Право на осуществление предпринимательской деятельности
- Понятие права на осуществление предпринимательской деятельности
- Режим предпринимательской деятельности
- Гарантии права на осуществление предпринимательской деятельности
- Виды предпринимательской деятельности
- Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности
- Форма государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Система требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности
Общие положения о субъектах предпринимательского права
- Понятие и признаки субъектов предпринимательского права
- Понятие и способы создания субъектов предпринимательского права
- Основные этапы создания субъектов предпринимательского права
- Отказ в государственной регистрации
- Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации
- Понятие лицензии, лицензирования, правовые основы лицензирования
- Органы, осуществляющие лицензирование
- Лицензируемые виды деятельности
- Срок действия лицензии
- Порядок получения лицензии
- Реестры лицензий
- Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- Приостановление действия лицензии
- Потеря лицензией юридической силы
- Аннулирование лицензии
- Ответственность в сфере лицензирования
- Понятие, виды и способы реорганизации хозяйствующих субъектов
- Документы, оформляющие правопреемство
- Гарантии прав кредиторов
- Окончание реорганизации
- Порядок государственной регистрации реорганизации
- Понятие и виды ликвидации субъектов предпринимательского права
- Этапы ликвидационного процесса
Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права
- Виды субъектов предпринимательского права
- Предпринимательская деятельность гражданина
- Правовое положение казенных предприятий
- Правовое положение финансово-промышленных групп
- Правовое положение субъектов малого предпринимательства
- Правовое положение кредитных организаций
- Правовое положение товарных бирж
- Правовое положение фондовых бирж
- Правовое положение инвестиционных фондов
Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
- Виды систем несостоятельности (банкротства)
- Сфера действия законодательства о банкротстве
- Государственный орган по делам о банкротстве
- Понятие несостоятельности (банкротства)
- Признаки банкротства
- Порядок определения состава и размера денежных обязательств
- Виды процедур банкротства
- Основания для возбуждения дела арбитражным судом
- Арбитражные управляющие
- Собрание и комитет кредиторов
- Реестр требований кредиторов
- Процедура наблюдения банкротства
- Внешнее управление
- Конкурсное производство
- Мировое соглашение
- Внесудебные процедуры банкротства
- Банкротство отдельных видов субъектов
- Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
- Особенности банкротства градообразующих организаций
- Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
- Реструктуризация кредитных организаций
- Особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса
- Упрощенные процедуры банкротства
- Неправомерные действия в процессе банкротства и ответственность за их совершение
Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов
- Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности
- Право хозяйственного ведения имуществом
- Право оперативного управления
- Правовой режим отдельных видов имущества
- Правовой режим основных средств
- Правовой режим оборотных средств
- Правовой режим нематериальных активов
- Правовой режим денежных средств
- Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации
- Имущественная ответственность субъектов предпринимательского права
Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества
- Понятие приватизации
- Правовое регулирование приватизации
- Стратегические предприятия и акционерные общества
- Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества
- Субъекты приватизации
- Объекты приватизации
- Способы приватизации
- Решение об условиях приватизации
- Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе
- Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
- Специализированный аукцион по продаже акций
- Приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества
- Особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотая акция»)
- Особенности правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках
- Понятие, виды и характеристики рынка
- Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- Федеральный антимонопольный орган
- Понятие и признаки доминирующего положения на товарном рынке
- Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов
- Доминирующее положение на рынке финансовых услуг
- Понятие и виды монополистической деятельности на товарном рынке
- Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов
- Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
- Монополистическая деятельность на рынке финансовых услуг
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции
- Правовые средства антимонопольного регулирования
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии
- Понятие и сферы естественных монополий
- Органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Государственный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий
- Ответственность субъектов естественных монополий
Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Понятие и виды рынка ценных бумаг
- Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Объекты рынка ценных бумаг
- Эмиссия ценных бумаг
- Субъекты рынка ценных бумаг
- Эмитент как субъект рынка ценных бумаг
- Инвестор как субъект рынка ценных бумаг
- Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- Саморегулируемая организация как субъект рынка ценных бумаг
- Государство как субъект рынка ценных бумаг
- Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- Ответственность за нарушение законодательства о ценных бумагах
Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиций, инвестиционной деятельности
- Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Этапы инвестиционной деятельности
- Виды инвестиционной деятельности
- Субъекты инвестиционной деятельности
- Источники финансирования инвестиционной деятельности
- Объекты инвестиционной деятельности
- Государство как субъект инвестиционной деятельности
- Бюджет развития РФ
- Государственная поддержка частных инвесторов
- Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Иностранные инвесторы
- Понятие и виды иностранных инвестиций
- Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- Коммерческие организации с иностранными инвестициями
- Гарантии прав иностранных инвесторов
- Льготы для иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Государственная регистрация организаций с иностранными инвестициями
- Лизинг как вид инвестиционной деятельности
- Договор лизинга
- Субъекты лизинга
- Формы лизинга
- Соглашения о разделе продукции
- Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
Правовое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности
- Понятие и виды финансирования и кредитования
- Понятие и формы государственного финансирования предпринимательской деятельности
- Финансирование государственных нужд
- Финансирование путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций
- Финансирование казенных предприятий
- Государственное кредитование предпринимательской деятельности
- Ответственность за правонарушения в сфере государственного финансирования и кредитования
- Самофинансирование предпринимательской деятельности
- Правовое регулирование банковского кредитования предпринимательской деятельности
- Принципы банковского кредитования
- Предоставление денежных средств кредитными организациями
- Возврат денежных средств субъектом предпринимательской деятельности
- Товарный и коммерческий кредит
Правовые основы инновационной деятельности
- Понятие инноваций, инновационной деятельности
- Виды инноваций
- Источники финансирования инновационной деятельности
- Субъекты и объекты инновационной деятельности
- Правовое регулирование инновационной деятельности
- Правовые формы создания и реализации инноваций
- Государственное регулирование инновационной деятельности
Правовые основы информационного обеспечения предпринимательской деятельности
- Понятие и правовое регулирование информации
- Правовой режим информационных ресурсов
- Документирование информации
- Право собственности на информационные ресурсы
- Порядок пользования государственными информационными ресурсами
- Виды информационных ресурсов
- Защита информации и прав субъектов в области информационного обеспечения
- Защита права на доступ к информации и права на предоставление достоверной информации
- Государственное регулирование информационных отношений
Правовые основы энергоснабжения предпринимательской деятельности
- Понятие и виды энергии
- Правовое регулирование энергоснабжения
- Государственный энергетический надзор
- Качество энергетических ресурсов
- Количество и режим подачи энергии
- Учет энергии
- Лицензирование деятельности
- Регулирование тарифов на электрическую (тепловую) энергию
- Топливно-энергетический комплекс
- Оптовый рынок энергии и энергетических ресурсов
- Порядок вывода потребителей на ФОРЭМ
- Порядок ограничения и прекращения подачи энергии
- Временный перерыв в подаче энергии, прекращение или ограничение подачи энергии
- Ответственность в сфере энергоснабжения
Правовые основы ценообразования и цен
- Понятие цен
- Виды цен
- Правовые основы государственного регулирования цен. Ценовая политика государства
- Перечни товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию
- Правовое регулирование цен на отдельные виды товаров и услуг
- Способы государственного регулирования цен
- Правовые основы ответственности в сфере ценообразования
- Правонарушения в ценовой сфере
- Санкции и меры ответственности за ценовые нарушения
- Государственные органы ценового контроля
- Понятие и виды монопольных цен
Правовое обеспечение качества товаров (работ, услуг)
- Понятие и правовые основы стандартизации
- Понятие и виды стандартов
- Понятие и правовые основы сертификации
- Цели сертификации
- Виды сертификации
- Система и участники сертификации
- Порядок проведения сертификации
- Контроль за сертифицированными продукцией, работами и услугами
- Правовые основы обеспечения предпринимателями санитарных и гигиенических требований
- Понятие и правовые основы обеспечения единства измерений
- Ответственность за нарушение требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, санитарно-гигиенических требований
Правовые основы рекламной деятельности
- Правовое регулирование рекламы
- Понятие рекламы.
- Субъекты рекламных отношений
- Общие требования, предъявляемые к рекламе
- Специальные требования, предъявляемые к рекламе
- Понятие и виды ненадлежащей рекламы
- Ответственность за ненадлежащую рекламу
- Государственное регулирование рекламной деятельности
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- Понятие внешнеэкономической деятельности
- Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- Субъекты внешнеэкономической деятельности
- Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Количественные ограничения экспорта и импорта
- Экспортный контроль
- Защитные меры при осуществлении внешнеэкономической деятельности
- Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Разрешение споров между участниками внешнеэкономической деятельности
Правовое регулирование расчетов
- Правовое регулирование расчетов
- Способы расчетов
- Расчеты наличными деньгами
- Осуществление предпринимателями денежных расчетов с населением
- Порядок осуществления безналичных расчетов
- Формы безналичных расчетов
- Расчеты платежным поручением
- Расчеты по инкассо
- Расчеты по аккредитиву
- Расчеты чеками
- Расчетные документы
- Расчеты с использованием банковских карт
Правовое регулирование реализации товаров, работ, услуг
- Понятие реализации товаров, работ, услуг
- Способы государственного регулирования реализации товаров, работ, услуг
- Правовые формы реализации товаров, работ, услуг
- Реализация товаров, работ, услуг в целях обеспечения государственных нужд
- Правовые основы обращения с отходами
- Правовое регулирование формирования финансового результата
Правовые основы оценочной деятельности
- Правовое регулирование оценочной деятельности
- Понятие оценочной деятельности
- Понятие рыночной стоимости
- Иные виды стоимости
- Метод оценки
- Обязательная оценка
- Объекты оценки
- Субъекты оценочной деятельности
- Лицензирование оценочной деятельности
- Договор об оценке
- Отчет о результате оценки
Правовые основы бухгалтерского учета
- Понятие и объекты бухгалтерского учета
- Задачи бухгалтерского учета
- Реформирование бухгалтерского учета в РФ
- Правовое регулирование бухгалтерского учета
- Понятие, цели и правовые основы налогового учета
- Порядок ведения налогового учета
- Органы, осуществляющие руководство бухгалтерским учетом
- Основные правила ведения бухгалтерского учета
- Учетная политика организации
Правовые основы бухгалтерской и статистической отчетности
Правовые основы аудиторской деятельности
Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности | ЕГЭ 2024
Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности.
Источник: www.inventech.ru
Гражданское право
Понятие и особенности права собственности индивидуальных предпринимателей. Право собственности индивидуальных предпринимателей представляет собой закрепленную законом принадлежность материальных благ, в том числе различных средств производства, отдельным гражданам и их семьям, использующим их для самостоятельной хозяйственной (предпринимательской) деятельности.
Особенностью этих отношений является их производственная, коммерческая направленность, связанная с получением дохода, используемого как для потребительских, так и для производственных нужд. Допускается и наем работников (на условиях, установленных законом). Эти обстоятельства отличают собственность предпринимателей и ее правовой режим от отношений личной собственности. Вместе с тем здесь обычно сохраняется трудовой характер отношений, обуславливающий личное трудовое участие собственника в производстве.
В качестве субъектов права собственности здесь могут выступать отдельные граждане либо члены семьи и другие лица, совместно ведущие трудовое хозяйство (т.е. связанные семейно-трудовой или трудовой общностью) .
В последнем случае речь, по сути, идет о простом товариществе (договоре о совместной хозяйственной деятельности), участники которого совместно ведут хозяйственную деятельность преимущественно собственным трудом, не образуя какой-либо организации (например, товарищества) с правами юридического лица (иначе речь должна идти о собственности юридических лиц — п. 1 ст. 11 Закона о собственности в РСФСР).
Объектами права собственности индивидуальных предприятий являются средства производства, включая производственно-хозяйственные комплексы в виде индивидуальных и семейных предприятий; хозяйственные постройки, машины, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы; далее — произведенная продукция и полученные доходы; наконец, жилые дома и иное имущество потребительского назначения (п. 1 ст. 10 Закона о собственности в РСФСР).
Средства производства и иное имущество, необходимое для самостоятельного ведения хозяйства, гражданин или группа граждан могут также получить на условиях аренды.
Отношения индивидуальной собственности предпринимателей должны развиваться прежде всего в сфере бытового обслуживания, розничной торговли, общественного питания, но могут возникать и в иных областях хозяйственной деятельности — промышленном производстве, особенно товаров народного потребления, строительстве, сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрения их результатов.
Соответственно основными источниками образования этой собственности и организационно-правовыми формами ее развития являются: индивидуальная трудовая деятельность; трудовое хозяйство; крестьянское и личное подсобное хозяйство; малые и другие индивидуальные и семейные предприятия.
Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности. Предпринимательство (предпринимательская деятельность) — инициативная, самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая ими от своего имени, на свой риск и под собственную имущественную ответственность, направленная на получение прибыли или личного дохода*.
Самостоятельный характер этой деятельности, предпринимаемой на свой риск и под собственную ответственность, отличает ее от иной трудовой деятельности, например от работы по найму в государственной или иной организации.
Ее коммерческий характер отграничивает данную деятельность от общественно-политической, благотворительной, социально-культурной и другой инициативной деятельности граждан.
Как индивидуальное, так и коллективное предпринимательство граждан может осуществляться без образования юридического лица (при создании юридического лица в форме товарищества или кооператива речь идет уже о собственности этого юридического лица), причем как без применения, так и с применением наемного труда. Но при постоянно используемом индивидуальным или коллективным предпринимателем наемном труде такая деятельность подлежит оформлению в качестве юридического’лица* *.
Предпринимательством вправе заниматься любой дееспособный гражданин, а также иностранец или лицо без гражданства (если это не исключено законом). В качестве особой формы предпринимательства рассматривается деятельность руководителя предприятия (менеджера), осуществляемая им по особому контракту (договору) с собственником или уполномоченным им органом (ст. 3 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности). Граждане, занимающиеся предпринимательством без создания юридического лица, подлежат государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. В соответствии с законом предпринимательская деятельность пользуется теперь государственной поддержкой, включая возможность судебного оспарива-ния неправомерного вмешательства государственных органов и должностных лиц.
В качестве предпринимателя гражданин вправе приобретать в собственность имущество государственных и других предприятий и организаций, включая имущественные комплексы; участвовать своим имущест-вом в деятельности других хозяйствующих субъектов; открывать банковские счета; в установленном законом порядке участвовать во внешнеэкономических отношениях, осуществлять валютные операции; свободно распоряжаться прибылью и получать не ограниченный по размерам личный доход. Вместе с тем на предпринимателе лежит и ряд предусмотренных законодательными актами обязанностей.
* Ст. 1 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности.
•* См. п. 3 ст. 2 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности.
По своим обязательствам индивидуальный предприниматель отвечает ‘•’, всем своим имуществом (за исключением минимума, забронированного от взыскания кредиторов в соответствии с приложением № 1 к ГПК). В случае признания его несостоятельным, а также при неоднократном или грубом нарушении требований законодательства предпринимательская деятельность прекращается в судебном порядке.
В наших современных условиях речь идет главным образом о развитии • мелкого индивидуального предпринимательства. Крупная частнопредпринимательская деятельность, как показывает мировой опыт, развивается преимущественно в организационных формах хозяйственных обществ и товариществ, где отдельные предприниматели имеют обязательственные права требования, а не право собственности на имущество. В таких условиях границы крупной и мелкой частной собственности устанавливаются не с помощью прямых законодательных запретов и ограничений, а с помощью налоговых инструментов (правовая регламентация которых выходит за рамки гражданского права).
Правовой режим трудового хозяйства. Трудовое хозяйство является организационно-правовой формой семейного или иного группового (а не строго индивидуального) производства и присвоения, допускающего к тому же применение дополнительного наемного труда. В этом и состоят его основные экономико-правовые особенности.
По прямому указанию закона оно допускается в. различных областях хозяйственной деятельности, т.е. и по сфере распространения совпадает с индивидуальной частнопредпринимательской деятельностью. С учетом этого трудовое хозяйство представляет собой узаконенную форму семейного или группового предпринимательства, являющегося одним из основных источников образования собственности ведущих его лиц.
Все имущество трудового хозяйства, включая и полученные доходы, является общей долевой собственностью совместно ведущих его лиц, если только договором между ними не предусмотрено иное (п. 1 ст. 11 Закона о собственности в РСФСР).
Право общей долевой собственности лиц, ведущих трудовое хозяйство, в наибольшей степени соответствует групповому характеру их деятельности. Оно составляет существенную особенность правового режима имущества трудового хозяйства.
Правовой режим крестьянского хозяйства. Крестьянское хозяйство составляет особую разновидность трудового хозяйства граждан. Их общие черты состоят в трудовом характере деятельности, не исключающем, однако, использования наемного труда в предусмотренных законом рамках, товарной направленности производства и семейной формы его организации.
Важнейшей особенностью крестьянского хозяйства является его ведение на полученное от государства земле. Если другие трудовые хозяйства могут прибегать к аренде государственного или общественного имущества лишь по мере надобности, то крестьянское хозяйство невозможно вести без закрепления за ним земельного участка.
Наряду с индивидуальной собственностью на землю в нашем законодательстве предусматриваются особые вещные права крестьян (крестьянского хозяйства) на предоставленный земельный участок. В соответствии с законом о собственности речь идет о праве пожизненного наследуемого
владения или долгосрочной аренды. Таким образом, крестьянское (хуторское, фермерское) хозяйство можно рассматривать как форму сельскохозяйственного предпринимательства, которое базируется на предоставленной государством земле и принадлежащих крестьянской семье средствах производства.
Семейная форма присвоения требует признания субъектом права собственности крестьянского хозяйства крестьянской семьи, т.е. группы лиц, связанных семейно-трудовой общностью*. В свою очередь это вызывает распространение на имущество крестьянского хозяйства режима общей и даже совместной, а не долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Это является прямым следствием тесных семейно-трудовых связей между членами такого хозяйства.
Среди объектов совместной собственности крестьянского хозяйства законодательство называет как жилой дом и предметы домашнего обихода, так и средства сельскохозяйственного производства (включая хозяйственные постройки, насаждения, продуктивный и рабочий скот, сельскохозяйственную технику и инвентарь, транспортные средства), произведенную продукцию и полученные доходы, а также другое имущество, необходимое, в частности, для переработки и реализации сельхозпродукции.
Законодательством о собственности режим крестьянского хозяйства распространен на имущество личного подсобного хозяйства, которое тем самым также стало общей совместной собственностью ведущих его лиц. Личное подсобное хозяйство в силу этого следует теперь рассматривать как организационную форму сельскохозяйственного товарного производства, основанного на семейно-трудовой общности ведущих его лиц.
С этой точки зрения можно также говорить о расширении круга объектов личного подсобного хозяйства, ставшего тождественным объектам собственности крестьянского хозяйства. Более того, их единый правовой режим делает возможным известное использование собственниками личных подсобных хозяйств дополнительного, наемного труда.
Правовой режим индивидуальных и семейных предприятий. Действующее законодательство разрешило создание предприятий во всех отраслях народного хозяйства гражданам, членам семьи и другим лицам, совместно ведущим трудовое хозяйство.
Малым индивидуальным предприятием становится и деятельность индивидуального предпринимателя, осуществляемая с привлечением наемного труда. Предприятия могут быть созданы и совместно юридическими лицами и гражданами. Особенности их правового режима связаны с признанием предприятий самостоятельными юридическими лицами.
* Объявление крестьянского хозяйства юридическим лицом [п. 2 ст. 9 российского Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в редакции Закона от 27 декабря 1990 г.- В:
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 1. Ст. 5] является результатом недоразумения. Поскольку имущество этого хозяйства принадлежит его членам на праве общей долевой собственности в соответствии с п. 1 ст. 15 названного закона, имущественные права самого хозяйства как «юридического лица» остаются неурегулированными.
Более того, семейный характер взаимоотношений участников крестьянского хозяйства требует признания за ними права общей совместной, а не долевой собственности на его имущество, если только договором между ними не предусмотрено иное [тогда как Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве допускает совместную собственность его членов лишь по «единогласному решению», т.е. договору между ними]. О различии долевой и совместной собственности см. далее гл. 20 настоящего
С этой точки зрения необходимо различать предприятие как форму организации совместной трудовой деятельности граждан и предприятие как объект их права собственности.
В первом случае граждане, совместно ведущие хозяйственную деятельность, образуют предприятие, т.е., по сути, их трудовое хозяйство получает права юридического лица. Такое юридическое лицо может становиться собственником имеющегося у него имущества (в качестве хозяйственного товарищества), т.е. юридически речь пойдет о создании ими нового собственника.
Однако такое «предприятие» может быть создано гражданами-учредителями и как самостоятельная организационно-правовая форма (ст. 8 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности) -«предприятие-несобственник» (п. 1 ст. 22 Основ).
Во втором случае граждане — учредители предприятия сохраняют право общей собственности на него, а само предприятие как юридическое лицо должно быть признано обладателем особого вещного права на находящееся у него имущество*. Аналогичная по сути ситуация складывается и при создании малого или иного предприятия индивидуальным предпринимателем, сохраняющим право собственности на имущество своего предприятия.
Личное трудовое участие граждан-учредителей в деятельности создаваемых ими малых и иных предприятий не исключает и возможность привлечения дополнительных наемных работников в установленных пределах, в том числе путем найма управляющего (менеджера) для руководства деятельностью предприятия. ^
Строго говоря, их участие в деятельности таких предприятий-несобственников не является обязательным, хотя обычно такие индивидуальные предприниматели-собственники сами возглавляют созданные ими «предприятия».
В учредительных документах рассматриваемых предприятий собственники определяют порядок образования их имущества, распределения прибыли (дохода) и пределы (характер) их имущественной обособленности.
Индивидуальные и семейные собственники предприятий вправе также приобрести в собственность земельные участки для своей предпринимательской деятельности.
Правовой режим иных видов предпринимательской деятельности, осуществляемой гражданами. Как при индивидуальной предпринимательской деятельности, так и при ведении трудового хозяйства или создании предприятия граждане могут брать в аренду средства производства и иное необходимое им имущество.
Индивидуальная или групповая аренда также является источником образования собственности граждан. Арендаторы становятся собственниками полученных на арендованных средствах производства продукции (товаров, услуг) и доходов. Кроме того, они считаются собственниками зданий и сооружений, возведенных на арендованном ими земельном участке по согласованию с арендодателем за счет собственных и заемных
* См. п. 2 ст. 11 Закона о собственности в РСФСР. В этом случае гражданин как индивидуальный собственник предприятия несет субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах, определяемых уставом предприятия (п. 3 ст. 8 Закона РСФСР
„ _-.»^..™^,.„^ ., м»^»т»пгчл1Д1д»лат»Ч1»^УПй ПРатРЛТ.НПГТи) .
средств (если иное не предусмотрено договором аренды) (пп. 1-3 ст. 27 Основ законодательства об аренде).
Крестьянские и другие трудовые хозяйства могут создавать снабженче-ско-сбытовые, перерабатывающие, ремонтные, строительные и другие кооперативы, хозяйственные товарищества и добровольные союзы (ассоциации) с правами юридического лица, т.е. создавать новых собственников на базе объединяемого ими имущества (п. 5 ст. 27 Основ законодательства об аренде).
Источник: lawbook.online
ПЛАН:
По Владимиру Далю «Предприниматель — это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек». Предпринимательская функция — это дело частного делового человека. Однако не каждый деловой человек является предпринимателем. С точки зрения социально-экономической, предприниматель — это тип «выскочки».
Он революционер в экономике, невольный зачинатель социальной и политической революций. Быть предпринимателем — значит делать не так, как делают другие. Предприниматель лишен традиций» (И.Шумпетер). Он должен обладать специфическим набором качеств: здравым умом, постоянством, знанием людей, талантом управления.
Свои организаторские, управленческие способности предприниматель использует только с одной целью — получения прибыли. Поэтому в жизни предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся коммерцией эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие импортные товары. Если гражданин занимается такого рода деятельностью эпизодически, не преследуя при этом извлечение прибыли, он не может расцениваться как предприниматель и не должен регистрироваться в этом качестве.
Правовое положение индивидуального предпринимателя
С точки зрения формально-юридической предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве государством. Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ закрепил так называемую презумпцию предпринимательской деятельности гражданина. Она состоит в том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированный в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он предпринимателем не является. К таким сделкам суд может применить правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
С позиции же публичного права (уголовного и административного) предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконным предпринимательством.
Российское дореволюционное торговое законодательство называло предпринимателя купцом. Купцом, с точки зрения торгового права, признавался тот, кто занимался производством торговых сделок в виде промысла от своего имени.
Законодательству других государств известна фигура коммерсанта. Статус коммерсанта признается за лицом, которое осуществляет от своего имени сделки и иные хозяйственные операции в виде предпринимательства.
В бывшем СССР фигура предпринимателя впервые была официально признана со вступления в силу 1 мая 1987 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определенный срок.
Предпринимательская деятельность граждан
Российский Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 года закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность индивидуально, но без применения наемного труда, так и создавая предприятия с привлечением наемных работников. Такие граждане регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ныне действующий Гражданский кодекс РФ называет таких граждан индивидуальными предпринимателями.
Предпринимательская правосубъектность — это мера возможного правообладания в сфере предпринимательской деятельности, т.е. мера свободы действий предпринимателя в рамках действующего законодательства.
Предпринимательская дееспособность гражданина возникает по достижении им восемнадцатилетнего возраста, т.е. с момента, когда он становится полностью дееспособным.
Таким образом, гражданин, достигший 18-летнего возраста, а в случаях и в порядке, установленных законом, и до 18 лет, вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
На территории России предпринимательской деятельностью могут заниматься как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Для отдельных категорий граждан законами Российской Федерации установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью.
При этом в одних случаях закон исходит из несовместимости предпринимательства с общественным положением лица. В частности, Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.
В Федеральном Законе Российской Федерации от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» сказано, что «государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников».
В Законе Российской Федерации «О милиции» записано, что сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность. Аналогичный запрет содержится в Законе Российской Федерации «О военнослужащих».
Самостоятельной предпринимательской деятельностью не вправе заниматься судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов федеральной безопасности, налоговой полиции, нотариусы.
В других случаях запрет на занятие предпринимательской деятельностью является результатом наказания. Например, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации незаконное предпринимательство в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в торговле на срок до пяти лет.
Помимо достижения определенного возраста занятие предпринимательской деятельностью требует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки. Некоторые законы и иные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления той или иной деятельности, содержат квалификационные требования, предъявляемые к гражданам, желающим заниматься такой деятельностью.
Например, в соответствии с Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность.
2. Регистрация индивидуального предпринимателя.
Регистрация граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 года, а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации.
Регистрация гражданина, желающего заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляется по месту его жительства.
В соответствии с установленным порядком, для регистрации необходимо представить (или направить по почте) следующие документы — заявление по установленной форме и документ об уплате регистрационного сбора. Предельная ставка этого сбора не должна превышать установленного законом размера 1 МРОТа.
Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте.
Документом, удостоверяющим статус гражданина-предпринимателя, является бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.
Свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах: один выдается гражданину-предпринимателю, второй остается у регистрирующего органа, а третий направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя для постановки его на учет.
Таким образом, с момента государственной регистрации гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приобретает статус индивидуального предпринимателя и подпадает под юрисдикцию коммерческого законодательства.
3. Права и обязанности.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц. Это означает, что индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых должен быть определен законом, он может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Индивидуальный предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом торговые сделки, т.е. те сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли.
Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. Более того, индивидуальный предприниматель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от вины. Он освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. При этом к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Нарушенные имущественные права и интересы индивидуального предпринимателя защищаются в особом арбитражно-процессуальном порядке.
Таким образом, правовой статус индивидуального предпринимателя совпадает с правовым статусом коммерческого юридического лица. Это общее правило, из которого есть исключение. Оно состоит в том, что правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц, не применяются к предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, если законы, иные правовые акты предусматривают иное регулирование деятельности индивидуального предпринимателя, или иное регулирование вытекает из существа правоотношений.
Для индивидуальных предпринимателей открытие расчетного счета не является обязанностью, как для коммерческих юридических лиц. Они не должны становиться на учет в органы государственной статистики. Отчетность индивидуальных предпринимателей намного проще, чем отчетность коммерческих юридических лиц. Индивидуальный предприниматель свободнее в выборе форм и способов расчетов со своими контрагентами.
Как и коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели являются субъектом налогообложения. Но если коммерческие юридические лица уплачивают налог в соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий», то порядок уплаты налога с доходов (прибыли) индивидуального предпринимателя определяется Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц». Существуют особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, фонд занятости).
Индивидуальный предприниматель вправе применять наемный труд. Ранее действовавший российский Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» прямо запрещал применение наемного труда гражданином-предпринимателем. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года такого прямого запрета не содержит. Поэтому исходя из принципа «разрешено все, что прямо не запрещено законом», следует признать, что индивидуальный предприниматель может привлекать наемных работников. Подтверждением этому, кроме того, служит и то обстоятельство, что в случае признания индивидуального предпринимателя банкротом, требованиями второй очереди являются расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе и по контракту, т.е. с наемными работниками.
Конституционные гарантии предпринимательской деятельности
Модернизация экономической модели, закрепленной в Конституции РСФСР 1978 года в качестве «единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории РСФСР», началась три года назад. Это определение экономики РСФСР, содержавшееся в ст. 16 Конституции РСФСР, было исключено на V Съезде народных депутатов РСФСР. Тем самым государство объявило об отказе от огосударствления всех сфер производства, распределения, обмена.
Показательно, что в соответствии со ст. 16 Конституции РСФСР 1978 года распределение предшествовало обмену, то есть обмениваться можно было только тем, что уже распределено в централизованном порядке.
Отказ от этого положения явился началом перехода к рыночной модели экономики.
Конституционные положения в силу их повышенной стабильности и жесткости не подходят для регулирования рыночных отношений. Их роль состоит в другом — гарантировать устойчивость и предсказуемость законодательства о предпринимательстве, основывающегося на ст. 34 Конституции РФ.
Самое важное изменение концептуального подхода к предпринимательству — это помещение ст. 34 в главе 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина.
Трактовка предпринимательства через призму прав человека позволяет утверждать, что отношения государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности.
Если раньше в сфере экономики существовала монополия государства, то теперь предпринимательство рассматривается в Конституции как сфера, в которой приоритетом обладает частный интерес. Поскольку предпринимательство — это сфера частного интереса и инициативы, Конституция РФ не допускает монополии государства на внешнюю торговлю.
Имущественная независимость граждан закреплена в ст. 35 и 36 Конституции РФ. Она, как важнейшее условие создания рыночной Среды, означает также равенство, свободу договора, возмещение ущерба участников торгового оборота.
Новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как, прежде всего сфере господства частных интересов, трактовка прав предпринимателей как разновидности прав граждан означают, что конституционный статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на территории какой области или республики осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым.
Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство, процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности. Единство статуса предпринимателей вытекает и из ст.19 Конституции, закрепляющей важнейший принцип равенства всех перед законом и судом.
Правила деятельности для государственного предпринимательства не могут отныне основываться на льготах и привилегиях.
Все нормы текущего законодательства о государственном предпринимательстве должны создаваться применительно к правилам о частном предпринимательстве, исходя из того, что это основная форма деятельности. Поэтому указы Президента РФ, предусматривающие реформу государственных предприятий, отмену нетарифного регулирования экспорта, были направлены главным образом на то, чтобы конституционные положения о предпринимательстве претворялись в жизнь.
Источник: www.ac-sc.ru