Привлечение ИП к административной ответственности как должностное лицо

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Отменено постановление должностного лица о привлечении к административной ответственности ИП

Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Что изменилось по привлечению работодателя к административной ответственности

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Комментарий к Статье 2.4 КоАП РФ

В КоАП впервые закрепляется понятие должностного лица. Сам термин «должностное лицо» использовался и в старом Кодексе 1984 года. Однако тогда законодатель не определил критерии отнесения служащих к должностным лицам, в результате чего достаточно долгое время при определении круга должностных лиц правоприменители руководствовались определением, существующим в уголовном законодательстве.

Определение должностного лица, данное в примечании к ст. 2.4 КоАП, практически совпадает с понятием должностного лица, данным в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, что позволяет говорить о едином подходе к данному понятию в российском законодательстве.

При анализе примечания к ст. 2.4 КоАП становится очевидно, что в основу определения понятия должностного лица положены два критерия: обладание полномочиями распорядительного или административно-хозяйственного характера (представители власти обладают распорядительными полномочиями внешневластного характера).

При определении круга представителей власти допустимо использовать по аналогии Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». В нем устанавливается, что «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности». К таковым, например, могут относиться: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Это Постановление также примерно указывает, какие функции следует считать организационно-распорядительными и административно-хозяйственными. В соответствии с п. 3 Постановления организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а административно-хозяйственными — по управлению вещами.

Таким образом, для того, чтобы определить, является ли конкретный государственный или муниципальный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами. Такие полномочия могут указываться как в должностном регламенте и служебном контракте, так и в общих компетенционных актах (например, в положении о государственном органе, в котором он работает). Управление в данном случае обозначает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации), юридических лиц (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).

К должностным лицам могут относиться не только служащие государственных и муниципальных органов, но и работники других организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Вместе с тем следует иметь в виду, что некоторые другие нормативные акты могут использовать и принципиально иные определения должностного лица, применимые к государственной или муниципальной службе. Так, например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Вполне очевидно, что данное определение гораздо шире, чем используемые в Уголовного кодекса и КоАП, так как под него попадают практически все муниципальные служащие. В то же время в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчеркивается, что указанное определение должностного лица используется только для целей настоящего Закона. Таким образом, при привлечении муниципальных служащих к административной и уголовной ответственности следует руководствоваться определениями, приведенными в Уголовного кодекса и КоАП, в иных случаях — в Законе о местном самоуправлении.

Читайте также:  Как закрыть ИП через Госуслуги пошаговая инструкция с долгами

Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности. По общему правилу должностные лица несут административную ответственность в большем размере, по сравнению с гражданами.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Непременным условием привлечения таких лиц к административной ответственности является наличие в их деянии вины (ст. 2.2 КоАП).

Должностные лица, выполняющие функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, являются субъектами административной ответственности различных групп правонарушений, составы которых содержит Особенная часть Кодекса (раздел II).

Сравнивая КоАП с КоАП РСФСР 1984 года, можно с уверенностью утверждать, что законодатель сохранил свой подход к административно-правовому статусу должностных лиц в части их ответственности. По-прежнему в качестве основных к ним применяются такие наказания, как предупреждение и административный штраф. Данные взыскания могут быть применены в отношении любой категории должностных лиц, указанных в ст. 2.4 КоАП. Примечательно, однако, что в большинстве составов именно административный штраф как санкция превалирует над остальными мерами ответственности, и не только в отношении должностных лиц, но и иных субъектов ответственности.

Что касается той категории должностных лиц, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в исполнительном органе управления юридического лица, являются членами совета директоров, осуществляют предпринимательскую деятельность в качестве юридического лица, помимо перечисленных выше мер административной ответственности, в качестве основной к ним может применяться новая, ранее не предусмотренная санкция — дисквалификация. Распространяется данное наказание и на арбитражных управляющих. Указанная мера административной ответственности назначается только в судебном порядке.

В качестве дополнительного наказания, применяемого к должностным лицам, КоАП называет конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения. Учитывая множество постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, отменяющих административный порядок конфискации, законодатель теперь прямо указывает на то, что данное взыскание может применяться только в судебном порядке.

Другой комментарий к Ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья посвящена административной ответственности специального субъекта — должностного лица. В рассматриваемой статье впервые в законодательстве об административной ответственности закрепляется понятие должностного лица. В отличие от понятия должностного лица, закрепленного в УК, КоАП РФ дает более широкое его определение. Под должностным лицом, согласно Кодексу, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное, в установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К должностным лицам КоАП РФ относит также руководителей и других работников иных организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к административно-хозяйственным — полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, и иные действия.

В некоторых статьях Особенной части КоАП РФ должностные лица конкретизируются. Так, в ст.5.28-5.33, 5.42 субъектом административной ответственности названы работодатель или лицо, его представляющее, в ст.5.25 — председатель участковой избирательной комиссии или комиссии референдума, в ст.8.16 — капитан судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства и др.

2. Должностные лица подлежат административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая формулировка представляется слишком широкой, ибо в большинстве случаев неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей является служебным (дисциплинарным) правонарушением, за которое должна наступать дисциплинарная ответственность.

По всей видимости, административная ответственность должностного лица должна наступать за неисполнение правил, обеспечение исполнения которых входит в его служебные обязанности. Однако правила, исполнение которых входит в должностные обязанности, в КоАП РФ не определены. Конкретное должностное лицо обязано исполнять те закрепленные в нормах права правила, которые обусловлены тем, в каком государственном органе, организации он исполняет свои обязанности, какую занимает должность или осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Административная ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов административных правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП РФ.

Источник: koapkodeksrf.ru

За правонарушения по 16 главе КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут ответственность как юрлица

Конституционный Суд РФ отказался принять к рассмотрению жалобу гражданина, который полагал, что примечания к ст. 16.1 КоАП РФ нарушают его конституционные права. Указанными положениями предусматривается, что индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, предусмотренную гл. 16 КоАП РФ, так же, как юрлица.

Конституционный Суд РФ (далее — КС РФ, Суд) вынес Определение от 14.07.2011 N 1031-О-О [1] (далее — Определение), отказав в принятии к рассмотрению жалобы гражданина РФ, который счел, что примечания к ст. 16.1 КоАП РФ нарушают его конституционные права.

Напомним, что указанная статья предусматривает ответственность за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ и содержит два примечания. Согласно первому из них за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ [2], индивидуальные предприниматели (далее — ИП, предприниматели) несут административную ответственность как юрлица. Второе примечание раскрывает понятие недействительных документов, указывая, что под ними следует понимать поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Индивидуальный предприниматель представил таможенному органу грузовую накладную, содержащую недостоверные сведения о количестве грузовых мест товарной партии, за что был привлечен к административной ответственности. Предприниматель оспорил постановление таможни о привлечении к административной ответственности в арбитражном суде, однако в удовлетворении его заявления было отказано.

Обращаясь в КС РФ, предприниматель счел, что положения указанных выше примечаний нарушают его права, поскольку позволяют привлечь ИП к административной ответственности как юрлиц без учета особенностей определения вины, предусмотренных для физлиц. Кроме того, заявитель полагал, что оспариваемые положения предусматривают ответственность за ошибки в оформлении документов, которые не влекут реального ущерба интересам, охраняемым законом.

Отказывая в принятии жалобы, КС РФ основывался на нормах Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которым ИП, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если указанным Кодексом не установлено иное. Исключение из этого правила закреплено в оспариваемом первом примечании к ст. 16.1 КоАП РФ. Таким образом, Суд делает вывод, что ИП отделены от должностных лиц, следовательно, для всех субъектов предпринимательской деятельности за нарушения в таможенной сфере предусмотрен единый режим административной ответственности (независимо от того, является лицо индивидуальным предпринимателем или организацией).

Читайте также:  Письмо о закрытии ИП для контрагентов образец

Кроме того, Суд пояснил, что ненадлежащее оформление грузовой накладной (указание в ней недостоверных сведений) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Административная ответственность за совершение данного правонарушения наступает независимо от факта неуплаты таможенных платежей или наступления иных материальных последствий. Такой вывод КС РФ делает на основании п. 2 ст. 182 ТК ТС, по смыслу которого грузовая накладная является перевозочным документом и может быть представлена в качестве транзитной декларации.

Таким образом, Суд счел, что оспариваемые примечания к ст. 16.1 КоАП РФ не содержат какой-либо неопределенности и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

[1] Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 N 1031-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Березовского Анатолия Алексеевича на нарушение его конституционных прав примечаниями к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

[2] Напомним, что гл. 16 КоАП РФ посвящена административным правонарушениям в области таможенного дела.

Когда руководителя могут привлечь к административной ответственности?

В случае противоправного действия либо бездействия юридического лица руководитель компании может быть привлечён к административной ответственности. Не застрахован от этого и бывший руководитель. Наш эксперт Андрей Логинов рассмотрел основные моменты, когда такое может случиться.

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В российском законодательстве под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения. Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).

Изучение законодательства позволяет говорить о том, что административная ответственность характеризуется следующими признаками:

  • она предусмотрена действующим законодательством;
  • наступает за правонарушение при наличии полного его состава;
  • опирается на государственное принуждение; особый аппарат представляет собой реализацию санкций юридических норм, применение к виновному мер наказания;
  • выражается в определённых неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т. д.);
  • возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных норм также влечёт за собой ответственность;
  • осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определённом порядке и в пределах своих полномочий.

Привлечение руководителя организации к административной ответственности

Обычно руководителем организации является сотрудник (физическое лицо), с которым заключён трудовой договор как с руководителем организации. Трудовая функция такого работника подразумевает руководство организацией и заключается в осуществлении функций единоличного исполнительного органа.

В процессе исполнения своих обязанностей, а именно выполняя организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, руководитель несёт ответственность как должностное лицо (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, ч. 1 ст. 273 ТК РФ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 № 21).

Однако возможен и другой вариант управления организацией. В нём функцию руководителя организации (единоличного исполнительного органа) выполняет юридическое лицо – управляющая компания (п. 2 ст. 40, ст. 42 Закона об ООО, п. 1 ст.

69 Закона об АО).

Если функции единоличного исполнительного органа выполняет юридическое лицо – управляющая компания, то в таком случае возможны два варианта привлечения к административной ответственности.

  • Ответственность несёт сама управляющая компания (ч. 9 ст. 2.10 КоАП РФ, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.07.2021 № Ф05-16664/2021).
  • Ответственность несёт руководитель управляющей компании как должностное лицо в случаях, которые прямо перечислены в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ (Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2020 № 16-7608/2020) либо в нормах Особенной части КоАП РФ (см., например, п. 2 примечания к ст. 9.1 КоАП РФ).

Если же функции единоличного исполнительного органа исполняет иное лицо (например, ликвидатор или конкурсный управляющий), их могут привлечь к ответственности, как привлекали бы руководителя, то есть в качестве должностного лица.

В судебной практике также прослеживается вывод о том, что к административной ответственности могут привлечь и бывшего руководителя организации.

СПС КонсультантПлюс предоставляет доступ к полной базе судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции всех инстанций.

Однако необходимо сделать оговорку о том факте, что привлекут бывшего руководителя организации к административной ответственности только в том случае, если не истек срок давности привлечения к ответственности.

Стоит отметить тот факт, что не привлекут к ответственности действующего руководителя за правонарушения, совершённые его предшественником, так как вины в действиях нынешнего руководителя не будет.

Следует учесть, что существует вероятность привлечения к ответственности бывшего руководителя за нарушения, которые были им допущены уже после освобождения им от исполнения функций единоличного исполнительного органа. Например, в том случае, если он не передал арбитражному управляющему необходимые ему сведения и (или) документы (ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ, п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве).

Нарушения, за которые руководитель организации понесёт административную ответственность

Постараемся рассмотреть некоторые основные моменты, когда руководителя организации могут привлечь к административной ответственности. К примеру, это следующие ситуации.

  1. Руководитель исполняет обязанности единолично исполняющего органа, будучи дисквалифицированным лицом, и при этом срок дисквалификации не окончился. За данное правонарушение предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей.
  1. Руководитель организации, как должностное лицо организации не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности, в результате чего были допущены нарушения. Единоличный исполнительный орган привлекут к ответственности:
    • за нарушения в области финансов, налогов, сборов и валютного законодательства (например, за нарушения, предусмотренные ст. ст. 15.11, 27 КоАП РФ);
    • за нарушения трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права (например, ст. 5.27 КоАП РФ), а также за нарушения при привлечении иностранных работников (ст. 18.15 КоАП РФ);
    • за нарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в области охраны окружающей среды и природопользования (например, за нарушения, предусмотренные ст. ст. 6.3, 2, 8.7, 8.14, 8.21, 8.26 КоАП РФ);
    • за нарушения в области охраны собственности, в том числе государственной и муниципальной (в частности, ст. ст. 7.19, 32.3, 7.35 КоАП РФ).

    Блок «Перспективы и риски спора в судах общей юрисдикции и арбитражных судах» СПС КонсультантПлюс поможет одержать победу в судебном споре.

    Исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод, что при рассмотрении данной категории дел к административной ответственности руководителя могут привлечь практически за любое правонарушение, предусмотренное КОАП, которое было совершено организацией в процессе своей хозяйственной деятельности и под руководством единоличного исполнительного органа, если за данное правонарушение предусмотрена ответственность должностного лица. По ряду административных правонарушений к ответственности привлекают в первую очередь ответственных должностных лиц, однако даже в этом случае ответственность руководителя не исключена.

    Также стоит отметить, что административная ответственность за правонарушение может быть предусмотрена и для организации, и для её должностных лиц. В таком случае привлечение организации к административной ответственности не освобождает от ответственности её руководителя.

    При возникновении ситуации, когда руководитель был привлечён к административной ответственности, и вы пытаетесь оспорить данное решение, в рамках справочно-правовой системы КонсультантПлюс существует специальный блок под названием «Перспективы и риски спора в судах общей юрисдикции и арбитражных судах». Данный блок поможет найти основания и судебную практику, которая окажет содействие при подготовке к судебному заседанию.

    Читайте также:  Совмещается ли ЕНВД и УСН

    Кроме того, в КонсультантПлюс можно найти пошаговые инструкции по процедуре обжалования решений, образцы заполнения исковых заявлений, а также подборки актуальной судебной практики по данной категории споров.

    Условия привлечения руководителя к административной ответственности

    Как мы уже рассмотрели ранее, административная ответственность — это виновное деяние (бездействие). Из этого следует, что главным признаком привлечения к административной ответственности руководителя является наличие вины в совершённом деянии (бездействии) и неистекший срок давности для привлечения к ответственности (ч. 1 ст. 1.5, ст. 4.5 КоАП РФ).

    Стоит отметить, что, исходя из КОАП, к ответственности, как правило, привлекают других должностных лиц юридического лица, но даже в таком случае привлечение единоличного исполнительного органа к ответственности не исключено. Например:

    1. Если это прямо предусмотрено КОАП РФ (например, по ст. 9.1 КОАП РФ). Только в случае отсутствия ответственного лица в компании привлекут руководителя организации.
    1. Если соответствующие должностные обязанности возложены на другое должностное лицо. Например, за нарушения в области бухучёта к административной ответственности привлекают, как правило, бухгалтера.

    В то же время законодательство об административных правонарушениях не запрещает привлекать к ответственности нескольких лиц за одно и то же нарушение (см., например, п. 18 подразд. 1.2 разд. I Докладов с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований, утверждённых МЧС России 16.10.2017).

    Однако возможны ситуации, когда руководитель может избежать наказания, если будет доказано, что единоличный исполнительный орган действовал в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ), либо правонарушение признано малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ), либо имеются иные основания, предусмотренные законодательством, освобождающие лицо от ответственности.

    Подводя итог, можно сделать вывод, что привлечь к административной ответственности могут и руководителя, который является работником организации, и управляющую компанию, которая осуществляет функции единоличного исполнительного органа юрлица.

    Как правило, руководителя организации привлекают к административной ответственности, если он не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности, в результате чего в деятельности организации были допущены нарушения.

    Также следует учесть, что привлечь руководителя к административной ответственности можно, только если установлена его вина в совершении правонарушения и не истек срок давности привлечения к ответственности.

    Ранее мы рассказывали о сроках и основаниях проведения служебной проверки в отношении государственного служащего.

    Вопрос

    Могут ли привлечь руководителя к административной ответственности в виде штрафа за несвоевременное представление бухгалтерской отчётности в ИФНС России при наличии в штате организации главного бухгалтера?

    Ответ

    Если ведение бухучёта и обязанность по представлению бухгалтерской отчётности в ИФНС России возложены на бухгалтера (главного бухгалтера), то именно он несёт административную ответственность за её несвоевременное представление. Привлечение руководителя к ответственности за данное нарушение в таком случае неправомерно.

    Для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

    Привлечение руководителя организации к ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за несвоевременное представление организацией бухгалтерской отчётности в ИФНС России без выяснения должностных обязанностей бухгалтера является неправомерным.

    Андрей Логинов, старший юрист-консультант ООО «Что делать Консалт»

    По этой теме

    Консультант Плюс
    Бесплатный доступ на 3 дня Получить
    Получить бесплатный доступ
    на 3 дня

    Спасибо за ваше обращение!

    14.11.2022 — 24.11.2022
    Курс повышения квалификации
    15.11.2022 — 16.11.2022
    Подписаться на рассылку

    Поздравляем! Вы успешно подписались на рассылку

    У вас уже есть обслуживаемая система КонсультантПлюс?

    Получите полный доступ к КонсультантПлюс бесплатно!

    Вы переходите в систему КонсультантПлюс

    • Прайс-лист 1С
    • Купить Консультант Плюс
    • Купить 1С
    • Записаться на семинар
    • Большой тест-драйв
    • Калькуляторы
    • Производственный календарь
    • Путеводители
    • Удаленная поддержка
    • Приложение Информер
    • Помощь Информер
    • Тесты
    • Вакансии
    • Контакты
    • О нас
    • Политика конфиденциальности
    • Новости законодательства

    ежедневно, c 9:00 до 19:00
    127083, г. Москва, ул. Мишина, д. 56

    Согласие на обработку персональных данных

    Физическое лицо, ставя галочку напротив текста «Я даю согласие на обработку персональных данных» и/или нажимая на кнопку отправки заполненной формы на интернет-сайтах — https://www.4dk.ru/, https://4dk-consultant.ru, https://4dk-reg.ru, https://meprofi.ru, https://cpk4dk.ru (далее — Сайты), обязуется принять настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие).

    Действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, физическое лицо дает свое согласие ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ КОНСАЛТ», местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д.56, ЭТАЖ 3, КОМ. 307, ОГРН 5137746191941, ИНН 7714923575 (далее — Оператор), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

    1. Согласие дается на обработку персональных данных, с использованием средств автоматизации.

    2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных:

    • • фамилия, имя, отчество;
    • • место работы и занимаемая должность;
    • • адрес электронной почты;
    • • номера контактных телефонов

    3. Оператор осуществляет обработку полученной от Пользователей информации в целях оказания услуг в соответствии с уставной деятельность, в том числе предоставления Пользователю доступа к персонализированным ресурсам Сайтов; связи с Пользователем, путем направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказываемых услуг, исполнения соглашений и договоров; обработки запросов и заявок от Пользователя, а также проверки, исследования и анализа данных, позволяющих поддерживать и улучшать сервисы Оператора.

    4. Основанием для обработки персональных данных является: статья 24 Конституции Российской Федерации; устав Оператора; настоящее согласие на обработку персональных данных.

    5. В ходе работы с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, передачу (распространение, предоставление, доступ), хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, блокирование, удаление, уничтожение.

    Пользователь дает свое согласие на передачу своих персональных данных при условии обеспечения в отношении передаваемых данных целей использования, предусмотренных п.3, следующим лицам, являющимся партнерами Оператора:

    • ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ СИСТЕМА»
      Местонахождение: 127083, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Савеловский, ул. Мишина д.56. Этаж/комн 6/617
      ИНН 7714469778; ОГРН 1217700112080.
    • ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ»
      Местонахождение: 127083 г. Москва, ул. Мишина д.56, комната 306
      ИНН 7714378062; ОГРН 1167746252728.
    • ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ АУДИТ»
      Местонахождение: 127083 г. Москва ул. Мишина д.56, этаж 5, комната 509
      ИНН 7714948185; ОГРН 5147746225798.
    • ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ КВАЛИФИКАЦИЯ»
      Местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д.56
      ИНН 7714349600; ОГРН 1157746706523.
    • ООО «ЧДВ»
      Местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д. 56, этаж 6, ком.609
      ИНН 7714988300; ОГРН 1177746359889.
    • ООО «СЕРВИС СОФТ»
      Местонахождение: 430030, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Васенко, д.13,этаж 4, помещение 7
      ИНН 1327032250/ОГРН 1181326002527.
    • ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ РЕШЕНИЕ»
      Местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д.56, офис 308
      ИНН 7714986720 / ОГРН 1177746340617.

    6. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона 152-ФЗ.

    7. Согласие действует все время до отзыва субъектом согласия на обработку персональных данных.

    Источник: www.4dk.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин