ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ / ENTREPRENEURIAL CULTURE / ENTREPRENEURIAL COMPETENCE / ENTREPRENEURIAL LITERACY
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареева Людмила Ильинична
Цель статьи провести понятийно-категориальный обзор понятия « предпринимательская грамотность » как условие ее формирования и развития у обучающихся образовательной организации. Автор анализирует имеющиеся в литературе трактовки предпринимательской культуры , предпринимательской компетентности и предпринимательской грамотности и показывает, что предпринимательская грамотность представляет собой начальную (базовую) степень владения человеком навыками экономической деятельности, позволяющую ему сознательно и целенаправленно участвовать в общественных процессах производства, обмена и потребления материальных благ. Предпринимательская грамотность предполагает наличие начальных предпринимательских знаний и умений, но не включает соответствующих навыков в их традиционном понимании как автоматизированное действие. Эти навыки нарабатываются позднее, по мере формирования предпринимательской компетентности
Правовая грамотность граждан
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гареева Людмила Ильинична
Предпринимательские компетенции: Европейский подход к обучению студентов
Предпринимательское образование как фактор развития экономики региона
Роль вузов в развитии предпринимательских компетенций студентов
Формирование предпринимательской культуры студентов технических специальностей через проектно-творческую деятельность
Формирование компетенции «предприимчивость» у старшеклассников как структурный элемент экономической культуры (на материале России и зарубежных стран)
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
CONCEPTUAL CATEGORY REVIEW ENTREPRENEURSHIP LITERACY
The purpose of the article is to conduct a conceptual-categorical review of the concept of « entrepreneurial literacy » as a condition for its formation and development. The author analyzes the existing interpretations of entrepreneurial culture , entrepreneurial competence and entrepreneurial literacy in the literature and shows that entrepreneurial literacy is the initial (basic) degree of a person’s mastery of the skills of economic activity, allowing him/her to participate consciously and purposefully in social processes of production, exchange and consumption of material goods. Entrepreneurial literacy presupposes the availability of initial entrepreneurial knowledge and skills, but does not include relevant skills in their traditional understanding as an automated action. These skills are developed later, as the entrepreneurial competence is formed.
Элина Сидоренко: правовая грамотность молодых предпринимателей: почему это важно?
Текст научной работы на тему «Понятийно-категориальный обзор предпринимательской грамотности»
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 378.14 ББК 74.484.4
(Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия)
ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ОБЗОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Цель статьи — провести понятийно-категориальный обзор понятия «предпринимательская грамотность» как условие ее формирования и развития у обучающихся образовательной организации. Автор анализирует имеющиеся в литературе трактовки предпринимательской культуры, предпринимательской компетентности и предпринимательской грамотности и показывает, что предпринимательская грамотность представляет собой начальную (базовую) степень владения человеком навыками экономической деятельности, позволяющую ему сознательно и целенаправленно участвовать в общественных процессах производства, обмена и потребления материальных благ. Предпринимательская грамотность предполагает наличие начальных предпринимательских знаний и умений, но не включает соответствующих навыков в их традиционном понимании как автоматизированное действие. Эти навыки нарабатываются позднее, по мере формирования предпринимательской компетентности.
Ключевые слова: предпринимательская культура, предпринимательская компетентность, предпринимательская грамотность, формирование предпринимательской грамотности.
CONCEPTUAL CATEGORY REVIEW ENTREPRENEURSHIP LITERACY
(Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia) |
The purpose of the article is to conduct a conceptual-categorical review of the concept of «entrepreneurial literacy» as a condition for its formation and development. The author analyzes the existing interpretations of entrepreneurial culture, entrepreneurial competence and entrepreneurial literacy in the literature and shows that entrepreneurial literacy is the initial (basic) degree of a person’s mastery of the skills of economic activity, allowing him/her to participate consciously and purposefully in social processes of production, exchange and consumption of material goods. Entrepreneurial literacy presupposes the availability of initial entrepreneurial knowledge and skills, but does not include relevant skills in their traditional understanding as an automated action. These skills are developed later, as the entrepreneurial competence is formed.
Key words: entrepreneurial culture, entrepreneurial competence, entrepreneurial literacy.
Основа стабильности экономически развитого общества — это здоровый и многочисленный слой предпринимателей, которые сами обеспечивают себя рабочим местом и заработной платой. Развитие предпринимательского потенциала населения, и в первую очередь молодежи, требует приложения усилий многих государственных и частных структур.
В «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» [26] предлагается превратить его в один из приоритетов государственной политики, что невозможно без формирования предпринимательской грамотности населения. Неслучайно 2018 год был объявлен в Российской Федерации Годом предпринимательства. Это сделано с целью активного вовлечения в предпринимательскую деятельность различных групп населения, в том числе представителей молодого поколения. В связи с вышеуказанным в настоящее время в системе профессионального образования актуализируется проблема формирования предпринимательской грамотности, в том числе в системе профессионального образования.
В Гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется следующим образом: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [12]. В настоящее время существует немалое количество определений понятий «предприниматель» и «предпринимательство», что неудивительно. Исследователи отмечают: «несмотря на то, что термин «предпринимательство» рассматривался еще в римском праве, до настоящего времени нет какой-то общепризнанной теории предпринимательства» [20, с. 13]. Мы полагаем, что ее созданию может способствовать конкретизация профессиональных характеристик, отраженных в понятиях «предпринимательская культура»,
«предпринимательская компетентность» и «предпринимательская грамотность».
— «климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия, которые предопределяют место организационной структуры, ее внутренние и внешние отношения являются как бы образцом» [11, с. 328];
— «определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законодательными, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса» [15, с. 353];
— «экономическая культура того социального слоя, который представляют предприниматели» [20, с. 21];
— «система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития» [25, с. 327];
— «мастерство исполнения предпринимательской деятельности, условие ее успеха и цивилизованности» [28, с. 194].
Разумеется, это далеко не полный перечень. В публикациях экономического характера как синонимичные пред-
принимательской культуре бытуют упоминания «хозяйственной культуры», «корпоративной культуры», «культуры предпринимательства», «культуры предприятия (фирмы)» и даже «организационной культуры». Как подчеркивают авторы учебника «Культура организации: проблемы формирования и управления», «это все аналогичные понятия, под которыми понимается жизнь людей в предпринимательской среде, их ощущения, действия, идейное и нравственное состояние» [2].
Систематизируя существующие подходы к определению предпринимательской культуры, социологи П.Л. Глухих, Л.В. Воронина и А.В. Иванова выделили три уровня данного понятия: в качестве элемента предпринимательской экосистемы (на макроуровне); на уровне предприятия (многие зарубежные исследователи идентифицируют предпринимательскую культуру с организационной культурой предприятия); на уровне индивида [10, с. 54]. В последнем случае ряд исследователей определяет предпринимательскую культуру в этическом контексте, как нормы и правила поведения при ведении предпринимательской деятельности. Отметим, кстати, что отождествление понятий «культурный» и «хорошо воспитанный» широко распространено в обыденном сознании россиян.Мы не разделяем субъективно-личностное толкование предпринимательской культуры, которое представляется крайне зауженным, и солидаризируемся с теми исследователями, которые рассматривают его как явление: во-первых, профессиональное («профессиональная экономическая деятельность, направленная на расширенное воспроизводство собственного капитала с целью получения прибыли безотносительно к конкретной сфере производства, материального или духовного» [18, с. 13-14]); во-вторых, социально-историческое («проекция социальной культуры (базовых социальных
ценностей и норм) на сферу социально-экономических отношений выступает непосредственным регулятором предпринимательской деятельности, обеспечивая ее мотивацию и легитимизацию, передачу накопленного социального опыта, а также способствует ее устойчивости как особого типа социального действия [33, с. 155]»).
Первым исследователем предпринимательской культуры был М. Вебер. В классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» [6] он показал, что предпринимательская активность формируется под влиянием традиций и установок, принятых в социальной группе. Аналогичное видение мы встречаем у современных российских исследователей:
— О.Б. Александрова: «Культура предпринимательства формируется под воздействием ряда факторов: политических, технологических, образовательных, религиозных, языковых, правовых, социальных, пространственных факторов и воплощается в носителях, образуя определенные институциональные структурные единицы» [1, с. 227];
— Е.В. Орлова: «Субъектом предпринимательской культуры не может быть отдельная личность или общность, ее субъектом может быть только социум» [21, с. 135];
— Е.В. Ширнина: «Можно сказать, что культура — это неэкономическая составляющая экономической деятельности, но именно она делает невозможным произвольный выбор моделей предпринимательской деятельности» [33, с. 155].
Солидаризируясь с подобным видением, мы считаем, что предпринимательская культура представляет собой интегративную характеристику процесса и результата профессиональной предпринимательской деятельности, закрепленную в виде принципов, норм и ценностей, регулирующих основы этой
деятельности, и передаваемых от поколения к поколению под контролем специфических социальных институтов.
В основе предпринимательской культуры лежит общая экономическая культура социума. За их очевидностью, нет необходимости доказывать различие описанной М. Вебером предпринимательской культуры протестантов и, например, японских предпринимателей. Если в основе первой лежит убеждение в том, что «честным быть выгодно», то вторая связана с ключевым значением, придаваемым человеческим ресурсам. «От европейских фирм их отличает широкое развитие горизонтальной координации между подразделениями, основанной на обмене компетенциями, а не на специализации, организационной гибкости и прагматизме» [17, с. 39].
Специфическим социокультурным феноменом выступала предпринимательская культура русских старообрядцев. С одной стороны, свыше 60% представителей торгово-промышленного класса дореволюционной России составляли старообрядцы, в чьих руках было сосредоточено 64% всего российского капитала [14, с. 171]. С другой стороны, как отмечает Ю.В. Боровиков, «хозяйственная деятельность и ее результаты для старообрядцев были средством нравственного самосовершенствования и поддержания жизни, но никогда не становились самоцелью или показателем «богоизбранничества», как это было в протестантизме» [5, с. 279].
«Поколение за поколением, — отмечает американский исследователь старообрядчества Джеймс Л. Уэст, — фундаменталистские нормы старообрядчества служили рассадником привычек и взглядов, отличных от окружающей крестьянской культуры: стремление к избытку вместо минимума, необходимого для пропитания, постоянный труд вместо сезонных ритмов, долгосрочный рас-2 чет вместо моментальной выгоды» [13, ^ с. 136]. И это отличает старообрядчество ^ от традиционной предпринимательской ^ культуры России.
Для национального российского мировосприятия, отмечает А.С. Франц, оказалась нехарактерна ориентация на «успех»: нет этого понятия в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля, следовательно, в XIX веке проблемы успеха ни была обсуждаемой. В России, подчеркивает тот же автор, проявление прагматизма никогда не вызывало уважительного отношения ни у каких слоев населения, поэтому деловое поведение предпринимателей долгое время всеми этими слоями населения подвергалось осуждению [30, с. 142].
В кандидатской диссертации Т.М. Матвеевой предпринимательская компетентность понимается как подготовленность к решению реальных предпринимательских задач на основе знаний в сфере экономики, маркетинга, менеджмента, права и первоначального опыта практической предпринимательской деятельности. В качестве компонентов предпринимательской компетентности автор выделяет организаторскую, исследовательскую, проектную, инвесторскую, правовую, управленческую и коммуникативную компетенции [16, с. 18].
В диссертационном исследовании Е.П. Сулаевой, наоборот, описывается предпринимательская компетенция, которая рассматривается как компонент профессиональной компетентности, обеспечивающий направленность деятельности на достижение коммерческого результата в реализации технических и социальных проектов [27, с. 6].
В диссертации Л.А. Трусовой также рассматриваются предпринимательские
компетенции, под которыми автор понимает круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности, поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе [29, с. 6].
В докторской диссертации М.Х. Гати-ятуллина предпринимательская компетентность рассматривается как комплекс личностно-профессиональных качеств. Автор разделяет их на три группы — интеллектуальную (умение комбинировать, развитые воображение и интуиция, творческая фантазия, перспективное мышление), коммуникативную (умения координировать усилия сотрудников, способность четко и кратко формулировать свои мысли, готовность к толерантному общению с другими людьми, умение аргументировать и отстаивать свою профессиональную позицию) и мотива-ционно-волевую (способность к принятию ответственных решений в зоне риска, умение контролировать ситуацию, стремление к преодолению препятствий в достижении поставленной производственной задачи, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения успеха над мотивом избегания неудач) [5, с. 17].
Е.В. Хлопотова характеризует понятие «экономическая компетентность» как «интегральное профессионально-личностное качество, порожденное смыс-лотворческой деятельностью студента в качестве субъекта обретения собственного опыта экономической деятельности в процессе профессиональной подготовки, характеризующееся наличием интегрированных профессиональных знаний и умений, профессиональной нравственно-ценностной мотивации, позволяющее говорить о правомочности эффективно осуществлять профессиональную деятельность . » [31, с. 9].
Одно из редких исключений в рассмотрении интересующего нас понятия представляет позиция А.А. Чернявского, который, изучая предпринимательскую
компетентность бакалавра-регионоведа, определяет ее как компонент общекультурной компетентности, который имеет надпредметный характер, базируется на просоциальных ценностях, интегрирует знания, умения, навыки, способность к проектной деятельности и личност-но-профессиональные качества, в том числе — социальную ответственность, рефлексию [32, с. 13]. Но подавляющее большинство авторов относит названное понятие к числу профессиональных. В частности:
— Ю.А. Безруких под предпринимательской компетенцией понимает личное или деловое качество, навык, модель поведения, владение которым помогает успешно решать определенную бизнес-задачу и добиваться определенных результатов [3];
— И.М. Воронина и М.Ю. Хаустов трактуют его как один из видов профессиональной компетентности, обеспечивающий направленность деятельности на достижение коммерческого результата при реализации различных проектов
— Ю.М. Гавриленко, А.В. Дудко характеризуют предпринимательскую компетентность совокупностью личностных качеств и свойств, определяющих способность к эффективному выполнению предпринимательской деятельности [8, с. 76];
— В.С. Морозова дефинирует предпринимательскую компетентность как совокупность личных и деловых качеств, навыков, знаний, определенного рода модель поведения, владение которыми помогает успешно решать различные бизнес-задачи и достигать высоких результатов деятельности [19, с. 199];
— Ю.Б. Рубин понимает под ней совокупность профессиональных знаний, профессиональных по-
Источник: cyberleninka.ru
Правовая грамотность предпринимателя это
Исследования, проведённые в различных странах, показывают примерно один и тот же результат: доля людей, способных к эффективному занятию предпринимательством, невелика — она колеблется от 3 до 15%. Это объясняется тем, что осуществление предпринимательской деятельности требует особых способностей, специфических личных качеств. В методике выявления предпринимательских способностей, которой пользуется Американская ассоциация управления, в качестве основных выделяются следующие личностные характеристики: инициатива, опережающий поиск новых возможностей; готовность пойти на риск, принять на себя ответственность; ориентация на эффективность и качество, умение находить пути делать вещи лучше, быстрее, дешевле; устремленность, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели; независимость в принятии решений и уверенность в себе; личная организованность и требовательность, контроль за исполнительностью подчинённых; широкая информированность, деловая общительность и контактность; видение перспективы, планирование и наблюдение.
Предпринимательство осуществляется независимо от хозяйственной системы. Оно может быть на государственном предприятии, хотя здесь инициатива руководителя сковывается приказами и инструкциями «сверху». В рыночном хозяйстве успех приносит свободное предпринимательство.
Предприниматель должен свободно использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Он должен свободно решать, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, устанавливать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать вопросы расширения и обновления производства и т.д. Вхождение российской экономики в рыночные отношения среди множества личностных характеристик отечественного предпринимателя всё явственнее на передний план выдвигает формирование его высокого правосознания, овладения им всем богатством правовой культуры.
Само понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура предполагает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).
Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсальных обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизации. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру как на категорию, охватывающую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности.
Основополагающей культурной ценностью является само право Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГТУУ им. Н.Э. Баумана, 1996. — стр. 148;. Это определяется, прежде всего, тем, что оно выступает государственно-обязательным нормативным регулятором.
Кроме того, право, с одной стороны, вобрало и непрерывно продолжает вбирать всё позитивное, накапливаемое правовой культурой в целом в ходе её поступательного развития. В то же время право само служит мощным рычагом, в зависимости от содержания своих норм, прогрессивной или регрессивной динамики общества, государства, сознания, поведения и результатов деятельности участников общественных отношений, а также изменений во всех элементах правовой культуры.
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы тео-рии права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —стр. 61;.
Теория государства и права традиционно исследует такие категории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов. В литературе существует мнение, что наряду с такими достаточно четко обособленными частями науки, как теория права и теория государства, относительно самостоятельное значение имеет и теория правосознания.
Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.
Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания — познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и проч Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — стр. 132;..
Исторически становление правосознания происходит вместе с формированием государства и права, и дискуссия о том, что возникло ранее — право или правосознание, особой почвы под собой не имеет. Хотя применительно к конкретному типу права, например социалистическому, можно сказать, что правосознание возникло ранее права (в частности, в виде правовых идей, высказанных в трудах теоретиков марксизма).
В принципе, мало кто из учёных рассматривает влияние правосознания и правовой культуры на предпринимательскую деятельность граждан, например, С.Э. Жилинский не даёт определения конкретного влияния правовой культуры и правосознания на предпринимательскую деятельность, хотя из сути вопроса ясно и видно огромное значение. Любой предприниматель должен обладать высоким уровнем правовой культуры и правосознания, хотя бы потому, что в руки предпринимателей часто попадают природные ресурсы государства, под час может быть нарушена окружающая среда, природа государства (если предприниматель будет действовать в своих алчных интересах), хотя прецеденты существуют… Любой предприниматель должен отдавать себе отчёт в своих действиях, обладать такой культурой, которая заставит ценить его то, что имеет (тем более, если речь идёт об окружающей среде). Именно при таком раскладе будет достигнут баланс.
Источник: studbooks.net
Просчет рисков, налоговые споры, электронное правосудие. Как обезопасить бизнес.
Главная / Главные новости / Просчет рисков, налоговые споры, электронное правосудие. Как обезопасить бизнес.
Просмотров: 97
3 декабря юристы отмечают профессиональный праздник. NN.DK.RU пообщался с ведущими правоведами региона и задал вопросы, которые волнуют многих предпринимателей: о цифровизации, медиации, безопасности.
«В рамках развития цифровой инфраструктуры судов значение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» трудно переоценить. Эффективное функционирование системы играет существенную роль в реализации основополагающих принципов правосудия, обеспечивает прозрачность и доступность судебной деятельности для граждан» — Вячеслав Поправко, Председатель Нижегородского областного суда.
Фёдор Щукин, заместитель председателя Нижегородского областного суда
Как пандемия повлияла на работу вашего ведомства?
— Масштабные технологические изменения последних лет позволили цифровизации молниеносно проникнуть во все сферы общественной жизни: теперь нас окружают цифровые экономика и финансы, государственное управление, цифровые наука и образование, даже термины «цифровое право» и «электронное правосудие» перестали резать слух.
Развитие и совершенствование электронного правосудия является одним из ключевых приоритетов для судейского сообщества Нижегородской области. В настоящее время судами общей юрисдикции Нижегородской области реализуется целый ряд «пилотных проектов» на основе ГАС «Правосудие».
Масштабно пилотный проект «Направление документов в электронном виде через многофункциональные центры в суды общей юрисдикции» стартовал в Нижегородской области в марте 2020 года. В настоящее время на всех компьютерах общего пользования МФЦ Нижегородской области размещены ярлык, обеспечивающий доступ к интернет-порталу ГАС «Правосудие», и инструкция по работе с сервисом.
В рамках программно-технического комплекса внешнего информационного взаимодействия реализуется эффективное взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов, Федеральной налоговой службой, Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах, Росреестром, Роскомнадзором. Так, только за первые три квартала 2021 года судами Нижегородской области направлено в Росреестр 5136 документов, в ФНС — 5800, получено 4287 и 5540 документов соответственно.
«Очевидно, что в период пандемии межведомственное электронное взаимодействия вышло на качественно новый уровень. Сегодня суды стремятся применять в работе все новые и новые ресурсы и сервисы, в том числе портал взаимодействия с Федеральной нотариальной палатой» — Фёдор Щукин, заместитель председателя Нижегородского областного суда.
Георгий Фёдорычев, исполняющий обязанности председателя Арбитражного суда Нижегородской области
Растет ли уровень правовой грамотности предпринимателей?
— В целом уровень правовой грамотности юридических лиц и предпринимателей от года к году растёт, что приводит только к положительному результату, поскольку условием успеха в любой сфере жизни является соблюдение закона. Ответ на этот вопрос необходимо разделить на две части: во-первых, уровень правовой грамотности в ходе ведения обычной хозяйственной деятельности: отбор контрагентов, заключение и исполнение договоров, претензионная работа, корпоративные отношения, т.е. все то, с чем хозяйствующий субъект сталкивается каждый день.
«Существует определенная закономерность: чем крупнее бизнес — тем больше уделяется внимания правовому обеспечению хозяйственной деятельности. К сожалению, до сих пор не редки случаи, когда у предпринимателя или общества нет юриста ни штатного, ни привлеченного по гражданско-правовому договору, и даже для участия в рассмотрении спора в суде юрист не привлекается».
Вторая часть ответа — уровень правовой грамотности при рассмотрении спора в суде. Напомним, что Федеральным законом от 28.11.2018 №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в арбитражном процессе веден институт профессионального представительства, т.е. начиная с 2019 г. представителями в арбитражном процессе вправе выступать исключительно адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Сложность и объём дел, разрешаемых арбитражными судами, предопределили введение такого профессионального ценза.
На настоящий момент, уровень подготовки участвующих в судебных заседаниях профессиональных представителей является высоким.
Растет ли количество медиативных соглашений? Как это отражается на судебной практике?
— Заключение медиативных соглашений в практике Арбитражного суда Нижегородской области — явление очень редкое. Мировых соглашений в 2020 г. заключено всего 656, тогда как общее количество рассмотренных дел составило больше 34 тыс., за 11 месяцев 2021 г. мировых соглашений заключено 613, общее количество рассмотренных дел больше 32 тыс. Таким образом, доля мирного урегулирования спора составляет порядка 2% от общего количества рассмотренных дел. Рост количества мировых соглашений является положительным фактором, поскольку этот правовой институт позволяет не только разрешить спор, но и сохранить имеющиеся хозяйственные связи.
Олег Чигрик, исполняющий обязанности начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области.
На ваш взгляд, каковы главные достижения юридического сообщества в этом году?
— Законодательство о предпринимательстве является единой взаимосвязанной комплексной системой актов, содержащей нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства.
Комплексный характер законодательства о предпринимательстве во многом связан с необходимостью государства обеспечивать отражение в правовых нормах разумного и социально справедливого баланса публичных и частных интересов.
Федеральным законодателем установлена возможность правовой регламентации поддержки малого и среднего предпринимательства нормативными правовыми актами субъектов РФ. В частности, речь идет об условиях и порядке оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим необходимую для этого инфраструктуру.
В настоящее время в регионе создана значительная нормативная база по установлению мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
«Анализируя региональное законодательство, можно сделать вывод, что значительная часть принимаемых актов в данной сфере направлена на предоставление субсидий, грантов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, в целях их социальной поддержки».
Кроме того, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в регионе принято постановление Правительства о предоставлении из регионального бюджета субсидии организациям и предпринимателям из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.
«Таким образом, такая целенаправленная государственная поддержка на практике создает благоприятные условия и предпосылки для развития бизнеса и роста численности субъектов предпринимательства и в итоге имеет важное значение для экономики России в целом».
В рамках полномочий Главного управления Минюста России по Нижегородской области все нормативные правовые акты в данной сфере правоотношений включены в федеральный регистр нормативных правовых актов Нижегородской области, на них проведены правовые и антикоррупционные экспертизы.
В заключение следует отметить, что в современных условиях законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, интенсивно развивается, изданы необходимые нормативные акты, создающие его правовые основы.
Айрат Ахметшин, руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области
— Я возглавил управление ровно два года назад, и мне приятно констатировать, что по итогам работы в 2020 году наше управление вошло в тройку лидеров, заняв 2-ое место среди 82 субъектов РФ.
«Именно благодаря проделанной следователями СК работы сделан большой рывок в обеспечении качества расследования уголовных дел коррупционной и налоговой направленности, а также в работе по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений».
Уже в текущем году следователями СК завершено расследование уголовного дела по обвинению бывшего начальника ГУФСИН России по региону Теущакова Н.В. в совершении ряда преступлений предусмотренных ч. 1 ст. 286 УК РФ. На завершающей стадии расследования находится уголовное дело в отношении бывшего генерального директора ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Югая В.М. по факту получения им взятки в крупном размере. Также в октябре текущего года возбуждено уголовное дело за злоупотребление должностными полномочиями в отношении начальника одного из управлений министерства земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
Особое внимание в нашей работе мы уделяем также приему граждан, при этом оказывая не только квалифицированную юридическую помощь по процессуальным вопросам, но и активно участвуем в решении иных вопросов всех социально-незащищенных категорий граждан.
Управление активно принимает участие в патриотическом воспитании учащихся профильных кадетских классов, ориентируя молодое поколение на соблюдение духовно-нравственных ценностей, формирование чувства ответственности, гражданственности, уважения к закону и правопорядку.