Начиная с 2006 года, процедура получения специального разрешения (лицензии) претерпевает в нашей стране значительные изменения. В этой статье нам хотелось бы объединить основные тенденции данной сферы законодательства и дать некоторые рекомендации для участников экономической деятельности России. Итак, если проанализировать изменения в системе лицензирования, то можно выделить несколько тенденций:
Во-первых, это непосредственно отмена лицензирования некоторых видов предпринимательской деятельности. Так, например, особо злободневным на настоящий момент является вопрос об отмене с 1 января 2009 года выдачи лицензий на осуществление строительной, проектной и изыскательской деятельности.
Согласно 148-ФЗ от 28.07.2008 г., внесшему изменения в Градостроительный кодекс РФ, ранее выданные лицензии сохраняют свое действие лишь до 1 января 2010 года. В данной отрасли начинает действовать процедура саморегулирования.
То есть строители объединяются в некоммерческие партнерства и создают саморегулируемые организации, так называемые СРО, которые вправе выдавать своим членам свидетельства о допуске к проведению работ, вместо имевшихся ранее лицензий. Процедура контроля за деятельностью организаций строительного рынка передается в частные руки. Во-вторых, имеет место тенденция передачи полномочий по лицензированию «на места», то есть в территориальные управления лицензирующих органов. Так, например, в сфере пожарной безопасности, лицензируемой МЧС России, с 27 марта 2009 года вступил в силу Приказ МЧС России от 02.02.2009 № 41, внесший изменения в Положение о территориальном органе МЧС России – Региональном центре МЧС России. Данным документом полномочия по лицензированию переданы от МЧС России региональным центрам.
Обзор основных изменений банковскогозаконодательства в 1 квартале 2023 года
Согласно Постановлению Правительства РФ № 45 от 26 января 2006 года «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» к видам деятельности, подлежащим лицензированию МЧС России относятся:
— деятельность по тушению пожаров;
— производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. До указанного срока лицензирование данных видов деятельности осуществлялось Федеральным органом лицензирования в области пожарной безопасности, расположенном в г. Москве.
Соискателю лицензии, находящемуся, к примеру, на территории Свердловской области, приходилось для получения лицензии сдавать документы в Москву, при этом проверка на соответствие лицензионным требованиям осуществлялась Управлениями МЧС на местах. Из-за большого объема работы у Федерального органа, процесс лицензирования занимал у соискателей лицензии часто до полугода, хотя, согласно известному Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» 128-ФЗ от 08 августа 2001 года, сроки принятия решения лицензирующим органом о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии не должны превышать 60 дней. Передача полномочий по лицензированию в территориальные органы должна значительно сократить сроки получения лицензии и упростить порядок ее получения. Осуществление лицензирования в области пожарной безопасности территориальными органами не является уникальным для российского законодательства. В настоящее время лицензирование таких видов деятельности, как: медицинская, фармацевтическая, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, осуществляются в том числе территориальными лицензирующими органами – по субъектам РФ.
Лицензирование в предпринимательской деятельности
Иное послабление в системе лицензирования касается деятельности по обезвреживанию и утилизации опасных отходов. Так Федеральным законом № 309-ФЗ от 30.12.2008 были внесены изменения в Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, касающиеся предпринимателей, осуществляющих один и тот же или иной вид хозяйственной деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации. Данные предприниматели могут получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I – IV класса опасности в территориальном управлении Ростехнадзора по Свердловской области, причем данная лицензия будет действовать также на территории всех указанных в этой лицензии субъектов Российской Федерации. Лицензия подлежит регистрации в территориальных органах по контролю за обезвреживанием и утилизацией опасных отходов всех субъектов РФ по месту хозяйственной деятельности, которые осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом соответствующих лицензионных требований и условий.
Третья тенденция — это упрощение процедуры лицензирования.
Рассмотрим эту тенденцию на примере Свердловской области. Предприятия, торгующие алкогольной продукцией, должны обратить внимание на уточнение Министерства торговли питания и услуг по Свердловской области к Порядку лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Свердловской области. С 20 мая 2009 года документы для продления срока действия лицензии должны представляться в лицензирующий орган не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия лицензии, но не ранее, чем за 30 рабочих дней до ее окончания. Ранее порядок выдачи алкогольных лицензий в Свердловской области уже был упрощен: 17 апреля 2009 года в силу вступили изменения в Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 21.12.2005 г. № 1101-ПП), утверждающие упрощенный порядок продления срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции выдается на срок, указанный заявителем, но не более чем на три года. Действие лицензии по просьбе лицензиата может быть продлено решением лицензирующего органа на срок до трех лет на основании представляемых в лицензирующий орган:
— заявления в письменной форме;
— справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;
— копии документа об уплате лицензионного сбора за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. (30 000 рублей на территории Свердловской области).
Таким образом, предоставления санитарно-эпидемиологических заключений, заключений о соответствии помещений противопожарным нормам при продлении лицензии не требуется.
Соискателям лицензии необходимо проходить полную проверку на соответствие лицензионным требованиям только один раз – при получении лицензии. Эти изменения позволяют лицензиатам осуществлять деятельность на основании имеющейся лицензии фактически до 6 лет. Однако наряду с упрощением процедуры в некоторых отраслях ужесточаются лицензионные требования и условия к соискателям лицензий и лицензиатам.
Федеральным Законом от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ вносятся изменения в закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 г № 2487-1. Изменения вступают в силу с 1 января 2010 года и касаются, в том числе, требований к частным охранным предприятиям. Так, в ст.
15.1 данного закона указано, что частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. В качестве основного требования указано, что уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей. Для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать) услуги по вооруженной охране имущества и (или) услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, уставный капитал не может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей. При этом предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации привлеченные денежные средства.
Внесение в уставный капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Согласно Положению о лицензировании частной охранной деятельности лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии до устранения нарушений. Должностными лицами лицензирующего органа по данному вопросу было указано, что с 1 января 2010 года будут проводиться внеплановые проверки на соответствие лицензионным требованиям и условиям, и было рекомендовано во избежание недоразумений письменно уведомлять лицензирующий орган о внесении изменений по уставному капиталу. На настоящий момент осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или иного разрешения является наказуемым деянием.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», осуществление предпринимательской деятельности без разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, влечет наложение штрафа на юридических лиц от 40 до 50 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий и средств производства и сырья или без таковой, на должностных лиц — руководителей предприятия – от 4 до 5 тысяч рублей с конфискацией или без.
Согласно ч. 1 ст. 171 Уголовного Кодекса РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. Обнаружить несоответствие лицензионным требованиям или отсутствие лицензии может непосредственно лицензирующий орган в ходе плановой и внеплановой проверки, органы внутренних дел, в частности отделы по борьбе с экономическими преступлениями, при поступлении оперативной информации или при проведении плановых мероприятий. Поэтому, во избежание наказания, призываем предпринимателей соблюдать лицензионные требования и условия, предоставлять в лицензирующий орган действительные документы и не прибегать к услугам юридических компаний, предоставляющих некачественные услуги и недостоверную информацию в лицензирующий орган.
Источник: www.klerk.ru
История развития института лицензирования. Его правовая природа.
Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.
В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель.
Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.
Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.
Именно лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Ершова И.В., Иванова Т.М. рассматривают этот вид деятельности как государственный контроль. См.: Предпринимательское право. — М., 1999. С.40 Из данного определения становится ясно, что лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.
Наибольшие темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995—1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. Важную роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ.
С принятием Государственной Думой 21 октября 1994 г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового поля. Правовая регламентация института лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.
Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности.
См.: ч.1 ст. 34 Конституции РФ. — М.: Республика, 2002. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Понятие «лицензирование», обозначающее разновидность разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811—1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe).
Однако участие Российской империи в континентальной блокаде, выразившееся во введении кратковременного лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России, существенно ущемляло интересы отечественных товаропроизводителей. И, как представляется, эта мера в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой.
Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли.
В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и существует лицензионный договор, который, на мой взгляд, не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного надзора. См., например: Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6.08.93 // РГ № 170, 03.09.1993; Закон РФ от 09.07.93 «Об авторском прае и смежных правах» // РГ № 147, 03.08.1993; Патентный Закон РФ от 23.09.92 // РГ № 147, 03.08.1993; Закон СССР «Об изобретениях в СССР» // «Ведомости СНД СССР», 1991, № 25, ст. 703.
Развитие института лицензирования на рубеже 1991 — 1992 гг. обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.
Практика лицензирования получила особое развитие в 1994 г. в связи с принятием Правительством РФ базисного постановления, регламентирующего осуществление органами исполнительной власти выдачу, приостановление и аннулирование лицензий: только за период 1994 — 1998 гг. (вплоть до принятия ФЗ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности») органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 900 видов коммерческой и даже (в редких случаях) некоммерческой деятельности.
Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.
К сожалению, правовые аспекты института лицензирования освещены в литературе в недостаточной мере и достаточно поверхностно. Тем не менее, лицензирование как относительно новое и достаточно сложное социально-правовое явление представляется достаточно интересным для изучения, особенно сегодня — в эпоху развития рыночной экономики и становления относительно новой российской государственности.
1.2 Юридическая природа, сущность и основные принципы лицензирования
Несмотря на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным является вопрос о сущности и юридической природе этого института.
По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства. Ионова Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. 1997. №1.
С. 46. Эта точка зрения наиболее часто встречается в литературе. Пожалуй, с ней можно согласиться, но лишь отчасти. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности.
О. Олейник считает, что «лицензирование — это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:
— государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности;
— государственный контроль за осуществлением деятельности;
— возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства». Олейник О. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // Закон. 1994. № 6. С. 17.
В целом эти точки зрения позволяют выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование.
Во-первых, лицензирование, как специфический вид деятельности компетентных органов, представляет собой комплекс мероприятий по предоставлению, отзыву, приостановлению действия лицензий и т.п., проводимых органами государства в рамках их компетенции. Наиболее близкое определение присутствует в действующем законодательстве.
Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за выполнением субъектами лицензионных отношений правил лицензирования, привлечения к ответственности нарушителей этих правил. Сюда же можно включить особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.
В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении им отдельных видов деятельности.
Закон о лицензировании (ст. 2) дает следующее легитимное определение: «Лицензирование — это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».
Здесь, как представляется, сделан «бюрократический» уклон на то, что лицензирование является комплексом действий органов государства. Хотя, в большей степени, лицензирование представляет собой один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности. Как уже говорилось выше, в условиях советской правовой системы он применялся редко ввиду очевидного примата публично-правовых институтов над интересами субъектов предпринимательской деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением надзора в сфере частноправовой деятельности. Становление же рыночной экономики вызвало к жизни этот метод государственного управления.
Лицензирование является особым методом регламентации общественных отношений: взаимоотношения лицензиата с лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, — именно данное обстоятельство согласно пункту 3 статье 2 ГК РФ, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства.
Хотя ГК РФ в статье 49 отмечает, что юридические лица вправе заниматься любой деятельностью, которая разрешена законом и зафиксирована в уставе, но есть виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальное разрешение — лицензию. Это правило распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей.
Из смысла статьи 49 ГК РФ можно сделать вывод, что лицензией является специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо имеет право заниматься видами деятельности, перечень которых устанавливается законом.
Видимо, статья 49 ГК РФ нуждается в корректировке.
Во-первых, к юридическим лицам нужно добавить и индивидуальных предпринимателей.
Во-вторых, вместо слов «устанавливается законом» нужно использовать «устанавливаются федеральными законами», т.к. действие Закона о лицензировании распространяется не на все лицензируемые виды деятельности, следовательно, единого закона в этой области просто нет. Комментарий к ГК РФ / Под ред. О.Н. Садикова. — М., 2000.
Гораздо более удачно сформулировано определение лицензии в Законе о лицензировании. В соответствии со статье 2 Закона лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В то же время в статье 3 Закона о лицензировании зафиксированы принципы осуществления лицензирования. Это:
— обеспечение единства экономического пространства на территории РФ. Этот принцип выражается в том, что, во-первых, почти все лицензируемые виды деятельности регламентируются федеральными актами; во-вторых, при наличии договора между субъектами РФ лицензия, выданная на территории одного субъекта РФ, может действовать и на территории другого субъекта; в-третьих, размер лицензионного сбора одинаковый на всей территории РФ, и т.д.;
— установление единого перечня лицензируемых видов деятельности. Этот перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
— установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. Этот порядок установлен федеральными актами;
— установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В развитие положений Закона и Постановления о лицензировании Правительство РФ приняло положения о лицензировании конкретных видов деятельности. См., например, Положение о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых (утв. постановлением Правительства РФ от 10 октября 2002 г. № 753) // РГ № 201 23.10.2002 г. Ранее эти положения утверждались федеральными министерствами, их структурными подразделениями, органами власти субъектов РФ;
— гласность и открытость лицензирования. Этот принцип выражается в том, что все законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования, подлежат официальному опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
— соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Этот принцип также закреплён в Конституции РФ (ч.2 ст.15) и выражается в обязанности каждого соблюдать предписания законов, иных нормативно-правовых актов.
Источник: infopedia.su
Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности
17.1. Сущность лицензирования В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.
Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.
Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст.
1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны, и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.
В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования. Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ.
Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности.
В уведомлении указываются следующие сведения: — наименование, организационно-правовая форма и местонахождение — для юридического лица; — фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуальных предпринимателей; — лицензируемая деятельность; — номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего; — идентификационный номер налогоплательщика лицензиата; — место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ; — дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ. При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.
Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица. В-третьих, лицензия выдается на определенный срок — не менее 5 лет.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. 17.2. Порядок лицензирования Процедура лицензирования включает в себя нижеперечисленные этапы.
1. Представление в соответствующий лицензирующий орган необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: — полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица; — фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя; — идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; — лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы: — копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для юридического лица; — документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; — копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п.
1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии. 2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии.
Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
3. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии; в случае отказа в предоставлении лицензии уведомление направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором указываются: — наименование лицензирующего органа; — полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; — фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; — лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг); — срок действия лицензии; — идентификационный номер налогоплательщика; — номер лицензии; — дата принятия решения о предоставлении лицензии.
17.3. Приостановление действия и аннулирование лицензии Порядок приостановления действия и аннулирования лицензии закреплен ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ. В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата. Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа. Со дня вступления в законную силу такого решения ее действие прекращается.
Действие лицензии прекращается также: 1) со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; 2) со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата — юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности. Вопросы и задания для повторения 1. Сформулируйте понятия «лицензия», «лицензирование».
2. Какие нормативно-правовые акты регулируют в настоящее время отношения, связанные с лицензированием? 3. В каком порядке осуществляется лицензирование? 4. Назовите основания и охарактеризуйте порядок приостановления действия и аннулирования лицензии. 5. В каких ситуациях лицензирующий орган вправе отказать в даче лицензии?
Источник: studfile.net