Причины коррупционного поведения в бизнес среде

Факторы, побуждающие предпринимателей в России прибегать к служебному подкупу и иным формам коррупционного поведения, являются практически схожими для всех регионов. Специфика коррупционных проявлений чаще всего обусловлена экономической специализацией регионов и личностными качествами их лидеров. Среди коррупционных факторов можно отметить следующие.

  • 1. Доступ к торговым, нежилым помещениям, получение строительного разрешения и пр. Важнейшим коррупционным фактором для всех регионов является доступ предпринимателей к нежилым помещениям и получение отвода земель на строительство зданий и сооружений. Аренда нежилых помещений затруднена для бизнесменов, не связанных с органами власти. Получить отвод земли для строительства на условиях аренды или собственности возводимых зданий или сооружений практически невозможно. Высокие цены на аренду офисных помещений и их распределение с нарушением конкурсных процедур влечет возникновение дополнительных издержек для предпринимателей, получающих в результате доступ к данным помещениям путем субаренды. Доступ к нежилым помещениям на условиях аренды зачастую требует взятки, а отвод земель под строительство зданий или сооружений не только на условиях аренды, но и на условиях собственности может затягиваться до 2,5 лет, что вынуждает предпринимателей участвовать в коррупционных схемах. Проекты зданий и сооружений должны согласовываться с архитектурными органами, которые рекомендуют заключать договоры с конкретными подрядчиками по завышенным расценкам. Заказ же проекта в другой организации не будет утвержден. Таким образом, проблемы получения предпринимателями документов землеотвода для аренды или строительства зданий и сооружений и их доступа к нежилым помещениям являются основным фактором, препятствующим развитию сферы малого и среднего бизнеса в российских регионах. Пока данные проблемы не начнут решаться, позитивные сдвиги в других сферах деятельности не дадут существенных результатов по снижению коррупции во взаимоотношениях бизнеса и власти.
  • 2. Зарегулированностъ процесса управления и контроля бизнес-операций. Важным фактором возникновения коррупционных связей является проверка бизнеса представителями различных организаций. Зачастую проверяющие инстанции используют свои полномочия для извлечения коррупционных выгод вместо отстаивания государственных интересов. По своей сути коррупционной можно считать практику проведения пожарными службами и санэпидстанциями обучения работников малого или среднего бизнеса в качестве условия получения организациями разрешений на ведение предпринимательской деятельности, что требует дополнительных издержек со стороны предпринимателей. Отдельные сотрудники контролирующих органов используют служебное положение для получения каких-либо благ в ходе проверок по личной инициативе, приуроченных к праздничным датам. Особенно часто осуществляют подобные проверки сотрудники различных подразделений полиции, что создает для малого и среднего бизнеса массу проблем. Согласно УПК РФ, КоАП РФ и Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе административного или уголовного производства сотрудники полиции могут: а) беспрепятственно входить на территорию и в помещения фирмы и предпринимателя; б) делать проверочные закупки; в) осматривать любые помещения (фирмы или предпринимателя); г) изымать вещи и документы; д) проводить обыск или выемку (после возбуждения уголовного дела). В ходе административного производства сотрудники полиции могут обнаружить нарушения, предусмотренные КоАП РФ. При этом по одним нарушениям они вправе оштрафовать организацию, ее должностных лиц или предпринимателя, а по другим — составить протокол и направить его в ведомство, уполномоченное налагать административные штрафы. Следует отметить, что размер штрафа для предпринимателей, должностных лиц и организаций одинаковый. Общий срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца (если дело рассматривает судья — три месяца). За отдельные нарушения этот срок составляет один год (нарушения в области охраны окружающей среды, пожарной безопасности, авторских прав, рекламы, налогового, таможенного, валютного законодательства и др.) (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Несмотря на возможности, которые предусмотрены положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», большинство предпринимателей уверены, что наличие хороших неформальных отношений с представителями проверяющих инстанций и администраций является абсолютной необходимостью. Причем предприниматели не ждут от подобных отношений особых выгод, поскольку это не освобождает их от неформальных выплат при проверках. Как правило, хорошие отношения с проверяющими инстанциями не рассматриваются предпринимателями как коррупция или ее проявление. Чаще под коррупцией понимается требование взяток представителями проверяющих инстанций в момент проведения проверки. В большинстве организаций за обеспечение и поддержание неформальных связей с представителями проверяющих инстанций отвечают специальные сотрудники (главные бухгалтеры, юристы, в Я- и РЯ-менеджеры и др.), обладающие непосредственными связями, что является существенным преимуществом при подборе кандидатов на открытые, зачастую ключевые, позиции. Поддержание «дружеских» отношений выражается в неформальных визитах в проверяющие организации с подарками или сувенирами перед праздниками, в период сдачи отчетности, преддверии конкурсных процедур и т.п.
  • 3. Недобросовестная конкуренция сетевых структур и малого бизнеса. Муниципальным и региональным органам власти легче работать с сетевыми структурами в торговле и сфере услуг, которые более управляемы, нежели большая численность мелких предпринимателей, создающих множество проблем со сбором налогов и получением незаконной ренты. Основными сферами вытеснения мелких предпринимателей со стороны сетевиков являются торговля, общепит, службы бытового обслуживания, аптечный бизнес. Предприниматели отмечают, что содействие вытеснению малого бизнеса имеет коррупционный характер, поскольку осуществляется не в открытой рыночной конкуренции, а в результате административного вмешательства. Помимо этого сетевые структуры, близкие к органам власти, получают более выгодные условия доступа к нежилым помещениям и по платежам за их использование, увеличивая конкурентное преимущество в виде большей капитализации своего бизнеса по сравнению с малыми и средними предприятиями. Значительными конкурентными преимуществами обладают и предпринимательские структуры, созданные органами власти для реализации собственных интересов. На федеральном уровне обычно это крупный экспортный бизнес, используемый для финансирования политических кампаний, на региональном уровне — средний для тех же целей, на муниципальном уровне — средний и малый для получения дополнительных доходов.
  • 4. Неэффективность работы бизнес-ассоциации. Коррупционные факторы проявляются в деятельности бизнес-ассоциаций, преследующих собственные интересы, а не интересы бизнеса. Многие предприниматели, являясь членами ассоциаций федерального («Деловая Россия», «Опора России», Торгово-промышленная палата РФ) и регионального уровней (отделения Торгово-промышленных палат в регионах и прочих ассоциаций), не получают в их рамках конкретной поддержки, тогда как руководство подобных организаций способно устраивать с помощью тесных связей с органами власти собственную карьеру, распределять в свою пользу бюджетные и грантовые финансы, получать доступ к конкурсным процедурам при осуществлении государственных закупок. Институты гражданского общества имеют наибольшие возможности для успешной реализации антикоррупционной политики. Однако в настоящее время их работа в значительной мере препятствует государственной зарегулированности, административные барьеры, и другие проблемы.
  • 5. Коррупция — способ получить неконкурентные преимущества. Некоторые предприятия используют коррупцию, чтобы закрепить свою позицию в конкуренции. Для представителей малого и среднего бизнеса актуальными остаются проблемы регистрации и лицензирования, вынуждающие их прибегать к платным услугам посредников. Во многих регионах организована регистрация малого и среднего бизнеса по принципу «одного окна», которая на практике не соответствует декларациям должностных лиц органов государственного и муниципального управления. Это расхождение требует промежуточных контактов предпринимателей с чиновниками. Кроме того, актуальной остается проблема «кры-шевания» бизнеса, которая из криминальной сферы перекочевала в сферу государственного управления. В настоящее время наблюдается замена криминального «крышевания» бизнеса «крышеванием» либо подразделениями различных силовых структур и полиции, либо приближенных к ним охранным структурам.
Читайте также:  Деньги в долг как бизнес

Профилактика коррупционных связей во взаимоотношениях власти и бизнеса должна основываться на соблюдении антикоррупционного законодательства. При этом важной для предпринимателей является роль федерального законодательства, так как наибольшее влияние на принятие решений в бизнесе оказывают нормы налогового, таможенного и уголовного права. Однако в сфере регулирования взаимоотношений власти и бизнеса более высокое значение приобретают неформальные практики, когда органы государственного и муниципального управления, используя нормы законов, получают возможность доминирования над бизнесом (изменение налогов и условий представления отчетности, проведение проверок, распоряжение частью прибылей бизнеса через неформальные изъятия и т.п.). Как следствие, предприниматели изучают нормы законов не для того, чтобы им следовать, а для того, чтобы максимально эффективно их обходить.

В противостоянии коррупционным практикам во взаимоотношениях с органами власти бизнесу целесообразно обратиться к зарубежному опыту. «Трансперенси Интернешнл» использует термин «прозрачность» (transparency) как стиль поведения коммерческих организаций в их борьбе с коррупцией. В разработанном «Трансперенси Интернешнл» документе «Принципы противодействия взяточничеству в бизнесе» сказано: «Компании должны открыто информировать общество о своих усилиях по борьбе с коррупцией. Им необходимо говорить об этом вслух. Это поможет создать необходимую общественную поддержку подобных инициатив и улучшит имидж таких компаний. Будет заново создан прототип достойного поведения. Также эти организации должны быть открыты и доступны для всех заинтересованных лиц и должны делиться своим опытом» [1] .

При этом государственных служащих, взаимодействующих с деловыми кругами, «Трансперенси Интернешнл» призывает: «Если вы работаете в отделе с плохой репутацией, объединитесь с небольшой группой коллег и сформируйте “круг взаимовыручки” (.Integrity Circles): договоритесь с другими не вступать в коррупционную деятельность, а также поддерживать друг друга в случае, если у кого-либо из вас возникнут проблемы из-за нежелания принимать участие в коррупции. Воодушевляйте коллег из других отделов поступать так же. Сейте “семена взаимовыручки” в вашей организации и старайтесь получить поддержку ваших руководителей» [2] .

Читайте также:  Производство балясин из дерева как бизнес

Многие международные организации инициируют создание различных кодексов поведения для коммерческих организаций [3] , которые базируются на едином принципе — предпринимателям необходимо признать, что продажа товаров и услуг с использованием коррупционных схем ограничивает возможность объективного и независимого выбора товара покупателем, что нарушает главное правило рыночной экономики — создание качественного продукта в условиях здоровой конкуренции [4] .

Источник: studref.com

Проблемы заказывали? Борьба с коррупцией внутри компании

Коррупция в бизнесе — распространенное явление. Долгое время бытовало мнение, что все бизнесмены добились успеха незаконным путем. Многие так считают и сейчас. С этим мнением борются бизнесмены-самородки, которые добились всего честным путем и призывают к борьбе с коррупцией. Уменьшит ли это число взяток и махинаций в бизнесе?

Зоя Молчанова

Затрагивая такую животрепещущую тему, для начала нужно дать характеристику тому, что есть коррупция. Как характеризует это российское законодательство, коррупция — это злоупотребление служебным положением (со всеми из того вытекающими). То есть присутствие таких незаконных действий, как взятки, злоупотребление рабочими полномочиями, коммерческий подкуп и прочее, что может противоречить интересам государства и общества, в котором обитает физическое лицо, решившееся совершить такого рода преступление.

Распространены действия внутри компаний, когда тот или иной сотрудник решает какие-либо вопросы от юридического лица, будучи осведомленным обо всех делах предприятия. Все это совершается физическим лицом с определенной целью получения денег или имущества, которые ему не принадлежат, либо передачи их третьим лицам.

Чаще всего такие действия происходят в среде, где то или иное лицо уже заработало внушительный статус и научилось использовать свое служебное положение в личных целях, для материальной выгоды. Интересно, что руководство предприятия, которое подвергается огромной опасности, даже не подозревая об этом, не только не сразу замечает такие действия, но и остается в неведении на протяжении многих месяцев, а то и лет.

Читайте также:  Доставка алкоголя ночью как бизнес

Все начинается с отбора персонала компанией. Причины коррупции могут быть следующими:

  • неквалифицированный отбор персонала;
  • слабая мотивация персонала;
  • атмосфера безнаказанности, которую сотрудник чувствует с самых первых дней работы;
  • слабое бюджетирование;
  • отсутствие необходимого контроля (отсутствие нужной дотошности у главного менеджера или администратора, у которого в подчинении находится определенное количество сотрудников).

То есть чаще всего все происходит из-за того, что сотрудникам не писаны правила и отсутствует понимание деловой этики. Почувствовав свободу, сотрудник выбирает из нескольких вариантов махинаций.

Изучив все внутренние дела и атмосферу в фирме, он начинает вести собственную игру. Для начала создает свою базу, которая не обязательно состоит лишь из клиентов, в этом списке могут находиться и конкуренты, и поставщики. То есть потенциальный преступник вовлекает в коррупцию внешние силы.

Партнеры — ключевой источник обогащения человека, замешанного в коррупционной деятельности. Происходит все по простой схеме: партнеры компании постоянно ищут коммерческую выгоду и привлекают сотрудников тем, что обещают хорошее отношение и дальнейшие перспективы, все это подкрепляется деньгами. Здесь свою роль начинают играть откаты — изменение торговых условий, отсев за определенное вознаграждение конкурирующих партнеров.

Бороться с такого рода коррупцией возможно способом проведения авторизации, то есть если один сотрудник может подтвердить действия другого сотрудника. Часто в компаниях создаются тендерные комитеты, чтобы выбрать партнера по закупкам. Таким образом, создается разделение ответственности. Контролировать процесс можно посредством постоянного общения с партнером, создавая качественную обратную связь, причем делать это систематически.

Опасность состоит в том, что сотрудник создает небольшую коалицию из окружающего его персонала и, возможно даже, с привлечением одного из руководителей, по должности выше, но податливее и глупее. Здесь уже речь может идти и о выводе нематериальных и финансовых активов компании, использовании внутренних ресурсов для личных целей. Часто компании торгуют должностями. Понятно, что внутренняя коррупция достигает серьезных масштабов в компаниях с государственным участием. Чтобы предупредить ее, надо сводить все начинания к созданию контрольных процедур в процессах бизнеса.

Распространена также коррупция с вовлечением некоторых представителей государственных структур, ее схемы являются крайне изобретательными. Тут все сводится к госзакупкам и госзаказам, с помощью которых чиновники получают откаты и взятки.

Руководитель до последнего может оставаться в неведении о том, что его подчиненные злоупотребляют своим должностным положением, если изначально не будут предприняты профилактические действия. В каких-то случаях начальник должен быть хитрее и незаметно на время ввести в коллектив своего человека, чтобы оценить обстановку изнутри. В остальном нужно всегда поддерживать тесную связь с коллективом, но соблюдать дистанцию. Любой руководитель, чтобы избежать прогрессирующей коррупции внутри компании, должен не ждать возникновения проблем, а заниматься их профилактикой.

Источник: kontur.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин