Правовой аудит бизнеса это

Он выполняет такую же функцию, что и, например, проверка автомобиля с пробегом перед покупкой. Вы не уверены в его качестве и просите друга-механика осмотреть машину: посмотреть под капот, определить, не была ли она в аварии и т. д. При этом ваш друг или знакомый все делает профессионально.

То же самое происходит и при подготовке инвестиционных сделок: покупателю нужна достоверная информация об активе, подтвержденная независимым от продавца источником.

То есть правовой аудит практически всегда предшествует основной сделке: покупка бизнеса, слияние (присоединение), долгосрочное сотрудничество с компанией.

Что делает адвокат при правовом аудите?

Адвокат оценивает правовые основы создания и осуществления деятельности организации: учредительные документы, состав акционеров (участников), как проводятся собрания акционеров и как выполняются решения, принятые на собраниях, на чем базируются имущественные и трудовые отношения, как исполняются обязательства по договорам.

ПРАВОВОЙ АУДИТ САЙТА КАК ИНДИКАТОР ЧИСТОТЫ БИЗНЕСА | ВЕРА ГАЙДУК

По результатам проверки нужно оценить последствия нарушений и написать, что и как исправить.

Этапы проведения правового аудита

Продавец, стремясь продать этот актив подороже, заявляет о его хорошем качестве, а покупатель, не доверяя продавцу, хочет проверить его слова.

Поэтому правовой аудит должен начинаться с декларирования продавцом состава актива. То есть продавец без проверки со стороны адвоката называет, сколько у него объектов недвижимости, какова структура собственности, сколько человек работает в штате, не было ли случаев неблагоприятных проверок государственными органами и т. д.

После этого, основываясь на декларации продавца, команда юристов проверяет, правильно ли все было сказано.

Проверку можно разделить на следующие блоки:

  1. История компании. Проверяются учредительные документы, сведения в ЕГРЮЛ, а также все изменения. Органы управления и их полномочия. Проверяются учредительные документы, протоколы и другие документы, оформленные при проведении общих собраний участников, заседаний совета директоров и правления.
  2. Отношения с контрагентами. Проверяются договоры, соглашения и приложения к ним, документы об их исполнении (накладные, акты), полномочия лиц, подписавших документы. Проверяются крупные сделки и сделки с заинтересованностью, сделки, подпадающие под внимание антимонопольных органов, сделки по отчуждению и приобретению активов компании.
  3. Отношения с сотрудниками. Проверяются трудовые договоры, штатное расписание и другие кадровые документы.
  4. Недвижимость и транспорт. Проверяются свидетельства о собственности (о регистрации), договоры аренды или другие документы, которые дают право пользоваться этим имуществом.
  5. Лицензируемая деятельность. Проверяются лицензии, свидетельства СРО, сертификаты и т. п.
  6. Интеллектуальная собственность. Проверяется, зарегистрировано ли право на товарный знак, не прошел ли срок действия исключительного права, используются ли товарные знаки в соответствующем классе.
Читайте также:  Планирование рабочего процесса в бизнесе это

Как оформляются результаты правового аудита?

В самом общем виде заключение о результатах правового аудита представляет собой текст, обычно объемом от 300 до 700 страниц.

КОГДА НУЖЕН ПРАВОВОЙ АУДИТ БИЗНЕСА? | | Консультация юриста

Доверитель ожидает увидеть результат, который можно понять и применить. А для этого заключение должно обладать тремя качествами.

  1. Факты как основа. Это не общее рассуждение, заключение должно быть основано на фактах, как и, например, судебное решение.
  2. Аналитическая природа. Факты должны связываться в единую цепочку рассуждения. Недостаточно заявить о том, что договор не подписан или подписан неуполномоченным лицом. Недостаточно заявить, что сделка может быть признана недействительной – само по себе это выражение ничего не говорит доверителю. Доверитель ожидает услышать, что именно он потеряет в результате приобретения актива, в истории которого есть проблема.
  3. Понятный язык. Может быть, конечно, не весь: в конце концов, это семисотстраничный труд, руководство компании-доверителя, скорее всего, не будет читать его целиком. Для этого готовится итоговое резюме на трех страницах, в котором в сжатой форме излагаем суть проблемы или отсутствие таковой.

Заключение

Необходимо понимать, что для заказчика правовой помощи сам по себе аудит – не самоцель. Он доверяет адвокату не для того, чтобы ему предоставили многостраничный документ о том, как все плохо на предприятии, которое он предполагает купить, а для того, чтобы помимо «постановки диагноза» был предложен и «курс лечения».

Поэтому лучше всего сопровождать обозначенные риски практическими рекомендациями, которым доверитель в дальнейшем может следовать.

Подготовлено по материалам журналов «Юрист компании» и «Юридический бизнес».

Нужна помощь адвоката?

Позвольте нам разобраться с Вашими проблемами

Источник: www.mk-law.ru

Правовой аудит компании: как это делают юристы?

В одном из прошлых постов мы говорили о правовом аудите. Он помогает найти и устранить потенциальные угрозы предприятию.

Ошибки и недочеты в договорах, бухгалтерской документации, работе инхаус-юристов, при защите интересов в суде и др. – это факторы риска для бизнеса. Правовой аудит же помогает защититься от них.

Как это работает – разберем на примере ООО «Ромашка».

История компании

«Ромашка» и «Лютик» заключили договор субподряда. По его условиям «Ромашка» должна была разработать электронную систему управления бизнесом заказчика. Цена договора 28,5 млн рублей.

В договоре стороны определили этапы проведения работ и размер неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Он составлял 0,08% от цены договора за каждый день просрочки – 23 тыс. рублей.

Читайте также:  Субъекты и структура международного бизнеса

Из шести этапов работ только первый был выполнен в срок, остальные «Ромашка» просрочила суммарно на 451 день. После этого «Лютик» отказался от исполнения договора в одностороннем порядке и потребовал уплаты неустойки – 10,4 млн рублей.

В суде «Ромашка» утверждала, что акт о приемке работ КС-2 и справку о стоимости работ КС-3 по шестому этапу компания отправляла «Лютику» по электронной почте. Несмотря на это, суд посчитал доводы субподрядчика необоснованными и полностью удовлетворил требования «Лютика».

После этого «Ромашка» обратилась к юристам, чтобы устранить риск появления в будущем убытков, связанных с документооборотом компании.

Что сделали юристы?

Юристы проверили, насколько учредительные и корпоративные документы «Ромашки» соответствуют закону, судебной практике и
обычаям делового оборота. И вот, что обнаружили.

● Документы без указания даты подписания: договор об оказании транспортных услуг по перевозке грузов, группа путевых листов грузовых автомобилей и т.д.
● Договоры без указания срока исполнения обязательств. При возникновении спора они могут быть признаны судом незаключенными.
● В 96% случаев «Ромашка» обменивается документами с контрагентами через электронную почту. Однако такой порядок не согласован в условиях соответствующих договоров, что лишает переданные документы юридической силы.

Результат

По итогам аудита юристы подготовили правовое заключение, в котором рекомендовали «Ромашке»:

● использовать специализированные системы документооборота;
● оформить ЭЦП и применять ее при подписании электронных документов;
● принять локальный акт о порядке применения ЭЦП;
● указывать обязательные реквизиты в корпоративных документах, хозяйственных договорах и т.д.

После перечня рекомендаций юристы предложили «Ромашке» способы реализации каждого из пунктов. Это поможет защитить компанию от появления убытков и банкротства.

Источник: advocacy-group.ru

Юридический аудит

Юридический аудит – это проведение комплексного правового анализа деятельности организации, отдельных участков этой деятельности или конкретных документов или сделок на предмет соответствия действующему законодательству, сложившейся хозяйственной и судебной практике.
Целью юридического аудита является выявления потенциальной опасности причинения убытков компании в результате:

  • неисполнения обязательств контрагентами,
  • предъявления налоговых претензий со стороны налоговых органов,
  • применения санкций за неисполнение гражданско-правовых обязательств,
  • привлечения компании или должностных лиц компании к административной ответственности
  • или привлечения должностных лиц компании к уголовной ответственности.

Юридический аудит имеет следующие виды

I. Общий комплексный юридический аудит деятельности компании.
II. Юридический аудит отдельных сфер деятельности компании.
III. Юридический аудит сложных сделок
IV. Юридический аудит гражданско-правового, трудового или административного конфликта.
V. Юридический аудит возможности предъявления обвинения по уголовному делу.

Читайте также:  Где рекламировать бизнес услуги

Правовое заключение

По результатам юридического аудита составляется письменное Правовое заключение, отражающее выявленные нарушения и риски для компании.

Последствия юридического аудита. После подготовки Правового заключения специалисты ЮКТ по заданию клиента выполнят комплекс мер по устранению выявленных нарушений и нейтрализации рисков, разработают проекты необходимых договоров и иных документов, предложат схемы про приобретению/отчуждению активов, выполнят необходимые операции в административных органах, осуществят защиту клиента в судах. Для более подробной информации см. раздел Услуги.

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОГО АУДИТА

I. Общий комплексный юридический аудит деятельности компании

1. Правовой аудит корпоративной истории предприятия. Анализ вопросов, связанных с созданием (приватизация, реорганизация регистрация) предприятия клиента, анализ содержания учредительных документов и иных корпоративных актов, структуры органов управления, их компетенции и фактической деятельности, вопросы эмиссии и размещения акций, приобретения акций и легитимность владения ими, история проведения общих собраний и легитимность принятых решений. Выявление и анализ конфликтов.

2. Правовой аудит системы управления и кадров. Экспертиза внутренних документов (локальных актов) предприятия, регулирующих деятельность организации и ее структурных подразделений, а также регулирующих трудовые и иные отношения внутри организации. Анализ трудовых отношений на предмет законности и возникновения конфликтов.

3. Правовой аудит собственности. Анализ правового статуса движимого и недвижимого имущества предприятия и используемых земельных ресурсов. Анализ налоговой и правовой истории появления имущества. Выявление и анализ потенциальной конфликтности.

4. Правовой аудит коммерческой деятельности. Проверка законности деятельности предприятия, необходимость получения лицензий и специальных разрешений.

5. Правовой аудит договорной практики. Правовая оценка обычной договорной практики фирмы, вопросов поставки и оплаты. Выявление рисков неисполнения обязательств контрагентами, рисков предъявления претензий контрагентов, а также рисков возникновения налоговых санкций.

II. Юридический отдельных сфер деятельности компании

Аудит отдельных сфер деятельности компании по выбору клиента из пяти пунктов, выполняемых при проведении комплексного правового аудита.

III. Юридический аудит сложных сделок

Юридический анализ приобретаемого/продаваемого имущества, анализ договора (системы договоров), анализ системы расчётов и порядка передачи имущества с целью выявления рисков причинения убытков клиенту и возможности возникновения конфликта.

IV. Юридический аудит гражданско-правового, трудового или административного конфликта

Изучение правовой позиции клиента в конфликте, изучения документов и доказательств, исследование сценариев развития конфликта, проведение SWOT-анализа конфликта, разработка стратегии для достижения успеха в конфликте.

V. Юридический аудит возможности предъявления обвинения по уголовному делу

Анализ действий должностных лиц при осуществлении ими должностных обязанностей и выявление действий, подпадающих под признаки преступлений, предусмотренных УК РФ.

Источник: www.ukt.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин