Как правило, для таких популярных объединений юридических лиц, как холдинг характерно наличие нескольких самостоятельных хозяйственных субъектов, включенных в его состав, одно из которых проводит единую политику и принимает важные решения, а другие участники эти решения принимают. Исходя из подобного определения, построенного на отличительных чертах холдинга от других форм организации бизнеса можно выделять присущие холдингам достоинства и недостатки.
Достоинства
Все достоинства холдинговой модели организации бизнеса делятся на две группы.
К первой группе относят объединяющий, интегрирующий эффект холдингов, который делает ведение бизнеса в окружении других юридических лиц более выгодным, по сравнению с автономной хозяйственной деятельностью, особенно в периоды финансовых кризисов. Ко второй группе достоинств холдингов относится синергетический эффект, который достигается путем умножения возможностей всех участников входящих в состав холдинга. Однако, в общем и целом выделяют следующие преимущества холдинговой модели ведения бизнеса:
Стоит ли начинать свой бизнес? Плюсы и минусы своей компании.
- легкость создания и реструктуризации холдингов;
- осуществление масштабного производства и масштабное использование имеющихся ресурсов;
- устойчивость и стабильность гарантируется запретом на добровольный выход из состава участников холдинга;
- привлечение для управления квалифицированных сотрудников;
- минимизация конкурентной борьбы и снижение неблагоприятных последствий с ней связанных;
- распределение коммерческих рисков;
- наличие реальной возможности для производства конкурентоспособной продукции, оказания услуг или выполнения работ;
- возможность для перетекания материального капитала из одной сферы предпринимательства в другую за счет его централизации;
- проведение эффективного налогового и финансового планирования;
- диверсификация производства для минимизации предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности для повышения их конкурентоспособности;
- проведение согласованной финансовой, инвестиционной и кредитной политики;
- объединение производственного, научного и технического опыта с целью интеграции науки и производства;
- наличие реальной возможности для лоббирования в законодательных и правительственных органах тех законов, которые смогут сохранить прибыль отечественных холдингов. В качестве примера можно привести вступивший в силу 1 января 2008 года законодательный акт, в соответствии с которым при переводе прибыли в форме дивидендов из дочерней компании в головную организацию налог на прибыль оплате не подлежит, при условии, что материнская компания владеет контрольным пакетом дочерней организации больше года. При этом стоимость пакета акций должна превышать пятьсот миллионов рублей, а у дочерней компании отсутствует регистрация в одной из оффшорных юрисдикций;
- гибкость в выборе организационно-правовых форм участников холдинга, в распределении между ними функций, а также в определении степени их самоуправления;
- ограниченная законодательством ответственность головного общества по долгам дочерних компаний;
- конфиденциальность.
- Наличие столь внушительного списка преимуществ холдинговой модели организации бизнеса не означает, что все холдинги реализуют все преимущества одновременно.
Недостатки
Кроме того, одни и те же преимущества смогут стать как достоинствами, так и недостатками для других субъектов бизнеса, поэтому среди недостатков, относимых к холдингам можно выделить следующие:
Преимущества, недостатки бизнеса на свой стартовый капитал. Плюсы и минусы бизнеса на свои деньги
- отсутствие внутренней конкуренции между участниками холдинга, что может привести к сохранению нерентабельных производств, и последующему понижению экономической эффективности холдинга в целом;
- иерархическая структура управления, наличие бюрократии;
- отсутствие единства в налогообложении всех участников холдинга, и как следствие этого, отсутствие возможности для проведения налоговой оптимизации;
Поскольку в холдинг входят несколько юридических лиц, то можно говорить об огромном количестве сотрудников и внутрикорпоративных отношений, сложном нормативном регулировании отношений внутри холдинга, отсутствии необходимого и адекватного документооборота и высоких транзакционных издержек, которые приводят к возникновению различных сложностей в управлении холдингом.
Источник: uristexpert.ru
Преимущества недостатки компании одного бизнеса
Частнопредпринимательская (единоличная) фирма — это старейшая форма организации бизнеса. Как следует из названия, такая фирма находится в собственности предпринимателя, который покупает на рынке необходимые ему факторы производства. Иначе говоря, частнопредпринимательская фирма принадлежит одному лицу , которое владеет всеми ее активами и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (является субъектом неограниченной ответственности).
Собственник классической частнопредпринимательской фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных факторов производства (ресурсов) заключают контракты. Он владеет обычно наиболее важным (интерспецифическим) ресурсом. Таким ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал (особые интеллектуальные, предпринимательские и другие способности).
Целью частнопредпринимательской фирмы является максимизация прибыли собственника — дохода, оставшегося после осуществления всех платежей владельцам факторов. Частнопредпринимательскую фирму следует отличать от капиталистической фирмы, принадлежащей владельцам капитала и ставящей целью максимизацию отдачи на вложенный капитал. Кроме того, функции предпринимателя на такой фирме обычно выполняет наемный управляющий — менеджер.
Частнопредпринимательские фирмы имеют ряд важных преимуществ, благодаря которым они получили широкое распространение в мире бизнеса, но в то же время им присущи существенные недостатки.
К числу очевидных преимуществ единоличных фирм следует отнести:
1) простоту организации. Благодаря своей простоте коммерческое предприятие, основанное на единоличной собственности, создается без особых затруднений;
2) свободу действий владельца фирмы. У него нет необходимости согласовывать принимаемые решения с кем бы то ни было (он самостоятелен в ведении всех своих дел);
3) сильную экономическую мотивацию (получение всей прибыли, точнее, оставшегося дохода одним лицом — владельцем фирмы).
Недостатки единоличной фирмы:
1. ограниченность финансовых и материальных ресурсов. Это обусловлено не только нехваткой собственного капитала, но и трудностями привлечения кредитных ресурсов. Кредиторы весьма неохотно идут на предоставление ссуд единоличным собственникам, полагая, что это рискованно. Поэтому основным источником финансирования частнопредпринимательской деятельности служат сбережения собственника и средства, взятые в долг у родственников, близких друзей и т. п. Со временем капитал можно увеличить, вложив в дело полученную прибыль, однако и в этом случае рост фирмы будет медленным. Поэтому по своим размерам индивидуальные предприятия, как правило, невелики;
2. отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно на малых и средних предприятиях);
3. определенные налоговые проблемы. Они возникают в связи с тем, что дополнительные выплаты, осуществляемые частнопредпринимательской фирмой, например на медицинское страхование и страхование жизни, не считаются налоговыми органами ряда стран ее расходами и поэтому не подлежат исключению из прибыли при расчете налогооблагаемой базы (корпорации, напротив, пользуются налоговыми льготами в отношении подобных выплат). Единоличный собственник должен оплачивать подобные расходы из прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов;
4. трудности при передаче прав собственности. Никакое имущество единоличного предприятия в отличие от имущества корпораций не может быть передано членам семьи при жизни владельца. Это ограничивает маневренность единоличной формы организации бизнеса, создает дополнительные проблемы в накоплении капитала;
5. неограниченная ответственность собственника по всем обязательствам, взятым на себя его предприятием. Если к фирме предъявлены иски, в том числе в судебном порядке, ее собственник несет полную персональную ответственность перед судом. Это означает, что для удовлетворения претензий может быть конфисковано не только имущество фирмы, но и личная собственность. Аналогичный исход бывает и в случае банкротства по другим причинам. Все это ставит единоличного собственника в рискованное положение.
В силу перечисленных причин индивидуальные предприятия недолговечны, большинство из них составляют только что возникшие фирмы, а также такие специфические заведения, как лавочки и фермы, которые остаются эффективными благодаря малым масштабам производства. По некоторым данным, в среднем из 10 возникших фирм в течение 5 лет прекращают свою деятельность 7.
Неограниченная ответственность — главный недостаток единоличной собственности. Поэтому владельцы частных фирм еще в XVII — XVIII вв. «пошли на хитрость» — они ввели так называемую ограниченную ответственность (Ltd — limited). Фирма становится организацией, включающей то или иное количество людей. Что означает ограниченная ответственность?
Это значит, что если фирма кому-то задолжала и не может платить по долгам, то в этом случае можно подать в суд только на фирму, но не на ее участников. Чем в этом случае придется расплачиваться? Только тем, чем владеет фирма.
Источник: newinspire.ru
Преимущества недостатки компании одного бизнеса
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Преимущества и недостатки многопрофильного предприятия
Преимущества и недостатки
Е.А. Абрамова, Хэ Вэй
Ивановский государственный химико-технологический университет
Многопрофильные компании оказались магистральным направлением предпринимательской деятельности конца 20 – начала 21 столетий. Некогда специализированные предприятия в течение короткого промежутка времени трансформировались в новую категорию – фирмы, объединяющие разнородные виды предпринимательской производственной деятельности. В современных нестабильных условиях необходимо знать основные «плюсы» и «минусы» многопрофильных предприятий, как новой категории компаний.
По структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные (изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства), комбинированные (имеющие целью комплексное использование сырья) и многопрофильные (выпускающие продукцию широкого ассортимента и назначения).
Многопрофильные компании — единственный оптимальный способ обладания бизнесом для обыкновенного человека, волею судьбы (иногда — трудолюбия) ставшего обладателем некоторого достаточного количества свободных средств. Это путь рантье в бизнесе, и диверсификация бизнеса — сродни покупке акций инвестиционных фондов с той лишь разницей, что доходность теоретически выше.
Большие «плюсы» в многопрофильной компании очевидны и видны невооруженным глазом со стороны, множество «минусов» хорошо знакомы тем, кто с этим сталкивается вплотную и знает их несметное количество, видимое изнутри.
Типичный владелец многопрофильного обширного хозяйства — бизнесмен, оперирующий капиталом, без эмоций, и — с калькулятором. Инвестиционный характер многопрофильной компании определяет основные ее черты — минимизация риска, взвешенный подход, склонность к структурированию и формализации. Сотрудники называются персоналом, действия которого определяются должностной инструкцией. Прибыль приносит продуманная система для зарабатывания денег. Типичной организационной структурой такого бизнеса является горизонтально интегрированный холдинг.
Диверсификация российского бизнеса в большинстве случаев складывалась как вложение избыточной сверхприбыли докризисного периода в любые встречающиеся на пути проекты, сулящие выгоду. Набор бизнесов со временем приводится в определенную систему — или умирает, что вполне соответствует логике управления большими предприятиями. Оговоримся сразу, что для понимания сути различий, сравнивать имеет смысл только успешные воплощения двух крайних вариантов ведения дел.
Самым главным «плюсом» диверсификации является устойчивость бизнеса. Это очевидное и практически единственное преимущество. Назвать его конкурентным преимуществом можно только условно, ибо, строго говоря, оно является чисто финансовым.
Надежный источник дохода является неплохим подспорьем для любого дела, но в современной конкурентной борьбе оно уже редко является определяющим. Кризис в одной отрасли не убьет такого «спрута» и при равномерном распределении капитала в различных отраслях в идеальном случае прибыль компании, в целом, остается неизменной: спад в одной отрасли компенсируется подъемом в другой. То же касается промахов в управлении — для гибели всей корпорации надо обладать недюжинной глупостью или авантюризмом.
Существует авторитетное мнение середины прошлого века о том, что существует некое явление синергии бизнеса, то есть образование дополнительной выгоды от сложения двух объектов, дающих в сумме больше, чем каждый из них по отдельности. Однако можно допустить, что два дочерних предприятия, работающих на одном рынке, например, производящих окна и фонарные столбы (оба вида продукции нужны строителям), могут обмениваться клиентами при том, что объединение их нецелесообразно.
Кроме того, существуют и другие положительные стороны диверсификации — быть генеральным директором холдинга намного веселее и почетнее, нежели главой одной компании. Этот фактор хотя и бесполезный, но все-таки приятный.
С точки зрения кредитной привлекательности, многопрофильная компания, несмотря на структурную «непотопляемость», выглядит вряд ли более надежно, нежели большой монобизнес, ибо производит впечатление набора мелких предприятий, не отвечающих по обязательствам друг друга, к тому же более хлопотных в операционном обслуживании.
Первым принципиальным недостатком является недостаток маневренности управления, который присущ всем сложным иерархическим структурам, проще говоря, неповоротливость и низкая скорость реагирования на изменения окружающей среды. Формализация является единственным способом сохранения контроля в больших структурах.
Вторым крупным «минусом» является низкая заинтересованность персонала — от директора до рабочего — в успехе дела. Всегда есть надежда на помощь процветающего, как будто бы, соседа по корпорации из другого направления, ресурсы которого могут быть привлечены в случае какого-либо финансового провала. Финансовая безответственность работников является также характерным недостатком больших компаний.
Третьим, более существенным изъяном, является распыление ресурсов. Недофинансирование — хронический порок широты интересов. Всего на всех не хватит, и продуманное определение приоритетов уже является сложной управленческой задачей само по себе.
Четвертый недостаток является продолжением третьего — распыление внимания руководителя и «потеря фокуса». Руководители тоже люди, заметим ради справедливости, и вникать в дела большого количества разноплановых бизнесов просто физически невозможно.
Пятый «минус» — размытие бренда. Компания, которая «делает все», не умеет толком делать ничего — это, в чем-то оправданный, стереотип покупателя. Это тоже потеря фокуса бизнеса, обращенная, в отличии от предыдущего пункта, во внешний мир.
В целом, из суммы недостатков, можно сделать вывод, что многопрофильная компания практически не имеет шансов стать великой, то есть стать стандартом в отрасли и занять в этой отрасли лидирующую позицию. В лучшем случае она достигнет статуса «достаточно успешной», второй-третьей на каждом из рынков, и, скорее всего, в разное время. Это плата за надежность, плод компромиссов.
1.Васильева Н.А., Матеуш Т.А., Миронов М.Г. Экономика предприятия – М.: 2005.- 191 с.
2.Экономика предприятия (фирмы) / Под. ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина – М.: ИНФРА-М, 2006.- 601 с .
Источник: doc4web.ru