Привести в порядок пиджак в этой химчистке стоит, в общем, недорого — 385 рублей. Необычно само ее расположение — на территории храма Христа Спасителя (ХХС).
Попасть туда можно с набережной Москвы-реки, минуя Трапезную. «Здесь собственная мини-химчистка, 15 храмов обслуживает, — пожимает плечами приемщица. — Почему бы заодно и обычным людям не воспользоваться?» Впрочем, это копейки. А вот корпоративы в залах ХХС являются настоящей золотой жилой. Так, аренда Трапезной палаты на 200 персон обходится в 70 тыс. рублей, еще 3–4 тыс. на человека — еда, алкоголь и банкетное обслуживание. Гулянки клерков в крупнейшем кафедральном соборе РПЦ продолжаются уже несколько лет. Например, в журнале блогера Максима Дементьева легко найти фотографии с празднования 125-летия Deutsche Bank, проходившего в Зале церковных соборов в 2006 году.
Бурной коммерческой деятельностью храма недавно заинтересовались в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП). В ходе проверки здесь, помимо химчистки и «банкетных» залов, были обнаружены автомойка, шиномонтаж, автосервис, платная парковка, множество торговых ларьков. «Фактически на территории храма действует бизнес-центр, предоставляющий потребителям широкий спектр коммерческих предложений (. ). Имеющаяся вывеска «Храм Христа Спасителя» не соответствует требованиям закона к торговым предприятиям», — категоричны в ОЗПП. Однако тяжбу против структур РПЦ организация проиграла: суд признал, что товары не продаются, а дарятся, ценники на самом деле вовсе не ценники и указана на них не цена, а рекомендуемый размер пожертвования.
КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦ
Большинство людей все-таки волнует не отсутствие контрольно-кассовой техники, а моральная сторона вопроса. Представители церкви пытаются доказать: коммерцией занимаются не они, а Фонд храма Христа Спасителя, юридически с РПЦ не связанный. Аргумент неубедительный.
Бизнес не может забыть, как в свое время приходили факсы из управ районов, в частности «Коньково», с требованием перечислить минимум 20 тыс. рублей в этот самый Фонд ХХС. Многие предприниматели соглашались, не желая ссориться с московскими чиновниками. Теперь же, когда работы завершены, кафедральный собор, построенный буквально всем миром, стремительно превращается в увеселительный, торговый и деловой центр. Не добавляет красоты и история с девушками из группы Pussy Riot, якобы оскорбившими православную святыню.
Но «банкетные» залы и автомойки — лишь вершина айсберга. Годовой оборот Фонда ХХС вместе с тремя «дочками» (ЧОП «Колокол», ООО «Венец-Ф» и ООО «Врата-4») не превышает 40 млн рублей. Правда, еще 372 млн фонд, по информации газеты «РБК daily», должен получить в текущем году из столичного бюджета. Коммерческие же доходы всех подконтрольных РПЦ предприятий, по самым скромным подсчетам, тянут на 600 млн рублей, а стоимость их активов приближается к 2,3 млрд.
Владельцы заводов, церквей, бутербродов
В тяге к коммерции церковь обвиняли не раз. В 90-е ее дочерние структуры были уличены в беспошлинном импорте сигарет и торговле водкой, а заодно и экспорте нефти при посредстве АО «Международное экономическое сотрудничество». По данным ЕГРЮЛ, в период с 2003 по 2010 год РПЦ через ЗАО «АО Витал» владела четвертью «БМВ Русланд» (остальными 75% — австрийский «БМВ Остеррайх холдинг»), ввозившей в Россию престижные иномарки. Сейчас компания ликвидирована, а на ее месте (по адресу город Химки, улица Панфилова, владение 19, строение 1) расположилось ООО «БМВ Русланд Трейдинг», также на три четверти находящееся в собственности австрийцев. Его годовой оборот в 2010-м перевалил за 46 млрд рублей.
Церковь — это бизнес, а священники жулики
В целом инвестиционные предпочтения священнослужителей не отличаются оригинальностью: строительство, ресторанное и гостиничное дело, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство и производство продуктов питания. В столичном регионе «жемчужинами» бизнеса являются четырехзвездочная гостиница «Даниловская» и ОАО «Ритуальная православная служба» (на него вместе с аффилированными компаниями приходится не менее десятой части московского рынка ритуальных услуг), на Урале — камнеобрабатывающий и фарфоровый заводы, домостроительный комбинат, а Новосибирская епархия долгое время владела долей бутербродной сети «Подорожник». Особой рачительностью отличается Данилов ставропигиальный мужской монастырь в столице. Совокупный оборот принадлежащих ему предприятий в 2010 году достиг почти 180 млн рублей.
Не оставляет РПЦ равнодушной и финансовый сектор. Евгений Пархаев, генеральный директор художественно-производственного предприятия «Софрино» (ХПП «Софрино»), много лет поставляющего свечи, кресты, иконы и другую церковную утварь, одновременно является председателем совета директоров банка «Софрино».
Последний знаменит церковным куполом на эмблеме и тесными связями с Московской патриархией. Не исключено, что деньги, зарабатываемые одноименным предприятием, и сформировали капитал кредитного учреждения. Другой околоцерковный банк — АКБ «Пересвет».
Различные религиозные организации владеют 3,29% его акций, ровно столько же у другого крупнейшего собственника — ЗАО «Экспоцентр». Наконец, РПЦ принадлежит 0,23% ЗАО «Банкхаус Эрбе». Кстати, порицание роскоши и аскетизм — явно не маркетинговая политика «мошны» РПЦ. «Банкхаус Эрбе» специализируется на private banking для состоятельных клиентов, а «Софрино» первым стал выдавать кредиты на покупку яхт и оказывает спонсорскую поддержку яхтингу.
Какой процент в совокупном доходе церкви составляет деятельность коммерческих «дочек»? РПЦ не любит разговоров о своих финансах. Последнее масштабное исследование на этот счет было проведено еще в начале нулевых социологом Николаем Митрохиным (в настоящее время сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете).
Тогда он оценил пожертвования, выручку от продажи свечей, иконок, крестиков, оказания услуг и чисто коммерческой деятельности в 500 млн долларов. Туда попал и так называемый безнал: подарки в виде строительных и иных материалов, безвозмездная помощь бизнеса, бесплатная работа прихожан. Годовой наличный оборот небольшой городской церкви начинается с 3 тыс. долларов, храма в райцентре — с 10 тыс., на кафедральный собор приходится не менее 80 тыс. В целом наличные доходы составляют 100–150 млн долларов, остальное — безнал.
Выручка коммерческих «дочек» РПЦ (тех, что раскрывают такую информацию, и без учета семинарий, гимназий и других образовательных учреждений) в 2010-м была оценена в 600 млн рублей, или 20 млн долларов, то есть 15–20% от оценки наличного оборота, проведенной г-ном Митрохиным. В пресс-службе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на запрос журнала «РБК» об экономической деятельности и доходах организации не ответили.
Но если верить этим цифрам, РПЦ не слишком отличается от зарубежных «коллег». Центр изучения глобального христианства при Духовной семинарии Гордона — Конвелла (GCTS), занятый статистическими исследованиями, оценивает оборот всех христианских церквей в 2012-м в 569 млрд долларов. «Откуда эта цифра?
По нашим расчетам, основанным на данных ООН и Всемирного банка, совокупный годовой доход всех христиан мира приблизительно равен 32 трлн долларов, — поясняет научный сотрудник центра Альберт Хикман. — Наш анализ показал: на религию приходится 1,78% этой суммы, что и есть 569 млрд». Доходы религиозных организаций эксперты делят на прямые и косвенные. Их соотношение — примерно 70:30. «Первые — это прямые пожертвования в пользу церквей. Вторые — выручка различных околорелигиозных фондов, поддержка со стороны государства, а также доходы от инвестиционных проектов церкви», — продолжает г-н Хикман.
Таким образом, каменоломни или бутербродные, подконтрольные епархии, не уникальная российская ситуация. Христианские организации всего мира, стремясь приумножить свои капиталы, делают инвестиции в реальный сектор. И зарубежные священнослужители в погоне за прибылью часто оказываются в центре скандалов.
Немецкое порно и «прачечная» Ватикан
Где граница между порнографией и эротикой? Этот нескромный вопрос очень занимает Католическую церковь Германии. Недавно выяснилось, что «дочка» издательства Weltbild, полностью принадлежащего духовенству, выпускает книги вроде «Возьми меня здесь и сейчас» или «Грязные рассказы». Католическая организация купила Weltbild более 30 лет назад и с тех пор вложила в компанию 182 млн евро.
Средства были получены главным образом за счет так называемого церковного налога, в обязательном порядке взимаемого с прихожан. Ставка его составляет 8–9% от суммы, уплачиваемой немцами в качестве подоходного налога. В 1998 году Weltbild, желая расширить присутствие на рынке, приобрело пять издательских домов, в том числе 50% Droemer Knaur, известного своей порнографической продукцией. Если говорить о чисто финансовой стороне, стратегия оказалась успешной. Сейчас Weltbild имеет 1,7 млрд евро годового оборота и является крупнейшим игроком в секторе офлайн-продаж (20% германского рынка), а в интернет-торговле книгами уступает только Amazon.
Как церковь реагирует на обвинения в свой адрес? В 2009-м она предприняла осторожную попытку продать Weltbild, но купить его по заявленной цене желающих не нашлось. Тогда священнослужители перешли в агрессивное наступление, разместив на официальном сайте издательства пресс-релиз, где обвинили СМИ в целенаправленной атаке на них.
Суть же защиты сводилась к тому, что данные книги относятся к эротике, а вовсе не порнографии, а кроме того, на них приходится менее 1% оборота издательского дома. Однако Папу Римского это не убедило: вскоре после опубликования пресс-релиза он раскритиковал инвестиционную политику немецких епископов. В результате некоторые епархии, в том числе Кельнское архиепископство, продали акции злосчастного издательства. «Мы не можем зарабатывать в будни на том, против чего проповедуем по воскресеньям», — объяснил это решение глава архиепископства кардинал Йоахим Мейснер. Впрочем, далеко не все последовали его примеру. Как минимум 70% акций по-прежнему находится в руках Католической церкви Германии, а Droemer Knaur радует читателей книжными новинками вроде «Грешных игр» или «Секса для экспертов».
Конечно, основную часть инвестиций служители Господа направляют все же не в сомнительные, а во вполне респектабельные виды бизнеса — недвижимость и государственные облигации. Как утверждают некоторые аналитики, Католической церкви принадлежит больше недвижимости, чем любой другой организации на планете.
В 2006 году — а именно тогда Святой престол в Ватикане в последний раз подробно раскрывал финансовые показатели — девелоперская деятельность принесла 32,3 млн евро, или 25% всей прибыли. Еще около 14 млн (порядка 10% прибыли) дали дивиденды и купонные выплаты по принадлежащим церкви ценным бумагам. В 2008-м в прессу просочился секретный баланс Ватикана. Из документа следовало, что тот владеет 340 млн евро наличными, 540 млн в виде акций и облигаций, а также землей и недвижимостью во Франции, Англии и Швейцарии стоимостью 420 млн.
Финансовые дела Папы Римского тоже едва ли можно назвать безупречными. Недавно с большим скандалом был уволен глава Банка Ватикана Готти Тедески. При заключении контрактов он выбирал определенные строительные компании, несмотря на то что их расценки примерно в 2 раза превышали средние по Италии. Но одной лишь коррупцией дело не ограничивается.
Глухая без окон башня средневековой постройки, финансовое сердце всей Католической церкви, Банк Ватикана пользуется неоднозначной репутацией в банковских кругах. Он отказывается соблюдать многие международные требования по раскрытию информации, и контролерам уже приходилось ловить учреждение на отмывании денег.
В 2006 году предприимчивый итальянец по фамилии Бонаккорси получил от Евросоюза 250 тыс. евро субсидии на создание рыбной фермы, которую вовсе не собирался строить. Его сын священник положил эти деньги на депозит в Банке Ватикана, оформив как пожертвование. Никаких дополнительных бумаг от священнослужителей не требуется. После нескольких транзакций средства попали на счет родственника семьи Бонаккорси, члена сицилийской мафиозной группировки — это и привлекло внимание финансовой полиции.
Этот копеечный, в общем-то, случай иллюстрирует общую тенденцию. Недавно JP Morgan Chase закрыл у себя счета Банка Ватикана. Как пишут итальянские газеты, за 18 месяцев через них прошло 1,5 млрд евро, причем, несмотря на значительные обороты в течение дня, они всегда становились пустыми к закрытию, что и заставило банкиров заподозрить финансовые махинации.
Ранее полиция Италии изъяла 23 млн евро, принадлежавшие Банку Ватикана, со счетов Credito Artigiano. Банк-посредник сам обратился к контролерам, когда представители Ватикана отказались сообщить причину перевода средств и имена получателей. Эта история также в числе причин отставки Готти Тедески.
Веру в дело
Обсуждая не всегда красивый, а порой и просто незаконный бизнес церкви, нужно отметить важный момент — влияние религии на экономику и экономический рост той или иной страны. Экономисты Роберт Барро и Рейчел Макклири в период с 1981 по 1998 год провели шесть международных исследований, которые легли в основу их работы Religion and Economic Growth.
С одной стороны, получилось, что набожность людей позитивно влияет на динамику ВВП. Вера заставляет человека придерживаться высоких моральных принципов, положительно сказывающихся на производительности труда. По мнению авторов, речь идет о бережливости, этике в работе, честности и дружелюбном отношении к незнакомым людям, готовности оказать им поддержку. Другим следствием влияния религии на общество является стремление верующих получить образование, а также завести семью и детей.
С другой стороны, привычка граждан часто посещать церковь может, наоборот, иметь негативные последствия. Проведение религиозных обрядов требует ресурсов, которые отвлекаются из других секторов. Из исследования легко сделать вывод: если регулярные визиты в церковь одних прихожан способствуют тому, что туда начинают ходить и другие, а вера первых становится более интенсивной (и они проявляют еще больше трудолюбия, этики в работе и т.д.), то все неплохо.
Если же воскресные службы мало влияют на умы, то никакой пользы для экономики нет, а есть только ущерб, связанный с перераспределением ресурсов. Впрочем, такая логика едва ли понравится хоть кому-то из представителей официальных конфессий. Ведь если следовать ей, получится, что и имущество церкви можно использовать с большей, чем сейчас, пользой.
Несчитаные богатства Русской православной церкви
Юрий Маловерьян
[…] Оценить бюджет церкви сейчас крайне сложно, признается Николай Митрохин, научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы Бременского университета.
Митрохин — один из очень немногих российских исследователей, кто, не принадлежа к Русской православной церкви, пристально ее изучает. По его словам, в конце 90-х и начале 2000-х в РПЦ шла информационная борьба между двумя группировками, и в ходе этой борьбы в прессу просачивались документы, на основании которых можно было оценивать финансовые дела церкви.
«А теперь информация в гораздо большей степени закрылась: люди научились скрывать даже те куцые данные, которые можно было найти ранее», — говорит Митрохин.
Оценить бюджет РПЦ мешает и то, что его фактически нет: каждый из более 30 тысяч ее приходов — самостоятельное юридическое лицо, каждая из 160 епархий тоже имеет свой бюджет, а Московская патриархия — свой. […]
10 лет назад Митрохин оценил доходы РПЦ в целом примерно в 500 миллионов долларов. Теперь, полагает он, вместе с общим ростом экономики России, Украины и других стран русского православия «в долларах или евро цифры выросли чуть ли не на порядок». […]
Для участия в [. ] коммерческих проектах церковь несколько лет назад создала Центр инвестиционных программ РПЦ. В 2007 году ЦИП, по сообщениям российской прессы, провел в Берлине, Брюсселе и Лондоне презентации своих проектов, которые включали инвестиции в строительство жилых и офисных зданий в Москве и других городах, а также создание агропромышленных предприятий при монастырях.
В РПЦ, как рассказал в феврале на архиерейском соборе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сейчас действует почти 800 монастырей.
[…] в последний год разгорелись споры о возвращении церковной собственности. Государство все постсоветские годы возвращало и православной церкви, и другим конфессиям храмы и монастыри — но, как правило, в бессрочное и безвозмездное пользование. В конце же 2010 года был принят закон, по которому все религиозные организации могут требовать — и получать назад — свое «имущество религиозного назначения», отнятое советской властью. Воспользовавшись этим законом, РПЦ может снова, как до революции 1917 года, стать крупнейшим или одним из крупнейших собственников в стране.
В начале 2010 года премьер-министр Владимир Путин на встрече с патриархом Кириллом сказал, что передаче церкви подлежат 12 тысяч памятников истории и архитектуры. Оценить их стоимость, по мнению редактора рубрики «Религия» научно-просветительского журнала «Скепсис», кандидата философских наук Александра Аверюшкина, крайне трудно.
По словам Аверюшкина, среди уже переданных и подлежащих передаче объектов — такие обладающие туристическим потенциалом объекты, как кремли некоторых древних городов, монастыри на Соловецких островах, на Валааме, в Верхотурье на Урале.
«Я этим летом был на Валааме, там идет достаточно серьезное строительство, его ведут монахи. И там плотным потоком идут экскурсионные группы — прежде всего паломнические», — рассказывает Аверюшкин.
Критики закона о возвращении имущества церкви, к которым принадлежит и философ Аверюшкин, жалуются, что по этому документу церковь может претендовать на любое здание, к которому когда-либо имела отношение — или даже не имела. В Калининградской области России — бывшей северной части Восточной Пруссии — РПЦ отдали бывшие немецкие кирхи и прочее имущество, исторически не имевшее ничего общего с православием.
Кроме того, в ходе подготовки закона, как и во время и после его принятия, его критиковали музейные работники и деятели искусства, которые опасаются, что передача РПЦ древних монастырей и крепостей ограничит доступ к ним обычных граждан, а передача древних икон или летописей просто подвергнет их опасности, потому что церковь, в отличие от музеев, не умеет как следует хранить такие экспонаты.
Музейщиков власти отчасти услышали: в закон была включена норма о том, что предметы и объекты из государственных музейного, архивного и библиотечного фондов передаче церкви не подлежат.
Источник: www.compromat.ru
Православная церковь это бизнес
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Может ли Церковь заниматься бизнесом?
- Sep. 20th, 2011 at 12:46 AM
Продолжаем разбор статьи Ксении Леоновой «Побойся Бога» о церковных финансах. Начало здесь. Продолжение здесь
Помимо приходов, на балансе организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» на 8 августа этого года висело пять коммерческих организаций. Самая крупная из них — уже упомянутая «ХПП Софрино РПЦ». Это такой официальный поставщик церковной утвари, икон, свечей и одежды. Последний раз информация о финансах этой компании озвучивалась в 1997 году.
Тогда ее оборот достигал 120 млн рублей в год в переводе на сегодняшние деньги. Но с тех пор количество приходов РПЦ выросло на 67% (с 18 тысяч). С большой долей вероятности обороты «Софрино» выросли на столько же и достигают тогда 200 млн руб. в год.
Вторая компания — ЗАО «Православная ритуальная служба». Она не столь интересна, как ее «дочка» с похожим названием — ОАО «Ритуальная православная служба». Это одна из крупнейших компаний на московском рынке ритуальных услуг (совладельцем является правительство Москвы) с оборотом, по данным СПАРК, в 133 млн рублей за прошлый год. Год назад компания чуть не лишилась «лицензии» на похоронное дело — из-за огромного количества жалоб на недоброкачественную работу.
Третья компания — это «Банкхаус Эрбе», болтающийся в середине четвертой сотни рейтинга банков. РПЦ также признавала, что является соучредителем банка «Пересвет», занимающего 69 место по размеру активов на август этого года.
Остальные активы довольно предсказуемы — это издательский бизнес — «Издательство московской патриархии» и «Патриарший издательско-полиграфический центр»; информация о финансах не раскрывается.
Даже только по скудной информации об официальных источниках доходов становится очевидно, что активы РПЦ превышают 1 млрд долларов — а это входной порог в золотую сотню Forbes.
В августе этого года Норвегию потряс скандал. Все пенсионные деньги норвежцев, весь фонд будущих поколений в котором аккумулировались деньги с нефте и газодобычи пропали. Американский банк слишком рисковано играл на бирже и проиграл.
Поэтому мы прекрасно понимаем, допустим, Римо-Католическую Церковь, которая хранит деньги в банке Ватикана и вкладывает их в надежные, консервативные финансовые инструменты, попутно оздоровляя рынок. А вот Русской Православной Церкви свои банки иметь, конечно, нельзя. Не по чину. Не фиг. Нельзя.
Повторяю для тупых — НЕЛЬЗЯ. Ибо грех и воще. Церковные деньги надо хранить у банкира Авена.
Теперь серьезно. Церковь будет уверена в том что ее деньги не используются в сомнительных сделках только если она будет иметь контрольный пакет в данном банке. Именно поэтом Церковь владеет банками «Пересвет» и «Банкхаус Эрбе». Не будем так же забывать что каждый приход это юридическое лицо и обязан иметь счет в банке.
А вкладывая деньги в банк мы участвуем в схемах этого банка, не всегда честных. Поэтому банки РПЦ просто должны появится в каждом регионе.
Критики Церкви, естественно, берут максимально широко и утверждают что любое участие в бизнесе как преумножении денег является для Церкви грехом. Интересно, а почему тогда Иисус Христос приводит пример с умножением денег в бизнесе, как символ образцовой духовную практики. Та самая притча с зарытым талантом. Когда одни пустили талант в оборот и заработали прибыль, а другой зарыт талант в землю (талант — 36 кг серебра). Это притча, иносказание, но Иисус никогда не использовал для примеров греховные деяния.
Итак. В статье приводится три типа бизнеса. 1. Издание религиозной литературы, изготовление утвари, икон, свеч. Это мы разбирали в предыдущих пунктах. Церковь имеет право изготовлять утварь для богослужения. 2. Банки. С этим мы разобрались 3. Ритуальная похоронная служба.
Тут мы видим первый серьезный косяк. Жалобы на качество сервиса. А вообще, похоронный бизнес нисколько не зазорен для Церкви. До революции кладбища и похоронная служба целиком были в ведении Церкви. Сейчас в ведении разнообразных мафий.
Только в некоторых городах существуют православные ритуальные службы. В том числе и в Москве, где по согласованию с правительством города Церковь занималась погребением людей без родственников, бездомных. Это православные люди, которые возможно хотели бы провести обряд отпевания, но при похоронах обычной муниципальной службы это не предусмотрено.
Последний абзац отрывка представляет собой то, ради чего перечислялись эти компании, принадлежащие Церкви. Золотая сотня Форбс.
Во-первых, золотая сотня Форбс это личные состояния. РПЦ это сложный механизм в котором хозяйственная власть принадлежит епископам, а имущество и счета являются корпоративными. Зачем нарочно вводить в статью негативно окрашеный термин «Золотая сотня Форбс» применяемый для личных состояний олигархов? Тем более что состояние №100 равняется 21 миллиарду рублей. Входной порог миллиард?
Во-вторых. Как можно сложить обороты компаний и ссылаться тут же рейтинги «Форбс», которые расчитываются по прибыли, которая на порядок (в лучшем случае) меньше оборота. Вот, например рейтинг 200 непубличных компаний (акции которых нельзя купить) У №200 годовая выручка 7,7 миллиардов, а оборот, соответственно, порядка 100 миллиардов рублей. И где здесь Церковь со своим, якобы, миллиардом рублей?
Источник: decalog.livejournal.com
Многие воспринимают Церковь как корпорацию
Годами люди жили и не задумывались о том, что где-то в одной и той же с ними реальности существует православие в целом и Русская поместная православная церковь в частности. Но когда представители церкви начали озвучивать свое мнение на телеэкранах и страницах СМИ, многим пришлось искать ответ на вопрос: Церковь — это еще одна из корпораций?
«РПЦ, к коей и я принадлежу, мне напоминает «духовный «Газпром» — гигантскую окологосударственную корпорацию, одну из ряда других корпораций — «Газпрома», «Роснано», «Ростехнологий» и т. д. и т. п. Со своим псевдоэффективным «менеджментом», с гигантскими невесть куда и как текущими финансовыми потоками, с непонятно как управляемой собственностью. Эта корпорация преследует как экономические, так и политические цели, может быть достаточно сильным рычагом воздействия на другие страны (например, на Украину).
Но корпорация — это лишь оболочка, короста, которая однажды рухнет, сгорит в огне очередного исторического катаклизма, как сгорела в огне 1917 года Греко-Российская православная церковь. Или просто съежится, засохнет, превратившись в тихий музей прошлого.
Но люди: неприметные священники и монахи, безвестные миряне, те, кто несет в себе Дух Святой несмотря на все свои прегрешения, — эти люди останутся вне зависимости от судьбы корпорации и даже вопреки этой корпорации. Эти люди и есть Церковь — мистическое Тело Христово, и дай Бог всем нам быть с ними, быть ими и быть с Ним», — пишет пользователь «Живого Журнала» chateaubriand в ходе дискуссии, разгоревшейся в православной блогосфере по поводу того, является ли Церковь корпорацией.
По мнению блогера dmatveev, Русская православная церковь — в том числе и корпорация. «А еще она мистериальный культ, например. А еще — школа. А еще — стройка. А еще… И все это дает право на ее критику. И внехристианскую, потому что корпорацию и стройку критиковать естественно.
И христианскую, потому что Церковь при всем этом не должна переставать быть собранием верующих во Христа», — отмечает он.
«По-моему, для начала надо договориться о том, что под корпорацией мы имеем в виду ныне принятое значение слова, то есть юридическое лицо, экономическое объединение. Потому что возможен ведь и вариант корпорации сословной, к примеру, или профессиональной — это уже отдельный вопрос.
Ну, а если организационную структуру нынешней РПЦ сравнивать с корпорацией, то у такого сравнения есть как плюсы, так и минусы. Действительно схожих качеств довольно много, но есть опасность, утвердив в своем сознании все эти стереотипы корпоративного сознания, всяческие «ЗАО РПЦ» начать бездумно переносить все принципы жизни крупных российских компаний на жизнь Московского Патриархата. А вот тут уже будет масса неточностей.
Самая главная из них — степень иерархичности и укрепленности вертикали власти. Корпорации обладают гораздо большей дисциплиной, гораздо более четкой внутренней иерархией, чем даже государственные бюрократические структуры. Церковь в свою очередь — сильно децентрализована. Хотя бы это свойство делает их не похожими друг на друга.
Я не говорю, что одно лучше, а другое хуже. Просто по внутренней организации Церковь совершенно не похожа на современные корпорации», — пишет пользователь «Живого Журнала» shturmfogel.
Блогер sibeaster сожалеет, что в разгоревшейся дискуссии никто «не вспомнил определение Церкви у апостола Павла, «дом Божий, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15)». «Я, быть может, скажу очень пафосные слова, но, если человек не видит в Церкви эти самые «столп и утверждение», то рано или поздно он из Церкви уйдет.
Я в этом году уж двадцатилетний «юбилей» своей жизни в Церкви встречать буду. Всякие разочарования и огорчения были, но никуда не ушел. Кое-какие правила для себя, как остаться в числе верных, я выработал; список этих эмпирических правил, увы, постоянно пополняется», — подчеркнул он.
«Каждый видит в церкви то, что хочет и может видеть. Для кого-то церковь — корпорация. Для кого-то крупнейшая мошенническая организация. Для кого-то — музей интеллектуальных древностей. Для кого-то — тело Христово.
Также, одна и та же женщина для одного — проститутка в ожидании клиентов; для второго — девушка, ждущая трамвая на остановке, а третий ее просто не замечает», — пишет пользователь «Живого Журнала» zero_id.
Дискуссия о том, является ли Русская православная церковь корпорацией, возникла в блогосфере после выступления на Рождественских чтениях библеиста Андрея Десницкого. Он заявил, что считает вполне уместным признать, что РПЦ — помимо прочего, еще и «корпорация», со своими собственными, в том числе имущественными интересами. По мнению Андрея Десницкого, предметом подробного обсуждения могли бы стать в том числе и положения «Основ социальной концепции» Русской православной церкви — формат их практического применения в повседневной жизни.
Встройте Новости религии от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Новости религии от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках.
Источник: www.pravda.ru