Примеры когда эффективный бизнес противоречит нормам морали

Моральная дилемма обычно имеет несколько вариантов решения, однако ни один из этих вариантов не является «удобным». Моральные дилеммы в этике бизнеса осложняются тем множеством интересов, которые затрагиваются при попытке её разрешения. Другим осложняющим фактором является социальная ответственность, которую бизнес (в идеале) несет перед обществом.

Понятие моральной дилеммы в этике бизнеса.

В общем смысле, под дилеммой понимается полемический довод с двумя противоположными положениями, которые исключают друг друга, но при этом не допускают возможность третьего.

Таким образом, любая дилемма подразумевает под собой ситуацию выбора. Ситуация, которая составляет интерес для этики бизнеса, является ситуацией выбора, которая характеризует противоречивость взаимодействия современной экономики и традиционной морали.

Для общей этики базовой категорией этического анализа является категория «добра», которая обозначает такое состояние мира и то событие, которое является желательным с точки зрения существующей нормативной этической системы. В утилитаристском определении, «добро» представляет собой удовольствие человека — явление или событие, о котором человек самостоятельно принимает решение, что оно для него является удовольствием.

Амортизация простыми словами за 3 минуты

С точки зрения этики бизнеса, дилемма ставит человека перед выбором между добром одного человека и добром другого. Например, часть дохода потребителей переходит к компании, которая повышает цены; или работник выбирает между работой в выходные по просьбе начальника и собственным отдыхом. Во всех этих случаях на чашах весов оказываются «добро» и «добро», но разных людей. Этот выбор и является основной проблемой этики — невозможность удовлетворения таких ожиданий одновременно.

В контексте этики бизнеса моральная дилемма возникает в том случае, когда появляются противоречивые ожидания заинтересованных сторон компании и невозможность удовлетворить эти интересы одновременно.

Как правило, в определении моральной дилеммы исходят из её понимания как ситуации выбора без указания верного варианта, но существуют и такие определения, которые акцентируют конфликт двух и более этических принципов. [11]

К важнейшим моральным дилеммам, стоящим перед субъектами экономической деятельности, можно отнести: соотношение общественных и личных интересов; соотношение целей и средств их достижения; выбор между долгосрочным результатом и краткосрочной выгодой; соотношение духовных ценностей и материальных при принятии решений.

На макроуровне ключевые этические проблемы возникают в отношениях между: отдельными компаниями, государством и компаниями, компаниями-производителями и потребителями, компаниями и инвесторами, компаниями и местными сообществами, компаниями и окружающей средой.

Между компаниями, которые действуют в одной сфере, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно возникает вопрос о выборе средств борьбы с конкурентами, в том числе и экономические средства, включая демпинг.

В то же время экономические меры имеют моральную сторону, порождая вопрос о том, до какой степени конкуренция может продолжаться, не нарушая этических принципов и норм, принятых в обществе. [12]

Читайте также:  Такие истории бизнес ланч

Возможны разные типологии моральных дилемм в зависимости от выбранного критерия.

Так, существует классификация по степени неопределенности относительно верного решения и мотивации субъекта, которой должен осуществить принятие решение. Сопоставление этих двух факторов (низкая или высокая степень неопределенности правильного решения и низкий или высокий уровень мотивации субъекта) позволяет выделить четыре типа моральных дилемм:

  • • настоящая моральная дилемма — верный выбор неизвестен, но субъект желает его найти;
  • • дилемма подчинения — верный выбор известен, но субъект не желает ему следовать;
  • • моральное пренебрежение — верный выбор неизвестен и субъект не заинтересован в его поиске;
  • • отсутствие дилеммы — правильный выбор известен и субъект желает ему следовать;

Данная классификация скорее является анализом поведения субъекта, принимающего управленческие решения.

Возможна классификация по критериям этичности и легальности, где также возможно возникновение четырех типов комбинаций данных факторов:

  • • этично и легально;
  • • неэтично, но легально;
  • • нелегально, но этично;
  • • нелегально и неэтично.

По критерию проблемы восприятия выбора, возможна классификация моральных дилемм по участию в них заинтересованных сторон (например, сотрудники, поставщики, потребители) и по степени очевидности наличия моральной дилеммы (например, менеджеры принимают решения согласно формальным этическим нормам, менеджеры принимают решения согласно неформальным этическим нормам, менеджеры оказываются перед задачей разрешения конфликта нескольких этических норм) [11].

Таким образом, классифицировать моральные дилеммы возможно, группируя их по разным критериям, положенным в основу классификации.

Полезно будет рассмотреть конкретные примеры моральных дилемм, которые могут возникнуть в процессе реализации экономической деятельности. К числу моральных дилемм в этике бизнеса относятся:

  • • соотношение рынка и морали;
  • • противоречие между конкуренцией и сотрудничеством;
  • • соотношение между рентабельностью компании и его социальной ответственностью;
  • • дилемма «служебного информирования»;
  • • противоречие между инстинктивной жаждой наживы и разумными целями бизнеса;
  • • дилемма «выгодных связей»;
  • • дилемма «сексуальных домогательств»;
  • • дилемма взаимоотношений бизнеса с окружающей средой;
  • • дилеммы в корпоративных взаимоотношениях.

Источник: bstudy.net

Противоречия между этикой и бизнесом

Противоречие между этикой и бизнесом, весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.

  • 1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях. С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавеллизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности. Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих различных мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению. Примером неэтического поведения, ставшим почти классическим, является действие фирмы «Форд Мотор», которая возражала против изъятия модели «Пинто» из производства или перепроектирования ее топливной системы с целью ликвидации возможных опасностей, связанных с бензобаком. Суть дела состояла в том, что в 1978 г. три женщины сгорели заживо, когда «Пинто», в которой они находились, получил удар сзади и бак с бензином взорвался. Между тем компании «Форд» было известно о технических недостатках бензобака и даже то, как избавиться от этого дефекта. Но, как показали расчеты, выплата компенсаций, если произойдут несчастные случаи, обойдется компании дешевле по сравнению с затратами на то, чтобы сделать надежный бензобак. И компания преступила нормы морали. Этика делового общения касается, конечно, не только социальной ответственности руководителей предприятий. Она охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют непригодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.
  • 2. Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие — компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.
Читайте также:  Девелопмент как направление бизнеса

Поэтому, рассмотрев оба взгляда на место этики в деловом общении, следует, по нашему глубокому убеждению, присоединиться не к Никколо Макиавелли, проповедовавшему «освобождение» политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утверждавшему, что «честность — лучшая политика». Конечным выражением противоречия между бизнесом и этикой могут служить два тезиса:

  • 1) В деловом общении, в бизнесе этика вообще не нужна. Главная задача управляющего «делать как можно больше денег, всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенного в законах и этических традициях». Такая позиция рассматривает этику как помеху для бизнеса. Мораль, долг, социальная ответственность, этические идеалы не входят в обиход делового общения. Принимается только свобода, понимаемая как вседозволенность. Так же представители делового прагматизма часто нарушают закон, а цели их деятельности носят неэтический характер.
  • 2) Этика бизнеса является необходимым условием развития рыночных отношений. При этом этика бизнеса выступает не только как цель развития бизнеса, но одновременно и как средство (инструмент), помогающий увеличить рентабельность, укрепить деловые связи, добиться доверия, признания и, в конечном итоге — успеха. Этические отношения в бизнесе существуют в форме требований предъявляемых субъектами отношений друг другу в части выполнения обязанностей и долга нравственных принципов, лежащих в основе бизнеса и подчиняющих себе всю деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе предприниматели, менеджеры в процессе деятельности; постоянного их самоконтроля в сфере бизнеса, и связаны со стадиями развития бизнеса, которые проходит бизнес любой страны:
  • — стадия «сильных личностей», на которой главной проблемой является самоутверждение на территории захваченного жизненного пространства;
  • — стадия «служения», на которой происходит легитимизация бизнеса, его самооправдание перед всем обществом. Именно на этой стадии происходит осмысление необходимости социальной ответственности бизнеса; мораль этика бизнес
  • — стадия «социального партнерства» — как социальной ответственности, наступает переход от самооправдания к развитию конструктивных социальных связей — социальному партнерству.
Читайте также:  Книга бизнес не как обычно

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин