У любого человека есть определенные потребности: в еде, одежде, тепле, досуге. Для того чтобы удовлетворять их, человеку нужны деньги. Для заработка он идет на работу и осуществляет какую-то деятельность. Отсюда можно сделать вывод, что наличие потребностей побуждает человека осуществлять деятельность.
Главные потребности людей заключаются в питании, одежде, тепле, безопасности, самоуважении, общении.
Труд в жизни общества играет особую роль. С его помощью человек развивается духовно и физически, осваивает новые знания и навыки, тренирует в себе дисциплину. Благодаря этому в обществе появляется больше ответственных людей и поддерживается порядок.
Возможны ли хозяйственные процессы без участия человека? Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей?
В настоящее время хозяйственные процессы возможны без участия человека. С развитием техники на производствах стало появляться больше аппаратов, способных заменить человека. Сейчас на заводах основные функции выполняются машинным трудом.
Решаем все задания №1 для ОГЭ по обществознанию 2023 | Анастасия Коржева
Экономика способна удовлетворить большую часть человеческих потребностей. Она не справится абсолютно со всеми, потому что каждый человек по-своему уникален и имеет индивидуальные потребности.
Страница 67
Задание под знаком вопроса
Пользуясь текстом и иллюстрациями, расскажи об основных проявлениях экономики.
Основные появления экономики: производство, распределение, обмен и потребление.
На иллюстрациях показано, как повар производит хлеб. Готовую продукцию распределяют по магазинам, а затем продают людям. Покупатели обменивают деньги на хлеб, а затем употребляют его дома за столом.
Страница 68
Какие продукты труда вы видите на картине? Что из них могла произвести крестьянская семья для собственного потребления, а что получено в результате обмена? Подумай, на какой форме ведения хозяйства могла быть в значительной степени основана жизнь этой семьи.
На картинке я вижу такие продукты, как молоко, хлеб и лук. Крестьянская семья могла посадить и взрастить лук на своем огороде, а так же завести корову и доить молоко. В результате обмена семья получила хлеб.
Жизнь этой семьи могла быть в значительной степени основана на собственном производстве. Они могут так же на своем участке выращивать овощи, фрукты и ягоды, заводить домашних животных и получать с них мясо, яйца и молочные продукты.
Страница 69
Если твоя семья использует продукты, выраженные своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство? Чем еще пользуется семья для удовлетворения основных потребностей?
Если моя семья использует продукты, которые выросли на нашем огороде, то можно утверждать, что у нас натуральное хозяйство. По определению, натуральное хозяйство – это такой способ организации жизни, при котором все, что необходимо для удовлетворения потребностей, производится самостоятельно и только для себя.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь ОГЭ по обществознанию без репетитора
Моя семья пользуется не только натуральным хозяйством, но и товарным производством. Мы ходим в магазин, чтобы приобретать для себя одежду, бытовые приборы, школьные принадлежности, косметику и многое другое.
Приведи примеры специализации людей на определенных видах хозяйственной деятельности.
Виды деятельности и их представители:
- творческая деятельность – актер, художник, музыкант;
- медицинская деятельность – стоматолог, окулист, хирург;
- образовательная деятельность – преподаватель, воспитатель, учитель;
- производственная деятельность – кузнец, столяр, автомеханик.
Страница 70
Решив заработать деньги на путешествие по стране, Петр с другом открыл салон «Срочное фото». В чем заключается экономический интерес организаторов салона как производителей? Какие экономические знания потребуются им для достижения успеха и развития своего дела?
Экономический интерес организаторов заключается в получении прибыли. Иван хочет на своей деятельности заработать средства для путешествий по стране.
Для достижения цели им потребуется разобраться в сфере экономики, а в частности, больше узнать о том, как работают спрос и предложение.
Страница 71
Проверим себя
Задание 1. Как экономика служит людям?
Экономика позволяет людям удовлетворять большую часть их потребностей. С ее помощью люди могут осуществлять свою деятельность и развиваться духовно и морально, принося пользу обществу.
Задание 2. Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
Наиболее успешно цели экономики решает товарное производство. Оно позволяет производить нужное количество товаров и услуг и с более высокой скоростью удовлетворять человеческие потребности.
Задание 3. Что общего и в чём различия экономических интересов производителя и потребителя?
Экономические интересы производителя и потребителя схожи. Каждый хочет получить выгоду от сделки, чтобы удовлетворить определенную потребность. Производитель стремиться произвести больше товара и получить за это прибыль, а потребитель имеет нужду в этом товаре и желает его приобрести.
Задание 4. Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?
Деятельность основных участников экономики – производителей и потребителей – взаимосвязана. Первые стремятся произвести товар, а вторые – приобрести его. С экономической точки зрения, взаимосвязь основных участников экономики выражена функцией спроса и предложения.
В классе и дома
Задание 1. Ты уже знаешь, что термин «экономика» имеет несколько значений. Обратись к словарям, Интернету и найди несколько определений этого термина. Предложи одноклассникам обсудить их и дать свои пояснения.
Экономика – это хозяйственная жизнь общества, включающая в себя стадии производства, распределения, обмена и потребления.
Экономика – это дисциплина, занимающаяся изучением определенной отрасли хозяйственной жизни.
Согласно первому определению, экономика является элементом жизни общества. Во втором случае, сказано, что экономика – это наука. Из этого можно сделать вывод о том, что термин «экономика» может быть истолкован по-разному в зависимости от контекста.
Задание 2. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Экономика — это сама жизнь во всём её многообразии»? Аргументируй свой ответ.
Я думаю, что с приведенным утверждением можно согласиться. Экономика затрагивает все сферы человеческой жизни.
Задание 3. Один из учёных прошлого определил экономику как науку о богатстве и путях его достижения. Как ты думаешь, достаточно ли овладеть экономическими знаниями, чтобы стать богатым? Что ещё необходимо знать и уметь для достижения этой цели?
Я считаю, что для того чтобы достичь богатства, мало иметь только экономические знания. Они, несомненно, помогают человеку вести дела, но не могут в полной мере гарантировать их успех. Для достижения богатства требуется быть образованным, грамотным, общительным и воспитанным человеком. Кроме того, нужно обладать силой воли, чтобы заставлять себя заниматься делами, а так же творческим характером, потому что интересные идеи позволяют людям придумывать что-то, способное улучшить общественную жизнь.
Задание 4. Заполни таблицу.
Впиши каждый из перечисленных видов экономической деятельности в соответствующий столбик таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособий семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода. Приведи по 2-3 собственных примера в каждый столбик таблицы.
Основные стадии движения продукта
- Изготовление елочных игрушек.
- Производство компьютеров.
- Создание продуктов питание.
- Изготовление строительных материалов.
- Составление плана расходов семьи.
- Выплата пособия семьям и детям.
- Строительство новых домов.
- Развоз медицинских товаров по аптекам.
- Посещение парикмахерской.
- Закупка снаряжения для туристического похода.
- Посещение массажиста.
- Посещение автомастерской для ремонта автомобиля.
- Завтрак в школьной столовой.
- Использование освещения в быту.
- Употребление в пищу приобретенного молока.
- Перекус в кофейне.
Задание 5. Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Проиллюстрируй свой ответ.
Связь между понятиями «экономика» и «богатство» есть. Благодаря экономическим знаниям человек может приобрести и преумножить свое богатство. Например, некий гражданин решается открыть магазин по продаже музыкальных аксессуаров. Он начинает следить за тем, что сейчас популярно на рынке, то есть занимается изучением вопроса, связанного со спросом.
Затем он строит схему, согласно полученным данным и своим экономическим знаниям, и открывает бизнес, предлагая потребителям интересные товары. Если он грамотно подойдет к работе, то сможет получить хорошую прибыль со своего дела.
Страница 72
Задание 6. Расположи слова, характеризующие процесс преобразования объектов природы в предметыпотребления, в правильной последовательности: обмен, ресурсы, технология, распределение, производство, потребление, товар.
Правильная последовательность слов:
- ресурсы;
- технология;
- производство;
- товар;
- распределение;
- обмен;
- потребление.
Задание 7. Семья С. потеряла в результате засушливого лета урожай картофеля и вынуждена была закупать картофель для следующей посадки на рынке. Какое проявление экономики иллюстрирует данный пример? Поясни свой ответ.
§ 17. Экономика и её роль в жизни общества
Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу, современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:
• Физиологические (голод, жажда);
• Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха);
• Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
• Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
• Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).
Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.
Субъектами экономики являются лица, которые самостоятельно принимают основные экономические решения. Это могут быть домохозяйки, фирмы, банки, органы государственной власти и др. Их также именуют основными участниками экономики. К объектам экономики относится все то, по поводу чего принимаются основные экономические решения.
Субъекты экономики в условиях рыночной экономики делятся на следующие виды: домашние хозяйства, фирмы (предприятия) и государство.
Ресурсы семьи – это деньги, материалы и производственные ценности, всевозможные запасы и источники доходов. Ресурсами семьи являются:
• трудовые – возможность каждого члена трудиться;
• материальные – недвижимость: квартира, дом, земельный участок, сарай, гараж, автомобиль, велосипед, бытовая техника;
• финансовые – наличные деньги, банковские счета, ценные бумаги, страховые полисы;
• технологические – технология приготовления пищи, одежды, ремонтные работы, производство товаров и услуг.
Семейный бюджет – это совокупность денежных и материальных активов всех членов семьи, соединение личных бюджетов мужа и жены в один общий.
Вопрос 2. Почему не все наши желания исполняются? Можем ли мы всегда купить то, что хотим? В чём смысл утверждения «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»?
При описании какой сферы общества используются слова предприниматель деньги поясните свой ответ
Образец задания № 5.
5.Рассмотрите фотографию.
Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи?
Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Суть задания № 5.
Задание № 5 требует развёрнутого ответа – анализа ситуации, изображённой на фотографии.
Задание состоит из двух вопросов.
1-ый вопрос – необходимо определить, например, вид деятельности, которую осуществляют изображённые на фотографии люди.
2-ой вопрос – нужно привести ДВА правила рационального осуществления данной деятельности и пояснить каждое правило.
Таким образом, в ответ должно быть 5 элементов.
Темы задания № 5 по кодификатору:
Как выполнить задание № 5? РЕКОМЕНДАЦИИ.
- Внимательно прочитайте задание.
- Вдумайтесь в каждый из ДВУХ вопросов.
- Ответьте на первый вопрос (он должен быть чётким, например, какой вид деятельности).
- Ответ на второй вопрос содержит в себе 4 элемента:
— 1-ое правило рационального осуществления данной деятельности;
— 2-ое правило рационального осуществления данной деятельности;
Пишите чётко; это не сочинение по русскому языку или литературе, не нужно лишних слов, нужна лишь конкретная информация.
Разберём конкретный пример из демоверсии.
Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи?
Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Пояснение.
1.Покупка продуктов питания ;
ИЛИ хозяйственно-бытовая деятельность;
деятельность потребителя и т.п.
2) Два правила с пояснениями:
— нужно заранее спланировать и записать всё, что хотите купить в магазине, лучше составить список, иначе можно купить что-то лишнее, а это трата денег;
—будьте внимательны к различными скидкам на товары, проверяйте срок годности продуктов, иначе можно купить товар, срок использования которых истекает, тогда товар нельзя будет использовать.
Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения.
ВНИМАНИЕ.
На сайте ФИПИ 01.02.2023 появился следующий материал:
«Научно-методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2023 года».
В нём приведён ещё один вариант вопроса задания № 5.
Рассмотрите фотографию.
Какой фактор производства прежде всего может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии?
Объясните смысл данного фактора производства (дайте определение понятия).
Чем ограничено предложение данного фактора производства?
Как называют доход владельца данного фактора производства? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
ОТВЕТЫ.
1.Труд.
2.Объяснение: деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта. (Объяснение может быть сформулировано иначе.)
3) ответ на второй вопрос, например:
предложение трудовых услуг ограничено численностью трудоспособного населения конкретного населённого пункта, региона, страны;
территориальным размещением населения;
профессиональной структурой населения и возможностями профессионального образования; религиозно-культурными традициями и др.;
4) ответ на третий вопрос: заработная плата.
Могут быть даны другие корректные ответы на вопрос.
Комментарий задания.
Как видим, в данном задании содержится 3 вопроса.
По первому необходимо назвать фактор производства и дать ему объяснение.
По двум другим (по второму и третьему) – нужно дать развёрнутые ответы.
Критерии оценивания данного типа задания иные – здесь оценивается 4, а не 5 элементов ответов, хотя количество баллов то же – 3.
Вывод.
Будьте на ОГЭ внимательны. Не пугайтесь, если «что-то пойдёт не так», то есть если вопросы будут звучать несколько иначе.
Вдумывайтесь в вопросы и спокойно, чётко отвечайте на каждый вопрос.
Источник: testy-klass.ru