При защите предпринимателей от иностранной конкуренции может применяться

ФАС допускает, что коронавирус может стать существенным изменением обстоятельств, из-за которого стороны смогут пересмотреть условия заключённого по результатам торгов договора. Кроме того, льготы, гарантии и передача государственного или муниципального имущества представителям малого и среднего бизнеса не будет считаться преференциями по смыслу принятого в марте распоряжения правительства.

Федеральная антимонопольная служба подготовила разъяснения по вопросам заключения дополнительных соглашений к договорам аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, которые заключаются по итогам торгов с представителями малого и среднего бизнеса. Информация об этом появилась на официальном сайте регулятора.

ФАС разъяснила, как в сложившихся условиях применять ряд положений. В частности, сейчас, ст. 15 закона «О защите конкуренции» запрещает органам власти всех уровней совершать действия, которые ограничивают конкуренцию.

Нарушением такое действие будет считаться тогда, когда оно не соответствует закону и негативно влияет на конкуренцию на товарном рынке, который был затронут такими действиями. Другая норма, которая содержится в п. 8 ст. 448 ГК, предусматривает, что стороны могут изменить условия договора, который был заключён по результатам торгов.

Нововведения ФЗ о внесении изменений в закон «О защите конкуренции» — пятый антимонопольный пакет

Это можно сделать, если изменение договора не повлияет на те его условия, которые имели существенное значение для определения цены на торгах. Кроме того, это должен быть тот случай, когда закон допускает заключение такого договора лишь путём проведения торгов. П. 1 ст. 451 ГК предусматривает, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Объясняя как применять эти положения в условиях пандемии, ФАС указывает, что изменение обстоятельств будет признанно существенным в следующем случае: если стороны могли бы разумно предвидеть такое изменение , они бы либо вообще не заключили этот договор, либо сделали бы это на значительно отличающихся условиях. Служба уточняет, что пандемия коронавируса относится как раз к таким обстоятельствам.

Кроме того, как пояснили в ФАС, не является нарушением антимонопольного законодательства заключение дополнительных соглашений об отсрочке внесения арендной платы к договорам аренды федерального недвижимого имущества. Это относится к тем договорам, которые заключили по результатам проведения торгов с представителями малого и среднего бизнеса. Разъясняя этот момент, регулятор сослался на Распоряжение правительства 19 марта № 670-р «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» и на Постановление правительства от 21 августа № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».

Ещё одно разъяснение касалось ст. 4 Закона о защите конкуренции. Статья, в частности, указывает, что государственные и муниципальные преференции — это предоставление властями отдельным компаниям преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. Это может происходить путем передачи государственного или муниципального имущества, или путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. При этом, в условиях пандемии, такие действия не будут рассматриваться как преференция в понимании Закона о защите конкуренции, поскольку они направлены на поддержание малого и среднего бизнеса в условиях пандемии, как это предписано Распоряжением правительства «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

Практические аспекты применения законодательства о контролируемых иностранных компаниях

  • Право.ru

Источник: pravo.ru

При защите предпринимателей от иностранной конкуренции может применяться

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Свобода торговли — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. [c.107]

Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Первые представляют собой контроль над рынками за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой [c.24]

Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран — как экспортеров, так и импортеров, — на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства. История международной торговли одновременно представляет собой и историю развития и совершенствования протекционизма — государственной политики ограничения внешней торговли в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Поэтому, несмотря на то, что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики. [c.693]

Наиболее ярко государственное и надгосударственное регулирование логистики в международном бизнесе проявляется в тарифных и нетарифных методах. В основе тарифного регулирования лежат таможенные пошлины как импортные, так и экспортные. Говоря о таможенных пошлинах, в первую очередь надо иметь в виду, что это налог на экспорт или импорт товаров при пересечении ими таможенной границы государства. Изменение пошлин оказывает значительное влияние на ценообразование товаров, пересекающих границы. Уровень таможенных пошлин определяется целями внешнеторговой политики государств, которыми могут быть ограничение вывоза или ввоза товаров, сырья обеспечение определенного уровня поступлений в государственный бюджет защита отечественных товаров от конкуренции с импортными и т.д. [c.264]

Читайте также:  ИП субсидии коронавирус кто может

Экономической причиной появления этого проекта послужила налогово-бюджетная реформа, в частности, реформа межбюджетных отношений. Эта реформа является ключевым элементом экономической политики, направленная на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста, который должен привести к удвоению ВВП к 2010 году.

Будут приняты меры для широкого распространения механизма государственного социального заказа в целях обеспечения конкуренции за бюджетные средства при предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры с учетом особенностей функционирования данных отраслей. Одним из важнейших направлений является реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений.

Сокращение государственного сектора должно происходить за счет поэтапного перехода части бюджетных юридических лиц в частный сектор на добровольной основе в условиях постепенного сокращения гарантированной бюджетной составляющей их финансирования. В случае, если их передача в частный сектор нецелесообразна, необходимо предусмотреть более гибкую организационно-правовую форму для бюджетных организаций, осуществляющих переход на нормативно-подушевое финансирование. Такой формой может стать специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация. Она должна получить широкое распространение в отраслях социальной сферы, в особенности, здравоохранении и образовании. Такие организации смогут выступать в качестве получателей бюджетных средств, распределяемых по принципу оплаты за фактически оказанные услуги (нормативно-целевое финансирование, государственный социальный заказ) и будут нести полную ответственность по своим обязательствам. С целью установления объективных ориентиров для определения бюджетных ассигнований будет осуществлен переход к нормативам минимально необходимого финансирования предоставления государственных и муниципальных услуг от нормативов содержания сети учреждений социальной сферы, а в дальнейшем — и по иным видам бюджетных расходов [4]. [c.265]

Источник: economy-ru.info

Антимонопольный запрет на ограничение конкуренции

Запрет соглашений в предпринимательской деятельности

Основываясь на принципе свободы договоров, хозяйствующие субъекты могут вступать в частноправовые отношения, и заключать различные договоры и соглашения. Но если, данные соглашения начинают приносить экономический вред или угрожать свободной конкуренции, то из разряда частноправовых, данные отношения подпадают под антимонопольное законодательство, переходят из разряда частноправовых в публично правовые.

Строгое регулирование на рынке товаров и услуг необходимо для честного соперничества между хозяйствующими субъектами, ведь только свободная конкуренция может обеспечить полное удовлетворение потребностей публичных интересов.

Зачастую, экономический вред и ограничение конкуренции на рынке, происходит не в одностороннем порядке, а вследствие вступления хозяйствующих субъектов в соглашения, которые в частном порядке регламентируют их деятельность.

Именно для устранения неблагоприятных последствий на рынке товаров и услуг, принцип свободы договоров между хозяйствующими субъектами подлежит строгому регулированию со стороны государства и ограничению.

В антимонопольном законодательстве, в зависимости от степени вреда соглашений существует два вида запретов, безусловные запреты и условно — запрещенные, безусловные полностью ограничивают принцип свободы договора, а условно-запрещенные могут ограничивать свободу договоров при условии возможности наступления неблагоприятных последствий..

Безусловные запреты в юридической науке называются per se (per se illegal). Такие запреты применяются к картельным соглашениям и к доминируемой координации рыночных отношений на одном товарном рынке.

Картельные соглашения являются горизонтальными соглашениями между хозяйствующими субъектами, которые строго запрещены антимонопольным регулированием. Так как это больше объединение хозяйствующих субъектов, с цель. Устранения между собой конкуренции.

Картельными соглашениями считаются соглашения, если они могут привести:

— к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

— повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

— разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

— сокращению или прекращению производства товаров;

— отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Картельные соглашения имеют следующие признаки Гурин Н.В. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства. // Конкурентное право. 2011. № 2. С. 23-28.:

Договоренность в письменной или устной форме, которая противоречит конкурентному праву.

Сторонами картельного соглашения могут быть только хозяйствующие субъекты Гурин Н.В. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства. // Конкурентное право. 2011. № 2. С. 23-28..

Усовершенствованное законодательство имеет ряд запретов, которые прописаны в ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции и носит характер условно-запрещенных.

Картельные соглашения по своей природе могут быть разнообразными. Например, соглашения могут устанавливать единые цены на товарном рынке, единые условия договоров торговли, картели, определяющие единые условия размеров скидок и льгот.

Наиболее жесткой формой картеля является синдикат URL: http://www.law.cornelLedii/uscode/text/15/1 (дата обращения: 10.04.2017 г.). При данном виде картеля, производители обязаны поставлять товар в сам синдикат, которые регламентирует квоту на производство товара.

Читайте также:  Специальный налоговый режим УСН

Существуют также региональные картели, которые разделяют рынок на определенной территории между собой.

Экспортные и импортные картели, которые ограничиваю свободный товарооборот на импорт и экспорт.

Так же запрещенным видом соглашения является бойкот, целью которого является вытеснение конкурента или нескольких конкурентов с рынка.

Иногда, один картель может содержать в себе форму нескольких картелей. Например, Постановление ФАС Московского округа от 13.01.2012 года по делу № А40-39187/11-119-260 , в котором сказано, что соглашение хозяйствующих субъектов было направлено на установление определенных условий при реализации товаров на определенном рынке, при этом была разделена продукция на одном товарном рынке, было разграничение видов товара между конкретными дилерами.

Суд сделал вывод о нарушении п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Суд сделал вывод, что при данном разделении было влияние на свободу покупателей установление конкретных цен, и было затруднено проникновение иных продавцов на данный рынок, что говорит о том, что данное картельное соглашение имеет несколько разновидностей.

В доктрине существует несколько видов картельных соглашений, например, ценовые сговоры, территориальные или сговоры во время проведения торгов. Это картельные соглашения по предмету договоренности.

Картельные соглашения в антимонопольном регулировании имеют безусловный запрет per se.

Доктрина per se начала формироваться в США в 1890 году с принятием 2 июля так называемого Акта (Закона) Шермана , она говорит о том, что закон запрещает монополию В.Г. Истомин. Развитие зарубежного антимонопольного законодательства о защите конкуренции. / Вестник ЮУрГу. Серия «Право», выпуск 21. 2010. № 6. С. 60-63..

Необходимо сказать, что вертикальные и горизонтальные соглашения не указанные в ч. 1 ст.11 Закона о защите конкуренции, имеют место быть, а картели не допустимы ни при каких обстоятельствах.

Нельзя путать объединения, которые действуют в рамках закона для получения дохода, с участниками картельных соглашений, которые в результате своих действий, ограничивают конкуренцию на рынке.

Необходимо заметить, что практика европейских стран в отличие от российской практики, допускает заключение картелей малых и средних предприятий. Например, в Германии это делается для улучшения конкурентоспособности. В Англии же, картели запрещены под угрозой уголовной ответственности, как и в России.

В отечественной практике, при выявлении картельного соглашения антимонопольный орган должен проводить проверку на факт выяснение, повлияли ли данные соглашения на ситуацию на рынке.

Так, решением Арбитражного суда г. Москвы от 7 февраля 2013 года по делу № А40-74596/2011 решение ФАС России от 13.04.2011 № АЦ/13419. По делу № 1 11/211 о признании ООО ПО «Химпром» и ООО ТЛ «Химпром» нарушившими п. 1, 3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, которые заключили и участвовали в соглашении по установлению цен на рынке, предписание.

ФАС России от 12.04.2011 по делу № 1 11/2-11 (АЦ 13413) о прекращении нарушения п. 1, 3 ч. 1 ст. 11 ЗоЗК, выданное ООО ТД «Химпром», ООО ПО «Химпром»; постановление ФАС России от 07.07.2011 по делу об административном правонарушении № 1 14.32/139-11 о привлечении к административной ответственности ООО ТД «Химпром» по ч. 1 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) и назначении наказания;

Постановление ФАС России от 01.08.2011 по делу об административном нарушении № 1 14.32/140-11 о привлечении к административной ответственности ООО ПО «Химпром» по ч. 1 ст. 14.32 КоАП и назначении наказания были признаны незаконными, так как не было доказано нарушение антимонопольного законодательства.

Суд указал, что антимонопольный орган не провел проверку, которая бы доказала, что ситуация на рынке зависела и ухудшилась вследствие данного соглашения Обзор судебной практики. Антимонопольное законодательство. Выпуск 1 / под общ. ред. С.Ю. Чучи. М.: Проспект, 2013.

С. 122-125..

Существуют так же другие соглашения, к которым применяются меры антимонопольного законодательства.

Например, соглашение банка и страховых компаний, которые не подпадают под виды соглашений горизонтальных, вертикальных и иных. Но к ним применяется антимонопольное регулирование.

Например, банку нельзя заниматься деятельностью страховой компании и наоборот.

Так, решением Арбитражного суда Тверской области от 26.08.2013 по делу № А66-9969/2012 в удовлетворении заявленных Страховым открытым акционерным обществом «ВСК» (СОАО «ВСК») его требований о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области № 03-6/2-21-2010 и предписания № 2 по делу от 09.07.2012 № 03-6/2-21-2010 было отказано Обзор судебной практики. Антимонопольное законодательство.

Выпуск 1 / под общ. ред. С.Ю. Чучи. М.: Проспект, 2013. С. 122-125..

Из дела следует, что банк, условием договора, навязал заемщику не выгодные условия страхование, и внес страховую сумму в обязательные платежи по кредиту.

По делу было отказано так как в договоре было указано , что заемщик обязан был заключать договоры страхования с конкретным страховым субъектом — СОАО «ВСК». Частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции иные соглашения могут быть допустимы по общим правилам.

Так же существуют условия исключения для соглашений между кредитными и страховыми организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 г. N 386 Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями» // СЗ РФ, 11.05.2009, № 19, ст. 2343..

В данном постановлении говорится о том, что соглашения могут быть допустимы, если кредитная организация принимает страховые полисы, а страховая организация соответствует всем требованиям кредитной организации.

Читайте также:  Арендодатель ИП кто платит НДФЛ

Данное соглашение соответствует условиям, установленным подп. «а»-«и» п. 2 Общих исключений. Так же законом о защите конкуренции запрещена координация экономической деятельности хозяйствующими субъектами.

Существует договорная координация, которая может быть допустима, но не разрешена горизонтальная координация.

Координация экономической деятельности осуществляется вместе с антиконкурентными соглашения, и не может существовать разрывно с ними. Запрещены законодательством любые виды координационной деятельности, которые не являются вертикальными соглашениями.

Например, запрету подлежит экономическая координация в сфере энергетики, электричества, если при такой координации происходит манипулирование ценами, установление определенных условий на оптовом или розничном рынке.

Могут быть, в практике, и коллективное координирование, когда координатор дает указания, а координируемый субъект исполняет их. При этом, нарушившим антимонопольный закон считается только координатор действий Касымов Р.Ш. Координация экономической деятельности некоммерческой организации // Гражданское право. 2014. № 4. С. 35-37..

Так же законом запрещается объединение хозяйствующих субъектов в консорциумы и пулы, которые могут привести к последствиям указанным в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Консорциум — это объединение предприятий для выполнения определенной, конкретной работы. При этом каждый субъект сохраняет свою самостоятельность по отдельности.

Необходимо сказать, что объединения предпринимателей не запрещены законом, запрещены лишь объединения, которые могут приводить к негативным последствиям и каким либо образом влиять на свободную конкуренцию.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции, запрещены соглашения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других органов, которые осуществляют схожие функции.

Запрещены соглашения государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ. Соглашения данных органов имеют безусловный запрет.

Соглашения выше указанных органов, которые могут привести к установлению цен, тарифов, квотированию производства, разделению рынка по территориальному признаку, имеют безусловный характер и не допускаются законом. Соглашения между указанными субъектами имеют особый характер, жесткое регулирование антимонопольным законодательством.

Условно-запрещенные соглашения хозяйствующих субъектов не определены Законом о защите конкуренции как отдельный вид антиконкурентных соглашений. По аналогии с другими видами соглашений они предусмотрены в отдельных нормах антимонопольного закона.

Кроме безусловных запретов соглашений есть и условно-запрещенные соглашения. К ним относятся горизонтальные, «вертикальные» и иные соглашения хозяйствующих субъектов.

В вертикальных соглашениях хозяйствующие субъекты не являются прямыми конкурентами. Одни их них покупают, а другие продают товар.

Это может происходить как на одном, так и на разных товарных рынках.

«Вертикальные» соглашения, ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещены, если: они устанавливают цену перепродажи товара, устанавливают конкретных субъектов купли продажи, обязывают не продавать товар конкурента и т.д. Вертикальные соглашения часто сравнивают с вертикальной интеграцией, что означает слияние предпринимателей с целью создания общего конечного пригодного к потреблению продукта.

В юридической доктрине, ученые говорят о том, что вертикальные соглашения и вертикальная интеграция зачастую имеет положительный эффект на конкуренцию.

Например, И.В. Князева говорит о том, что «современное антитрестовское законодательство рассматривает неценовые вертикальные ограничительные соглашения с позиции правила разумности, так как в их содержательной реализации чаще присутствует позитивный, нежели негативный эффект для конкуренции.

Но необходимо заметить, что такие соглашения не всегда являются безопасными, например, в таких соглашениях хозяйствующий субъект может отказаться от покупки товара своего конкурента, или произвести территориальное разделение рынка товаров.

Таким образом, условно-запрещенными «вертикальными» соглашениями могут быть соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Г. Захаров и В. Ракером приводят классификацию вертикальных соглашений, деля их на внутрибрендовые и межбрендовые Захаров, Г., Ракер, В. Регулирование вертикальных соглашений в России и США / Г. Захаров // Legal Insight. — 2013. — № 2(18).

Внутрибрендовые ограничения делятся на неценовые и ценовые.

Неценовые ограничения это ограничения по территории и покурпателям, а ценовые это установление ценовых пределов максимума и минимума на товар.

Межбрендовые ограничения относятся к различными марками и ассортиментом одного и того же товара. Еще одним видом условно-запрещенных соглашений Закон о защите конкуренции называет соглашения хозяйствующих субъектов, участников оптового и розничных рынков электрической энергии. Такие соглашения относятся к иным соглашениям хозяйствующих субъектов.

Соглашения, установленные в ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, считаются антиконкурентными, если будет установлено, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Так же, Законом о защите конкуренции устанавливается условный запрет на экономическую концентрацию, п. 21 ст. 4 Закона называет данным термином сделки и действия субъектов, реализация которых оказывает влияние на конкуренцию.

Изучив запреты на соглашения субъектов предпринимательской деятельности, были сделаны выводы о том, что существует в классификации два вида запрета, это условные и безусловные. Условными соглашениями являются те, которые запрещены, если после их заключения наступают неблагоприятные последствия, то есть существует прямая причинно — следственная связь. Безусловные — это те, которые считаются не законными, если они предполагают наступление неблагоприятных последствий.

Так же законом запрещены горизонтальные соглашения, картели, пулы, консорциумы, и запрет на экономическую концентрацию. Данные виды соглашений запрещены, безусловно.

Закон устанавливает запрет на те виды соглашений, которые каким либо образом влияют на свободу конкуренции, и ведут к монополизации рынка.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин