всем площадкам и выбирать исключительно релевантные конкурсы. Вам не потребуется перебирать запросы вручную и вчитываться в требования к ним. Вы сразу будете получать готовую выборку, которая соответствует возможностям вашей компании. Попробуйте СБИС Торги в работе бесплатно, закажите тест –драйв.

После того, как вы выберете тендер, победа в котором высоко вероятна, необходимо пройти через другой не менее значимый этап – этап подготовки пакета документов для участия в конкурсе. Надо заметить, что каждый организатор вправе запрашивать как основную документацию, которая потребуется практически к каждому конкурсу, так и дополнительную, соответствующую специфике предмета аукциона. И любое несоответствие даже в мелкой детали может лишить вас возможности принять участие в тендере. Компании, имеющие большой опыт в этом, уделяют немало времени именно подготовке документов, необходимых для участия в тендерах, потому что без этого шансы даже попасть в состав участников практически равны нулю.

Какие документы нужны для участия в тендерах?

Все бумаги, которые необходимо собрать для подачи заявки на участие в конкурсе, можно разделить на две условные группы:

  1. Основные документы – пакет стандартных справок, выписок и прочих документов. Этот набор одинаковый практически для всех аукционов;
  2. Дополнительные документы – они могут отличаться от тендера к тендеру и именно в них кроется специфика запроса организатора.

Под стандартным тендерным пакетом подразумевается предоставление оригиналов:

  • Заявки, в которой ваша компания выражает намерение участвовать в предстоящем конкурсе. Она обязательно должна быть заверена синей печатью и подписью уполномоченного лица;
  • Выписки Единого Государственного Реестра Юридических Лиц (ЕГРЮЛ). Обратите внимание, что документ должен быть получен не позднее, чем за 15 дней до даты подачи. В обратном случае, он считается недействительным;
  • Справки из банка и налоговой о том, что у компании нет задолженностей и о состоянии счета.

Также в стандартный тендерный пакет обычно входят заверенные копии следующих документов:

  • Устава и учредительных документов;
  • Документов о регистрации организации;
  • Перечень лиц, авторизованных на подписание документации от лица организации;
  • Бухгалтерской отчетности.
Читайте также:  Сэс уведомление для ИП

Дополнительно в пакет документов для участия в конкурсе некоторые организаторы в зависимости от предмета торгов могут попросить всех участников предоставить другую документацию. Например, это может быть лицензия на осуществление деятельности, которая является объектом конкурса, или сертификаты и дипломы сотрудников, которые будут выполнять работы. Если речь идет о закупке товаров, тогда обязательным будет предоставление сертификатов и деклараций о соответствии.

Проанализировав перечень документов для участия в тендере заранее, вы сможете подготовиться. Какие-то экземпляры необходимо будет скопировать и заверить, а другие – запросить у ведомств. Если же бумага имеет ограниченный срок действия, то вы должны заранее разведать, что потребуется и каков порядок ее получения. Не возникнет ли сложностей в процессе получения?

Как видите, подготовка к участию в торгах охватывает несколько областей:

  • Логистическую;
  • Юридическую;
  • Закупочную;
  • Финансовую.

В завершение подготовки пакета документов для участия в конкурсе не забудьте сделать опись, в которой будет указан перечень всех бумаг, которые вы приложите к своей заявке.

Каковы требования к подготовке документов для участия в тендере?

Прежде, чем подать документы для участия в тендере, когда вы их уже соберете, необходимо еще раз просмотреть все требования, которые организатор предъявляет к участникам. На этом этапе следует окончательно убедиться в том, что ваша компания проходит по всем параметрам. Подготовьте опись документации, прикладываемой к заявке, а также проверьте, каждая ли бумага заверена должным образом. Отсканируйте заявление на участие и направьте организатору в качестве подтверждения того, что вы согласны со всеми требованиями и условиями торгов.

Если для участия требуется финансовое обеспечение, тогда вам придется перечислить указанную сумму (5-10 процентов от цены объекта торгов – зависит от конкретных торгов и суммы будущего контракта). Если вы не сделаете этого, ваша заявка просто-напросто не будет допущена к участию. Если вы перечислите деньги, но не выиграете, то организатор вернет вам уплаченную сумму в оговоренные в условиях аукциона сроки.

Обратите внимание, что официальный язык подачи конкурсной документации – исключительно русский. Если в вашем пакете документов есть материалы на английском или любом другом языке, тогда вам потребуется оперативно выполнить перевод всей необходимой документации, а также заверить его при необходимости. Перед отправкой также необходимо проверить тексты и исправить в них ошибки, чтобы избежать не допуска к торгам.

Еще один нюанс, о котором забывают многие, — это необходимость сшить все документы, в которых количество листов больше двух, при помощи дырокола или с использованием шила. Это послужит защитой от подмены документов.

Каков перечень документов для участия в тендере в электронном формате

Электронные аукционы регламентируются 44-ФЗ, и первое, что меняется – это необходимость обязательной аккредитации вашей компании для участия в торгах. В этом вам также потребуется электронная подпись, поэтому настоятельно рекомендуем вам купить ее в нашем Центре ЭЦП.

Как и в обычных торгах заявка состоит из двух основных частей:

  1. Содержит документы об объекте торгов, а также подтверждения о том, что вы как участник принимаете на себя все условия и требования организатора. Например, требования к качеству товаров и услуг, к срокам поставки и т.д.;
  2. Включает в себя сведения о компании. В этой части необходимо подтвердить соответствие вашей организации требованиям организатора торгов, приложить все необходимые документы.

Хотите начать зарабатывать, принимая участие в тендерах? Обратитесь к нашим специалистам, и они подскажут, как этого достичь! Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию уже сегодня!

Источник: www.abt.ru

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Если вы планируете стать участником закупок, начните с единой контрактной системы, где закупки проводят государственные и муниципальные заказчики. Госзакупки отличаются низким порогом входа: требования для участия относительно невысокие, поэтому госзакупки подходят начинающим ИП и стартапам, мелкому и семейному бизнесу.

Елена Ефимова
04 Октября 2019
Получить сертификат электронной подписи
Получить сертификат электронной подписи

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.
Читайте также:  ИП чек на услуги образец

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Виды закупок

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.
Читайте также:  Что такое книга покупок и книга продаж при УСН

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры. Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта. Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг, контроль и обжалование закупок

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций. Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Источник: iitrust.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин