Вслед за активными проверками банков, все субъекты 115-ФЗ, включая бухгалтеров, аудиторов и агентов недвижимости, также будут сталкиваться с активными проверками в 2022 году.
К субъектам 115-ФЗ относятся: лизинговые компании, ювелирные организации, обслуживающие бухгалтерии, агентства недвижимости, страховые компании, МФО/МКК, нотариусы, адвокаты, организации, которые организуют и проводят лотереи и тотализаторы, включая онлайн-игры, организации федеральной почтовой связи, банки и др.
Подробнее о 115-ФЗ и его субъектах читайте здесь
Почему обслуживающие бухгалтерии — субъекты 115-ФЗ
В ст.7.1 115-ФЗ написано, что субъектами являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, которые занимаются:
— сделками с недвижимым имуществом;
— управлением денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
— управлением банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
— привлечением денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
Новые требования к правилам внутреннего контроля по 115-ФЗ
— созданием юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечением их деятельности или управлением ими, а также куплей-продажей юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.
Казалось бы, при чем здесь обслуживающие бухгалтерии, которые просто формируют и сдают отчетность? Секрет в формулировке «обеспечение деятельности юридических лиц». В письме №54 от 19.07.2018 Росфинмониторинг разъясняет:
«Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.
При этом субъектом исполнения статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ является организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг».
Другими словами, если обслуживающая бухгалтерия оказывает бухгалтерские услуги любого вида (организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.) на основании договора, то она является субъектом 115-ФЗ.
Новые обязанности обслуживающей бухгалтерии, аудиторов, нотариусов
Согласно информационному сообщению Минфина РФ от 10.04.2019 г. № ИС-аудит-29 бухгалтеры, юристы, лица оказывающие бухгалтерские услуги (аутсорсинг) другим компаниям или ИП, а также аудиторы обязаны обязаны:
— организовывать внутренний контроль (разработать, обновлять ПВК);
— идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте;
Правила внутреннего контроля (ПВК ПОД/ФТ) для чего нужны, как разработать, где взять! Ответ эксперта
— применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
— фиксировать и хранить информацию;
— исполнять требования, установленные пп.1, 3, 5 п. 1, п.3 и 4 ст.7.3 Закона №115-ФЗ в отношении приема на обслуживание и обслуживание публичных должностных лиц;
— уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что контролируемые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.
Обязанности субъектов наглядно представлены в памятке Росфинмониторинга.
13 января 2022 года вступит в силу Постановление Правительства РФ № 1188. Обслуживающим бухгалтериям дается месяц на то, чтобы привести свои ПВК в соответствие с этим Постановлением. Учитывая, что у большинства ОБ ПВК в принципе нет, им нужно создать их с нуля.
Минимальный штраф за нарушение требований закона составляет 50 тыс. руб. для юрлиц и ИП (ст. 15.27 КоАП РФ).
Алгоритм действий субъектов 115-ФЗ по исполнению требований законодательства
1. Разработка и утверждение правил внутреннего контроля (ПВК).
Типовые ПВК для ИП, которые оказывают бухгалтерские услуги, можно посмотреть в Федеральном законе от 18.03.2019 № 32-ФЗ и Федеральном законе от 18.03.2019 № 33-ФЗ, вступивших в силу 18 марта 2019 года. Они касаются идентификации клиентов и кредитных организаций, то есть банков, корпораций филиальной системы, операторов платежных систем, которые переводят денежные средства на банковские счета клиентов.
2. Назначение лица, ответственного за реализацию ПВК.
Такой сотрудник обязательно должен пройти инструктаж по внедрению правил ПВК. Он должен иметь высшее экономическое или юридическое образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ от двух лет. У него не должно быть непогашенных задолженностей в сфере экономических преступлений и преступлений, направленных против государственной власти РФ.
ИП могут самостоятельно выполнять функции ответственного сотрудника после прохождения инструктажа.
3. Идентификация клиента, его представителя и выгодоприобретателя до приема на обслуживание.
Сюда входит:
— идентификация бенефициарных владельцев клиентов;
— получение информации о предполагаемом характере деловых отношений;
— определение цели финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.
Когда клиент принят на обслуживание, идентифицировать его уже поздно.
4. Обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях.
Это нужно делать не реже раза в год. Если компании известно, что у ее клиента изменился адрес или учредительные документы, она обязана обновить информацию в течение 7 рабочих дней. Более позднее обновление будет считаться нарушением.
5. Выявление публичных лиц
Выявление среди физических лиц, находящихся на обслуживании, публичных должностных лиц и иностранных публичных должностных лиц.
6. Хранение документов
Хранение документов, необходимых для идентификации (не менее пяти лет с момента прекращения отношений с клиентом).
7. Контроль безналичных переводов.
8. Заморозка денежных средств
Заморозка денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц в списках экстремистов/террористов (публикуются на сайте Росфинмониторинга в личном кабинете).
9. Представление сведений
Представление в уполномоченный орган сведений об отказах от заключения договоров и расторжение договоров с клиентами по своей инициативе.
Это может случиться, если во время идентификации компания собрала много негативной информации о клиенте и выяснила, что у него высокий уровень риска. В этом случае можно по закону отказаться от работы с ним, уведомив Росфинмониторинг или свой надзорный орган. Если этого не сделать, клиент может пожаловаться в Центробанк. Регулятору важно знать, какие клиенты получили отказ и почему.
10. Направление сведений в Росфинмониторинг
Направление в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об операциях, вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях отмывания денег или финансирования терроризма.
Даже если любой другой субъект это уже сделал, направить информацию в Росфинмониторинг все равно нужно — каждый субъект 115-ФЗ несет отдельную ответственность.
11. Предоставление сведений по запросам уполномоченного органа
Направление информации о своих клиентах по запросам уполномоченного органа. Она хранится пять лет именно для этого.
Как быстро проверять клиентов по 115-ФЗ
Контур.Призма — сервис для соблюдения 115-ФЗ. Без сервиса практически невозможно соблюдать требования законодательства полностью.
Например, вручную невозможно:
— проверить, является ли клиент-ФЛ или бенефициар клиента-ЮЛ публичным должностным лицом;
— проверить, есть ли среди ОКВЭД клиента лицензируемые виды деятельности.
Кроме того, вручную затруднительно:
— выявить конечных бенефициаров ЮЛ;
— проверить ЮЛ или ФЛ на предмет попадания его в 14 списков;
— проверить, находится ли сайт клиента в списке запрещенных Роскомнадзором сайтов;
— проверить ЮЛ или ФЛ по всем критериям, описанным в Приказе Росфинмониторинга № 366;
— присвоить и обосновать уровень риска;
— создать анкету, куда занести все данные по 366 приказу РФМ;
— как только обновятся списки, проверить по ним всю свою действующую клиентскую базу.
А как вы будете разрабатывать и обновлять ПВК (правила внутреннего контроля)?
Дело в том, что в ПВК должно быть прописано, как и по каким критериям организация будет проверять каждого своего клиента. И должен быть приложен образец анкеты, которая будет формироваться на каждого клиента. Можно изобрести это самостоятельно (в строгом соответствии с приказом РФМ №366).
А можно купить Призму и вставить в ПВК критерии, по которым происходит проверка в Призме, а также анкету, которая формируется в сервисе автоматически. Таким образом, Призма сделает за вас самую тяжелую и объемную часть ПВК.
26 января с 11:00 до 12:30 (МСК) приглашаем всех на бесплатный вебинар по теме «Требования к правилам внутреннего контроля по 115‑ФЗ для обслуживающих бухгалтерий». Эксперт по законодательству Светлана Кирланова расскажет всё про соблюдение 115-ФЗ для обслуживающих бухгалтерий и по возможности ответит на все ваши вопросы.
Сервис Контур.Призма производит автоматическую проверку контрагентов более чем по 60 параметрам, учитывая все актуальные изменения в требованиях законодательства, и самостоятельно генерирует отчет по результатам. Программа дает возможность выполнить множество настроек, что облегчает использование в коммерческих организациях. Кроме того, подобный формат контроля снижает влияние человеческого фактора и снижает риск применения санкций.
Сервис обеспечивает правовое сопровождение клиентов, использует информацию из открытых источников, отслеживает все изменения в законодательстве и сразу же вводит их в сервис, а также позволяет быстрее обрабатывать информацию и защищает от ошибок по невнимательности и опечаток. Также возможно предоставление консультаций по написанию правил ПВК.
Призма позволяет проверять клиентов с помощью анкеты с использованием открытых и закрытых списков, включая Перечень террористов/экстремистов и оружия массового уничтожения Росфинмониторинга, Перечень публичных должностных лиц, Перечень ОАО по Распоряжению Правительства № 91-Р, Перечень стратегических предприятий по Указу Президента РФ от 04.08.2004 № 1009, Cанкционные списки OFAC, ЕС, HM Treasury, SECO и Украины и Список Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.
Вам не придется разбираться в критериях проверки клиентов по 115-ФЗ и тратить время на обязательную идентификацию организаций. Контур.Призма выполняет это в автоматическом режиме согласно актуальным требованиям законодательства. Если правила проверки меняются, это сразу отражается в сервисе. С Контур.Призмой вы можете всегда быть уверены, что соблюдаете 115-ФЗ.
Преимущества Призмы:
- Быстрая проверка по 115-ФЗ
Контур.Призма автоматически проверяет юрлица и физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2011 №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов…», присваивает им определенный уровень риска и готовит отчет. - Автоматические обновления
Данные, которые использует сервис, поддерживаются в актуальном состоянии. Если законодательство в сфере ПОД/ФТ меняется, обновляются требования к проверкам — это в кратчайшие сроки отражается в сервисе. - Работа в привычном режиме
Из-за новых требований законодательства вам не придется менять рабочие процессы или нанимать сотрудников, которые будут проверять клиентов. Контур.Призма полностью закроет вопрос по идентификации клиентов и подготовке отчетов о проверке. - Персональные модели проверки
Вы можете сами настраивать модели проверки по важным для вас критериям, учитывая специфику своих клиентов и собственные правила внутреннего контроля.
Подробнее обо всех возможностях Призмы читайте здесь >>>
Чем поможет Контур.Призма субъектам 115-ФЗ читайте здесь >>>
Сервис Контур.Призма доступна в двух версиях:
— Веб-версия. Работает через браузер. Стоимость зависит от количества пользователей.
— API-версия. Интегрируется в любую учетную систему организации (1C, ELMA, Diasoft, Loginom, Siebel и пр.) Стоимость зависит от количества проверяемых клиентов.
Из программы скачивается и распечатывается отчет о клиенте. Документ можно показать регулятору, например, при выездной проверке, для обоснования того или иного присвоения уровня риска. Отчет также можно хранить в досье клиента в электронном виде.
Остались вопросы? Закажите консультацию
Источник: kontur-nvk.ru
Организация внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Необходимость осуществления и организации внутреннего контроля по «особым» правилам отмечает Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее — Ф3 № 115). Статья 7 Ф3 № 115 гласит, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Кроме того, данные организации обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Согласно ФЗ № 115:
- • внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
- • организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
- • осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В статье 5 ФЗ № 115 содержится перечневый список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, подпадающие под контроль, а ст. 6 характеризует операции с денежными средствами или иным имуществом как подлежащие обязательному контролю (более подробно они будут рассмотрены в главе 14).
Для данных операций, осуществляемых конкретными организациями, разработаны требования к правилам внутреннего контроля, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Задачи разработки правил внутреннего контроля согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 представлены на рис. 7.6.
Правила внутреннего контроля включают в себя программы осуществления внутреннего контроля, представленные ниже.
Программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля, — это документ, согласно которому для организации внутреннего контроля у экономического субъекта назначается специальное уполномоченное лицо, а также формируется структурное подразделение, выполняющее функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Примерная форма программы, определяющей организационные основы осуществления внутреннего контроля, представлена в табл. 7.9.

Рис. 7.6. Задачи разработки правил внутреннего контроля согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2012 № 667
Примерная форма программы, определяющей организационные основы осуществления внутреннего контроля
Описание системы внутреннего контроля
Ответственные лица
Порядок взаимодействия структурных подразделений организации
Программа идентификации1 клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (Программа идентификации) — это документ, который регламентирует представление следующих сведений:
• установление в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений, определенных ст. 7 ФЗ № 115, до их приема на обслуживание;
! Идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных ФЗ № 115 сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.
- • принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 7 ФЗ № 115;
- • проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 7.4 ФЗ № 115.
Программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (Программа оценки риска — это документ, в котором определяются:
- • процедуры оценки и присвоения степени (уровня) риска клиенту с учетом требований к его идентификации;
- • перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
- • порядок и периодичность осуществления мониторинга операций (сделок) клиента в целях проведения оценки степени (уровня) риска и последующего контроля за ее изменением (разрабатывается организацией и включается в состав правил внутреннего контроля).
Программа оценки риска предусматривает проведение оценки риска клиентов на основе признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Примерная форма программы, определяющей организационные основы осуществления внутреннего контроля оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма представлена в табл. 7.10.
Программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (Программа выявления операций) — это документ, в котором предусматривается мониторинг oneраций (сделок), которые могут быть отнесены к группе повышенного риска, перечень критериев, указывающих на необычный характер сделки и изучение их целей, порядок информирования сотрудником организации, индивидуальным предпринимателем о данных сделках и принятие необходимых мер. Примерная форма программы выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (программа выявления операций) представлена в табл. 7.10.
Таблица 7.10
Примерная форма программы, определяющей организационные основы осуществления внутреннего контроля оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма
Перечень сомнительных операций
Уровень риска для организации
Перечень сомнительных видов деятельности
Частота совершения подозрительных сделок
Таблица 7.11
Примерная форма программы выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (Программа выявления операций)
Наименование клиента
Критерии необычного характера сделки
Количество зафиксированных критериев
Перечень операций для дальнейшего анализа
Ответственное лицо
Программа выявления операций предусматривает принятие руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным ими лицом решения: а) о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю;
- б) о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;
- в) о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента.
Программа документального фиксирования информации предусматривает документальное фиксирование информации:
- а) об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю в соответствии со ст. 6 ФЗ № 115;
- б) об операции (сделке), имеющей хотя бы один из критериев и (или) признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки);
- в) об операции (сделке), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- г) об операции (сделке), полученной при реализации программы изучения клиента.
Основания документального фиксирования информации:
- • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами;
- • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
- • совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос;
- • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Примерная форма программы документального фиксирования информации представлена в табл. 7.12.
Таблица 7.12
Примерная форма программы документального фиксирования информации
Категория операции
Ответственное лицо
Программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с ФЗ № 115 (Программа по приостановлению операций (сделок)), — это документ, в котором регламентируется порядок приостановления операций (сделок), сроки предоставления данной информации в уполномоченный орган, а также основания для приостановления операций (сделок).
Программа по приостановлению операций (сделок) составляется в случае:
- 1) если одной из сторон сделки ЯВЛЯЮТСЯ:
- • юридические лица, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физические лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом б п. 1 ст. 7 ФЗ № 115, либо физические лица или юридические лица, действующие от имени или по указанию таких организации или лица;
- • физические лица, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 п. 2.4 ст. 6 ФЗ № 115;
Программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Программа подготовки и обучения кадров) — это документ, который устанавливает график обучения сотрудников, программы обучения сотрудников, ответственных за обучение сотрудников лиц в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля экономического субъекта, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов экономического субъекта, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
Программа подготовки и обучения кадров разрабатывается в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 (ред. от 01.11.2010) «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются:
- а) проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований ФЗ № 115 и иных нормативных правовых актов;
- б) представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
- в) принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.
Программа проверки осуществления внутреннего контроля — это
документ, который устанавливает:
- • проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований ФЗ № 115 и иных нормативных правовых актов;
- • представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях;
- • принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.
Программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Программа хранения информации) — это документ, регламентирующий сроки хранения информации, учет и хранение информации и документов, полученных в результате реализации Правил внутреннего контроля и программ его осуществления.
Программа хранения информации предусматривает хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:
- • документов, содержащих сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, полученных на основании ФЗ № 115, иных принятых в целях его исполнения нормативных правовых актов РФ, а также правил внутреннего контроля;
- • документов, касающихся операций (сделок), сведения о которых представлялись в Федеральную службу по финансовому мониторингу, и сообщений о таких операциях (сделках);
- • документов, касающихся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии со ст. 7 ФЗ № 115 и Постановлением 667;
- • документов по операциям, по которым составлялись внутренние сообщения;
- • внутренних сообщений;
- • результатов изучения оснований и целей выявленных необычных операций (сделок);
- • документов, относящихся к деятельности клиента (в объеме, определяемом организацией, индивидуальным предпринимателем), в том числе деловой переписки и иных документов по усмотрению организации, индивидуального предпринимателя;
- • иных документов, полученных в результате применения правил внутреннего контроля.
Программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании (Программа изучения клиента) — это документ, в котором оценивается деловая репутация клиента. Оценка деловой репутации клиента может основываться на основе внутренних критериев, разработанных в компании, а также на основе общедоступной информации.
Возможные источники получения информации:
- • публичные источники профессиональных сообществ;
- • бухгалтерская отчетность;
- • налоговая отчетность;
- • иные источники.
Примерная форма программы изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании представлена в табл. 7.13.
Таблица 7.13
Примерная форма программы изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании
Источник: bstudy.net
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 июля 2021 г. N 1188 Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
2. Установить, что правила внутреннего контроля, действующие до вступления в силу настоящего постановления, подлежат приведению адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, в соответствие с требованиями, утверждаемыми настоящим постановлением, в течение 1 месяца со дня вступления в силу настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июля 2021 г. N 1188
ТРЕБОВАНИЯ
К ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫМ
АДВОКАТАМИ, НОТАРИУСАМИ, ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИХ ИЛИ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ, АУДИТОРСКИМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ АУДИТОРАМИ
1. Настоящий документ определяет требования, предъявляемые при разработке адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, указанными в статье 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон), правил внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее — правила внутреннего контроля).
Для целей настоящего документа в отношении лиц, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, используются термины «лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги», «организации, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги», «индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги».
2. Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, разрабатывают и реализуют правила внутреннего контроля в случае осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, установленных пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона.
3. Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и утверждаются непосредственно адвокатом, нотариусом, руководителем организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, до начала осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, установленных пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона, а также руководителем аудиторской организации, индивидуальным аудитором до начала оказания аудиторских услуг.
В случае подготовки или осуществления аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами от имени или по поручению своего клиента операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы разрабатывают и утверждают единые правила внутреннего контроля с отражением в них особенностей осуществления внутреннего контроля для каждого вида осуществляемой деятельности.
Правила внутреннего контроля должны приводиться адвокатами, нотариусами, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения не позднее 1 месяца со дня вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами, непосредственно относящимися к указанным лицам и влияющими на исполнение ими требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Изменения, вносимые в правила внутреннего контроля, оформляются в виде новой редакции правил внутреннего контроля.
4. Контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации обеспечивают:
непосредственно адвокаты, нотариусы;
руководители организаций, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги;
индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги;
руководители аудиторских организаций;
индивидуальные аудиторы.
5. Правила внутреннего контроля являются документом, который оформляется на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью адвоката, нотариуса, руководителя организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуального предпринимателя, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги, руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора, регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и устанавливает порядок и сроки осуществления действий адвокатов, нотариусов, организаций, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, сотрудников таких организаций, индивидуальных предпринимателей и индивидуальных аудиторов при реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
6. Адвокаты, нотариусы, организации, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации, индивидуальные аудиторы вправе хранить правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, и в виде электронного образа документа. Правила внутреннего контроля на бумажном носителе заверяются подписью адвоката, нотариуса, руководителя организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора или уполномоченными лицами организации, индивидуального предпринимателя, индивидуального аудитора.
7. Правила внутреннего контроля должны содержать следующие обязательные программы:
а) программа, определяющая организационные основы внутреннего контроля (далее — программа организации системы внутреннего контроля);
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее — программа идентификации);
в) программа изучения клиента;
г) программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее соответственно — риск, программа оценки и управления рисками);
д) программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее — программа выявления операций);
е) программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее — программа замораживания (блокирования);
ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
з) программа проверки системы внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — программа хранения информации).
8. Программа организации системы внутреннего контроля включает:
а) порядок назначения специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля. Специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, может быть назначено физическое лицо, являющееся сотрудником на основании трудового договора с адвокатом, нотариусом, организацией, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором и соответствующее квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Адвокаты, нотариусы, индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальные аудиторы вправе назначить себя специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в случае соответствия квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
б) порядок возложения обязанностей специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, на период его отсутствия (отпуск, временная нетрудоспособность, служебная командировка). Лицо, на которое возлагаются обязанности специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля на период его отсутствия, должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
в) полномочия и обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
г) полномочия и обязанности структурного подразделения, выполняющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (при наличии). Решение о создании структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения принимается лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациям самостоятельно исходя из особенностей структуры, штатной численности, клиентской базы и степени (уровня) рисков совершения их клиентами сделок или финансовых операций, направленных на отмывание доходов и финансирование терроризма;
д) описание системы внутреннего контроля лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
Источник: www.dokipedia.ru
