Рекомендации по разработке правил внутреннего контроля в целях ПОД ФТ:
В соответствии с пунктом 1.10 Положения Банка России от 15 декабря 2014г. № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и пунктом 1.9 Положения Банка России от 2 марта 2012г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ подлежат приведению в соответствие с требованиями законодательства не позднее трех месяцев после даты вступления в силу соответствующих изменений и дополнений.
Приложения к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:
Приложение № 1. Сведения, получаемые в целях идентификации клиентов — физических лиц, представителей клиента, выгодоприобретателей — физических лиц и бенефициарных владельцев.
Разработка Правил внутреннего контроля ПОД/ФТ/ФРОМУ
Приложение № 2. Сведения, получаемые в целях идентификации клиентов — юридических лиц, выгодоприобретателей и бенефицианых владельцах — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Приложение № 3. Сведения, включаемые в анкету (досье) клиента.
Приложение № 4. Признаки возможного осуществления фиктивной хозяйственной деятельности.
Приложение № 5. Факторы, влияющие на оценку риска клиента.
Приложение № 6. Анкета клиента — физического лица.
Приложение №7. Анкета индивидуального предпринимателя и физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Приложение № 8. Анкета клиента — юридического лица.
Приложение № 9. Признаки, указывающие на необычный характер сделки;
Приложение № 10. Сообщение об операции (сделке).
Приложение № 12. Решение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества.
Приложение № 13. Журнал регистрации случаев приостановления операций клиентов.
Приложение № 14. Журнал регистрации случаев отказа от выполнения распоряжений клиентов.
Приложение № 15. Состав информации, предоставляемой в Росфинмониторинг, о факте отказа в проведении операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, одной из сторон которой является иностранная или международная неправительственная организация, включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Приложение № 16. Отчет о результатах осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за _____ квартал 20_ года.
Приложение № 17. Квалификационные требования к ответственному сотруднику, сотруднику Подразделения по ПОД/ФТ Организации.
Приложение № 18. Журнал учета прохождения обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в организации.
Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ: разработка и обновление
Приложение № 19. Свидетельство о прохождении обучения по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Приложение № 20. План обучения по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Приложение № 21. Перечень услуг, предоставляемых организацией с оценкой риска в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Приложение № 22. Сведения, получаемые в целях идентификации клиентов — иностранной структуры без образования юридического лица.
Приложение № 23. Анкета клиента — иностранной структуры без образования юридического лица.
- Типовые правила в целях ПОД/ФТ
- Типовые правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ
- Комитет НАУФОР по ПОД/ФТ
- Список полезных ссылок
Вложенные файлы
Источник: naufor.ru
Новые правила внутреннего контроля 2020?
Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, юрист, канд. истор. наук, учредитель Межрегионального учебного и консультационно-правового центра финансового мониторинга (МУКПЦФМ).
Другие публикации эксперта:
- О некоторых требованиях к заполнению карты постановки на специальный учет в Федеральную пробирную палату
- Новый порядок работы с личным кабинетом на сайте Росфинмониторинга
- Финмониторинг: Пять основных нарушений по ПОД/ФТ, допускаемых ювелирами
- Подготовка договора комиссии ювелирных изделий: о некоторых нюансах, которые нужно знать при составлении и заключении
- О некоторых особенностях разработки правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ организаций и предпринимателей ювелирного сектора
Вносить ли изменения в правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ в связи с вступлением в силу 12.03.2020 г. изменений в 115 закон?
В последние дня многие ювелиры спрашивают нас о необходимости внесения изменений в правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ в связи с изменениями, связанными со вступлением 12.03.2020 в силу Федерального закона от 01.03.2020 №46-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 20 Федерального закона «О лотереях».
Напомним, что указанные изменения были направлены на совершенствование механизма финансового мониторинга в организациях, связанных с проведением и организаций лотерей, азартных игр и т.п.
И действительно, нужно ли ювелирам, риэлтерам, лизинговым и факторинговым компаниям, операторам по приему платежей, ломбардам, МФО, КПК, страховщикам и иным субъектам 115 закона вносить в свои правила внутреннего контроля изменения, адресованные организациям игорного бизнеса?
«Нужно», — отвечаем мы. И вот почему. Среди всего массива изменений 115 закона, вступивших в силу 12.03.2020 было одно важное и критичное для всех изменений: был изменен перечень операций, подлежащих обязательному контролю.
Так, теперь обязательному контролю будет подлежать операция по получение денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее.
Напомним, что перечень операций, подлежащих обязательному контролю, воспроизводится субъектами 115 закона в своих правилах внутреннего контроля в программе выявлений операций, либо в составе приложений к ПВК. Отсутствие, а равно искажение перечня операций, подлежащих обязательному контролю, может стать поводом для возбуждения административного дела.
Указание в ПВК не полного перечня операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, в соответствии со статьями 6 и 7.5 Федерального закона 115-ФЗ является типовой ошибкой при разработке правил внутреннего контроля.
Нашу позицию полностью разделяет и Росфинмониторинг.
Так, ведомство в своем Информационном сообщении от 5 мая 2016 года «О типовых ошибках при разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями поднадзорными Федеральной службе по финансовому мониторингу» выделил следующее типовое нарушение: «В программе выявления операций указывается не полный перечень операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ.»
Росфинмониторинг привел пример: «в правилах внутреннего контроля указываются только профильные операции, подлежащие обязательному контролю. Организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества указала, что выявляет только операции с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое имущество, и подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее». Росфинмониторинг тогда на эту типовую ошибку ответил, что «статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ приведен исчерпывающий перечень операций, с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю» (в настоящее время операции, подлежащие обязательному контролю также содержатся в статье 7.5 закона 115).
Ведомство также отметило, что Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей выявлять и направлять в Росфинмониторинг сведения только по определенным операциям, подлежащим обязательному контролю.
Именно по этой причине организации и предприниматели – субъекты 115 закона должны внести изменения в свои правила внутреннего контроля, актуализировав перечень операций, подлежащих обязательному контролю.
К слову сказать, изменения, вносимые в ПВК весьма несложные и простые. Для тех наших клиентов, кто обновлял у нас ПВК с февраля 2020 года, мы даже предложили внести изменения в их правила внутреннего контроля совершенно бесплатно.
Источник: uvelir.info
Разработка ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ для бухгалтерских компаний
Правила Внутреннего Контроля для Бухгалтерской компании:
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, являются участниками Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Правительство РФ опубликовало Постановление от 14.07.2021 №1188, которое установило требования к правилам внутреннего контроля (ПВК), для Бухгалтерских компаний
Согласно пункту 2.1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ «Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, при наличии оснований полагать, что операции или финансовые операции клиента могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган».
В указанных целях бухгалтерские организации обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль при оказании профессиональных услуг
При обнаружении отсутствия ПВК, установлена административная ответственность до 100 000 рублей (часть 1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях)
Ответы на вопросы
Какие штрафы за отсутствие Правил Внутреннего Контроля у организации?
В случае проверки Росфинмониторингом и обнаружения факта деятельности без соблюдения Правил Внутреннего Контроля, организация и ее руководитель могут нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), которая касается неисполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, лица, занимающие должностные позиции в организации, могут быть оштрафованы на сумму от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Юридические лица, в свою очередь, могут быть оштрафованы на сумму от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, независимо от структуры организации, какие-либо нарушения в области контроля за соблюдением Правил Внутреннего Контроля могут привести к административным штрафам для должностных лиц и юридических лиц в соответствии с приведенной статьей КоАП.
Существует ли шаблон Правил Внутреннего Контроля
К сожалению нет единой формы Правил Внутреннего Контроля (ПВК), утвержденной законодательством. Каждая организация, подпадающая под действие Федерального закона № 115-ФЗ, обязана самостоятельно разрабатывать ПВК, руководствуясь требованиями, изложенными в актах, выпущенных Центральным банком или Правительством Российской Федерации.
Для субъектов, которые подлежат надзору Росфинмониторинга в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, регулятор предоставил образец Правил Внутреннего Контроля в виде информационного сообщения. Тем не менее, следует отметить, что данный документ не обновлялся с 2016 года. За этот период времени в законодательстве произошли значительные изменения, поэтому использование образца в качестве основы для разработки собственных ПВК может быть затруднительным.
Наши юристы готовы разработать полный пакет документов ПВК индивидуально под вашу организацию. Оставляйте заявку на услугу, чтобы наш менеджер ответил на все Ваши вопросы!
Как долго готовится ПВК юристами Гранд Скул?
Срок подготовки документов Правил Внутреннего Контроля индивидуальный, и зависит от вида деятельности организации и ее размера, однако в среднем подготовка документов занимает от 5 до 10 рабочих дней
После готовности документов, юристы нашей организации подробно проконсультируют Вас по всем вопросам связанных с дальнейшей работой с Правилами Внутреннего Контроля по ПОД/ФТ!
Как часто нужно обновлять Правила Внутреннего Контроля?
Правила Внутреннего Контроля необходимо актуализировать при каждом изменении в законодательстве, регулирующем сферу ПОД/ФТ, которые касаются Вашего вида деятельности. Как правило это 4-5 раз в год.
Сроки актуализации отличаются у двух групп организаций — Некредитных финансовых организаций (НФО) и Нефинансовых организаций (неНФО):
- неНФО и Индивидуальные Предприниматели обязаны актуализировать Правила Внутреннего Контроля (ПВК) в течение одного месяца с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, если не предусмотрено иное в этих актах.
- НФО обязаны актуализировать Правила Внутреннего Контроля (ПВК) не позднее трех месяцев с момпнта даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон/нормативного акта, если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом/нормативным актом.
Отличаются ли ПВК у ИП и юридических лиц?
Да, Правила Внутреннего Контроля (ПВК) различаются, поскольку они применяются к совершенно разным формам предпринимательской деятельности. Кроме того, существуют различные квалификационные требования к специальным должностным лицам для организаций и индивидуальных предпринимателей. В большинстве случаев сам индивидуальный предприниматель выполняет функции специального должностного лица, и это следует учитывать при разработке соответствующих правил.
Разработать ПВК индивидуально под Ваш вид деятельности и форму организации бизнеса могут юристы Гранд Скул
Нужно ли распечатывать ПВК или их можно хранить в электронном виде?
Да, их нужно распечатать. В соответствии с требованиями к Правилам Внутреннего Контроля (ПВК), они должны быть оформлены в письменной форме на бумажном носителе. Правила следует распечатать, прошить, и после этого утвердить путем подписи руководителя организации или индивидуального предпринимателя. Если имеется печать, она также должна быть поставлена на грифе утверждения.
Нужно ли загружать ПВК в личный кабинет Росфинмониторинга?
Да, в обязательном порядке! Наличие правил внутреннего контроля в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга в разделе «Организация внутреннего контроля» положительно влияет на риск-оценку, которая устанавливается Росфинмониторингом в целях оценки риска возможного нарушения субъектом законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Отсутствие правил может спровоцировать проверку со стороны Росфинмониторинга!
После разработки Правил Внутреннего Контроля, наши юристы проконсультируют Вас по дальнейшим действиям с загрузкой и хранением Правил Внутреннего Контроля организации
Я не успеваю заниматься работой по соблюдению требований ПОД/ФТ, есть ли у Вас услуга по сопровождению?
Да, у нас есть услуга по комплексному сопровождению компаний по ПОД/ФТ. Опытные юристы Гранд Скул, возьмут на себя основные обязанности по соблюдению требований 115-ФЗ. В услугу входит не только актуализация Правил Внутреннего Контроля, но и ежедневное ведение Вашего личного кабинета на сайте Росфинмониторинга, ежедневные консультации, подготовка квартальных отчетов, обучение сотрудников по ПОД/ФТ и многое другое
Услуга Абонентское обслуживание по ПОД/ФТ предлагает максимально делегировать нашим юристам ту работу, которую вы пока выполняете сами, при этом вы сможете управлять своим бизнесом без лишней головной боли!
Источник: grandschool.net