В платежном поручении нужно заполнять только те поля, которые соответствуют вашему виду оплаты – платежка может использоваться и для оплаты налога, и для возврата займа и требования к заполнению поручения разные. Для платежного поручения самозанятому-физлицу правила заполнения полей такие:
- Поля 1 и 2 не заполняются, в поле 1 указывается название документа – платежное поручение, оно заполняется автоматически. Поле 2 – номер формы, тоже не редактируется, он есть в любом шаблоне платежного поручения;
- Поля 3 и 4 — шапка. Укажите в них дату и номер платежки. Дата указывается в числовом виде, а номер поручения можно присвоить самостоятельно.
- В полях 6 и 7 укажите суммы выплаты. В поле 6 нужно указать сумму прописью, а в 7 — ту же сумму цифрами, рубли отделите от копеек с помощью дефиса.
- В полях 8–12 укажите данные о компании: название и номер банковского счета, и реквизиты банка.
- В полях 13–17 укажите информацию получателя: его ФИО, название банка, БИК и номер счета.
- Поле 18 — номер самого платежного поручения. Для него ЦБ установил код 01.
- Поле 20 сообщает банку, кому именно вы переводите деньги. Для выплат самозанятым закреплен код «1», он указывается для выплат вознаграждений по гражданско-правовым договорам.
- В поле 21 нужно указать очередность платежа. Для выплат по договорам это код «5».
- В поле 24 укажите назначение платежа — реквизиты договора и вид услуги или работы. Лучше описывать назначение платежа подробно, например: «Оплата по договору оказания услуг №12 от 15.10.2022 за услуги по маркетинговому исследованию рынка».
Платежное поручение самозанятому-ИП
Плательщиками налога на доход могут быть и предприниматели. В таком случае с ИП можно проводить безналичные расчеты, но не на карту, а на расчетный счет в банке.
Платежка для ИП заполняется по тем же правилам, что и для физического лица. Но код в поле 20 указывать не нужно: это требование установлено только для выплат самозанятым-физлицам.
После оформления платежного поручения его нужно отправить в банк. Банк проведет необходимые операции и перечислит деньги исполнителю.
Должен ли самозанятый выставлять счет покупателю?
- Заключение договора гражданско-правового характера: на выполнение работ, оказание услуг, поставку товара, аренду и т.д.
- Выставление счета на оплату.
- Предоставление данных, подтверждающие перечисление средств.
- Формирование чека самозанятым в приложении «Мой налог».
- Передача чека – бумажного или электронного – покупателю и клиенту.
Какой бланк использовать?
- Плательщик НПД может составить его самостоятельно. Также есть возможность скачать счет на оплату самозанятому в различных интернет-сервисах, например, на нашей платформе Jump.Finance. После выбора бланка следует утвердить шаблон с клиентом. В последующем при составлении договора счет будет являться приложением к нему.
- Самозанятый может взять шаблон, который предложит клиент – юридическое лицо. В этой ситуации все просто: клиент использует документ, с которым уже привык работать, а предпринимателю не нужно прилагать усилия для его составления. Необходимо только заполнить необходимые графы.
Какие реквизиты указывают в счёте?
- Свои реквизиты как получателя денег: ФИО, ИНН, контактные данные.
- Данные банка, куда клиенту нужно перечислить деньги: наименование, ИНН, КПП, БИК, номера получателя – расчетный и корреспондентский.
- Реквизиты клиента/покупателя: ФИО, ИНН.
- Адреса сторон. Они должны быть такими же, что и в договоре.
- Данные непосредственно счета: номер, дата составления.
- Срок действия документа. Если эти данные указаны, то опоздание с перечислением средств может привести к начислению пеней, если это прописано в договоре.
- Описание товара/услуги/работы, стоимость, количество и общая сумма.
- Размер НДС (при необходимости).
- Подпись.
Источник: edu-russian.ru
Формирование чека от самозанятого

При поиске специалиста для выполнения разных подрядных услуг руководителю предприятия важно удостовериться в официальной регистрации исполнителя в качестве самозанятого. Тогда бухгалтер сможет перевести денежные средства в качестве вознаграждения за выполняемую работу на расчетный счет или карточку. Доказательством получения вознаграждения и закрывающим документом является чек самозанятого, который он пересылает заказчику.
Значение чека и особенности документа
Чек представляет собой фискальный документ, подтверждающий получение оплаты на счет. В соответствии с законом, любой самозанятый оплачивает налог на профессиональный доход (НПД).
Чек удостоверяет факт получения исполнителем вознаграждения за выполненную работу, а также позволяет заказчику свободно закрыть свои бухгалтерские документы (по налогу на прибыль). При отсутствии чека на заказчика могут быть наложены штрафные взыскания со стороны федеральной налоговой службы (ФСН), поскольку перевод будет считаться выполненным в пользу обычного физического лица, и компания обязана с этого вознаграждения уплатить налоги и взносы.
Как самозанятому сформировать чек?
Самозанятый работает через официальное онлайн приложение «Мой налог», что делает взаимодействие с налоговой службы максимально удобным и простым. Каждый, кто работает по НПД, должен знать, как формировать чеки самозанятых, что позволит избежать проблем с налоговой службой. Чек важно формировать в день оплаты, а для этого требуется совершить следующие действия:
- Создать в программе (мобильном приложении «Мой налог» или его web-версии) новую продажу.
- Ввести наименование проданного товара или оказанной услуги.
- Указать цену оказанной услуги или реализованной продукции.
- Внести ИНН , если заказчик является ИП или юридическим лицом. Если ничего не указать, что счет будет сформирован как оплата от физического лица.
- Подтвердить операцию, нажав на соответствующую кнопку.
Далее все данные будут автоматически направлены в ФНС, после чего сформируется чек. Все действия, по сути, занимают меньше минуты, поэтому никаких сложностей это представляет, так как здесь не требуется обладать какими-либо бухгалтерскими знаниями.
Что должно быть в чековом документе?
Если после выполнения перевода окажется, что исполнитель не имеет официального статуса самозанятого, банк может заблокировать счет на несколько недель по подозрению в мошеннических действиях. Если вы не знаете, как формировать чеки самозанятых, советуем с самого начала пользоваться услугами нашего портала «Мои самозанятые», где можно не только проверить статус исполнителя и его ИНН , но и получать чеки автоматически, не дожидаясь, пока самозанятый их пришлет.
Для заполнения и выдачи чека самозанятому потребуются следующие данные:
- дата и время платежа;
- ФИО самозанятого;
- ИНН самозанятого;
- указание формы налогообложения (НПД);
- номенклатура услуги (01);
- стоимость услуги;
- QR-код;
- ИНН оператора электронной площадки или банка;
- уникальный номер чека в системе налоговой инспекции.
Заполненные данные необходимо будет перепроверить компании на корректность заполнения, иначе чек можно считать недействительным.
Особенности формирования чека самозанятых
Необходимости в заполнении всех реквизитов каждый раз, нет, поскольку в программе можно один сформировать нужный шаблон, после чего прописывать уже только сумму и корректировать назначение (название услуги). Это очень удобно, поскольку облегчает формирование чека при сотрудничестве с конкретным заказчиком.
Чек может передаваться контрагенту как в бумажном виде, так и в форме электронного документа. В последнем варианте отправка возможна на электронный адрес покупателя или на его телефонный номер (SMS-сообщением). При желании, платежные документы самозанятый может распечатывать и передавать покупателю лично.
Альтернативный вариант — считывание мобильным телефоном или иным устройством QR-кода на чеке, что можно делать в момент завершения сделки и получения самозанятым денег. Таким образом, формировать чек и давать его заказчику можно любым удобным для исполнителя способом. Главное, чтобы это было сделано до закрытия официальных бухгалтерских документов, то есть, до 9 числа месяца.
Как самостоятельно распечатывать чек самозанятому?
Если исполнителю по согласованию с бухгалтером требуется предъявлять чеки в печатном варианте, он может их распечатывать и самостоятельно. Для этого необходимо приобрести обычный Bluetooth-принтер, причем не обязательно дорогой. Существует также возможность печатать чеки удаленно, на принтере компании заказчика, передавая ему QR код, в котором зашифрован чек.
Наша платформа «Мои самозанятые» предлагает свои услуги компаниям, которые тесно сотрудничают с самозанятыми исполнителями. Онлайн сервис имеет удобный пользовательский интерфейс, а также широкие возможности, поскольку позволяет осуществлять безопасные выплаты на счет или карту исполнителя, проверять статус исполнителя перед платежом, формировать назначение платежа, а также автоматически генерировать чек. Чтобы получить дополнительную информацию, а также воспользоваться услугой, достаточно зарегистрироваться в личном кабинете или оставить заявку онлайн.
Часто задаваемые вопросы
1. В какой срок самозанятый должен передать чек заказчику?
Лучше всего выдавать чек заказчику сразу после получения денежных средств на свой расчетный счет. Это же касается ситуации, когда самозанятый получает вознаграждение наличными средствами. Допускается передавать чек не позднее 9 месяца следующего за тем, в котором производится оплата
2. Нужно ли распечатывать чеки от плательщиков налога на профессиональный доход?
Распечатывать чеки необязательно, поскольку по закону самозанятый имеет полное право передавать его в электронном виде: по e-mail, через мессенджер, SMS сообщение или по любому другому каналу электронной связи
3 Что будет, если налогоплательщик налога на профессиональный доход не передаст чек?
Если самозанятый не передаст чек заказчику, бухгалтер не будет иметь право уменьшить сумму налога с учетом расходов. Соответственно, бухгалтерия уже не сможет включить перечисленную сумму в свою налоговую базу по налогу на прибыль.
Источник: mysmz.ru
