До 01.01.2007 года существовало также лицензирование туристической деятельности, но потом его отменили.
Естественно, огромное влияние на туризм оказывают международные отношения, визовые режимы между странами. Среди политических факторов, влияющих на развитие туризма, следует отметить взаимоотношения между странами, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать туристскому обмену между ними. Развитию туризма и иных форм внешнеэкономических отношений способствуют урегулирование разногласий между странами, заключение договоров о сотрудничестве, отказ от территориальных притязаний и признание сложившихся границ.
На развитие международного туризма влияет внутриполитическая обстановка в странах и регионах, а также в тех районах, через которые проходят туристские коммуникации. Смена политических режимов, сопровождающаяся массовыми волнениями и использованием вооруженных сил (Руанда, Уганда, Индонезия) религиозный фанатизм (арабские страны), терроризм (Египет), захват заложников (Филиппины) представляют большую опасность для туристов и не способствуют их притоку в страну.
На данный момент, все изменения в законодательстве по отношению к туризму касаются проблемы того, как защитить туристов от неожиданного банкротства туроператора, а сейчас такие случаи не редкость.
К примеру, если турист покупает путевку в агентстве, а обанкротивший туроператор не оплатил его услуги по туру (билеты, отель и т.п.) – кто за это должен отвечать?
К сожалению, пока государство не внесло окончательную ясность в эту проблему.
Так же министерство здравоохранения может рекомендовать не посещать определенные страны, например во время вспышки свиного гриппа в Европе.
Экологический фактор.
В разных частях света и странах сформировались природно-территориальные комплексы (природные зоны), представляющие собой сочетание взаимосвязанных компонентов природы — рельефа, климата, растительности и животного мира. На основе этого естественного разнообразия развиваются различные виды туризма. В горах — альпинизм, скалолазание, горнолыжный и спелеотуризм. На побережьях и акваториях южных морей есть прекрасные условия для купально-пляжного отдыха, серфинга, дайвинга. В современных путешествиях есть место для орнитологических туров и сафари, рафтинга (сплав
по рекам), пустынного, арктического, круизного и экологического туризма. Ничего бы этого не было, если бы наш мир был представлен во всех его уголках однообразной природой.
Многие территории обладают лечебными свойствами благодаря их природным особенностям — климату, выходам на поверхность минеральных источников, лечебным грязям, особым растениям, которые формируют микроклимат, имеющий оздоравливающий эффект.
Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма.
Необходимо учитывать, что природные явления могут приводить как к всплескам, так и спадам туристской активности. Например, последнее полное солнечное затмение XX в. (лето 1999 г.) в Европе особенно хорошо наблюдалось на территории Румынии.
Умело проведенная рекламная кампания этого события привела к тому, что в 1999 г. количество туристских прибытий в эту страну возросло по сравнению с 1998 г. примерно на 200 тысяч. С другой стороны, крупное наводнение (июнь—июль 1997 г.) ограничило туристскую активность на большей части территории Польши и Чехии. Разрушительное землетрясение на севере Турции (1999 г.) повлекло за собой сокращение потока посетителей по сравнению с 1998 г. на 2 млн человек и снижение доходов от международного туризма почти на 3 млн дол. США. В целом же природно-географические и культурно-исторические факторы создают предпосылки для развития туризма и имеют непреходящую, неизменную ценность.
Источник: studfile.net
Правовые факторы
Мы уже показали, как трудовое законодательство отразилось на управлении. Многие другие законы и государственные учреждения также влияют на организации.
В преимущественно частной экономике, какой является американская, взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результатирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.
Например, в 1983 г. поворотное, имеющее юридическую силу, решение дало возможность компании «Америкен Телеграф энд Телефон» производить и продавать компьютеры и разнообразное оборудование и услуги для систем телесвязи. До этого организация имела право функционировать только как компания телефонной связи. Число и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, в 20 веке резко возросли. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращения бизнеса.
Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. С 1967 г. через Конгресс прошли многие регулирующие положения, непосредственно влияющие на деятельность организаций. Среди них своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о практике честного найма на работу, о принципах равной оплаты за равный труд, о финансовой защите. К сожалению, объем бумажной работы, необходимой для того, чтобы соответствовать действующему законодательству, стал непомерно огромным. И, как считает доктор Джордж К. Идз из «Рэнд Корпорейшен», «бремя регулирования изменяет характер американского управления».
Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.
Комиссия по торговле между штатами регулирует торговую практику предприятий, ведущих свои операции более чем в одном штате. Федеральная комиссия по связи регулирует порядок телефонной, телеграфной, телевизионной и радиосвязи между штатами. Право выдавать и отменять лицензии на радио- и телевещание дает комиссии огромную власть над соответствующими организациями.
Комиссия по ценным бумагам и биржам определяет, как публичные акционерные компании должны вести финансовую и бухгалтерскую отчетность. Управление по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов регулирует сбыт и разработку новых видов продукции в соответствующих отраслях.
Управление охраны труда устанавливает нормативы условий работы.
Агентство по охране окружающей среды регулирует деятельность с позиций сохранения природной среды. Неопределенность сегодняшнего правового поля проистекает из того факта, что требования одних учреждений вступают в противоречие с требованиями других, и в то же время за каждым стоит авторитет федерального правительства, позволяющий принудительно обеспечивать выполнение таких требований.
Законотворчество штатов и местных органов управления. Дополнительно усложняют дело регулирующие постановления штатов и местных органов власти, число которых также множится.
Каждый штат и почти все местные сообщества требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, а если речь идет об энергетике, системах телефонной связи внутри штата и страховании, то и устанавливают цены.
Некоторые местные и штатные законы модифицируют или усиливают федеральные нормы.
Например, требования ограничить выбросы выхлопных газов автомобилей в атмосферу жестче в Калифорнии, чем требования Агентства по охране окружающей среды.
Хотя предпринимались усилия через Единый коммерческий код сгладить расхождения между штатными законами, регулирующими бизнес, — существенные различия остаются до сих пор.
Представьте, с какой сложной системой местных установлении сталкивается организация, когда ведет свои дела в 50 штатах и десятках иностранных государств.
Источник: studwood.net
Юридические факторы
Юридические факторы связаны с политическими в том смысле, что правительства часто издают нормативные акты, влияющие на бизнес. Например, в табл. 2.4 представлены некоторые законодательные положения по вопросам маркетинга, действующие сейчас в различных странах.
Иногда судьи рассматривают дела, по-новому интерпретируя законодательство, и это уже само по себе может повлиять на
Таблица 2.4. Примеры законодательных положений, имеющих влияние на маркетинг
Страна
Законодательные нормы
Реклама алкоголя на ТВ, а также в магазинах розничной торговли является незаконной
Добровольный запрет на телерекламу алкоголя сейчас отменен, но реклама табачных изделий на телевидении так же запрещена, как и в других странах ЕС
Предложен законопроект, отменяющий монополию «Юнайтид бродкастинг корпорэйшн» и «Бир чан г», причем последняя корпорация является пивоваренной компанией, занимающей монопольное положение на рынке виски [12]
Реклама на военные игрушки и азартные игры под запретом [13]
Цена на рис контролируется государством; такого рода ценовые ограничения существуют во многих странах
положение предприятия. Дополнительные сложности в рамках Европы связаны с законодательством ЕС, которое превалирует над национальным законодательством и может серьезно повлиять на деятельность фирмы в Европе.
Прецедентное право и законодательство ЕС не зависят от политических взглядов национальных правительств, поэтому они менее предсказуемы. Очевидно, что предприятия должны придерживаться закона, но все труднее становится улавливать, что именно гласит закон, и знать, какие изменения в законе могут назревать.
Социально-культурные факторы
Социально-культурные факторы — это сферы, охватывающие разделяемые многими представления и отношения населения. Люди учатся вести себя определенным образом, получая обратную связь от остальной части общества; поведение и отношения, которые считаются неподобающими или грубыми, быстро модифицируются.
Кроме того, у людей вырабатываются ожидания относительно того, как следует себя вести. Если подходить с позиций маркетинга, то люди приходят к мнению, например, что продавцы должны быть вежливыми и готовыми помочь, что рестораны «быстрого питания» должны быть ярко освещены и блестеть чистотой, что в магазинах должны наличествовать рекламируемые товары. Эти представления по своей природе не являются законами, они просто повсеместно разделяемые взгляды на то, что должно происходить. Нет сомнений, что не раз (и во многих странах) эти стандарты не выполнялись.
Распространенные мнения и отношения меняются с течением времени в связи с изменениями, происходящими в мировом окружении, переменами в этническом составе и развитием технологий. Эти изменения, как правило, происходят в течение длительного периода времени. С 1970-х годов в большинстве западных стран наблюдалась тенденция в сторону более разнообразного, индивидуалистического общества; возрастало количество пар, живущих вместе без бракосочетания; существенно возросло число людей, приемлющих семьи с одним родителем (и само количество таких семей) [14]. Культуральные изменения, произошедшие за тот же период, включают существенные перемены в привычном рационе вследствие роста туризма и путешествий по всему миру, а также рост глобализации рынка пищевых продуктов [15].
Лишь немногие культуральные изменения возникли в результате маркетинговой деятельности. Одним из немногих известных примеров являются перемены в костюме Санта-Клауса, который традиционно был зеленым, а теперь уже всем знаком красно-голубым. По общему мнению, это связано с крупной рекламной кампанией «Кока-колы» в начале 90-х годов, в которой Санта предстал пьющим «коку» в костюме традиционных цветов компании «Кока-кола». Вероятно, новые цвета оказались более привлекательными для публики, чем традиционный зеленый костюм, и таким образом новая идея укрепилась в сознании и вскоре стала восприниматься как традиционная. Было бы неверно полагать, что специалисты по маркетингу компании «Кока-кола» заранее спланировали такой ход событий; маркетинг пока еще не достиг достаточного уровня искушенности, чтобы можно было гарантировать такой результат.
Экологические и географические факторы
Экологические и географические факторы вышли на передний план приблизительно в последние пятнадцать лет. Все уменьшающиеся запасы сырья, проблемы утилизации отходов и сложности с нахождением подходящего местоположения для промышленных комплексов (в особенности, оказывающих существенное влияние на окружающую среду) — все эти факторы серьезно влияют на систему принятия решений по бизнесу (см. главу 12). С точки зрения маркетинга фирмы должны принимать во внимание общественное мнение по этим вопросам и часто подвергаются давлению со стороны, как организованных групп, так и отдельных лиц. Нередко для наиболее эффективного решения этих вопросов следует начать консультации с соответствующими группами влияния; в этом случае расхождения во мнениях могут быть разрешены еще до того, как компания задействует слишком большие ресурсы (см. главу 9). Фирмы, придерживающиеся концепции социального маркетинга (см. главу 1), сделали бы это непременно.
Технологические факторы
Технологический прогресс в последние годы был стремительным и затронул многие сферы жизни. Появились целые отрасли, например спутниковые телестанции, кабельные сети, Интернет, записи на компакт-дисках, виртуальная реальность, компьютерные конструкторские системы. Всего этого еще в 1985 г. не было.
Похоже, что технологические перемены будут и дальше усиливаться и что в будущем появится еще больше новых отраслей. Следствием этого, естественно, станет исчезновение некоторых старых отраслей или, по крайней мере, они будут испытывать конкуренцию с совершенно неожиданных сторон. Определить эти тенденции заранее чрезвычайно трудно, но не невозможно. В главе 9 мы подробнее остановимся на Интернет-маркетинге и влиянии информационных технологий.
Кроме изложенного, макросреда включает также все остальные аудитории (виды публики) данной организации.
■ Правительственная публика — местные, общегосударственные и международные структуры, ограничивающие деятельность организации путем выпуска законов, установления процентных ставок и обменных курсов. На правительственные аудитории можно влиять путем лоббирования и при помощи профессиональных объединений.
■ Публика — средства массовой информации: пресса, телевидение, радио передают новости, репортажи и рекламу, которые могут способствовать маркетинговой деятельности фирмы или, напротив, запятнать ее репутацию. Отделы по связям с общественностью не жалеют усилий, чтобы довести до аудиторий, связанных со средствами массовой информации, позитивный имидж фирмы (который потом передается ими). Например, компания выпускает пресс-релиз, чтобы сообщить о спонсировании большого спортивного мероприятия. Это может вызвать одобрительный отклик публики и укрепить позитивный имидж компании во время трансляции этого спортивного мероприятия.
■ Публика активистов общественных действий — это группы влияния типа «Гринпис», группы борьбы за права граждан, лоббирующих производителей и пр. с целью улучшить жизнь общества в целом. Некоторые группы влияния организованы неформально; в последние годы число местных групп влияния и протеста резко возросло.
Источник: pidru4niki.com