«Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Приватизация на**баловка | Игорь Рыбаков | Россия | Бизнес #Shorts
Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.
Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысяч.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Глобальная приватизация | Игорь Рыбаков | Россия | Бизнес
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.
Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.»
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
РИА Новости / Игорь Михалев
С момента начала приватизации и начался развал страны. Во время войны промышленность была разрушена меньше, чем во времена приватизации. Это мои предположения. С тех пор прошло почти тридцать лет, пожалуй, уже пора сделать ревизию экономической ситуации по всей стране, проанализировать результаты, сделать выводы и, возможно, что-то исправить. К этой работе надо привлечь учёных, экономистов, юристов,программистов.
Надо разработать специальную компьютерную программу, единую для всей страны, в которой бы можно было учесть все нюансы приватизации в соответствии с законодательством и видеть ежегодные итоги. Работа большая и сложная. Надо обработать все приватизированные предприятия, установить численность акционеров, причину развала или процветания предприятия.
Установить, кто поимел выгоду от развала предприятия и чем занимается сейчас. По количеству акционеров будет видно сколько люди вложили ваучеров в предприятие, на котором работали. Вероятнее всего, вложили не только свои, но и своих несовершеннолетних детей и родителей — пенсионеров.
Если окажется, что предприятия нет, значит и ваучеры вложены зря, люди остались без работы и без ваучеров. Результат — трагедия людей, обманутых акционеров. Это же обман на государственном уровне. Сколько таких обманутых людей по всей стране, станет видно из проделанной работы. Итог этой работы надо вести по годам, учитывать все изменения в законодательстве.
Прошло не так много времени. По документам можно всё восстановить. Во времена приватизации всё делалось быстро, проверять и контролировать, предположительно, было некому и некогда, да и понять, что происходит, было трудно.
Может быть, привлечь к этой работе армию прошедших обучение управленцев. Там бы они, точно, набрались жизненного опыта и экономических знаний. И, возможно, увидели бы масштабы обмана, и ту пропасть, в которую толкали страну.
Пора бы уже назвать этих людей, причастных к развалу экономики страны, и предъявить им обвинения.
Специалистов для исследования лучше привлекать из других регионов и к ним, по возможности, бывших работников бухгалтерий проверяемых предприятий, возможно уже пенсионеров. Они знают ситуацию изнутри. Ответственность за работу комиссий возложить на губернаторов.
Провести расследование причин развала экономики по каждому населённому пункту. Учесть все предприятия, колхозы, совхозы, которые были до приватизации. Какие у предпрятий на балансе были дома отдыха, пионерские лагеря. Какую выпускали продукцию, в каком количестве, какие остались и как работают сейчас. Какие из них развалились и кто виноват в развале.
Какие появились новые предприятия, что выпускают и кому принадлежат. Анализ исследования покажет результат, что мы имеем сегодня по регионам и по стране, что приобрели и что потеряли.
По окончанию этой работы прояснится, где мы были в момент приватизации и где сейчас, спустя почти три десятилетия. Появится новое видение, куда мы идём и что надо делать, чтобы дойти туда, куда идём. И знаем ли мы вообще, куда идём. Может быть, надо выработать чёткую концепцию направления движения к цели, а если нет чёткой цели, определить цель.
Такое впечатление, что сегодня мы просто держимся на плаву, пытаемся грести. А вот куда – надо уточнить: к коммунизму, к социализму, к капитализму, или, просто, к светлому будущему, пока без названия. Но будущее обязательно должно быть светлым, чтобы всем захотелось туда попасть и там жить. А тому, кто нарушил законы во времена «прихватизации», и незаконно обогатился, предложить добровольно-принудительно поделиться своими миллиардами. Компенсировать обманутым акционерам хотя бы моральный ущерб.
В СССР был строгий учёт и отчётность. Итоги работы печатались и были всем доступны. А теперь «Форбс» ежегодно печатает только сведения о миллиардерах, но не печатает, каким трудом эти миллиарды заработаны. Люди работают в правительстве, получают зарплату и ещё к ним откуда-то падают миллиарды. Откуда? Они на двух или на трёх работах работают? И везде в три смены?
Даже при таком раскладе миллиарды нельзя заработать. Или можно? Тогда рассекретьте, как это можно. И все, у кого ветер в карманах, воспользуются секретной схемой, и не будет больше бедных в России. Государство же ставит своей первоочередной задачей победить бедность? Правильно?
Или это шутка?
Те же, кто сомнительным способом смог прибрать к своим рукам прибыльные предприятия в собственность, получают прибыль от их работы и присваивают себе. Единолично пользуются национальными природными ресурсами. Накапливают миллиарды себе. Себе покупают яхты, самолёты, дворцы и замки за границей, футбольные клубы….
Скупают земли в нашей стране, строят себе дворцы с золотыми унитазами, нагло и откровенно среди обнищавших и униженных людей. Об этом ежедневно, без зазрения совести вещают по телевидению, пишут в новостях. И этой своей наглостью и безнаказанностью ещё больше унижают людей. Всем известно, откуда эти миллиарды. Пора положить этому конец.
Что-то в нашем законодательстве не так, это что-то надо подправить. Собственность надо уважать и охранять, но только ту, которая честно заработана.
Нужно провести честное и справедливое расследование, проанализировать и найти возможность вытащить обычных наших людей из ямы, в которую их загнали перестройкой, людей, которые в большинстве своём в СССР были успешными и уважаемыми, а сейчас стали нищими и униженными. Это большая и важная работа и сегодня такую работу можно и нужно сделать. И сделать чем быстрее, тем лучше. Вопрос только, нужно ли это правящей верхушке.
Люди, которые сейчас у власти, почти все были и прежде у власти. Почти все были членами руководящей компартии. Они же и написали законы для своего обогащения.Так вот мирно и незаметно перетекло общее народное достояние к ним в собственность, в частные руки тех, кто стоял у власти или был близок к ней. Социализм заменили на капитализм.
Это действо стало примером для нечистых на руку и на помыслы разных уровней мошенников, которых стало в нашей жизни немеряно. Пришло время, когда никому нельзя доверять, стало страшно жить.
Согласен со статьёй. Вы прочли моё «Предисловие». Вот фрагмент:
. Власть законы сочиняет
И в них лазейки оставляет.
Лазейки эти ей нужны,
Чтоб жиреть за счет страны.
Чтоб у народа воровать,
Но «законно» всё чтоб было.
Вот такая наша власть.
Чтоб ей пусто было.
Хитрый ваучер ввели,
Чтоб подумать мы могли,
Что богатства из земли
Власть поделит справедливо.
Но не тут-то было.
Ваучеры она скупила
И богатства поделила
Между теми кто хитрей,
Ближе к босу и наглей.
Так в России появился
Клан преступный богачей.
Они по всей по вертикали
Своих братков понасажали
Теперь «братская» семья
Тянет соки из меня.
Тарифы, цены, ЖКХ,
СМИ, заводы, нефть, Госстрах –
Всё в нечистых их руках,
А народ у них в ногах.
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru
Приватизация предприятия — понятие, суть, методы и особенности
Основными направлениями формирования рыночной экономики в России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В связи с этим в период перехода России к многовекторной структуре необходимо было трансформировать государственную собственность на основе ее приватизации и разгосударствления, что являлось важным условием формирования рынка. В этих условиях необходимо понимать и анализировать процессы приватизации, происходящие в России, выявлять задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и ошибки.
Экономические реформы в России (структурные, ценовые, финансовые) проводятся в каждой сфере как в разных временных потоках, так и с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственной и муниципальной собственности, являющаяся стержнем экономических реформ, осуществлялась быстро и последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) наиболее ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализ теории и практики приватизации занимает все более важное место во внутренней экономической науке. Это связано с тремя причинами. Во-первых, необходимость понимания изменений, происходящих в экономиках разных стран в период перехода от административной к рыночной экономике; во-вторых, постоянное внимание российских исследователей к проблемам развития имущественных отношений; в-третьих, использование приватизационной «карты» в острых политических противоречиях и вовлечение всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации и обобщении ее практики остается много спорных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Кроме того, в условиях перехода России к рыночной экономике возникают новые вопросы, важные для дальнейшего использования процесса приватизации.
Следует иметь в виду, что даже термин «приватизация», его отношение к категориям «частная собственность», «разгосударствление» по-прежнему интерпретируются по-разному. Особенно горячими являются дискуссии о месте приватизации в экономических реформах; о последовательности или синхронности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, оплаты и безвозмездности в используемых моделях приватизации. Отдельными проблемами остаются критерии выбора метода приватизации, определение ее темпов, приоритетов.
Анализ организации процесса приватизации в российской экономике выявляет ряд присущих ей особенностей, как положительных, так и отрицательных. Основные негативные особенности заключаются в следующем.
- единые методы приватизации для предприятий различных отраслей промышленности, объединенные стоимостью основных средств и количеством трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к процедуре согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования до первого варианта с выпуском «золотой акции».
- игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и методах приватизации между регионами в большей степени обусловлены действиями местных органов власти за пределами их юрисдикции.
- преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационной формой стало внедрение системы приватизационных чеков на предъявителя.
- административная постановка высоких «задач» по условиям и объему приватизации.
Неэкономические ограничения в процессе приватизации породили возникновение проблем, которые не были решены на начальном этапе. Среди них — порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи земли и недвижимости пользователям.
Многие элементы механизма приватизации начального этапа сохраняются в модели постприватизации. Это перечень и критерии применения методов приватизации, перечни приоритетных направлений приватизации, функции государственных органов. Главное отличие — переход к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.
Разработка общей стратегии приватизационных действий стала отправной точкой для принятия конкретных решений о методах, темпах, приоритете приватизации и методах оценки активов.
Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что значительная часть как профессионалов, так и населения имеет негативный имидж процесса приватизации. Правда, в нынешней модели приватизации доминировали методы, формально направленные на компенсационное правосудие («чековая приватизация»).
Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и результатами чековых аукционов, по-прежнему актуально, поскольку такая же процедура предлагается и на денежных аукционах при продаже акций реорганизованных компаний. Кроме того, цена акций, полученная на чековых аукционах, является основой для цены денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий, как правило, достаточно надежны, но в настоящее время являются низкодоходными и имеют низкую ликвидность.
Завершение первого этапа приватизации в России (так называемой «ваучерной приватизации») требует оценки ее результатов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации требует прогнозирования развития предприятий после приватизации.
Понятие приватизации
- Передача государственной собственности частным лицам (частному сектору) или смена государственной собственности на частную;
- Полная продажа государственных предприятий частным лицам;
- Продажа части активов;
- Передача государственной собственности частному сектору, с тем чтобы распределение ресурсов и взаимодействие происходило через рынок.
Несмотря на разнообразие определений, можно выделить две основные модели приватизации: стоимостную и бесплатную. Каждый из них основан на определенных аргументах и соображениях.
Свободная приватизация. Основные аргументы в его пользу можно обобщить следующим образом: Поскольку в условиях государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем имущества, он должен был трансформироваться из формального в реального владельца путем выделения части государственного имущества. Это создаст стимулы для продуктивной работы, экономии средств и более эффективного использования ограниченных ресурсов. Практическая реализация связана с выдачей приватизационных ваучеров всем гражданам.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этой процедуры — продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что компания сначала конвертируется в акционерное общество, а затем ее акции продаются на бирже. Его сторонники отмечают, что только в этом случае можно создать эффективного владельца.
Это также ведет к увеличению доходной части бюджета.
Суть приватизации
Процесс приватизации является противоположностью национализации. Другими словами, это передача собственности от государства в частные руки. Процесс приватизации тесно связан с разгосударствлением — переходом от государства к физическим и юридическим лицам в полном или частичном объеме функций хозяйственного управления (заменой вертикальных связей между министерствами и ведомствами и административными органами и предприятиями на горизонтальные — связи между предприятиями).
В России приватизация означала передачу собственности Российской Федерации в частные руки. Начало приватизации относится к 90-м годам прошлого века. Приватизация тесно связана с именами Гайдара и Чубайса, которые в то время занимали ключевые посты в правительстве.
Таким образом, процесс приватизации предполагает передачу в частную собственность имущества, находящегося под управлением государства или МСУ.
Процесс приватизации постоянно затрагивает широкий спектр государственной собственности. Экономическое значение приватизации предприятий велико, поскольку она является важнейшим этапом перехода от административной к рыночной экономике.
На данном этапе процесс приватизации относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Ежегодно правительство готовит план приватизации государственного имущества, который содержит полную информацию об объектах, подлежащих приватизации, и их характеристиках.
Методы приватизации предприятий
Закон допускает три способа проведения приватизации государственного или муниципального предприятия. В том числе: Аукцион, продажа доли капитала предприятия, покупка имущества.
Успех приватизации во многом зависит от открытости и гласности ее проведения, полноты информации и доступности для общественности. Закон о приватизации предусматривает, что если планируется продажа долей в капитале компании, то эта информация должна быть опубликована в специальном бюллетене фондов недвижимости.
Преимущества и недостатки приватизации предприятий
Приватизация предприятий оказала большое влияние на экономику России. Были как положительные, так и отрицательные последствия. Наиболее выраженные минусы приватизации следующие:
Те же самые методы приватизации применялись к предприятиям совершенно разных отраслей и направлений деятельности. Характер приватизации был минимизирован до уровня упорядочения планов приватизации.
Отрицание территориальных особенностей приватизации. Разнообразие темпов и методов приватизации было обусловлено действиями органов местного самоуправления, которые были не очень компетентны в этом вопросе.
Положительный эффект от приватизации заключается в следующем:
- Приватизация в основном осуществлялась свободно методом передачи права собственности. Его организационной формой была система чеков на предъявителя.
- Передача предприятий и собственности в частные руки позволила использовать их по своему усмотрению.
Ограничение неэкономического характера привело к ряду проблем, которые не были решены на начальном этапе формирования приватизации. Это, например, таможенное применение и финансирование ценностей, параметры продажи земли и другой недвижимости.
В целом, процесс приватизации предприятий должен поддерживаться на двух уровнях: на государственном уровне и на уровне трудового коллектива конкретного предприятия. Низкое количество предложений по приватизации приводит к высокому уровню негативного восприятия приватизации профессионалами и обществом.
Особенности методов приватизации предприятий
Одним из методов приватизации является продажа компании на основе тендерной процедуры. Такие тендеры — редкость. Тендер объявляется при выполнении условий:
- сохранение направления деятельности предприятия
- сохранение численности работников
- Поддержка объектов социальной сферы
- Способность инвестировать определенную сумму денег.
Существует два вида тендеров: коммерческие (в том числе с ограниченным числом участников) и некоммерческие инвестиционные (инвестиционный).
Проведение аукциона — более распространенный способ приватизации компании. На открытых аукционах физические или юридические лица приобретают имущество. Здесь нет специальных требований к предмету приватизации. Человек, делающий ставку на самую высокую цену за бизнес, становится владельцем. В связи с этим используется приватизация на основе аукциона:
- Предприятия или их подразделения, которые делятся на отдельные компании.
- Здания, машины, оборудование, патенты, лицензии ликвидируемых предприятий.
- незавершённое строительство
- Акции и акции компаний, создаваемых в ходе преобразования государственного или муниципального предприятия.
Решение о продаже компании принимается правительством штата, а продавцом на аукционе является фонд недвижимости. Этот фонд публикует всю необходимую информацию об аукционе как минимум за три недели до его проведения. Должны быть опубликованы все важные характеристики объекта, выставленного на продажу: месторасположение, площадь, вид продукции, оценочная стоимость и др. Аукцион открыт для граждан и юридических лиц, которые подают заявку на участие, документы и залог в размере 10% от стартовой цены объекта.
Аукцион может быть открытым или закрытым. Правила проведения закрытых аукционов регулируются Правилами процедуры Комитета по управлению государственным имуществом Российской Федерации.
Предприятие также может быть приватизировано путем продажи долей в уставном капитале. Фонд государственного имущества может продавать акции среди работников предприятия по льготной цене. Продажа может быть осуществлена не ранее, чем через месяц после создания предприятия в форме акционерного общества. Не проданные акции остаются в распоряжении Фонда государственного имущества. Деньги, вырученные от продажи акций предприятия, перечисляются на счет продавца, открытый в местном банке, а затем распределяются в соответствии с законом.
- Экономическая теория
- Экономика
- Экономическая безопасность предприятия — определение, параметры оценки и меры предотвращения угроз
- Методы конкуренции в экономике — концепция, модели и характер
- Развитие рыночных структур — особенности и определения
- Теория экономических колебаний — суть, концепция и виды
- Антимонопольное законодательство — источники права и способы регулирования
- Мировая промышленность — описание и концепция
- Аудит экономической безопасности — необходимость, факторы и индикаторы
- Виды и формы экономических отношений — компоненты, концепция и сущность
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org
Приватизация: значение, виды, преимущества и недостатки

Мир бизнеса наполнен многочисленными приспособлениями для выживания корпораций. В данной статье исследуется значение, история и различные виды приватизации, а также ее преимущества и недостатки. В нем также рассматриваются проблемы, возникающие в результате реализации политики приватизации, и ее влияние на общество в целом.
Что такое приватизация?
Приватизация — это процесс передачи собственности или контроля над государственными активами, услугами или отраслями в частные руки. Этот процесс обычно включает продажу государственных предприятий или активов частным компаниям и введение конкуренции в частном секторе в традиционно государственных секторах.
История приватизации: всесторонний обзор
Концепция приватизации существовала веками, но в конце 20 века она получила значительный импульс. В этот период многие правительства по всему миру начали распродавать государственные предприятия и активы, ссылаясь на ряд причин, включая необходимость сокращения бюджетного дефицита, повышения эффективности и развития конкуренции.
Тенденция к приватизации началась в Великобритании в 1980-х годах под руководством Маргарет Тэтчер, которая инициировала волну приватизации, которая включала продажу государственных коммунальных услуг, таких как British Telecom, British Gas и British Airways. Эта модель вскоре была воспроизведена в других странах, включая Австралию, Новую Зеландию и США.
С тех пор приватизация стала глобальным явлением, и правительства по всему миру осуществляют различные формы приватизации в таких секторах, как здравоохранение, образование, транспорт, энергетика и телекоммуникации.
Виды приватизации
Существуют различные виды приватизации, от частичной до полной передачи государственных активов и услуг.
1. Частичная приватизация
Предполагает продажу миноритарных пакетов акций публичных компаний, что позволяет частным инвесторам участвовать в процессах их управления и принятия решений. Эта модель обычно используется в финансовом секторе, где правительства часто продают миноритарные доли в государственных банках частным инвесторам.
Другой формой частичной приватизации является заключение контрактов, когда правительство передает предоставление государственных услуг частным компаниям. Эта модель обычно используется в таких секторах, как управление отходами, здравоохранение и транспорт.
2. Полная приватизация
С другой стороны, предполагает полную передачу права собственности и контроля над государственными активами и услугами частным лицам.
Эта модель обычно используется в таких секторах, как энергетика, телекоммуникации и транспорт.
3. Ваучерная приватизация
Где правительство раздает гражданам ваучеры, которые можно использовать для покупки акций государственных предприятий.
Эта модель использовалась в таких странах, как Россия и Чехия, после распада Советского Союза.
Наконец, существует также форма приватизации, известная как государственно-частное партнерство (ГЧП), где правительство и частные компании сотрудничают для финансирования, строительства и эксплуатации проектов общественной инфраструктуры. ГЧП обычно используются в таких секторах, как транспорт, энергетика и здравоохранение, и рассматриваются как способ использовать опыт и ресурсы частного сектора для более эффективного предоставления государственных услуг.
Преимущества и недостатки приватизации
Приватизация имеет как преимущества, так и недостатки, и ее влияние на общество зависит от конкретного контекста и реализации.
Одним из преимуществ приватизации является то, что она может повысить эффективность и производительность за счет введения конкуренции и стимулирования частных компаний к инновациям и улучшению предоставления услуг. Это может привести к снижению затрат для потребителей, повышению качества услуг и более эффективному использованию ресурсов.
Еще одним преимуществом является то, что приватизация может сократить дефицит государственного бюджета за счет получения доходов от продажи государственных активов и уменьшения потребности в государственных субсидиях для поддержки государственных предприятий.
Однако у приватизации есть и недостатки. Одним из основных критических замечаний является то, что это может привести к ограничению доступа к государственным услугам для маргинализированных сообществ, которые могут быть не в состоянии позволить себе более высокие цены, взимаемые частными компаниями. Это особенно верно в таких секторах, как здравоохранение, образование и общественный транспорт, где предоставление услуг считается одним из основных прав человека.
Другая критика заключается в том, что приватизация может привести к созданию монополий, поскольку частные компании могут стремиться доминировать на рынке для увеличения прибыли. Это может привести к повышению цен и снижению конкуренции, что может нанести ущерб потребителям.
Приватизация также может привести к сокращению рабочих мест, особенно в краткосрочной перспективе, поскольку частные компании могут стремиться рационализировать операции и сократить расходы для повышения прибыльности. Это может негативно сказаться на работниках, особенно на тех, кто работает на государственных предприятиях, которые были проданы частным инвесторам.
Проблемы и ловушки приватизации: уроки, извлеченные из прошлого опыта
Приватизация проводилась во многих странах мира, и были как успешные, так и неудачные примеры. Некоторые из проблем и ловушек приватизации включают в себя:
- Отсутствие прозрачности и подотчетности: В некоторых случаях процесс приватизации может быть непрозрачным, и правительство может не нести ответственности за свои решения. Это может привести к коррупции и подорвать доверие общества к правительству и к самому процессу приватизации.
- Регуляторный захват: Частные компании могут стремиться влиять на регулирование в свою пользу и могут использовать свою власть и ресурсы для лоббирования политики, отвечающей их интересам. Это может привести к захвату регулирующих органов, когда регулирующие органы будут больше сосредотачиваться на обслуживании интересов частных компаний, а не на защите общественных интересов.
- Политическая нестабильность: Приватизация может быть политически чувствительным вопросом, особенно если она связана с продажей государственных активов, имеющих стратегическое значение. В некоторых случаях приватизация может привести к социальным волнениям и политической нестабильности, поскольку она может восприниматься как угроза национальному суверенитету и общественным интересам.
- Неадекватная подготовка и наращивание потенциала: Приватизация может быть сложным процессом, и у правительств может не быть необходимого опыта или ресурсов для ее эффективного осуществления. Это может привести к неадекватной подготовке и наращиванию потенциала, что может подорвать успех процесса приватизации.
Альтернативные модели приватизации: изучение государственно-частного партнерства
В ответ на проблемы и ловушки приватизации некоторые правительства изучили альтернативные модели, такие как государственно-частные партнерства (ГЧП).
ГЧП предполагает сотрудничество между государственным и частным секторами, где частный сектор обеспечивает финансирование, экспертизу и управление, в то время как государственный сектор сохраняет за собой право собственности и надзор за услугами или инфраструктурой.
ГЧП может предложить несколько преимуществ, таких как повышение эффективности и инноваций, снижение затрат и улучшение предоставления услуг. Они также могут предложить более гибкий подход к финансированию, поскольку партнеры из частного сектора могут предоставлять финансирование, не связанное с ограничениями заимствования в государственном секторе.
Однако у ГЧП также есть некоторые потенциальные недостатки, такие как отсутствие прозрачности и подотчетности, а также возможность для партнеров из частного сектора ставить прибыль выше общественных интересов.
Заключение
Таким образом, приватизация представляет собой сложный процесс, который имеет как преимущества, так и недостатки. Хотя это может привести к повышению эффективности и производительности, это также может привести к ограничению доступа к государственным услугам для маргинализированных сообществ и потере рабочих мест.
Важно решить проблемы и ловушки и изучить альтернативные модели, такие как государственно-частное партнерство, для успешной реализации.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Почему проводится приватизация?
Приватизация осуществляется по разным причинам, например, для повышения эффективности и производительности, сокращения государственного дефицита и поощрения инвестиций частного сектора.
Каковы некоторые из проблем приватизации?
Некоторые из проблем приватизации включают ограниченный доступ к государственным услугам для маргинализированных сообществ, создание монополий, потерю рабочих мест, отсутствие прозрачности и подотчетности, захват регулирующих органов, политическую нестабильность и недостаточную подготовку и наращивание потенциала.
Ричард — блестящий автор юридических текстов, который по совместительству является финансовым юристом. Он использует свои богатые юридические знания в области корпоративных коммерческих сделок, предлагая наилучшие условия, превосходящие ожидания.
Рекомендуемые статьи
- Как заработать в социальных сетях
- Как заработать деньги в Интернете (с полным руководством)
- Как мгновенно отправить деньги в Нигерию с помощью Wise (Transferwise)
- Как начать инвестировать в биткойн в Нигерии
- Как создать блог менее чем за 20 минут
- Самый прибыльный бизнес в Нигерии (2023 г.)
- Как заработать в Интернете в Нигерии (2023)
- Список банков в Нигерии с их реквизитами
- 7 лучших кредитных приложений в Нигерии для получения быстрого кредита без залога (2023 г.)
- Легальные онлайн-работы в Нигерии, которыми каждый может заниматься из дома (2023 г.)
- Как заработать на блоге (2023)
Источник: www.makemoney.ng
