Следует заранее четко сформулировать корпоративный и бизнес-контекст для всех заинтересованных сторон. Это позволит избежать ситуаций, при которой менеджеры и руководители сталкиваются со взаимным недопониманием.
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
Изложите обязанности, график осуществления процесса и ожидаемые результаты для каждого участника, особенно для тех случаев, когда планирование и составление бюджета пересекаются. Определите, кто из стейкхолдеров подпишет стратегические и бюджетные планы.
Шаг 2. Добавьте бизнес-контекст
Сотрудники должны понимать, как миссия и видение компании влияют на их работу.
- Корпоративная миссия определяет причину существования компании и ее цели, к которым она непрерывно стремится.
Пример. Миссия одного производителя электромобилей — «ускорить переход мира к устойчивой энергии» — отражает его стремление переходить на экологичные практики и напоминает сотрудникам о более широкой цели компании.
Этапы стратегического планирования в бизнесе // Как создать стратегический план организации? 16+
- Корпоративное видение отражает абстрактные, но реалистичные устремления организации, в том числе основные ценности, принципы и убеждения, которые учитываются при принятии решений.
Пример. Видение одной аэрокосмической компании — «стать ведущей международной организацией в области обороны, космоса и безопасности» — звучит реалистично и более привлекательно, чем ее текущее положение.
Шаг 3. Установите цели и задачи
Корпоративная стратегия преобразует стремления бизнеса в следующие категории.
- Цели — индивидуальные или совместные обязательства, которые при достижении приносят дифференцированную ценность в долгосрочной перспективе.
Пример. «Стать крупнейшим поставщиком возобновляемого электричества в Европе».
- Задачи — отдельные и измеримые шаги, описывающие способ достижения определенной цели.
Пример. «В течение трех лет повысить ветрогенерирующие мощности на 200% с помощью 10 новых ветропарков в пяти регионах Европы».
Когда корпоративный план будет определен, можно оценить текущее и планируемое состояние функциональной деятельности, а затем с учетом этого установить цели и задачи.
Шаг 4. Разработайте план действий
Теперь общую оценку целей и задач нужно превратить в подробный план действий, распределив обязанности между заинтересованными сторонами.
Этот план должен представлять собой официальный документ, в котором приведена последовательность шагов и инициатив, необходимых для решения задач. Он станет основным источником информации о том, как их выполнять, отслеживать и закрывать. В случае непредвиденных обстоятельств план действий может быть изменен.
Шаг 5. Оцените свои возможности
Определите ключевые функциональные возможности, необходимые для выполнения плана действий. Попросите бизнес-партнеров оценить сильные и слабые стороны выбранного вами направления.
Ваша оценка и оценка бизнес-партнеров должны примерно совпадать. Затем на основе полученных результатов составьте приоритетный список функциональных возможностей и пробелов, которые нужно восполнить.
Шаг 6. Определите меры и метрики
Термины «мера» и «метрика» часто используются как взаимозаменяемые, но они имеют разное значение.
- Мера (measure) — наблюдаемый результат деятельности, например вовлеченность сотрудников. Этот показатель помогает оценивать эффективность плана действий.
- Метрика (metric) — фактические данные, собранные для количественной оценки меры, например процент «довольных» сотрудников по результатам ежегодного опроса.
Меры и метрики должны быть достаточно полными, чтобы учитывать целый ряд переменных. К примеру, чтобы измерять вовлеченность, не стоит использовать лишь показатель удовлетворенности клиентов. Также отслеживайте такие факторы, как собственные инициативы и намерение оставаться в рамках организации.
Шаг 7. Изложите стратегию на одной странице
Просто и понятно распишите основные элементы стратегического плана: на каком этапе находится организация, к чему она движется и каким образом придет к будущему состоянию.
Изложите на одной странице общую картину, которая покажет, как вы повышаете ценность сегодня и как планируете повлиять на бизнес в течение следующего года. Включите в нее следующие пункты:
- изложение стратегии;
- описание состояния направления до и после;
- 1-2 ключевых прогноза, лежащих в основе стратегии;
- 5-7 инициатив, необходимых для выполнения функциональных задач, разработанных для поддержки бизнес-целей.
Шаг 8. Объясните положения плана
Одностраничный шаблон стратегии — полезный инструмент, благодаря которому другим людям будет легче понять предложенный план. Тем не менее понадобятся и прочие усилия, чтобы разъяснить его содержимое так, чтобы заинтересованные стороны поняли его и согласились с ним.
Подумайте, как четко и последовательно донести свои идеи, чтобы заинтересовать функциональное руководство и заручиться его поддержкой, а также стимулировать вовлеченность и мотивацию среди персонала. Все заинтересованные стороны должны понимать, как и по каким причинам меняются ваши приоритеты.
Шаг 9. Подготовьтесь к изменениям
После того как стратегический план будет принят и начнет реализовываться, крайне важно оценивать прогресс в выполнении задач. Отслеживайте ход выполнения плана и пересматривайте его, чтобы он сохранял эффективность, а также адаптируйте стратегию по мере изменения бизнес-условий.
Для этого потребуется следующее.
- Контролировать триггеры, чтобы отслеживать эффективность стратегического плана.
- Быстро закрывать проекты, показывающие низкие результаты.
- Регулярно отслеживать и проверять прогнозы.
И наконец, не забудьте составить согласованный план действий, в котором перечислены шаги и решения, позволяющие увеличить шансы на успех при возникновении непредвиденных ситуаций.
Источник: rb.ru
Стратегическое планирование: рекомендации по организации на примере нашей компании
Консультировал в области регулярного менеджмента более 70-ти компаний: от 10 до 9.000 человек (включая: холдинги, сети магазинов, фабрики, сервисные компании, строителей, государственных служащих, веб-агентства, интернет-магазины). Ученик Александра Фридмана.
Один из соавторов книги «Социальные технологии Таллиннской школы менеджеров. Опыт успешного использования в бизнесе, менеджменте и частной жизни»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/140084653/
генеральный директор
При подготовке к сражению я всегда находил, что планы бесполезны, но планирование — обязательно.
Дуайт Эйзенхауэр
Преимущества стратегического планирования
Добро пожаловать в цикл статей «Планирование и отчеты — лучшее средство повышения эффективности труда». Логично начать со «Стратегического планирования». Так и сделаю. Любители видео-уроков могут сразу к нему и перейти.
«Планирование и отчёты? Неужели мы будем здесь вспоминать наследие советской эпохи?» — раздаются скептические голоса. Можете считать это наследием чего угодно, мне не принципиально. На заметку: как планирование, так и отчётность — это стандарты западного и американского менеджмента (и не только), которые существуют уже сотни лет.
Не имеет значения, какую должность Вы занимаете. Возьмите и сделайте стратегический план по развитию вашего направления прямо сейчас. Руководитель будет приятно удивлён! Но как? Читайте дальше!
Оглавление статьи
- Стратегическое планирование
- Используемые методы и инструменты
- Список майнд-карт для стратегического планирования в «Открытой Студии»
Стратегическое планирование
Задачи, которые я решаю с помощью стратегического планирования:
Задачи стратегического планирования
- Расставляю приоритеты: после составления плана все, кого он касается, работают над действительно важными задачами для компании и руководителя. Если ваши подчинённые полностью самостоятельно подбирают себе задачи — у них есть большая вероятность в неверной расстановке приоритетов (вместо «горящих» задач, совершенно без злого умысла, могут выполняться неактуальные).
- Формирую видение «над целью»: свои будущие действия видишь, как бы с высоты птичьего полёта. Это помогает избегать многих бессмысленных действий (но при этом приносящих значительные затраты и ресурсов и денег).
Используемые методы и инструменты
- Выполняется в формате «майнд-карт» (про использование майнд-карт и программы для их создания я рассказывал в статье «Обзор книги Сергея Бехтерева «Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт»).
- На данный момент я выделил 4 стратегических направления, каждому из которых соответствует своя майнд-карта (для совместного редактирования файлов используем сервис «Google Drive»). Стратегические планы касаются развития и составляются совместно с руководством Компании.
- Фактически, в таком формате стратегические планы являются саморазвивающимися: то есть, как только у кого-то есть новая идея, он вносит её в специальный раздел майнд-карты. Каждый месяц (как максимум) «майнд-карта» актуализируется.
- Каждая майнд-карта обсуждается в определённом кругу лиц. Если уже есть ясность, то для каждой задачи в плане назначается ответственный и устанавливается крайний срок её выполнения.
- Во время обсуждения все могут равноправно предлагать идеи, однако принимает конечное решение и несёт за него полную ответственность только руководитель. А исполнение решения — строго обязательно.
- Если обсуждение проводится удалённо — удобно использовать программу Skype (конференция + демонстрация экрана). Один из участников обсуждения открывает свою майнд-карту и запускает «демонстрацию экрана» для остальных (к сожалению, майнд-карту на «Google Drive» нельзя редактировать одновременно, иначе часть изменений будет утеряна).
Список майнд-карт для стратегического планирования в «Открытой Студии»
- Моя личная майнд-карта по развитию «Открытой Студии» с точки зрения собственника.
- Развитие / Продажи.
- Бизнес-процессы / Оптимизация / Внедрение.
- SMM + партизанский маркетинг (в качестве примера скачайте майнд-карту «SMM + партизанский маркетинг» в формате PDF).
Рекомендуемые услуги «Открытой Студии»
- Регулярный маркетинг: комплексное продвижение бизнеса в интернете
- Разработка стратегии привлечения клиентов из интернета
- Перейти к каталогу услуг
Источник: os-marketing.ru
8 моделей и инструментов стратегического планирования
Стратегическое планирование помогает компаниям определиться с долгосрочными целями и приоритетами, обнаружить свои слабые/сильные стороны, наметить новые возможности и учесть многие другие аспекты бизнеса.
Чтобы создать как можно более эффективную стратегию с акцентом на клиентов, вам нужно опираться на правильные модели и инструменты. О нескольких из них расскажем в сегодняшней статье.
Модели стратегического планирования
1. Сбалансированная система показателей (balanced scorecard)
Эта модель дает вам общее представление о стратегии, охватывая такие факторы, как миссия, видение, ключевые ценности и приоритетные сферы развития вашей компании. Данные оформляются в виде карты стратегических показателей, которая отражает причинно-следственные связи в деятельности организации.
С такой системой вы можете сделать свой бизнес более ориентированным на клиентов. Ее создатели, доктора Роберт Каплан (Robert Kaplan) и Дэвид Нортон (David Norton), считают, что проблемы клиентов делятся на 4 категории: время, качество, расходы, а также производительность и обслуживание.
По их словам, чтобы начать работу с моделью, компании нужно сформулировать свои цели в отношении этих четырех категорий, а затем преобразовывать цели в конкретные показатели. И это лишь один из вариантов — на деле balanced scorecard можно использовать для самых разных аспектов бизнеса, будь то маркетинг, продажи или финансовые операции.
2. Цели и ключевые результаты (ЦКР)
Эта модель стратегического планирования разбита на цели и ключевые результаты. Следуя ей, компании определяют 3-5 целей, которых они пытаются достичь, и затем перечисляют 3-5 результатов под каждой из них.
Успешность каждого ключевого результата определяется оценкой от 0 до 1 или от 0 до 100%. К примеру, вот так выглядит ЦКР для торговой организации.
3. Теория изменений
Теория изменений (theory of change) — это метод планирования, который побуждает вас мыслить в обратном направлении и выявлять условия, необходимые для достижения ваших целей. Такую модель можно использовать, когда вы:
- определяетесь с желаемыми результатами;
- выстраиваете команду;
- планируете бизнес-инициативы;
- разрабатываете план действий.
Чтобы поработать над планированием по теории изменений, выполните следующие шаги:
- Конкретизируйте долгосрочные цели.
- Составьте карту предварительных условий, нужных для достижения ваших целей, в обратном порядке. Объясните, почему они необходимы.
- Определите ваши основные гипотезы о ситуации.
- Обозначьте меры, которые будут выполнены на пути к достижению целей.
- Придумайте показатели для оценки эффективности ваших действий.
- Опишите логику, на которую опираются ваши инициативы.
Инструменты стратегического планирования
1. SWOT-анализ
Аббревиатура SWOT расшифровывается как:
S: Strengths — сильные стороны
W: Weaknesses — слабые стороны
O: Opportunities — возможности
T: Threats — угрозы
SWOT-анализ позволяет вам выявлять новые возможности и аспекты вашего бизнеса, которые нуждаются в улучшении. Кроме того, с его помощью вы можете определять любые факторы или угрозы, которые могут негативно повлиять на эффективность вашей компании.
2. Анализ пяти сил Портера
Эта методика анализа и выработки стратегии поможет вам выявить экономические силы, влияющие на вашу отрасль, и определить конкурентные позиции вашего бизнеса. Пять сил Портера включают в себя:
- конкуренцию в рамках отрасли;
- потенциал появления новых игроков;
- рыночную власть поставщиков;
- рыночную власть клиентов;
- угрозу появления продуктов-заменителей.
3. PESTLE-анализ
Этот инструмент предназначен для определения факторов макросреды, которые могут повлиять на ваш бизнес, и последующей проработки успешной стратегии его развития. Каждой категории этих аспектов соответствует буква из аббревиатуры PESTLE:
- P — политические
- E — экономические
- S — социальные
- T — технологические
- L — правовые
- E — экологические
4. Видение
Суть этой методики заключается в описании идеального состояния вашей компании в будущем и целей, которых вы хотели бы достичь. Поразмыслив над потенциальным развитием бизнеса на ближайшие несколько лет, вы сможете обозначить шаги, отделяющие его от желаемых результатов, и создать свой стратегический план.
5. VRIO-анализ
VRIO-анализ — это еще один инструмент стратегического планирования, который используется для определения конкурентных преимуществ вашего продукта или услуги. Он охватывает 4 разных элемента:
- Ценность (V — value): даете ли вы клиентам какую-то ценность?
- Редкость (R — rarity): есть ли у вас контроль на редким ресурсом или технологией?
- Подражаемость (I — imitability): могут ли конкуренты легко ее скопировать?
- Организация (O — organization): налажены ли в вашей компании системы и процессы, позволяющие извлечь пользу из доступных ресурсов?
Проанализировав эти моменты, вы сможете разработать план, который поможет вам эффективнее удовлетворять потребности ваших клиентов и создавать более релевантные лендинги.
Источник: lpgenerator.ru