Принцип свободы предпринимательской деятельности выражается в том что предприниматель

Принципы предпринимательского права — это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. В качестве основных принципов предпринимательского права могут быть названы следующие.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, в силу ст. 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов.

Урок 2. Источники предпринимательского права

Следует отметить, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил развитие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в ст. 1 и 421 ГК РФ принцип свободы договора.

В силу принципа свободы договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

2. Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности*(36), действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты.

Пять принципов предпринимателя | Игорь Свенцицкий | TEDxYouth@Vladivostok

Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной (государственной и муниципальной) собственности.

Заметим, что имущество, находившееся в личной собственности граждан СССР, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйствования и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуальные предприниматели, и все коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на основе частной собственности. Возрастанию роли частной собственности в экономике во многом способствует широкомасштабная приватизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в.

Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ.

3. Принцип единого экономического пространства, т.е. «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Согласно этому принципу на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.

4. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип также нашел закрепление в Конституции РФ, в соответствии со ст. 34 которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ст. 8, 34 Конституции РФ).

Читайте также:  Образец декларации по УСН 6 для ИП без сотрудников

Соблюдение данного принципа — необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления и монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»*(37) — первому в истории России антимонопольному законодательному акту.

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические.

Вместе с тем, признавая необходимость государственного регулирования предпринимательства в качестве принципиального положения, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы комплексной отрасли предпринимательского права, сочетающей в себе частноправовые и публично-правовые начала.

6. Принцип законности является общеотраслевым, и воплощение его в жизнь — основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта.

Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных нормативных правовых актов. Принцип законности проявляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка.

Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления.

Завершая рассмотрение вопроса о принципах предпринимательского права, отметим, что в научной и учебной литературе называются и иные, не рассмотренные в настоящем учебнике принципы. Так, В.В. Лаптев относит к числу принципов предпринимательского права принцип «получения прибыли как цели предпринимательской деятельности»*(38). Как представляется, цель получения прибыли не может быть положена в основу формирования отрасли предпринимательского права и предпринимательского законодательства, а относится к признакам самой предпринимательской деятельности. В этой ипостаси — получения прибыли как цели предпринимательской деятельности — данное понятие и было нами рассмотрено.

Источник: studopedia.org

Презентация на тему Предмет, методы и принципы предпринимательского права

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства.

  • Главная
  • Юриспруденция
  • Предмет, методы и принципы предпринимательского права

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Предмет , методы и принципы
предпринимательского права

Предмет , методы и принципы предпринимательского права

Слайд 2Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в

сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные

с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также

Слайд 3Предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах
а)

как комплексная отрасль права – совокупность юридических

норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности б) как наука – совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства в) как учебная дисциплина – совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции

Предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах а) как комплексная отрасль права

Слайд 4Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу

о том, является ли российское предпринимательское право

самостоятельной отраслью права.
Сторонники дуалистической концепции (Е.А. Суханов, Б.И. Пугинский и др.) считают, что предпринимательские отношения должны регулироваться гражданским и административным правом
Монистическая теория (В.К. Мамутов, В.С. Мартемьянов и др.) исходит их того, что предпринимательское право является самостоятельной комплексной отраслью права.

Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское

Слайд 5Метод автономных решений – МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ
При таком

методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот

или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение отделает по согласованию с другим его участником.
В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется МЕТОД ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ
При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
Для регулирования предпринимательских отношений может использоваться и МЕТОД РЕКОМЕНДАЦИЙ
При его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.
МЕТОД ЗАПРЕТОВ
Например, в Законе РФ об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.

Читайте также:  Отложенные налоговые обязательства это при УСН

Метод автономных решений – МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ При таком методе субъект предпринимательского права

Слайд 6

Слайд 7Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст.

8 и ст. 34 Конституции РФ, которая

устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и ст. 34 Конституции

Слайд 8Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства

форм собственности и равной их защиты основывается

на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их

Слайд 9Принцип единого экономического пространства, который выражается в

том, что согласно п. 1 ст. 8

Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств».
Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1

Слайд 10Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности,

направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В

соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную

Слайд 11Принцип государственного регулирования государственной деятельности
Стремясь получить максимальную

прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не

учитывать интересы государства и общества в целом.
Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства.
Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими)

Прямое государственное регулирование выражается:
в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности
установлении запретов
применении мер ответственности
Косвенное государственное регулирование выражается:
в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании

Принцип государственного регулирования государственной деятельности Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых

Слайд 12Принцип законности
С одной стороны, сама предпринимательская деятельность

должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства.
С

другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Источник: thepresentation.ru

Статья 43. Свобода предпринимательской деятельности

1.Предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. 2.Особенности осуществления отдельных видов предпринимательства устанавливаются законодательными актами.

3.Перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, а также перечень видов деятельности, предпринимательство в которых запрещается, устанавливаются исключительно законом. 4.Осуществление предпринимательской деятельности запрещается органам государственной власти и органам местного самоуправления. Предпринимательская деятельность должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается законом в случаях, предусмотренных частью второй статьи 64 Конституции Украины. 1.Часть 1 комментируемой статьи развивает конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности, закрепленный ст.

42 Конституции Украины. В соответствии с ним предприниматели могут самостоятельно, без ограничений, вести предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. В формулировке, приведенной в статье, есть два ключевых момента. Во-первых, предостережение относительно того, что предприниматели имеют право лишь на деятельность, не запрещенную законом.

В этом контексте указание какой-либо деятельности «без ограничений» касается, очевидно, случаев, когда такие ограничения также могут быть установлены лишь законом. Все другие ограничения, содержащиеся в подзаконных нормативно-правовых актах и не установленные законами, являются незаконными и могут быть обжалованы в судебном порядке. 2.В соответствии с частью 2 комментируемой статьи особенности осуществления отдельных видов предпринимательства устанавливаются законодательными актами. Это вызвано разнообразием видов предпринимательства, которые имеют определенную специфику и поэтому нуждаются в урегулировании нормами специального законодательства.

Читайте также:  Верны ли суждения о предпринимательской деятельности одна из целей предпринимателя это

Так, например, особенности аудиторской деятельности установлены Законом Украины «Об аудиторской деятельности» от 22 апреля 1993 г. (в редакции от 19 июня 2006 г.), страховой деятельности — Законом Украины «О страховании» от 7 марта 1996 г. (в редакции от 15 декабря 2005 г.) и т. п. 3-4.Часть 3 комментируемой статьи устанавливает правило, в соответствии с которым перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, а также перечень видов деятельности, предпринимательство в которых запрещается, устанавливаются исключительно законом. Так, виды предпринимательства, занятие которыми нуждается в получении лицензии, установлены Законом Украины «О лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности» от 1 июня 2000 г. (в редакции от 7 февраля 2006 г.).

Под действие этого Закона подпадают 72 вида предпринимательской деятельности, для занятия которыми необходимо получение лицензии. Кроме того, лицензирование банковской деятельности, деятельности по предоставлению финансовых услуг, внешнеэкономической деятельности в области телевидения и радиовещания, в отраслях электроэнергетики и использования ядерной энергии, в образовании, в сфере интеллектуальной собственности, производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, в сфере телекоммуникаций осуществляется в соответствии с законами, регулирующими отношения в этих сферах. Кроме лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности, Законом Украины «О системе разрешений в сфере хозяйственной деятельности» от 6 сентября 2005 г. установлен порядок получения документа разрешающего характера — разрешения, вывода, согласования, свидетельства и т. п., дающего субъекту хозяйствования право на проведение определенных действий при осуществлении хозяйственной деятельности. Действие этого Закона распространяется на разрешающие органы, администраторов, уполномоченный орган и субъектов хозяйствования, которые намереваются осуществлять или осуществляют хозяйственную деятельность, и не распространяется на отношения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности, защиты экономической конкуренции, а также на разрешительную систему, распространяющуюся на операции с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми материалами и веществами, сильнодействующими ядовитыми веществами, разрешительную деятельность в сфере использования ядерной энергии. Исключительно закон устанавливает также перечень видов деятельности, предпринимательство в которых запрещается или ограничивается.

В соответствии со ст. 4 Закона Украины «О предпринимательстве» от 7 февраля 1992 г. (в редакции от 23 марта 2006 г.) деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, ведется в соответствии со специальным законодательством.

Так, Законом Украины «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» от 15 февраля 1995 г. (в редакции от 3 апреля 2003 г.) ограничивается отмеченная деятельность. Ограничению подлежит также деятельность, связанная с реализацией оружия и боеприпасов, добычей янтаря, охраной отдельных особенно важных объектов права государственной собственности.

Порядок ведения подобной деятельности устанавливается Кабинетом Министров Украины. Комментируя последний абзац части 4 этой статьи, следует отметить, что, очевидно, в тексте является ошибочной ссылка на часть 2 ст.

64 Конституции Украины, в соответствии с которой в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные ст.ст. 24, 25, 27-29, 40, 47, 51, 52, 55-63 Конституции.

Дело в том, что ограничение на занятие предпринимательской деятельностью должностных и служебных лиц органов государственной власти и местного самоуправления установлено ст. 16 Закона Украины «О государственной службе» от 16 декабря 1993 г. (в редакции от 20 декабря 2005 г.) и ст. 5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» от 5 октября 1995 г. (в редакции от 23 февраля 2006 г.). В соответствии с отмеченными нормами государственный служащий или другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет права: заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через посредников или подставных лиц, быть поверенным третьих лиц по делам государственного органа, в котором работает, а также исполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики), входить самостоятельно (кроме случаев, когда государственный служащий осуществляет функции управления акциями (долями, паями), которые принадлежат государству, и представляет интересы государства в совете общества (наблюдательном совете) или ревизионной комиссии хозяйственного общества), через представителя или подставных лиц в состав правления или других исполнительных органов предприятий, кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ и т. п., организаций, союзов, объединений, кооперативов, занятых предпринимательской деятельностью.

Источник: jurisprudence.club

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин