Статьей 2 ГК РФ установлено, что предпринимательство — это не запрещенная законом самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая на свой риск, с использованием своих способностей и своего имущества, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Общие принципы осуществления гражданином предпринимательской деятельности сформулированы в статье 23 ГК РФ:
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, из процитированной нормы можно уяснить разницу между понятиями «индивидуальный предприниматель» и «предприниматель без образования юридического лица». В первом случае речь идет о субъекте предпринимательской деятельности, а во втором — об особенностях ее осуществления. Осуществление предпринимательской деятельности без образования нового юридического лица в некоторых случаях также может производиться и организациями — например, по договору простого товарищества или договору доверительного управления имуществом.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не прошедший процедуру государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.
Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Для целей налогообложения используется определение, приведенное в статье 11 НК РФ:
индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, подчеркивается, что статус индивидуального предпринимателя предполагает осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Обязательным условием для получения такого статуса является процедура государственной регистрации. Однако для целей налогообложения более существенным является фактическое осуществление предпринимательской деятельности. То есть, физические лица, не прошедшие процедуру государственной регистрации, также могут быть признаны налогоплательщиками.
Гражданско — правовое положение ИП в России
Индивидуальный предприниматель может быть:
участником полного товарищества и полными товарищами в товариществах на вере (статья 66 ГК РФ);
исполнительным органом акционерного общества (статья 103 ГК РФ);
исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью (статья 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью);
доверительным управляющим в договоре доверительного управления имуществом (статья 1015 ГК РФ);
правообладателем или пользователем в договоре коммерческой концессии (статья 1027 ГК РФ);
участником договора простого товарищества (совместной деятельности) (статья 1041 ГК РФ).
Участниками ГПО является не только ФЛ (граждане), но ЮЛ — организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте.
В соответствии со ст.48 юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Закрепление определенного имущества за организацией означает его выбытие из состава имущества ее учредителей, но одновременно это значительно уменьшает риск их возможных потерь от участия в гражданском обороте. Обычно учредители управляют деятельностью созданного ими субъекта, нередко прямо или косвенно участвуют в И обороте, тогда как неблагоприятные И последствия этой деятельности по общему правилу относятся на имущество субъекта (организации). Использование этой конструкции свойственно высокоразвитому И обороту, когда в результате объединения (отчуждения) части имущества учредителя появляется новый субъект права — собственник, являющийся не ФЛ, а искусственным образованием, признаваемым законом самостоятельным субъектом ГПО. Юридическая личность этого нового субъекта самостоятельна и независима от личности создавших его лиц, в гражданском обороте он выступает от своего имени, а приобретенные им ГП и О принадлежат именно ему.
ГЗ закрепляет обязательные признаки юридического лица (п.1 ст.48): а) организационное единство; б) имущественная обособленность; в) самостоятельная И ответственность по своим обязательствам; г) выступление в гражданском обороте и при разрешение споров в судах от собственного имени.
Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные (ГП и имущественные) задачи и предполагает определенную внутреннюю структуру организации. Задачи (функции) и структура закрепляются в учредительных документах (УД и (или) У) организации.
Имущественная обособленность организации предполагает наличие у нее некоторого имущества на праве собственности (либо на ограниченных вещных правах).
Отсутствие собственного имущества исключает возможность самостоятельного участия в И обороте. Первоначальное имущество охватывается понятием УК или УФ (товарищества — складочный капитал, кооперативы — паевой фонд), размер которого отражается в УД. В результате участия в И обороте имущество возрастает в объеме и изменяется структурно. Все закрепленное имущество подлежит учету и отражению на самостоятельном балансе (учреждение-несобственник — в смете расходов).
Самостоятельная И ответственность — смысл обособления имущества и состоит в том, чтобы кредиторы могли обратить взыскание на выделенные объекты. ЮЛ отвечает по своим обязательствам всем имуществом. Учредители и участники по общему правилу не отвечают по долгам ЮЛ, но даже в случае когда такая ответственность установлена (некоторые виды банкротства, для полных товариществ, собственников учреждений и казенных предприятий) она всегда носит дополнительный (субсидиарный) характер.
Выступление в ГО и в судебных органах от своего имени — показатель самостоятельности. Имя ЮЛ служит его индивидуализации и заключается в наименовании, определенном в УД. Может содержать указание на его ОПФ, характер деятельности, фирменное наименование (для коммерческих — обязательно).
Кроме названного, ЮЛ должно иметь место нахождения — юридический адрес — которое обычно определяется местом его ГР и указывается в УД. Целям индивидуализации ЮЛ, осуществляющих предпринимательскую деятельность, служат товарные знаки (знаки обслуживания), а также наименования мест происхождения товаров (шампанские вина, тульские самовары). ТЗ (ЗО) зарегистрированные в патентном ведомстве порождают исключительное право на его использование.
1. Правоспособность — это способность иметь права и нести обязанности. Правоспособность юридического лица совпадает с его дееспособнос—тью. Она возникает с момента регистрации юридического лица и пре—кращается в момент регистрации его прекращения.
2. Виды правоспособности юридических лиц:
Юридическое лицо может иметь граж—данские права, соответствующие целям его деятельности, предусмот—ренным в учредительных документах, и нести связанные с этой дея-тельностью обязанности (некоммерческие организации и унитарные предприятия
• • общая правоспособность, предполагающая возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов дея—тельности, не запрещенных законом (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы).
Отдельными видами деятельности, перечень которых до принятия спе—циального закона определен Постановлением Совета Министров Рос—сийской Федерации от 27 мая 1993 года № 492, юридические лица могут заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии).
3. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает граж—данские обязанности через свои органы, структура и компетенция ко—торых определены в учредительных документах.
Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения пред—ставительства и филиалы.
Представительство — это находящееся вне места нахождения юридичес—кого лица обособленное подразделение, которое представляет интере—сы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиал кроме представительских осуществляет также все иные функ—ции юридического лица или их часть.
Все филиалы и представительства должны быть указаны в учредитель—ных документах юридического лица. Филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами (а следовательно, и субъектами гражданского права). Их руководители осуществляют свои полномочия на основании доверенности. Филиалы и представительства действуют на основании положений, принятых учредившим их юриди—ческим лицом, а переданное им имущество является имуществом это—го юридического лица.
Юридическое лицо может быть ограничено в своих правах лишь в слу—чаях и в порядке, предусмотренных законом. Такое ограничение может быть обжаловано в суде (п. 2 ст. 49 ГК).
ЮЛ создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания (ст.51). Поэтому ЮЛ подлежит ГР в органах юстиции в порядке, определяемом законом.
Данные ГР, в том числе фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр ЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.
Значение ГР ЮЛ, ее рациональной организации, полноты единого реестра ЮЛ, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико. Такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса ЮЛ. ЮЛ считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его правоспособность.
До принятия предусмотренного п.1 ст.51 общего закона о регистрации ЮЛ действует Положение о порядке государственной регистрация субъектов предпринимательской деятельности, а также ст.34 и 35 Закона РСФСР от 25.12.90 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности”. В ряде случаев действующими НА предусмотрена специальная регистрация тех или иных организаций, например, Постановлением Правительства РФ от 06.06.94 г. «О Государственной регистрационной палате при МЭ РФ» предусмотрена специальная регистрация этой палатой предприятий с иностранными инвестициями, аккредитации представительств иностранных компаний, российских инвестиций за рубежом; ГР банков и иных кредитных учреждений в ЦБ РФ предусмотрена Законом о банках; общественных организаций (объединений) — Законом об общественных объединениях и т.д.
ГЗ устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования ЮЛ — регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого ЮЛ он не вправе. Этим нормативно — явочный порядок отличается от разрешительного, который применяется в отношении ГР отдельных ЮЛ (коммерческие банки, страховые организации, монопольных предприятий) и связан с получением разрешения от органов публичной власти. Отказ в ГР или уклонение регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Регистрация ЮЛ может быть признана судом недействительной в случае нарушения закона или иных НА. Такое признание влечет ликвидацию ЮЛ только в том случае, если допущенные нарушения неустранимы.
В соответствии со ст.52 ЮЛ действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (полные и коммандитные товарищества). В случаях, предусмотренных законом, ЮЛ, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор ЮЛ заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ЮЛ, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
В учредительных документах ЮЛ должны определяться наименование ЮЛ, место его нахождения, порядок управления деятельностью ЮЛ, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для ЮЛ соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности ЮЛ. Предмет и определенные цели деятельности ЮЛ могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать ЮЛ, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью ЮЛ, выхода учредителей (участников) из его состава.
Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их ГР, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего ГР, о таких изменениях. Однако ЮЛ и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
По форме собственности имущественных вкладов:
■ публичные — государственные и муниципальные;
По целям деятельности:
■ коммерческие, имеющие целью извлечение прибыли для распределения ее между участниками;
■ некоммерческие, имеющие иные цели, извлечение прибыли для достижения этих целей.
По объему вещных прав на принадлежащее организации имущество — юридические лица, имеющие его:
■ на праве оперативного управления: учреждения и казенные предприятия;
■ на праве хозяйственного ведения: унитарные предприятия, кроме казенных;
■ на праве собственности: все остальные юридические лица.
По характеру имущественных прав участников:
■ имеющие вещное право на имущество унитарных предприятий, учреждений;
■ имеющие обязательственные права на имущество хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, некоммерческих партнерств;
■ не имеющие никаких прав на имущество остальных юридических лиц.
По степени ответственности участников по обязательствам юридического лица:
■ отвечают в пределах своих вкладов в капитал: участники акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, коммандитисты товарищества на вере;
■ отвечают дополнительно к вкладу в капитал: участники обществ с дополнительной ответственностью;
■ отвечают субсидиарно к обязательствам юридического лица: учредители казенных предприятий и учреждений, полные товарищи, члены кооператива, члены ассоциаций (союзов).
Деятельность ЮЛ прекращается посредством его реорганизации (ст.57) или ликвидации (ст.61).
Реорганизация ЮЛ осуществляется в следующих формах: а) слияние нескольких ЮЛ в одно; б) присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому; в) разделение ЮЛ на несколько самостоятельных ЮЛ; г) выделение из состава ЮЛ (не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых ЮЛ; д) преобразование ЮЛ из одной ОПФ в другую. Во всех случаях, кроме «г» прекращается деятельность хотя бы одного ЮЛ, но его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным ЮЛ в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, т.к. к выделившемуся ЮЛ переходит часть прав и обязанностей остающегося ЮЛ. Следовательно, реорганизация ЮЛ всегда несет правопреемство и в этом ее отличие от ликвидации ЮЛ, при котором никакого правопреемства не возникает, т.к. их субъект (ЮЛ) подлежит прекращению.
Реорганизация ЮЛ по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей или уполномоченного на это его УД органа (общего собрания). Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях требует предварительного согласия госорганов (антимонопольных или иных).
В случаях прямо указанных в законе реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного госоргана или суда (ЮЛ, занимающие доминирующее положение на рынке неоднократно нарушившие требования антимонопольного законодательства). Реорганизация ЮЛ оформляется либо передаточным актом (балансом) (слияние, присоединение или преобразование), либо разделительным балансом (разделение и выделение).
Названные документы должны содержать положение о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного ЮЛ в отношении его кредиторов и должников (ст.59). Часто в практике проводимая реорганизация ЮЛ ухудшают положение кредиторов, поэтому закон требует уведомления всех кредиторов о принятом учредителями решении, а последние вправе требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков. Утвержденные ПА или РБ должны быть представлены для ГР вместе с иными документами. Реорганизация считается завершенной с момента ГР вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения — ГР прекращения деятельности присоединенного лица.
Ликвидация ЮЛ представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этом случае задача защиты прав и интересов кредиторов приобретает еще большую важность, чем в случаях реорганизации. ГЗ устанавливает специальный порядок ликвидации ЮЛ. Ликвидация может осуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на то органа ЮЛ. Возможна и принудительная ликвидация
в соответствии с судебным решением, на основании: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); неоднократного грубого нарушения законов или НА; противоречие деятельности законодательным запретам и т.д. ГК предусматривает все случаи принудительной ликвидации ЮЛ. Особым случаем ликвидации ЮЛ является банкротство.
Источник: lawbook.online
Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя. Порядок государственной регистрации, имущественная ответственность и банкротство индивидуального предпринимателя.
Субъекты коммерческого права принадлежат к числу хозяйствующих субъектов. Это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в коммерческих отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Коммерческие и некоммерческие организации являются юридическими лицами.
Предприниматель – это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Факт осуществления лицом предпринимательской деятельности является основанием для признания его особым субъектом гражданского права – предпринимателем и определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя.
Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе коммерческой) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица – одна из самых простых форм организации предпринимательской деятельности.
Для организации предпринимательской деятельности гражданин должен быть полностью дееспособным.
Регистрация индивидуальной предпринимательской деятельности производится в соответствии с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденным Указом Президента РФ от 08. 07. 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» – по месту жительства будущего предпринимателя.
К предпринимательской деятельности, осуществляемой гражданами без образования юридического лица, в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ применяются правила ГК РФ, которые регулируют предпринимательскую деятельность юридических лиц, являющихся предпринимателями. Кроме того, закон специально регулирует также последствия незаконной деятельности, связанной с ведением предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
В настоящее время принцип общей правоспособности распространяется на всех предпринимателей, в том числе и на индивидуальных, поэтому они вправе совершать любые сделки, за исключением тех, которые специально запрещены законом. Отдельные виды предпринимательской деятельности, кроме того, требуют еще и специального лицензирования.
Особой разновидностью индивидуального предпринимательства является ведение крестьянско-фермерского хозяйства. Легализация подобной деятельности производится без специальной государственной регистрации с момента государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства.
Закон распространяет на индивидуальных предпринимателей принцип полной ответственности. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Решение о не состоятельности (банкротстве) предпринимателя принимает суд. В случаях, связанных с представительством предпринимателя, предпринимателем остается сам представляемый, т. е. лицо, от имени которого совершаются юридические действия представителем и для которого возникают правовые последствия этих действий.
Ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены для служащих бирж. Так, служащим товарной биржи запрещается участвовать в биржевых сделках и создавать собственные брокерские фирмы, а также использовать служебную информацию в собственных интересах. Установленные законом ограничения на занятие предпринимательской деятельностью объясняются тем, что в силу общественного (должностного, служебного) положения определенных лиц возможно столкновение их собственных интересов с предпринимательскими интересами других лиц, которым они обязаны содействовать по занимаемой должности.
Содержание субъективного права состоит из совокупности правомочий: 1) право совершать собственные действия; 2) право требовать исполнения обязанностей и обязательств другими лицами в интересах предпринимателя; 3) возможность защиты предпринимателем своих интересов.
Обязанность предпринимателя, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его экономической свободы. В рамках предпринимательской деятельности обязанность предпринимателя представляет собой условие правомерности его поведения, которое устанавливается с помощью правовых требований или правовых запретов. Правовые требования указывают, какие действия предприниматель должен совершить в интересах какого-либо лица, либо группы лиц, либо государства в целом. Правовые запреты устанавливают пределы осуществления предпринимателем своих прав и обязывают его воздерживаться от совершения тех или иных действий. Новые требования, предъявляемые к предпринимателю, не должны иметь обратной силы.
Права предпринимателей.
Равные возможности для ведения предпринимательской деятельности.
Право для осуществления своей деятельности требовать создания такой правовой среды, которая бы обеспечивала соблюдение принципов рыночной экономики.
Право реализовывать свои товары и услуги на всей территории России, в любом субъекте Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели вправе избирать любое место жительства, а учредители коммерческой организации – выбирать любое место нахождения создаваемого ими юридического лица.
Право самостоятельно и независимо устанавливать цены на свои товары и услуги (за исключением естественных монополий).
Коммерческие организации вправе осуществлять любые виды деятельности, при этом предмет и цели их деятельности должны быть определены в учредительных документах организации только в предусмотренных законом случаях.
Право предпринимателей иметь на праве собственности имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, включая землю, иные природные ресурсы, денежные средства, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы.
Свобода конкуренции означает, что каждый предприниматель должен иметь возможность доступа к любому рынку того или иного товара наравне с другими предпринимателями.
Указанные права не являются абсолютными. Они могут быть ограничены федеральным законом.
Источник: cyberpedia.su
Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
Индивидуальные предприниматели — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, занимающиеся в установленном законодательством порядке предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Это общее положение о праве на предпринимательскую деятельность сформулировано в ст. 18, 23 ГК.
Предпринимательская деятельность как экономическое явление может осуществляться физическим лицом и без государственной регистрации. Например, в силу п. 4 ст. 23 ГК гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила Кодекса об обязательствах, связан-ных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, к предпринимателям без образования юридического лица некоторые ученые относят и так называемых частнопрактикующих лиц (адвокатов, детективов, нотариусов), хотя действующее законодательство не рассматривает нотариальную и адвокатскую деятельность в качестве предпринимательской.
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 11 НК в контексте данного Кодекса под индивидуальными предпринимателями понимаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
Такая формулировка порождает справедливый вопрос о возможности применения норм налогового законодательства к частнопрактикующим лицам без учета специфики характера адвокатской и нотариальной деятельности. Именно такой вопрос возник в практике Конституционного Суда РФ по жалобе гражданки Притулы Г.Ю., нотариуса.
По мнению Конституционного Суда РФ, анализ оспариваемого положения в нормативном единстве с другими положениями ст. 11 НК свидетельствует, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», употребляются в специальном значении исключительно для целей данного Кодекса.
Причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели», частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. «Поэтому систематическое толкование оспариваемого положения позволяет сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК). Это согласуется с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в соответствии со ст. 1 которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли».
Интересен и такой вывод Конституционного Суда РФ: отнесение частных нотариусов как субъектов налоговых обязательств к одной группе с индивидуальными предпринимателями вытекает из особенностей статусных характеристик частных нотариусов.
В частности, в постановлениях Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. и 23 декабря 1999 г. отмечается, что деятельность занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов — особая юридическая деятельность, которая осуществляется от имени государства, чем предопределяется специальный публично-правовой статус нотариусов (адвокатов).
Однако определенная схожесть статусных публично-правовых характеристик нотариусов и адвокатов не исключает, по мнению Конституционного Суда РФ, возможности применения законодателем социально оправданной дифференциации в правовом регулировании налоговых отношений применительно к этим категориям самозанятых граждан. Таким образом, данное в Налоговом кодексе РФ определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в п. 2 ст.
11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения — как норма прямого действия — абзац четвертый п. 2 ст. 11 НК не имеет. Таков общий вывод Конституционного Суда РФ по жалобе частного нотариуса.
В теоретическом плане фигура индивидуального предпринимателя вызывает ряд принципиальных вопросов. Во-первых, надо всесторонне оценить предложение рассматривать в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Действительно, с экономической точки зрения такая деятельность является предпринимательской, поскольку отвечает всем необходимым свойствам. Во-вторых, такая деятельность является незаконной; отсутствует государственная регистрация субъекта предпринимательства.
Правовой режим незаконного предпринимательства порождает различные правовые последствия. Гражданский кодекс РФ (п. 4 ст. 23) не позволяет указанным лицам ссылаться в отношении заключенных ими при этом сделок на то, что они не являются предпринимателями. Равным образом, Налоговый кодекс РФ считает налогоплательщиками лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации.
Логика законодателя здесь понятна: защитить, с одной стороны, частные интересы стороны в гражданско-правовой сделке, с другой — публичные интересы государства посредством взыскания налога (сбора).
В свою очередь, административное и уголовное законодательство устанавливают меры юридической ответственности за незаконное предпринимательство. Так, ст. 171 УК предусматривает уголовную ответственность за незаконное предпринимательство, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
В свете сказанного можно сделать следующие выводы. Предпринимательство — это экономико-правовое понятие. Экономическая природа предпринимательской деятельности дополняется юридической формой. С позиции закона предпринимательство должно соответствовать требованиям законодательства. В противном случае оно (предпринимательство) является незаконным со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому при характеристике законного предпринимательства (п. 1 ст. 2 ГК) следует выделить два критерия — предметный и субъектный. Используя субъектный критерий, законодатель прямо указал на необходимость государственной регистрации лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Без регистрации (равно без лицензии) такая деятельность незаконна.
Более того, юридическое лицо просто не существует вне государственной регистрации. Нет и фигуры индивидуального предпринимателя без соответствующей регистрации. Применительно к незаконному предпринимательству, на наш взгляд, корректно использовать словосочетание «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации». То же самое можно сказать в отношении организации без статуса юридического лица. Последняя (организация) легально не существует, однако занимается предпринимательской деятельностью.
Вряд ли можно согласиться с утверждением о том, что деятельность частнопрактикующих лиц является предпринимательской. Один из веских аргументов — правовая позиция Конституционного Суда РФ о публично-правовом статусе адвокатов и нотариусов. Даже на первый взгляд выглядит нелепо утверждение: «адвокат есть индивидуальный предприниматель». Конечно, он — не альтруист, но нельзя же все виды экономической деятельности сводить к предпринимательству.
Источник: studwood.net