Система управления рисками каждого банка включает в себя набор методов, методик и инструментов по управлению значимыми видами рисков, специфичных для конкретного банка. Но можно выделить общий подход для всех банков, который предполагает наличие нескольких элементов: идентификация рисков, оценка рисков, анализ и выбор методов управления конкретным риском, мониторинг и контроль, отчетность.
Выбор методов управления рисками осуществляется в рамках как общих подходов, так и особых моделей для каждого отдельного риска. В рамках общих подходов существует несколько методов, среди них такие, как методы, связанные с оптимизацией риска, и методы, связанные с соотношением управляющих мер и рисковой ситуацией.
В целом подходы к управлению рисками можно сгруппировать как методы минимизации негативного влияния неблагоприятных событий, т. е.:
- • дособытийные методы управления рисками — это осуществляемые заблаговременно мероприятия, направленные на изменение существенных параметров риска (вероятность наступления, размеры ущерба). Сюда можно отнести методы трансформации рисков, которые связаны в основном с препятствованием реализации риска. Обычно эти методы ассоциируются с проведением превентивных мероприятий, таких как изменение структуры активов и пассивов, сокращение объемов отдельных операций, например, кредитования;
- • по слесо бытийные методы управления рисками, осуществляемые после наступления ущерба и направленные на ликвидацию последствий. Эти методы направлены на формирование финансовых источников, используемых для покрытия ущерба, главным из которых является собственный капитал банка.
В рамках подхода, связанного с оптимизацией риска, обычно используются такие методы, как:
Банковские риски и кредитные рейтинги
- • методы компенсации риска: создание резервов на возможные потери, в том числе по ссудным и приравненным к ним операциям, под вложения в ценные бумаги, а также банки широко используют метод хеджирования рисков, осуществляя операции с производными финансовыми инструментами, минимизируя возможные потери, обусловленные изменением процентных ставок, обменного курса национальной валюты;
- • методы диссипации (рассеивания) рисков. Один из них связан с распределением риска между стратегическими партнерами, например, предоставление синдицированного кредита. Другая разновидность методов диссипации риска — это диверсификация. Суть метода диверсификации заключается в снижении рисков за счет возможности компенсации убытков от одного вида операций другим. Для банка в целом под диверсификацией понимается распределение рисков между различными сегментами портфеля активов. Она подразумевает увеличение разнообразия видов деятельности, рынков сбыта или расширение клиентской базы;
- • метод локализации риска применяется только тогда, когда можно четко идентифицировать источники риска. Наиболее опасные участки рисковой деятельности локализуются, и над нимиустанавливается особый контроль. Подобный метод используют крупные банки для внедрения инновационных проектов, освоения новых видов продукции и т. д. В самых простых случаях для локализации риска создается специализированное подразделение в структуре кредитного учреждения, которое осуществляет реализацию проекта.
Среди общих методов управления банковскими рисками можно выделить и такой, как прогнозирование и установление максимального уровня риск-аппетита. Риск-аппетит — предельный размер риска по наиболее значимым видам риска, который банк готов принять для достижения своих бизнес-целей.
Риск-аппетит формирует основу для создания лимитов наиболее значимых рисков, методологий оценки и процессов управления риском с целью обеспечения контроля над риском. Риск-аппетит по наиболее значимым рискам определяется на определенный период. В процессе деятельности банка постоянно осуществляется проверка выполнения прогнозов риск-аппетита. При необходимости или с установленной периодичностью происходит пересмотр его величины. В документах банка закрепляются показатели риск-аппетита по каждому из наиболее значимых рисков.
Одним из обязательных методов управления банковскими рисками и контроля за соблюдением их уровня является лимитирование, или установление лимитов, которые всегда имеют количественное выражение. В процессе управления рисками происходят постоянный мониторинг и регулярный пересмотр лимитов.
Так, например, по кредитным операциям лимиты могут устанавливаться как относительные величины: концентрация кредитных рисков к капиталу. Внутренние лимиты по кредитному риску устанавливаются исходя из требований регулирующих органов, специфики клиентов, разработанных методик оценки кредитного риска. Например, банк устанавливает такие внутренние лимиты, как:
- • концентрация кредитных рисков на одного заемщика (группу связанных заемщиков);
- • концентрация кредитных рисков на акционеров и инсайдеров;
- • лимит совокупного размера крупных кредитных рисков;
- • лимиты концентрации кредитных рисков в кредитном портфеле по рейтингу заемщиков, уровню обеспеченности кредитов, отраслям экономики;
- • лимиты кредитования на конкретных заемщиков (группу связанных заемщиков);
- • лимиты на операции с банками-контрагентами;
- • административные лимиты и др.
В рамках управления рыночным риском в отношении фондового риска осуществляется лимитирование операций, совершаемых на организованном рынке ценных бумаг: по максимально допустимому объему вложений в рыночные ценные бумаги, по финансовым инструментам, по эмитентам ценных бумаг, по контрагентам и по срокам. При управлении валютным риском устанавливаются лимиты по конверсионным операциям с контрагентами, в том числе лимиты открытой валютной позиции.
Организуя систему управления рисками, банки также придерживаются принципов, которые рекомендуют международные организации и национальный орган регулирования. Так, в отношении операционного риска российские банки могут руководствоваться разработанным Базельским комитетом по банковскому надзору документом «Принципы надлежащего управления операционным риском» (англ. Basel Committee on Banking Supervision, Principles for the Sound Management of Operational Risk, June 2011).
Операционный риск присущ всем банковским продуктам, направлениям деятельности, процессам и системам, и эффективное управление операционным риском всегда являлось одной из основополагающих составляющих программы управления рисками банка. Вследствие этого надлежащее управление операционным риском является показателем эффективности управления советом директоров и исполнительным органом портфелем продуктов, направлениями деятельности, процессами и системами.
Наряду с общими методами управления рисками в банке разрабатывают и утверждают методики по оценке и моделям управления каждым отдельным значимым риском.
Для управления отдельными рисками банки используют различные методики.
Так, например, в управлении кредитным риском банки используют модель оценки ожидаемых кредитных убытков (ОКУ).
ОКУ представляют собой взвешенную с учетом вероятности дефолта оценку приведенной стоимости будущих денежных потоков по ссуде. Оценка ОКУ основана на четырех компонентах: вероятность дефолта (PD), величина кредитного требования, подверженная риску дефолта (EAD), уровень потерь при дефолте (LGD) и ставка дисконтирования.
В управлении кредитным риском большое значение имеет метод компенсации риска. Компенсация риска предполагает формирование в банке резервов на возможные потери по кредиту.
В мировой и российской банковской практике существует обязательное требование регулирующих органов о формировании резервов на возможные потери по предоставляемым кредитам. Российские банки в этом процессе руководствуются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (ст. 24), а также
См. приложение к письму Банка России от 16.05.2012 № 69-Т «Принципы надлежащего управления операционным риском и роль надзора» // Вестник Банка России. 25.05.2012. № 27 (1345). иКБ: www.cbr.ruнормативными актами Банка России и прежде всего положением от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». В соответствии с этим положением резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд при обесценении ссуды (ссуд), т. е. при потере ссудой стоимости вследствие ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по кредитному договору. В целях определения расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения, как было отмечено выше, в одну из пяти категорий качества. Ссуды, отнесенные ко II—V категориям качества, являются обесцененными.
Резерв формируется в пределах суммы основного долга (балансовой стоимости ссуды) в валюте РФ независимо от валюты ссуды. Определение расчетного резерва и формирование резерва производятся не реже одного раза в месяц на отчетную дату. Для этого банк осуществляет мониторинг выданных кредитов, т. е. на постоянной основе осуществляет оценку кредитного риска, классификацию и оценку ссуды.
При регулировании размера сформированного резерва в случае, когда заемщику предоставлено несколько ссуд, всю задолженность данного заемщика следует относить к наихудшей из присвоенных ссудам категорий качества с применением максимального размера расчетного резерва по всем предоставленным ссудам.
Размер расчетного резерва определяется исходя из результатов классификации ссуды в соответствии с табл. 12.4.
Таблица 12.4
Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам 1
Категория качества
Наименование
Размер расчетного резерва в процентах от суммы основного долга по ссуде
I категория качества (высшая)
Источник: studme.org
Банк России устанавливает новые требования к расчету операционного риска
Кредитные организации смогут рассчитывать величину операционного риска для определения нормативов достаточности капитала в соответствии с «Базелем III». Новый стандартизированный подход предполагает возможность применения показателя потерь. По оценкам банков, это позволит сэкономить часть капитала на покрытие операционного риска.
Для банков с универсальной лицензией новые правила будут обязательными с 1 января 2023 года. Банки с базовой лицензией и небанковские кредитные организации смогут по своему усмотрению либо продолжить применять текущие правила, либо перейти на расчет нормативов по новому положению, сообщив об этом регулятору.
Сейчас размер операционного риска для расчета нормативов достаточности определяется исходя из величины среднего дохода за последние три года. Новый подход позволит рассчитывать величину капитала для покрытия операционного риска, исходя из реального уровня прямых потерь от реализации событий операционного риска. При этом банки с универсальной лицензией смогут применять упрощенный подход (без расчета коэффициента внутренних потерь), что не создаст для них дополнительных трудностей по сравнению с действующим сейчас порядком.
Расчет размера операционного риска может осуществляться с использованием коэффициента внутренних потерь всеми кредитными организациями и ранее 1 января 2023 года, о чем необходимо будет проинформировать Банк России.
Положение вступает в силу 14 февраля 2021 года. Это второй нормативный акт Банка России по расчету размера операционного риска в соответствии с «Базелем III». Первый документ уже вступил в силу, он устанавливает требования к системе управления операционным риском кредитной организации и к ведению базы событий операционного риска.
Источник: cbr.ru
Банки оценят клиентов по степени риска
—>
Российские банки начинают оценивать «степень риска» клиентов. Соответствующий закон, принятый в прошлом году, вступает в силу с сегодняшнего дня. Норма касается только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об оценке физлиц речи не идет.
Согласно новой норме, финансовые организации будут присваивать клиентам одну из трех степеней риска — низкую, среднюю или высокую. Низкая позволит проще взаимодействовать с банком: например, банку запрещено будет отказывать такому клиенту в открытии счета.
Клиенту со средней степенью риска, напротив, банк вправе отказывать по целому ряду операций.
Высокий риск означает, что организация лишится возможности проводить практически любые операции.
Норму разъясняет директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин:
Иван Уклеин директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» «Здесь речь идет о том, чтобы « раскрасить » клиентов по большому счету в две большие категории и одну промежуточную. Одна большая категория зеленого цвета, когда и ЦБ видит, что операции этого клиента в различных банках понятны, прозрачны и соответствуют профилю деятельности, и, с другой стороны, банк тоже видит, что в рамках операции внутри данной кредитной организации какие-либо сомнительные критерии не срабатывают.
Вторая большая категория и большой пласт — это так называемые красные клиенты, окрашенные очень серьезными маяками с наличием серьезных проблем. Если срабатывает маячок от банка и при этом внутренние критерии самой кредитной организации тоже показывают, что клиент неблагонадежный, то в этом случае фактически будет производиться полная остановка любых операций данного клиента и он не получит возможности распоряжаться даже денежными средствами, такому клиенту останется только закрыть свой счет, и для юрлица это скорее будет означать необходимость полной реорганизации, сворачивания бизнеса и перевешивания его на другое юрлицо.
Есть третья категория, она предполагается относительно малочисленной, это так называемый желтый цвет. Клиенты, по которым срабатывают какие-либо маячки, но они могут, например, дать ложные сигналы, и клиент после запроса даст вменяемое объяснение о характере операций, даст подтверждающие документы, покажет свою адекватность и готовность идти на контакт, чтобы подтвердить добросовестность своих действий.
В этом случае ему будет присвоена скорее зеленая категория, нежели красная. Речь о том, чтобы сделать некий стандарт внутри банковской системы, понятный всем контрагентам алгоритм классификации клиента.
До сих пор существовали так называемые черные списки, при попадании в которые даже по ошибке клиент мог годами добиваться восстановления своей репутации и удаления из этого списка. Данный законопроект разрабатывался уже очень давно, порядка одного года, то есть нельзя сказать, что он принят на волне текущих событий и как-то призван резко остановить отток капитала из России. Это универсальный механизм, который задумывался как единые правила игры для всех, чтобы и бизнес понимал, что нужно делать, чтобы не попасть в черный список. До сих пор у разных банков это было по-разному. Кто-то сразу блокировал клиента, кто-то с ним долго возился и все равно мог заблокировать, а кто-то держал открытыми двери любым сомнительным операциям, даже такие случаи вплоть до недавнего времени наблюдались, судя по отзывам лицензий».
Основной источник неопределенности — способ определения степени риска. Согласно закону, банк должен оценивать клиентов «с учетом характера и видов их деятельности, характера используемых ими продуктов или услуг». Более подробных указаний в документе нет — отмечается лишь, что порядок категоризации клиентов устанавливается кредитными организациями в правилах внутреннего контроля.
В полном объеме платформа «Знай своего клиента» заработает с 1 июля этого года.
Источник: www.bfm.ru