Перечисленными приказами утверждены и форматы представления перечисленных форм.
Утвержденные формы справок, заявлений, сообщений и требований необходимы для реализации налоговиками полномочий в отношениях с налогоплательщиками, плательщиками взносов и сборов, налоговыми агентами (далее – налогоплательщики).
Обязанность выдачи справок в нормах НК РФ
Статья 32 НК РФ содержит открытый перечень обязанностей налоговых органов. Значительная часть этих обязанностей обусловлена правилами и процедурами, установленными налоговым законодательством. При этом часть функций, связанных с регламентацией делопроизводства, остается за рамками указанной статьи.
Но в отношении документов, касающихся ЕНС и ЕНП, законодатель сделал исключение. Предоставление налогоплательщикам ряда справок и сроки исполнения этой функции закрепили в перечне обязанностей налоговиков на законодательном уровне. Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ) налоговая инспекция по запросу налогоплательщика должна представлять ему следующие справки:
Порядок предоставления сведений по форме ЕФС-1
- о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС;
- о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП;
- об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату формирования справки на основании данных ИФНС.
Справка о наличии сальдо ЕНС
Документ о наличии входящего сальдо ЕНС на 01.01.2023 сейчас будет наиболее востребован. Поэтому форму справки, ее базовые элементы, рассмотрим детально.
Налоговики должны указать в справке:
- номер и дату ее составления (в формате ДД.ММ.ГГГГ);
- дату, по состоянию на которую сформирована справка;
- сальдо ЕНС (в рублях). При положительном остатке сумму указывают со знаком «+», при отрицательном – со знаком «-»;
- код ИФНС, являющейся отправителем справки;
- сведения о получателе справки:
— в отношении организации указывают ее полное наименование, ИНН и КПП;
— в отношении физического лица (в т. ч. зарегистрированного в качестве ИП) – фамилию, имя, отчество (при наличии) и ИНН.
Запрашивая справку о сальдо ЕНС на 01.01.2023, нужно помнить, что при его формировании учитывали суммы (ст. 4 закона № 263-ФЗ в дополнение к ст. 11 НК РФ):
- неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (недоимки), пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ;
- госпошлин, в отношении уплаты которых выданы исполнительные документы (с неистекшим сроком для взыскания);
- излишне перечисленных (излишне взысканных) в бюджет средств (если со дня их уплаты прошло не более трех лет);
- авансовых платежей по налогам, страховым взносам, срок представления деклараций (расчетов) по которым наступает после 01.01.2023.
В то же время во входящем сальдо ЕНС на 01.01.2023, в частности, не были учтены:
Автоматизированная упрощенная система налогообложения. Диалоги о налогах.
- задолженности, по которым на 31.12.2022 истек срок взыскания;
- госпошлины в отношении уплаты которых выданы исполнительные листы со сроком взыскания, истекшим по состоянию на 31.12.2022;
- суммы доначислений по результатам проверок по налогам, страховым взносам по решениям о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которых на 31.12.2022 приостановлено судом или вышестоящим налоговым органом.
И еще не учитывали (п. 1 ст. 4 закона № 263-ФЗ) переплату:
- по налогу на профессиональный доход;
- по сбору за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;
- по авансовым платежам по НДФЛ с доходов иностранцев, работающих в России по найму;
- госпошлину, излишне перечисленную без исполнительного документа.
Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных (признаваемых) в качестве ЕНП, и совокупной обязанностью по уплате налогов и взносов.
Положительное сальдо ЕНС формируется в том случае, когда общая сумма, перечисленная в качестве ЕНП, больше совокупной обязанности.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется в случае превышения совокупной обязанности над общей суммой, перечисленной в качестве ЕНП.
В случае равенства совокупной обязанности и общей суммы перечисленного ЕНП, на ЕНС формируется нулевое сальдо (ст. 11 НК РФ).
Полагаем, эти разъяснения помогут разобраться с составом элементов, отражаемых в справке и в приложениях к ней.
Справка имеет два приложения.
Приложение 1 предназначено для детализации сведений, формирующих отрицательное сальдо (табличная часть приложения), включая:
- суммы налогов (авансовых платежей, сборов, страховых взносов) (графа 2 таблицы);
- пеней (гр. 3);
- штрафов (гр. 4);
- процентов (гр. 5);
- приостановленной к взысканию задолженности (гр. 6);
- отсроченной/рассроченной задолженности (гр. 7).
При детализации отрицательного сальдо по налогам (авансовым платежам по налогам, сборам, страховым взносам, штрафам), налоговики должны в справке указать:
- наименование налога (авансового платежа по налогу, страховым взносам), штрафа;
- код бюджетной классификации (КБК) в соответствии с Классификатором кодов классификации доходов бюджетов РФ (порядок их формирования и применения утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н).
- ОКТМО (в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК 033-2013 (утв. приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст);
- срок уплаты;
- КПП;
- сумму (в рублях).
Приложение 2 налоговики должны заполнить при наличии отрицательного сальдо по пеням. В таблице с расчетом пеней должны быть отражены сроки уплаты, даты начала и окончания исчисления пеней, периоды недоимки (количество дней просрочки платежа), ключевая ставка Банка России, суммы (в рублях) начисленных пеней и сальдо.
Такое же заявление нужно подавать в случае необходимости получения справок об исполнении обязанности по уплате налогов (признак справки «2») и о принадлежности сумм ЕНП (признак справки «3»).
Справка о принадлежности сумм ЕНП
Суммы налоговых обязательств организации и ИП будут погашены исходя из исчисленных сумм, указанных плательщиком в декларации или уведомлении.
В первую очередь гасится недоимка (начиная с налога с более ранним сроком уплаты), затем начисления с текущим сроком уплаты, далее пени, проценты и штрафы.
При недостатке средств и совпадении сроков уплаты, ЕНП распределится пропорционально суммам таких обязательств.
Обязательства гасятся по хронологии их возникновения. Это дает возможность снизить дополнительные издержки налогоплательщиков, поскольку в НК РФ (ст. 75) предусмотрены более серьезные санкции в зависимости от периода нарушения срока уплаты налога.
Для организаций расчет пеней зависит от того, как долго сохраняется отрицательное сальдо или недоимка.
Если налог не уплачен в течение 30 календарных дней (включительно), то в отношении сформированного отрицательного сальдо ЕНС пени организации должны начислить исходя из 1/300 действующей в это время ключевой ставки Банка России (абз. 2 пп. 2 п. 4 ст. 75 НК РФ).
Если же организация не платила налог более 30 дней, то начиная с 31 дня и за все последующие дни просрочки пени на недоимку должны будут считать из 1/150 ключевой ставки Банка России, действовавшей в это время. Если ставка в периоде просрочки изменялась, пени рассчитывают отдельно за дни, в которых действовала та или иная ставка.
Но следует учитывать, что действие закрепленного в подп. 2 п. 4 ст. 75 НК РФ правила исчисления пеней для организаций до конца 2023 приостановлено (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Поэтому в течение текущего года пени организациям будут считать так же, как и физлицам — по 1/300 ключевой ставки Банка России независимо от того, как долго сохраняется отрицательное сальдо ЕНС.
В справке о принадлежности сумм ЕНП будут отражены:
- остаток на начало указанного в заявлении периода;
- поступления и списания в заявленный период;
- остаток на конец периода.
Поступления в виде платежей, зачетов (от иного лица) и переплат отразят в разделе 1 справки.
В свою очередь списания по зачету иному лицу, возврат денег, платежи по обязательству отразят в разделе 2 справки.
Перечисленные суммы отражают в справке по каждому виду поступлений и списаний с указанием КБК, ОКТМО, КПП и документов, обосновывающих отраженные операции.
Важно учитывать, что справка о принадлежности сумм ЕНП не является документом, подтверждающим исполнение организацией, физлицом (в т. ч. ИП) обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Источник: www.vdgb.ru
Карточка расчетов с бюджетом
Содержание
- Что такое карточка расчетов с бюджетом
- Кем ведется карточка расчетов с бюджетом
- Как формируется карточка в ИФНС
- Какая информация отражается в карточке
- Как заполняется КРСБ
- Для чего нужна карточка расчетов с бюджетом
- Ответы на распространенные вопросы
Карточка расчетов с бюджетом налогоплательщика или налогового агента ведется налоговым органом на основании сведений из поступивших в ФНС налоговой отчетности. На основании данных сведений формируется этот внутриведомственный документ, который применяется для учета налоговых обязательств организаций и предпринимателей.
Что такое карточка расчетов с бюджетом
Важно! Карточка расчетов с бюджетом (КРСБ) – это понятие, которое напрямую связано с уплатой налогов. Карточка представляет собой некую базу данных по физическому или юридическому лицу, зарегистрированному в налоговом органе.
КРСБ это информационный ресурс, который содержит сведения по начисленным, а также уплаченным налогам. Ее формирование происходит на основании налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган налогоплательщиком. Если между налогоплательщиком или налоговым органом возникают спорные ситуации, то данный документ может помочь в определении расхождений, а также в контроле за уплатой налогов.
Кем ведется карточка расчетов с бюджетом
База данных по рассматриваемым карточкам ведется непосредственно налоговым органом на основании данных, представленных отдельным налогоплательщиком или налоговым агентом. Данные налоговая заносит на основании форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, представляемых, соответственно, по окончании отчетного года и по окончании квартала. Процедура по использованию карточек находится в ведении налогового органа и осуществляется она или по инициативе самого налогоплательщика или по инициативе налогового органа.
Закрытие карточки происходит через налоговую, например, для того, чтобы налогоплательщик мог осуществить постановку на налоговый учет по новому месту. В этом случае налогоплательщик снимается с учета в одной налоговой, после чего происходит его перевод в определенном порядке в другую налоговую по новому месту. В другую налоговую не передаются вместе с КРСБ данные о просрочке налоговых выплат, а также по административным правонарушениям. База по ним открывается по месту нахождения того органа, который вынес решение о штрафах и пенях по налогоплательщику. Другими словами, вся та информация, которые не отражает деятельность предпринимателя или организации не передается в другой налоговый орган.
Как формируется карточка в ИФНС
При регистрации предпринимателя или организации в налоговом органе происходит оформление карточки расчетов с бюджетом. Данная карточка оформляется на специальном бланке, в который вносят данные о произведенных налогоплательщиком платежей в бюджет. Если ранее в карточке указывались сведения только налоговым платежам, то на сегодняшний день в карточке также указываются данные по уплате страховых взносов.
Важно! КРСБ заводится не только по налогоплательщикам, но и по налоговым агентам, обязанным производить удержание средств с налогоплательщиков и уплату их в бюджет.
Какая информация отражается в карточке
В КРСБ отражается информация по следующим видам данных:
- по начисленным налогам, а также штрафам и пеням по ним;
- по уплаченным налогам, а также штрафам и пеням по ним;
- по сальдо между начисленными и уплаченными суммами налога (при этом если формируется отрицательное значение, то это говорит о долге налогоплательщика, а если положительное – то о переплате).
Данные сведения вносятся в карточку на основании представляемых налогоплательщиками и налоговыми агентами деклараций, решений о проведенных камеральных проверках, решений судебных органов, а также иных документов.
Таким образом, в КРСБ отражаются сведения по выплатам налоговых платежей в бюджет, поступающих от разных субъектов хозяйственной деятельности.
Важно! Иногда, информация, содержащаяся в КРСБ не соответствует действительности. Помимо всего прочего, в карточке отражаются безнадежные долги, которые не представляются возможными для взыскания. В некоторых случаях они отражаются в карточке по несколько лет, что значительно искажает конечное сальдо КРСБ.
Как заполняется КРСБ
Формирование КРСБ происходит по следующим критериям:
- срок уплаты налога (КРСБ формируется по налогам, уплачиваемым в настоящий момент, а также поквартально);
- КБК налогоплательщика;
- ОКТМО;
- Статус налогоплательщика или налогового агента.
Бланк карточки заполняется по следующим правилам:
- в КРСБ вносятся сведения по НДФЛ, только после прохождения соответствующей проверки;
- суммы НДФЛ, не удержанные налоговым агентом, не заносятся в карточку;
- недоимка по налогам исчисляется не только на основании данных КРСБ, но и на основании иных документов, содержащих суммы выплат.
Для того, чтобы контролировать состояние своего лицевого счета налогоплательщик обращается в налоговую и запрашивает справку по КРСБ, выписку, а также акт сверки. Узнать информацию о том, если ли у налогоплательщика какие либо долги можно одним из способов:
- на сайте налоговой ru, через личный кабинет налогоплательщика (начиная с 2015 года проверка стала доступной не только для организаций, но и для ИП);
- через систему Контур экстерн посредством сервиса ИОН-offline, где также можно провести сверку.
Обративший к сервису информационного обслуживания налогоплательщика, могут быть сформированы следующие документы:
- справка о состоянии личного счета;
- акт сверки;
- выписка о расчетах с бюджетом;
- справка по исполнению налогоплательщиком своих обязательств по налогам;
- отчет по представленной налоговой и бухгалтерской отчетности за отчетный год.
С целью автоматизации получения данных из ИОН может быть использовано ПО «Баланс-2», позволяющее импортировать данные в нужную электронную систему документооборота.
На сайте налоговой выдача сведений происходит в формате PDF, что для крупных компаний является неудобным. Для них удобным способом будет автоматическая сверка расчетов.
КРСБ представляет собой довольно важный и информативный документ. Однако, говорить о том, что в карточке представлена исчерпывающая информация – нельзя. Если налоговая при проведении проверки ссылается на данные карточки, то это по отношению к налогоплательщику считается неправомерным, а результаты могут быть оспорены в суде. То есть карточка не может считаться самостоятельным документом, на основании которого не может проводиться сверка по начисленным и выплаченным налогам.
Для чего нужна карточка расчетов с бюджетом
Довольно часто предприниматели и организации оказываются в такой ситуации, когда происходит несоответствие данных при проверке состояния налоговых выплат. В этом случае в качестве источника необходимой информации может служить база данных, отраженная в карточке, либо лицевой счет налогоплательщика.
Налоговый орган использует данные инструмент для учета налоговых платежей, так как налоговое законодательство обязывает ИФНС проводить сверку уплаченных налогов, пеней, штрафов, а также формирования выписок и справок о состоянии лицевого счета налогоплательщика. Ранее налоговая при проведении камеральных проверок ссылалась на карточку РСБ. Но следует помнить, что с 2010 года документ признан утратившим силу и носит он только справочный характер. То есть для организаций и ИП карточка является дополнительным инструментом, позволяющим осуществлять контроль за состоянием своего лицевого счета.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: Налоговым органом были выявлены расхождения между представленным компанией расчетом 6-НДФЛ и карточной расчетов с бюджетом. При этом на компанию сразу же был наложен штраф, без запроса пояснений к 6-НДФЛ. Правомерны ли действия налоговой?
Ответ: Если в представленном расчете 6-НДФЛ указанная сумма будет больше суммы, отраженной в карточке расчетов с бюджетом, то налоговая вправе не запрашивать пояснения к расчету и оштрафовать компанию. Пояснения запрашиваются только в том случае, если в расчете при проверке были обнаружены ошибки и противоречия. В противном случае требовать пояснения налоговая не обязана, а сразу вправе наложить штраф. То есть действия налоговой действительно правомерны.
Источник: online-buhuchet.ru
Памятка о порядке предоставления сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков
Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее – ЕГРН) ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами (далее – налоговые органы) на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов, в т.ч. полученной из органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 8 ст. 84 НК РФ, п. 2 Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утверждённого приказом Минфина России от 22.06.2017 № 99н (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2017, регистрационный № 48047).
Информационно-аналитический отдел Администрации Ка. 30.03.2020 889
1. Что такое ЕГРН
Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее – ЕГРН) ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами (далее – налоговые органы) на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов, в т.ч. полученной из органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 8 ст. 84 НК РФ, п. 2 Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утверждённого приказом Минфина России от 22.06.2017 № 99н (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2017, регистрационный № 48047).
2. Как подать запрос о предоставлении сведений из ЕГРН
Запрос можно подать на бумажном носителе или в электронной форме (пп. 21, 24 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н (зарегистрирован Минюстом России 09.04.2015, регистрационный № 36800).
Запрос на бумажном носителе можно представить: лично (через представителя) или по почте в любой налоговый орган. Электронный запрос можно направить: через личный кабинет на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/); или на Едином портале госуслуг (https://www.gosuslugi.ru/). Запрос, представляемый в электронной форме, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Запрос на бумажном носителе составляется в произвольной форме, при этом в запросе указывается следующая информация:
— о заявителе (наименование организации, ИНН, адрес);
— о способе получения сведений (лично или через представителя; по почте). Если запрос подается через представителя, его полномочия нужно подтвердить доверенностью (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 21 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н).
3. Как предоставят выписку из ЕГРН
Источник: ufacity.info