Деловая игра способна быстро и эффективно научить работать в команде, сообща решать задачи и устранять препятствия на пути к цели. Но речь идёт не о какой-то условной или обобщённой игре, а о конкретных играх, примеры и сценарии которых мы предлагаем вам.
Многие думают, что деловые игры — исключительно инструмент HR, однако это не так. Деловая игра — отличный способ научиться командной работе в рамках проекта. Можно постепенно найти общий язык, узнать методы работы каждого участника и приспособиться к ним, но бизнес-игры помогают сделать это быстрее и проще. Именно деловые игры для сотрудников компании становятся тем самым толчком, после которого в команде начинают быстро устранять препятствия на пути к достижению целей проекта.
Цели и польза командных деловых игр
Командные игры могут применяться для различных целей:
- Развитие качеств и умений.
- Укрепление навыков коммуникации.
- Развитие способностей работать в команде.
- Формирование навыков коммуникации.
- Укрепление способности совместного принятия решений и пр.
Выбор командной игры зависит от потребностей в укреплении того или иного навыка.
Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросами
Прежде чем понять проблему, например, в необходимости развить тот или иной навык в процессе бизнес-игры, сначала нужно эту проблему выявить. Только после того как проблема обнаружена, у команды появляется возможность поиска вариантов решения и выбора самого подходящего.
Даже выбор лучшего решения предполагает понимание собственной команды, знание её сильных сторон. Любые упражнения на решение проблем со своей стороны связаны с выявлением сильных сторон, опираясь на которые формируются навыки решения любой проблемы. Если упражнения проходят в игровой форме, то команда одновременно:
- Учится выявлять собственные сильные стороны.
- Формирует навыки решения проблем.
- Отлично проводит время и развлекается вместе с коллегами.
Вот почему деловые игры для сотрудников компании становятся источником энергии, открытий и формирования полезных навыков.
Стандартно проблемы решают по приведённой ниже схеме:
- Есть проблема? Какая? Насколько важная?
- Почему это происходит?
- Что мы с этим можем сделать? Каков план?
- Мы уверены, что мы делаем то, что решили? Как мы это определяем?
- Сработал ли план? Что должно произойти дальше?
Но не все команды готовы воспользоваться данным способом, многим для начала нужно научиться работать вместе, слышать друг друга.
Для каких команд подойдут игры по решению проблем
Самостоятельно организованные деловые игры по решению проблем подойдут не каждой команде. Участники должны быть готовыми к принятию разных, в том числе и неожиданных, идей и решений, должны быть достаточно восприимчивы, иметь гибкое мышление, уметь выходить за рамки существующих правил, структур и процессов. Проблемы обычно появляются в связи с непредусмотренным поворотом, поэтому и решение их связано с нестандартным подходом.
Тренинг управленческих навыков. Деловые игры. Сергей Нифонтов
Если у команды ещё недостаточно гибкости и восприимчивости, целесообразно обратиться к профессионалам, которые не просто грамотно проведут игру и проконтролируют в её ходе эмоциональный фон, степень готовности к тем или иным шагам и пр., но и учтут в сценарии текущую ситуацию и особенности той ли иной команды. Например, игру на командообразование и решение проблем «Хьюстон, у нас проблемы!» команда профессиональных сценаристов и игротехников ManGO! Games не раз видоизменяла для конкретного клиента, чтобы извлечь максимум пользы. Так для «технарей» из компании Microsoft деловая игра была значительно усложнена.
Самостоятельно практиковать представленные ниже игры смогут команды, у которых есть базовая самостоятельность в решении задач.
Прежде чем начинать игру, желательно, чтобы команда понимала, что в таких играх нет победителей и проигравших, даже если они предполагаются сценарием. Главная цель игры — научиться решать возникающие проблемы всей командой и выработать гибкое мышление. По результатам игры команда-победитель обычно делится со всеми секретами своего успеха — стратегией и действиями, которые привели к победе. Таким образом, деловые игры для сотрудников компании становятся тренажёром принятия решений и движения к цели. Попутно во время игры определяются и слабые стороны, с которыми можно работать, используя деловые игры.
Командные игры по формированию умения решать проблемы
К играм нужно готовится заблаговременно: некоторые требуют инвентаря — картон, верёвки, повязки для глаз или даже сырые яйца. Зато при регулярном проведении игр команда через какое-то время станет решать проблемы быстро и слаженно. Знакомим вас с простыми играми, проведение которых не требует обязательной профессиональной организации.
Тонущий корабль
Классическая бизнес-игра на развитие навыков решать проблемы и умение адаптироваться.
Что нужно: верёвка или клейкая лента, чтобы обозначить участок на полу.
Правила и ход игры. На полу обозначаем пределы «корабля», команда размещается внутри. Но это место постоянно сокращается, заставляя команду находить способы «удержаться» на судне, не «упасть за борт» и спасти друг друга. Команда должна продержаться 15 минут.
Самая высокая башня
Эта игра развивает лидерские способности, учит оперативно принимать решения, сообща решать задачи. Играют две команды.
Что нужно: по 20 штук сырых спагетти для каждой команды, по упаковке клейкой ленты и метру верёвки, а также по одной штуке зефира.
Правила и ход игры. Необходимо построить самую высокую башню с помощью выданного материала. Сооружение должно стоять самостоятельно, а зефир должен стать куполом башни. Побеждает команда, которая первой построит самую высокую башню.
Яйцепад
Если вы думаете, что бизнес-игры проводятся только в офисе, то это не так. Игра «Яйцепад» позволяет активно провести время на свежем воздухе. Нужно найти место, на котором не страшно намусорить (потом убрать) и откуда можно было бы бросать яйца, желательно, чтобы высоту можно было увеличивать: лестница, несколько этажей и пр.
Игра укрепит навыки командной работы и научит принимать решения.
Что нужно: десяток яиц, газеты, трубочки для коктейля, клейкая лента, воздушные шары, палочки от мороженого, пищевая пленка.
Правила и ход игры. Играет несколько команд. Каждая получает яйцо и должна возвести из строительного материала сооружение, которое не позволило бы яйцу разбиться. В течение получаса идёт строительство, после чего яйцо сбрасывается с высоты на «постройку». Побеждает команда, у которой яйцо не разбилось.
Если все яйца остаются целыми, производятся ещё попытки, но уже с большей высоты, пока не будет определён победитель.
Полярники
Полезно устраивать деловые игры для сотрудников компании, которые привыкли выполнять однотипные задачи и трудно адаптируются к изменениям, а также для тех, кто привык все делать сам, не привлекая коллег. Одна из таких игр — «Полярники». Она учит принимать решения, адаптироваться, работать в команде. Придётся строить с закрытыми глазами и руководить строительством, не используя руки.
Что нужно: повязки на глаза; для каждой команды по пачке картона, упаковке зубочисток и резиновых лент; электрический вентилятор.
Правила и ход игры. Играет несколько команд. Участники — отважные исследователи Арктики, которым приходится работать в суровых условиях. Каждая команда — экспедиция и выбирает себе начальника экспедиции. Через 30 минут налетит снежная буря.
Задача — уберечься от неё, соорудив защиту из «строительного материала». Но у «начальника» обморожены руки, он может только руководить. А остальные могут работать руками, но у них снежная слепота и они не могут видеть, что делают. Нужно построить защитное сооружение, которое уцелеет при включённом вентиляторе.
Минное поле
Игра учит справляться с нестандартными обстоятельствами и развивает навыки коммуникации.
Что нужно: повязки на глаза; пустой коридор, любые предметы.
Правила и ход игры. Играет несколько команд. Предметы разбрасывают по коридору — это мины. Нужно пройти так, чтобы не задеть ни одного предмета. Участники делятся на пары. Один в паре — слепой, второй должен провести его, чтобы не затронуть «мину».
Идёт одновременно несколько команд, к напарнику прикасаться нельзя. «Слепой» учится внимательно слушать только своего напарника, доверять ему. Он должен суметь выполнить инструкции проводника, а проводник должен уберечь «слепого» коллегу.
Что бы сделал X?
Игра учит решать возникшую проблему.
Что нужно: инвентарь не требуется.
Правила и ход игры. Возникает условная проблемная ситуация. Каждый из участников должен представить себя кем-то из знаменитостей или персонажем фильма, книги, который является для него авторитетом.
В ходе этой бизнес-игры каждый игрок ставит себя на место своего персонажа и озвучивает, как бы этот персонаж поступил в возникшей ситуации. Как бы он рассуждал? Как бы высказывался? Каким был бы ход решения проблемы?
Такие упражнения помогают рассмотреть непривычные варианты решения, которые при текущем статусе и положении участника игры не могли бы быть рассмотрены.
Самая тупая идея. Одна из разновидностей этой игры — поиск самой тупой идеи. Сначала каждый участник придумывает как можно более глупый способ решения условной проблемы, потом все вместе выбирают из них самые жизнеспособные, выстраивая решения порядке от самой удачной, до самой бесполезной.
Слепые фигуры
Многие деловые игры для сотрудников компании требуют повязок на глаза: этот приём позволяет подключить для решения проблемы другие ресурсы, кроме стандартно используемых. «Слепые фигуры» — одна из таких игр. Очень простая, но эффективная.
Что нужно: верёвка и повязки на глаза.
Правила и ход игры. Концы верёвки завязывают, чтобы получилось большое кольцо. Участники становятся вокруг него и надевают повязки. Верёвка должна находиться под ногами, чтобы каждый мог наклониться и достать ее. Задача команды выложить из верёвки указанную фигуру — квадрат, треугольник и т.д. Игрокам можно переговариваться, но нельзя снимать повязок.
Если играет несколько команд — побеждает та, которая выполнит задание быстрее или качественнее.
Слепой строй
Ещё одна игра с закрытыми глазами, но теперь ещё и без возможности говорить. Учит находить решения в условиях ограниченных ресурсов, развивает навыки коммуникации.
Что нужно: повязки на глаза.
Правила и ход игры. Все участники знают свой номер (возраст, дату рождения). Задача — выстроиться по указанному параметру, не видя друг друга и не переговариваясь. Участники должны совершенствовать свои навыки передавать друг другу информацию и достигать цели, не используя зрение и голос. Можно поставить задачу выстроиться по номерам, которые ведущий шепнул каждому на ухо, по росту, по дате рождения, по возрасту и т.д.
В нашей библиотеке вы найдёте ещё много игр, которые можно организовать самостоятельно.
Источник: vsetreningi.ru
Деловые Игры (примеры)
Пошаговое прохождение существующего в Компании бизнес-процесса в области продаж.
Отработка навыков проведения переговоров с клиентами (работа с возражениями, аргументация экономических выгод и пр.).
Отработка согласования условий работы (контракта) с клиентами на основе принятой корпоративной стратегии.
Выработка и тренировка совместной стратегии взаимодействия специалистов по продажам Компании с клиентами.
ДЕНЬ 1-й – «Эффективное начало взаимодействия с клиентом»
Блок тренинга
Цель
Форма работы
Хронометраж
0. Объяснение
целей и формата
мероприятия,
запуск групповой
— мотивация группы;
— определение форм
— взаимодействия внутри команд;
— разделение на группы.
— презентация тренера;
— обсуждение в группах;
— презентация результатов работы групп.
— понимание роли клиентов;
— понимание факторов,
влияющих на работу;
— формулирование целей деловой игры;
— понимание содержания.
— презентация тренера;
— групповая дискуссия
Кофе-пауза
2. Личный вклад продавца в процесс продажи
— Параметры личного вклада: объем, направление, качество
— Личные качества лежащие в основе личного вклада
— Управление личным вкладом
— презентация тренера;
— групповая дискуссия
3. Взгляд на партнера по переговорам, как на личность
— Формирование позитивной, профессиональной атмосферы
— Повышение интереса собеседника к обсуждаемым вопросам
— Внимательное отношение к реакции собеседника на переговорах
— Подтверждение собственного профессионального статуса
— Типология клиентов
— презентация тренера;
— составление «портретов» типовых клиентов
ОБЕД
3. Значение профессионализма в проведении переговоров
— Профессионализм в проведении переговоров с точки зрения экономической выгоды компании
— Суть переговорного процесса при обсуждении специализированных вопросов
— Задачи профессионала в общении с клиентом на переговорах
— презентация тренера;
— групповые переговоры по нейтральному кейсу;
— разбор результатов с использованием видеосъемки
Кофе-пауза
4. Подготовка к переговорам
— Определение цели переговоров
— Выяснение критериев, влияющих на принятие решений клиентом
— Прогнозирование и учет возможных возражений
— Проработка структуры беседы
— презентация тренера;
— фиксация материала
участниками.
5. Подготовка к переговорам (практика)
— Подготовка к взаимодействию с клиентом в рамках практического кейса (каждая команда участников получает описание типовой ситуации: 1. клиент − физическое лицо; 2. клиент − юридическое лицо)
— изучение кейса;
— работа в команде;
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 1-го ДНЯ
ДЕНЬ 2-й – «Создание условий для позитивного завершения переговоров по продаже»
Блок тренинга
Цель
Форма работы
Хронометраж
Определение формата 2-го дня
6. Выяснение ситуации клиента
Основные области выяснения
Условия совершения сделки
Личные интересы представителя клиента
Алгоритм принятия решения
— мини-лекция
— переговоры с условными клиентами в формате ролевой игры
— разбор результатов с использованием видеосъемки
ОБЕД
7. Аргументация на переговорах по продаже
— Анализ свойств предложения, используемых в качестве аргументов на переговорах
— Аргументированное представление преимуществ и выгод на основе демонстрации экономического эффекта
— Эффективное представление аргументов и предложений
— Работа с возражениями клиента
— мини-лекция
— переговоры с условными клиентами в формате ролевой игры
— разбор результатов с использованием видеосъемки
Кофе-пауза
8. Составление коммерческого предложения с учетом особенностей клиента
— Коммерческое предложение как сумма достигнутых договоренностей
— Условия повышения вероятности принятия решения о покупке
— групповая работа;
— презентация условий коммерческого предложения с позиции соблюдения в них интересов компании
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 2-го ДНЯ
Описания программы деловой игры командообразования
Цель мероприятия:
Сплочение команды и формирования позитивной управленческой культуры.
Задачи мероприятия:
Источник: studfile.net
Деловые игры
• Деловая игра — средство
моделирования разнообразных
условий профессиональной
деятельности (включая
экстремальные) методом поиска
новых способов ее выполнения.
Деловая игра имитирует различные
аспекты человеческой активности и
социального взаимодействия. Игра
также является методом
эффективного обучения, поскольку
снимает противоречия между
абстрактным характером учебного
предмета и реальным характером
профессиональной деятельности.
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
В деловой игре можно выделить следующие этапы:
1. Введение в игру.
2. Разделение студентов на группы.
3. Изучение ситуации (сценария).
4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка
групповой структуры. Распределение ролей внутри
группы.
5. Игровой процесс (анализ ситуации, разработка
долгосрочных планов, принятие решения, его
оформление).
6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности
групп. Оценки исполнения ролей студентами.
7. Разбор оптимального варианта.
8. Общая дискуссия.
4. Пример деловой игры “БАШНИ”.
• Материалы: газеты, картон, клей, скрепки, скотч
• Необходимое время: 1 час 15 минут
• Цель: это упражнение на построение команды, в
котором делается попытка показать ситуацию
работы в команде, преодоление коммуникационных
барьеров между участниками. Эта деловая игра
используется для побуждения игроков задуматься о
факторах, как способствующих, так и
препятствующих построению единой команды.
• Размер группы: Группу хотя бы из 12 человек. ( То
есть две команды как миниум)
• Условия: классная комната, комната для семинаров
или конференц-зал — при минимальном количестве
мебели. У игроков должна быть возможность
собираться в команды и возводить свои
«строения».
• 1 этап: Участники делятся на команды путем
жеребьевки. Это отделы допустим строительной
компании. “Заказчик” хочет построить 4 башни.
• Условия: красота, устойчивость (должен простоять
более допустим 3-х мин), высота макета ( более
допустим 1.50м)
5. Пример деловой игры “БАШНИ”.
2 этап : Каждая команда сейчас проектирующий отдел — создает проект
своей башни. Время 0:30
• Задача: Команда создает проект башни на бумаге.
• Условия проведения игры: Каждые 10 мин — представители отделов
могут проводить встречи. Другое общение команд — отделов
запрещается.
3 этап: Технологию передаём по кругу следующей команде.
• Теперь нужно построить по описанию технологии БАШНЮ. Время 0:30
• Задача: построить макет по инструкции. Общение между командами
запрещено. Выдаются материалы: бумагу, скотч, ножницы (все
одинаково обеим командам). НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ ДОП.
МАТЕРИАЛЫ для создания башен!
4 этап: Приём башен. Время 0:15. Приём макетов, построенных по
инструкции. Заказчик просит быть экспертами следующую команду по
кругу. Сделать презентацию её достоинств и недостатков.
Анализ команд по критериям совместной работы.
• — Что помогло построить башню, что мешало?
• — Какая была у вас стратегия?
• — На что обратили внимание, во время работы? Кто показал себя с
другой стороны? Что важного было?
• — Как этот опыт можно использовать в работе? Напоминало ли это
рабочий процесс в вашей компании?
6. ДИ «Министры и конструкторы»
Цель игры:
• установить зависимость продолжительности общения от личного
обаяния;
• научиться определять и развивать личностные ресурсы влияния на
собеседника.
• Группа делится пополам, участники садятся в две шеренги напротив
друг друга. Одна сторона – «министры», другая – «конструкторы»,
придумавшие «летающие» велосипеды и обратившиеся к «министрам»
с просьбой поставить производство этих велосипедов на поток. Задача
«конструкторов» – убедить «министров» принять нужное им решение.
Задача «министров» – по возможности заявку отклонить или
потребовать от «конструкторов» дополнительных аргументов. После
завершения первой части игры стороны меняются ролями.
Обсуждение: участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы:
• Что было сложнее (для каждой из сторон в обеих ролях): доказывать и
убеждать или принимать «министерское решение»?
• В каких случаях отказывать было сложнее?
• Как звучал самый примитивный отказ?
• Как выглядел самый блестящий отказ?
• В чем особенность внутри группового взаимодействия обеих сторон в
обеих ролях?
• Что помогало (или, напротив, мешало) реализовать поставленные
задачи?
7. ДИ «РЕКЛАМНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА ФИРМЫ»
8. Порядок проведения деловой игры
9. Сценарий деловой игры
2-й этап (следующее занятие): из студентов группы
выбираются выступающие. Их количество
определяется числом предполагаемых аудиторий
или средств массовой информации. Назначается
экспертная комиссия, куда должны входить:
• эксперт по содержанию; определяет качество
сценария, актуальность выступления, правильность
целевой установки, ее соответствие аудитории;
• эксперт по ораторскому искусству; характеризует
общую культуру речи, манеру изложения материала;
• эксперт по восприятию речи; дает оценку стилю, темпу
и тону речи, манере держаться перед аудиторией;
• эксперт, оценивающий качество факторов и
аргументов, их целесообразность и соответствие
уровню и интересам аудитории.
10. Сценарий деловой игры
• . В ходе подготовки выступающие составляют план по теме,
обозначают главные моменты, «опорные точки» своего
рекламного выступления.
• После «настройки» каждому из участников игры дается 10 мин
для рассказа о том, как он собирается строить свое
выступление, каковы будут зачин, язык, стиль, темп речи,
жесты, манера, какие будут привлечены факты, примеры и т.п.
Выступающий сообщает форму своего выступления: рассказ о
фирме, вопросы и ответы, мини-беседа с последующим
диспутом, просто разговор и т.п. Свой выбор выступающий
обосновывает: он кратко характеризует воображаемую
аудиторию и особенности иллюстративного материала.
• Во время выступления студенты должны играть роль той
аудитории, которая по игре досталась выступающему:
поведением, вопросами и т.п.
• Внимательно слушающие эксперты готовятся «выставить»
оценки по пятибалльной системе (карточки с цифрами от «1» до
«5» должны быть заготовлены заранее). При необходимости
члены экспертной группы комментируют выставленные оценки.
11. Подведение итогов деловой игры
• После выступления всех участников
деловой игры преподаватель выступает
с заключительным словом, дает оценку
игре в целом (и «менеджерам», и
«экспертам»), предоставляет слово
счетчику, который называет общую
сумму баллов, набранных каждым
участником деловой игры. Деловая игра
занимает от двух до четырех часов
учебного времени.
12.
ДИ «Компания моей мечты»
Профессионализм кадров — главный путь к
созданию «Компании моей мечты»
«Компания моей мечты» — инновационная
арена
Имидж «Компании моей мечты»
Информационная прозрачность «Компании
моей мечты»
Я предприниматель в «Компании моей
мечты»
«Компании моей мечты» — лучшие кадры
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21. ДИ «Инновационный университет — партнер амбициозного бизнеса»
ДИ «Инновационный
университет — партнер
амбициозного
бизнеса»
Университет, закладывающий основу успешного
карьерного роста
Конкурентоспособность университета — залог успеха
его выпускников
Элитный университет — трамплин для успеха в бизнесе
Корпоративный университет — продукт инновационной
экономики
Кадровое агентство как связующее звено университета
и бизнеса
Источник: ppt-online.org