1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также — граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также — организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 393-ФЗ)
2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 253-ФЗ)
Статья 46 ч.1 п.4 – как заставить пристава её применить? Даже если пристав против
3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами. (Дополнение частью — Федеральный закон от 05.04.2013 № 33-ФЗ)
Статья 2. Задачи исполнительного производства
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 126-ФЗ)
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве
1. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации») и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)
2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.
ОКОНЧАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА. В ЧЕМ РАЗНИЦА.СРОКИ.ПОСЛЕДСТВИЯ.ИСК ПО КАС РФ.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.
5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Статья 4. Принципы исполнительного производства
Исполнительное производство осуществляется на принципах:
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации); (В редакции Федерального закона от 29.06.2021 № 234-ФЗ)
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Статья 5. Органы принудительного исполнения
1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 33-ФЗ)
2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее — подразделения судебных приставов). (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ)
3. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и иными федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)
4. В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может принимать решения и обмениваться информацией в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов). (Дополнение частью — Федеральный закон от 03.07.2016 № 274-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)
Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 61. Банк данных в исполнительном производстве
1. Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее — банк данных).
2. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.
3. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:
1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 34-ФЗ)
3) дата возбуждения исполнительного производства;
4) номер исполнительного производства;
5) сведения о должнике: для гражданина — фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения; для организаций — наименование и адрес, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес, идентификационный номер налогоплательщика; (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)
51) идентификационный номер налогоплательщика взыскателя-организации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ)
6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети «Интернет», и данных о взыскателе;
61) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)
7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;
8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка — фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);
9) сведения об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)
4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением сведений, указанных в пункте 8 части 3 настоящей статьи, которые являются общедоступными до обнаружения соответствующих лиц или имущества либо прекращения розыска по иным причинам, а также сведений по исполнительным производствам, оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными до исполнения требований исполнительного документа, но не более трех лет со дня окончания исполнительного производства. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)
5. Со дня возбуждения исполнительного производства информация, необходимая для взыскания задолженности по исполнительному документу, направляется Федеральной службой судебных приставов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные частью 5 статьи 213 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, обязаны направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах с указанием уникального идентификатора начисления по исполнительному производству в порядке и сроки, предусмотренные частью 4 статьи 213 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, не вправе осуществлять перевод денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству при отсутствии указания в документе, на основании которого производится уплата, уникального идентификатора начисления по исполнительному производству. Порядок указания уникального идентификатора начисления по исполнительному производству определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности. (Дополнение частью — Федеральный закон от 08.03.2015 № 41-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 29.07.2017 № 236-ФЗ, от 21.12.2021 № 417-ФЗ)
(Дополнение статьей — Федеральный закон от 11.07.2011 № 196-ФЗ)
Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц
1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями
1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:
1) реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства; (В редакции Федерального закона от 29.12.2022 № 624-ФЗ)
2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;
3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, адрес взыскателя — юридического лица. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)
3. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе.
31. Исполнительный документ, поступивший для исполнения в банк или иную кредитную организацию без указания сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, возвращается без исполнения направившему его лицу. (Дополнение частью — Федеральный закон от 29.12.2022 № 624-ФЗ)
4. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 28.07.2012 № 144-ФЗ)
5. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью — Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ)
6. Должник-гражданин вправе обратиться в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание его счетов и исполняющие содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. Указанный прожиточный минимум может быть сохранен банком или иной кредитной организацией только на одном из счетов должника-гражданина. (Дополнение частью — Федеральный закон от 30.12.2021 № 444-ФЗ)
7. В заявлении, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, должник-гражданин указывает:
1) фамилию, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона;
2) реквизиты открытого ему в данном банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необход
Источник: www.kremlin.ru
Дело N33а-4686/2017. О признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, выразившихся в вынесении постановлений об окончании исполнительных производств.
Судебный пристав, как следует из ст. 47 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» , заявляет об окончании процесса, когда:
- Все требования акта исполнены. Это касается случаев и с солидарным взысканием.
- Исполнительный лист возвратили взыскателю. Причины перечислены в ст. 46 ФЗ-229. Они касаются взыскателя и должника. Первый может подать заявление, отказаться от изъятого имущества или чинить препятствия приставу. В отношении должника бывает невозможно применить действия. Так бывает потому, что нельзя определить, какое имущество ему принадлежит: иногда вовсе оно вовсе отсутствует. Или ответчик является гражданином другой страны и в период производства находится за пределами РФ. Эти моменты рассматриваются в п. 3 ч. 1 ст. 47 со ссылкой на ст. 46.
- Исполнительный лист возвращен органу либо лицу, его выдавшему (п. 4 ч. 1 ст. 47).
- Организацию-должника ликвидировали (ст. 47 ч. 1 п. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве») или признали банкротом (ст. 47 ч. 1 п. 7 «Об исполнительном производстве»), и есть судебное решение. При отсутствии акта судебный документ передают в первом случае в ликвидационную комиссию, во втором — финансовому управляющему. Исключения перечислены в ч. 4 ст. 96.
- Признали банкротом должника-гражданина РФ или ИП (ст. 47 ч. 1 п. 7 «Об исполнительном производстве»). Но окончание производства не распространяется на документы, перечисленные в ч. 4 ст. 69.1 и ч. 4 ст. 96. Ссылка на них дается в ст. 47 ч. 1 п. 7 исполнительного производства, что значит: по документам, предполагающим истребование имущества из незаконного владения, признание прав собственности, взыскание алиментов и долга по текущим платежам, заводится новое производство.
- Копию исполнительного листа отправили по месту работы должника для удержания денег из его зарплаты (п. 8 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
- Срок давности истек. Его исчисление ведется с того момента, когда пристав обнаружил должника и его имущество (часть 9 ст. 36 ФЗ-229).
Условия, перечисленные в части 1 (статья 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»), признаны исчерпывающими. На их основании можно окончить дело в законном порядке.
Чем окончание отличается от прекращения
Главная разница между такими процедурами — в юридических последствиях. При прекращении дела судебный акт нельзя предъявить еще раз. Причина: нет возможности исполнить требования из-за возникновения неустранимых причин.
Прекратить исполнительное производство могут суд и пристав. Основания для этого названы в ст. 43 ФЗ-229.
Так выглядит постановление об окончании исполнительного производства
Суд выносит такое решение, когда:
- Один из участников дела умер, либо должник объявлен пропавшим. При этом обязанности по выплате долга нельзя передать правоприемнику.
- Нет возможности исполнить документ.
- Взыскатель отказался от имущества, изъятого у должника.
- Прекращения требует федеральный закон.
Основания для пристава:
- Суд принял акт о прекращении, утвердил мировое соглашение, отменил акт или признал исполнительный лист недействительным.
- В ЕГРЮЛ уже внесена запись об исключении юридического лица.
- В исполнительном листе идет речь о ребенке, достигшем того возраста, когда требования международного договора уже не действуют.
Об окончании производства заявляет пристав. Дело можно возобновить при изменении обстоятельств, например, у должника появилась работа, он получил наследство и т. п. Взыскатель вправе обжаловать постановление. Он может сделать это в суде или в порядке подчиненности.
Вы можете составить документ и инициировать соответствующую процедуру, если есть все основания для окончания дела, но пристав не принимает постановление. Подать заявление вправе обе стороны. Должник обычно прибегает к этому, если нужно снять арест с его счетов или запрет на выезд.
Заявление подается приставу, ведущему дело. Если должностное лицо выносит соответствующее постановление, с должника снимают все ограничения. Вторая сторона, не согласная с таким решением, вправе обратиться с заявлением об отмене постановления в суд к вышестоящему приставу.
Основания для прекращения судебного производства
Принять решение об прекращении ИП может суд или судебный пристав. В первом случае нужно подать исковое заявление, во втором написать заявление судебному приставу в ФССП. Также исполнительное производство может быть завершено судом или приставом без заявления получателя выплат.
Для суда основанием для прекращения исполнительного производства будет следующее:
Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы
Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией.
Круглосуточно: по недвижимости в онлайн-чате, либо позвоните по телефону горячей линии круглосуточно и без выходных
- Взыскатель выплат или должник умерли, или признаны официально без вести пропавшими.
- Взыскатель отказывается принять конфискованное у должника имущество в счет долга.
- Должник не может выполнять возложенные на него обязательства. Например, он безработный, выполнять обязательные или исправительные работы не может, конфисковать у него нечего.
Судебный пристав может прекратить исполнительное производство в таких случаях:
- Если суд выдал постановление о том, что ИП нужно прекратить.
- Если речь идет о юридической организации, и оно исключено из реестра, то есть перестало существовать как субъект выполнения налоговых обязательств.
- Если исполнительный лист выдан по отношению к несовершеннолетнему лицу, которое незаконно пребывало на территории РФ, и к периоду открытия исполнительного производства действие исполнительного листа прекращено.
- Если исполнительный лист был отменен судом.
Также основанием для прекращения исполнительного производства будет заявление взыскателя:
- Если между сторонами достигнуто мировое соглашение и взыскатель не имеет претензий к должнику.
- Если должник умер. Наследники в этом случае не будут наследовать его долги, если это алиментные обязательства.
- Вышел срок взыскания по судебному решению или исполнительному листу.
Обратите внимание!
Взыскатель должен написать заявление о прекращении исполнительного производства и подать его в территориальное отделение ФССП или суд.
Как проходит сама процедура
Чтобы окончить производство, пристав обязан провести все необходимые процедуры. В их числе:
- издание постановления о возбуждении и ознакомление с ним сторон;
- ожидание добровольного исполнения обязательств должником (на это отводится 5 дней);
- арест счетов и имущества;
- введение запрета на регистрационные действия;
- розыск должника и его имущества (при необходимости);
- направление запросов в «Росреестр», ГИБДД, банки;
- выездные мероприятия.
- вводится ограничение на выезд за пределы РФ;
- в случае воспрепятствования деятельности пристава имеет право доставить разыскиваемого в ближайшее отделение ФССП.
Если все меры по возвращению долга взыскателю приняты, пристав может заявить об окончании производства: отметку об этом он делает в исполнительном листе. В случае, когда требование не исполнено, помечает причину этого (часть 2 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Если исполнительный лист возвращают взыскателю, пристав указывает соответствующий пункт ст. 46.
Помимо этого, прописывает сроки, а при частичном исполнении еще и сумму, переданную взыскателю.
В соответствии с частью 3 ст. 47 закона «Об исполнительном производстве» пристав готовит постановление, отмечает в нем статус: исполнено (в какой мере — полностью/частично) или нет, при солидарном взыскании – с кого сколько взыскано. Сообщает, что отменяется розыск (должника или ребенка).
При необходимости устанавливает ограничения в отношении должника (выезд за границу, социальные права и т. п.). Так, при возбуждении производства по части 7 ст. 47 ограничительные меры в отношении должника сохраняются в размере, необходимом для исполнения.
Не позже следующего дня копии постановления пристав передает сторонам, суду, банку и т. п. При не полностью исполненных требованиях возбуждает дело по необходимым пунктам (часть 7 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве») и направляет копию нового постановления и исполнительного листа должнику и другим заинтересованным лицам.
Если вынесено решение об уплате периодических платежей, пристав вправе проверять, как удерживаются и перечисляются средства, несмотря на завершение дела.
С 2004 по 2012 г. работала судебным приставом-исполнителем. Специализируется в области процессуального, гражданского, финансового, семейного и трудового права.
Постановление могут отменить только старший судебный пристав либо его заместитель. Цель — повторное или принудительное исполнение пунктов документа. Основания: заявление взыскателя, собственная инициатива.
Заявление о прекращении исполнительного производства: как правильно составить
Единого бланка такого заявления нет. Оно составляется в свободной форме, но с соблюдением процессуальных требований. В заявлении должна быть отображена такая информация:
- Куда подается заявление: полное название органа.
- От кого подается заявление: ФИО, адрес фактического проживания и место регистрации, если они не совпадают, контактные данные.
- По центру указывается название документа: «Заявление о прекращении исполнительного производства».
- В теле обращения описываются обстоятельства, по которым было открыто исполнительное производство: когда и по какому поводу было открыто исполнительное дело, его номер, а также отделение ФССП, данные документа, на основании которого открыто ИП, данные о взыскании средств с должника.
- Просьба прекратить исполнительное производство и основания, которые позволяют это сделать, со ссылкой на нормативно-правовые акты.
- Перечень прилагаемых документов и их вид (копия или оригинал).
- Дата и подпись.
Заявление может быть полностью написано от руки, или же подаваться в печатном виде, но обязательно иметь подпись.
Обратите внимание!
Исковое заявление подается в мировой или районный суд (нужно соблюдать правила подсудности в соответствии с ГПК РФ). Если исковое заявление касается ИП или юридического лица, то подавать его нужно в Арбитражный суд.
Последствия окончания
После фактического окончания производства пристав подшивает исполнительный лист к материалам. Это означает, что повторно документ предъявить нельзя.
Если требования удовлетворены частично, либо судебный документ об истребовании средств и имущества возвращен взыскателю, последний вправе подать еще раз. Сделать это можно в установленные сроки: в течение 3 лет для листа, возвращенного по причине частичного удовлетворения требований (ст. 21, 22 ФЗ-229). Отсчет – с даты получения листа. Из этого срока вычитают период с момента предъявления к исполнению до даты, когда взыскатель отозвал документ или препятствовал действиям пристава, если таковые имели место.
Источник: s-tke.ru
Окончание исполнительного производства приставом
Целью производства ФССП является исполнение судебных актов. Чаще всего это взыскание долга, подтвержденного исполнительным листом или судебным приказом. В процессе взаимодействия с должником, у пристава могут возникать основания для окончания, прекращения или приостановления производства. С сентября 2020 года факт окончания дела будет важен для списания долгов через внесудебное банкротство.
По каким основаниям пристав может окончить производство?
Окончание исполнительного производства означает прекращение взыскания с должника. Такое решение пристав может принять только по основаниям, указанным в ст. 47 Закона № 229-ФЗ:
- если должник фактически выполнил требования, указанные в исполнительном листе или судебном приказе (например, полностью рассчитался по долгам перед взыскателем);
- если документы возвращаются кредитору ввиду невозможности взыскания, в том числе по причине отсутствия у должника имущества;
- если должник признан банкротом, ввиду чего пристав направляет документы управляющему;
- если завершено внесудебное банкротство через МФЦ, что подтверждается сведениями Федресурса;
- если пристав направил постановление для удержания периодических платежей (например, для взыскания алиментов с зарплаты);
- если истец срок давности по взысканию административных санкций.
В некоторых случаях окончание дела не препятствует повторному обращению взыскателя в ФССП. Например, недостаточность имущества для погашения долга может носить временный характер. Если взыскатель узнает, что неплательщик приобрел или получил дорогостоящее имущество, он сможет вновь обратиться в ФССП, потребовать возобновления производства.
Факт окончания дела подтверждается постановлением. Этот документ направляется сторонам (должнику и взыскателю) с внесением изменений в Банк данных исполнительных производств. Как и другие процессуальные документы, постановление об окончании производства может быть обжаловано.
Образец постановления об окончании исполнительного производства
На что влияют основания окончания производства?
Окончание производства влечет постоянную или временную невозможность дальнейшего взыскания. Например, если дело окончено по п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ (фактическое исполнение), взыскатель не сможет повторно обратиться в ФССП. При наличии других оснований дело может быть возобновлено по требованию взыскателя, либо по иным причинам:
- если у должника изменится имущественное положение, дело будет возобновлено по инициативе пристава или по заявлению взыскателя;
- если суд аннулирует решение о признании должника банкротом, пристав вновь начнет исполнительные действия;
- если неплательщик алиментов уволился с работы и потерял источник дохода, дальнейшее взыскание может продолжиться за счет имущественных активов.
С сентября 2020 года окончание производства ФССП является обязательным условием для списания долгов по внесудебному банкротству. Важно, чтобы пристав окончил дело по п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ, так как это подтвердит отсутствие у неплательщика имущества для расчета с кредиторами. Во внесудебном банкротстве не предусмотрена реализация активов должника, поэтому пристав фактически выполняет работу управляющего.
Права должника и кредитора при окончании исполнительного производства по п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона 229-ФЗ
Для кредитора нежелательно, чтобы должника признали банкротом. Это влечет списание задолженности без возможности последующего взыскания. Поэтому взыскатель заинтересован, чтобы пристав не выносил постановление об окончании дела по п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ. Для этого кредитор вправе:
- обжаловать постановление вышестоящему приставу или в суд (например, если специалист ФССП не использовал все варианты для выявления имущества должника, не направил соответствующие запросы);
- самостоятельно получать информацию об имуществе неплательщика, передавать ее в ФССП (например, сведения ЕГРН о недвижимости может запросить любое заинтересованное лицо);
- продавать задолженность коллекторам, которые получат полномочия кредитора и смогут использовать дополнительные формы взаимодействия по Закону № 230-ФЗ.
Обращаем внимание ст. 47 Закона № 229-ФЗ не запрещает взыскателю заново подать документы после окончания производства даже на следующий день. Фактически это означает, что процесс окончания и возобновления производства может повторяться неоднократно. Если должник захочет списать долги через внесудебное банкротство, ему нужно уложиться в срок между окончанием и возобновлением дела.
В отличие от кредитора, неплательщик всегда заинтересован в окончании или прекращении дела, так как сможет временно или навсегда избавиться от претензий пристава. Однако требовать окончания производства должник не может, так как это является прерогативой специалиста ФССП. Пристав может регулярно продлевать срок дела, направлять дополнительные запросы или выезжать по адресу проживания должника, но не выносить постановление об окончании. Обжаловать указанные действия и решения можно, но это не обязательно принесет результат.
Как подтвердить факт окончания производства для внесудебного банкротства
Чтобы списать долги через внесудебное банкротство, должник подает заявление в МФЦ. Обязательным условием для этого является окончание производства ФССП по списываемым долгам. Поэтому до подачи документов в МФЦ нужно убедиться, что дело действительно окончено приставом по п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ. Для этого можно запросить в ФССП копию постановления (если оно не было направлено ранее), либо проверить информацию на сайте ведомства.
Прикладывать копию постановления при обращении в МФЦ не нужно. Информация будет проверена путем направления запроса приставам. У кредиторов есть право подавать возражения и требовать возбуждения банкротства через суд, если должник умышленно скрыл наличие имущества для расчета по обязательствам.
Практикующий юрист:
Шарапов Дмитрий Васильевич
Источник: pristav-russia.ru