ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ
Ярмухаметова В.М. 1 , Ильина Ю.В. 2 , Павленко И.Н. 2
1 ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Развитие малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, как и в России в целом, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Формирование среднего класса собственников способствует созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы и в конечном итоге повышению качества жизни населения.
Специфика экономики округа связана с открытием здесь богатейших нефтяных и газовых месторождений. В отраслевой структуре промышленной продукции нефтегазодобывающая промышленность составляет 89,4%, электроэнергетика – 5,5%, машиностроение и металлообработка – 2,4%, газоперерабатывающая промышленность – 1,6%, лесозаготовительная и деревообрабатывающая – 0,24%, производство строительных материалов – 0,24%, пищевая – 0,17%, нефтеперерабатывающая – 0,1%.
Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в ХМАО — Югре
Округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей:
I место – по добыче нефти;
I место – по производству электроэнергии;
I место – по объему промышленного производства;
II место – по добыче газа;
II место – по объему инвестиций в основной капитал;
II место – по поступлению налогов в бюджетную систему. [3]
По итогам исследования Автономной некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП») за 2012 год по количеству малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занял 35 место среди регионов Российской Федерации и 2 место – среди регионов УрФО (в 2010 году 77 и 5 место соответственно). [6]
Проанализируем показатели деятельности субъектов малого предпринимательства в ХМАО за 2010-2012 гг. (см. Таблицу).
Динамика основных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в ХМАО за 2010-2012 гг.*
Количество субъектов малого предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), ед.
Индивидуальные предприниматели, чел.
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, тыс. чел.
Доля работающих на предприятиях малого предпринимательства в общей численности работающих, в %
Оборот предприятий малого предпринимательства, млн. руб.
Доля в объеме валового регионального продукта, в %
*Источник [4, с. 16]
На территории ХМАО в 2012 году количество субъектов малого предпринимательства составило 23479 единиц, что на 78,5% больше, чем в 2010 году. В 2012 году было зарегистрировано 59892 индивидуальных предпринимателя.
Проблемы в бизнесе по заготовке вторсырья. Как потерять 11 миллионов на вторсырье?
За три года этот показатель вырос на 20,6 %. Среднесписочная численность работников на малых предприятиях в 2012 году составила 126,8 тыс. человек, увеличившись за рассматриваемый период на 3,8 тыс. человек (на 3%). Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в общей среднесписочной численности работников округа составила 16,4 % (2010 год – 16%). Оборот предприятий малого предпринимательства составил 365,5 млрд. рублей, что на 67,3 млрд. рублей (на 22,6%) больше аналогичного показателя 2010 года. Доля оборота предприятий малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта в 2012 году составила 14,8% и упала на 0,3 процентных пункта за период.
За анализируемые годы отмечается положительная динамика показателей деятельности малых предприятий округа. Однако доля оборота предприятий малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта снижается.
Наиболее популярные виды экономической деятельности среди субъектов малого предпринимательства в ХМАО в 2010 и 2012 гг. представлены на рисунке (см. Рисунок).
По данным рисунка видим, что за анализируемый период среди субъектов малого предпринимательства наиболее популярными были оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (35,5% в 2010 году и 32,0% в 2012 году), строительство (17,9% в 2010 году и 18,2% в 2012 году) и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (17,2% в 2010 году и 20,5% в 2012 году).
Согласно данным АНО «НИСИПП» основными проблемами развития малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре являются:
- недостаточность собственных финансовых ресурсов;
- необходимость внешнего инвестирования в малый бизнес;
- нехватка производственных и служебных помещений для ведения бизнеса;
- малые предприятия сосредоточены в сфере торговли, услуг, операций с недвижимостью, в промышленности представлены незначительно;
- кадровая проблема, недостаточное внимание и отсутствие заинтересованности в обучении персонала;
- недостаточное развитие наукоемкого малого бизнеса;
- небольшое количество предприятий, оказывающих консалтинговые услуги для субъектов малого бизнеса. [6]
Рисунок – Наиболее популярные виды экономической деятельности в сфере малого бизнеса на территории ХМАО – Югры в 2010 и 2012 гг.
К факторам, сдерживающим рост количества субъектов малого предпринимательства на территории округа в 2013 году можно отнести:
- увеличение с 1 января 2013 года обязательных взносов в Пенсионный фонд в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом, с 14300 рублей до 32479 рублей в год;
- запрет на реализацию пива и табака в нестационарных объектах торговли;
- обязанность ведения в полном объеме бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Однако есть и положительные моменты. Следует отметить, что в округе ведется большая работа по содействию развитию малого и среднего предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В целях создания условий, направленных на развитие малого бизнеса на территории автономного округа, приняты и реализуются закон автономного округа от 27 декабря 2007 года № 213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (далее – Программа).[1]
Финансирование Программы в 2012 году составило 2304,5 млн. рублей, что больше аналогичного показателя 2011 года на 285,2 млн. рублей или на 14,1%, из общего объема средств, полученных на финансирование программы в 2012 году на долю федеральных средств пришлось 193,5 млн. рублей.
В целях координации действий всех органов власти, прозрачности и эффективности принимаемых управленческих решений в Югре действует Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В соответствии с принятыми в 2012 году решениями Совета, а именно в сфере налогообложения были:
- приняты законы автономного округа от 9 ноября 2012 года № 122-оз «О патентной системе налогообложения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и № 123-оз «Об установлении на календарный 2013 год размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения», реализация которых позволит упростить процедуру учета и отчетности субъектам малого предпринимательства, процесс администрирования налоговых платежей с этих субъектов, повысить заинтересованность органов местного самоуправления в стимулировании легализации и развития на их территориях предпринимательской деятельности и за счет этого увеличения доходной базы бюджета.
В сфере имущественных отношений:
- продлен до 2015 года срок действия льготной цены выкупа земельных участков: при продаже участков собственникам расположенных на них объектов недвижимого имущества выкупная цена не превышает 2,5 % их кадастровой стоимости либо десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- установлен порядок формирования, ведения и опубликования перечня государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в результате чего субъекты предпринимательства оперативно получают информацию об имеющихся в наличии свободных помещениях для предоставления в аренду и их характеристики;
- внесены изменения в порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, предусматривающие рекомендации органам местного самоуправления автономного округа при утверждении схем осуществлять публичные слушания принимаемых решений, в результате чего исключена возможность наличия административного барьера;
- внесены изменения в целевую программу развития предпринимательства, согласно которым предусмотрена компенсация расходов на строительство объектов недвижимого имущества в труднодоступных и отдаленных местностях автономного округа для целей реализации товаров (услуг) населению (за исключением товаров подакцизной группы), компенсация муниципальным районам автономного округа затрат на строительство объектов имущества в целях дальнейшей передачи объектов бизнесу для ведения предпринимательской деятельности. [5, с. 12]
Также сокращены сроки административных процедур – в целевой программе развития малого предпринимательства изменен срок рассмотрения заявок муниципальных образований на получение субсидии из бюджета автономного округа с 30 календарных до 10 рабочих дней, в результате предоставление поддержки субъектам предпринимательства начинается с первого квартала финансового года. [2, с. 28]
На территории автономного округа создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, представленная филиалами и представительствами Фонда поддержки предпринимательства Югры, Торгово-промышленной палаты, ООО «Окружной бизнес-инкубатор», АУ «Технопарк высоких технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», НО «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», НО «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что малый бизнес в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре обеспечивает повышение занятости населения, снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостояния жителей и более полному использованию местных ресурсов. Однако на данный момент в округе отмечается наличие проблем, связанных с недостаточным развитием наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Будущее малого бизнеса будет зависеть от действий правительства по ограничению бюрократии и упрощению процедур надзора за малыми предприятиями; от активности в финансировании перспективных малых предприятий со стороны частных инвесторов и гибкости кредитных организаций.
Список использованных источников:
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 27 декабря 2007 года № 213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
- Приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2010 года № 241-п «Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».
- Общие сведения об экономическом положении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao/ob_okruge/obschie_svedenyia/economics/ (дата обращения: 12.12.2013).
- Приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 апреля 2013 года № 174-рп «Отчет Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2012 год».
- Приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 мая 2013 года № 225-рп «Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2012 год».
- Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_2053.html?effort=1
Источник: scienceforum.ru
«Это этап взросления бизнес-аудитории». Почему из Югры уходит малый и средний бизнес
Федеральная налоговая служба фиксирует негативные тенденции в развитии малого и среднего предпринимательства (МСП) ХМАО-Югры. Начиная с 2017 года, в округе сокращается число компаний, работающих в этой сфере экономики, индивидуальных предпринимателей и общее число сотрудников. Стоит отметить, что показатели, отраженные в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ставят под угрозу выполнение целевых установок профильного национального проекта. О причинах провалов, возможных путях выхода из ситуации и требованиях бизнеса, – в материале УралПолит.Ru.
Сокращение предприятий отмечают на протяжении нескольких лет
ФНС опубликовала новые данные о состоянии малого и среднего предпринимательства в регионах России. Негативные тенденции преобладают в большинстве регионов Российской Федерации, но примечательно, что исключением не стали и те, которые принято считать благополучными и привлекательными для развития бизнеса.
Так, по состоянию на 10 июля текущего года в Югре насчитывается 62 тыс. 488 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 21 тыс. 255 юридических лиц и 41 тыс. 233 индивидуальных предпринимателя. В общей сложности в сфере занято 153 тыс. 334 человека.
По сравнению с началом года, несмотря на тяжело проходящую в округе пандемию коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения, общее количество субъектов МСП немного выросло, однако на общую картину этот фактор не повлиял. За последние три года из сферы ушли сотни предприятий и тысячи работников.
Можно отметить, что количество индивидуальных предпринимателей с каждым годом немного растет, но число компаний, представляющих МСП, стабильно сокращается ежегодно на сотни единиц. При этом общее число людей, задействованных в сфере МСП, за три года уменьшилось на 9 тыс. 628 человек, что для ХМАО выглядит очень серьезно. Это практически четверть населения таких городов, как, к примеру, Лянтор или Урай, треть Советского и половина от числа жителей Покачей.
Анализируя статданные реестра ФНС, можно также обнаружить, что ни один из субъектов МСП за последние три года не участвовал в программах партнерства. Количество компаний и ИП, имевших в рассматриваемом периоде договоры, заключенные в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ ни разу не превысило девяти, что на общем фоне выглядит мизерным показателем.
Округ планомерно терял в предыдущие годы средний бизнес (по действующим критериям это предприятия со штатной численностью от 101 до 250 сотрудников и годовым доходом до 2 млрд рублей). В июле 2017 года их в ХМАО было 229 (30 тыс. 306 работников), в 2018 – 211 (27 тыс. 583 человека), в 2019 – 196 (23 тыс. 967) и лишь в текущем году положение удалось немного стабилизировать – 198 компаний (24 тыс.
11 работников). Но этот показатель значительно уступает уровню трехлетней давности.
Нацпроект реализуется только в отчетах чиновников
Между тем, в округе реализуется нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», в который, в свою очередь, входят несколько региональных проектов – «Акселерация субъектов МСП», «Популяризация предпринимательства», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» и «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».
Изучая паспорт нацпроекта в Югре, можно обнаружить, что на его мероприятия планируется выделить без малого 9 млрд рублей. Чиновники (куратором нацпроекта в автономии, к слову, является замгубернатора ХМАО, директор Департамента экономического развития Югры Николай Милькис, а руководителем портфеля проектов его зам Роман Колупаев, прим.ред.) поставили амбициозные задачи.
«К 2024 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составит не менее 230 тыс. человек. К 2024 году доля экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта будет увеличена за счет увеличения количества субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке Фонда «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры» к 2024 году до 40 единиц», – следует из паспорта нацпроекта.
Как видим, текущие тенденции уже сейчас ставят под сомнение достижение этих установок. К слову, в ежегодном отчете управленцы департамента постарались не акцентировать внимания на них либо вообще не касаться проблемных вопросов.
Между тем, губернатор округа Наталья Комарова еще в 2013 году, то есть задолго до появления в федеральной и региональной повестках самого понятия нацпроектов, упоминала о планах развития МСП, особенно на левобережье Оби, позиционируя его как драйвер роста территорий и оперируя принятой незадолго до того Стратегией социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года.
«Здесь, особенно в отдаленных населенных пунктах, должны быть приняты специальные меры для стимулирования развития индивидуального предпринимательства и малого бизнеса. На этом этапе развития производственных отношений и размещении производительных сил по территории автономного округа — это является задачей из задач.
И именно это ключ к тому, что можно будет назвать толчком для развития этих территорий. Условия для предпринимательской инициативы должны быть максимально благоприятными. Производительность труда занятых в малом бизнесе в автономном округе значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации. Обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства – основа для создания новых рабочих мест, особенно в сельских территориях», – обращалась Комарова к подчиненным в конце марта 2013 года.
Однако, как следует из данных статистики, а также окружных рейтингов инвестпривлекательности, те же Советский, Березовский и Октябрьский районы, как и прежде, стабильно сохраняют статус депрессивных территорий, а первый из перечисленных по состоянию на май бил рекорды по коэффициенту напряженности на рынке труда.
Впрочем, у ряда окружных структур, вероятно, есть собственная альтернативная федеральной службе статистика. Так, в конце 2018 года, когда по данным налоговиков, в регионе наблюдалось стремительное сокращение субъектов МСП, на заседании Торгово-промышленной палаты Югры в присутствии Натальи Комаровой чиновники рапортовали, что прирост субъектов по сравнению с предыдущим годом составил 3,2%, общая занятость в сфере превышает 200 тыс. человек, а оборот продукции достигает 534,8 млрд рублей.
Крупный бизнес помогать не хочет
Тем не менее, большинство собеседников издания в деловых кругах и политбомонде округа не склонны описывать ситуацию в радужных тонах. Как правило, управленцы признают наличие серьезных проблем и пытаются найти им объяснение.
«Основная причина такого положения дел, на мой взгляд, в специфичности Ханты-Мансийского автономного округа. С точки зрения экономики, это в основном нефтяники и газовики, мощные вертикально-интегрированные компании. Вокруг них, наверное, может, и даже должен развиваться малый и средний бизнес.
Были и сигналы президента для крупных компаний о необходимости размещения заказов и услуг. Но здесь должна быть серьезная воля на самом высоком уровне, возможно законодательно закрепленная нормативными актами, чтобы этот сектор бизнеса развивался в среде нефтяников и газовиков. Частный бизнес готов приходить в тот же нефтесервис, но существуют сложности, связанные с отсрочками оплат и другими моментами. Наш округ – не обычный субъект федерации, и эти моменты нужно учитывать», – полагает председатель правления Союза предпринимателей Югры, сопредседатель регионального штаба ОНФ Александр Колодич.
Проблемам развития малого и среднего предпринимательства уделяют внимание и в депутатском корпусе автономии. Своими оценками ситуации с изданием поделился депутат думы ХМАО, генеральный директор ООО «ИНТЭК-Западная Сибирь» Сергей Великий.
«Вынужден согласиться с озвученной статистикой. Но сегодня существует тенденция, и в России, и в мире, сокращения участников рынка малого и среднего бизнеса. Вопрос лежит в плоскости тех свобод, в которых функционирует наше МСП, вернее, их недостатка. У нас активно развивается крупный бизнес, который неохотно сотрудничает с малым и средним.
Люди просто устают и уходят, набив шишек, в ту же бюджетную сферу или во властные структуры. Кроме того, предприниматели жалуются на отсутствие свобод, огромную зарегламентированность. Государство действительно очень активно участвует в этих процессах. У нас система отличается, скажем, от китайской, где бизнесу говорят: «Идите по всему миру, но не забывайте, откуда вы, и несите все сюда», – говорит парламентарий.
По словам депутата, необходимость развития малого и среднего предпринимательства декларируется, но в итоге преимущество получает, в первую очередь, крупный. В той же Югре доля МСП в нефтегазовой сфере едва достигает 2,5%, в то время как на Западе (США, Канаде) порядка 40%. Хотя пример можно брать и с ряда российских регионов, к примеру, Татарстана, где он заметно выше, чем в ХМАО. По мнению Сергея Великого, регресс отрасли, в том числе на территории округа, объясняется отсутствием благоприятного поля для развития, прежде всего, на федеральном уровне.
«Обсуждаются законы, включаются дополнительные направления, декларируются преференции, но это копеечные вещи. Главное – это свободное пространство для развития, чего пока нет», – добавляет собеседник издания.
Представители окружного политологического сообщества также комментируют данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению аналитиков, принимаемые законы нивелируют попытки местных властей как-либо поддержать предпринимателей.
«Федеральные законы сегодня не соответствуют требованиям времени и зажимают предпринимателей в тиски. Разговоры о материальной помощи остаются разговорами, поскольку, если углубиться в тему доминирования государства над малым и средним бизнесом, выкачивания из него последних соков, мы и идем по этому пути.
Все преподносится в радужном свете, а в реальности, когда начинается реализация этих законов, оказывается, что это очередная удавка. В итоге люди вынуждены искать обходные пути. Это связано не с региональными мотивами, идущими в фарватере федеральных законов. Даже если регион и пытается что-то сделать, то все равно натыкается на требования федеральных фискальных структур. И местные послабления и льготы купируются действиями федеральных органов», – считает политолог Анатолий Корнеев.
По мнению аналитика, поправки в Конституцию относительно темы развития МСП, способны исправить ситуацию. Однако вопрос применения этих поправок на практике по-прежнему остается на повестке дня.
Поправки в Конституцию должны убрать с рынка «шелуху»
Отметим, что УралПолит.Ru адресовало вопросы относительно негативных тенденций, отраженных в реестре ФНС, в правительство ХМАО-Югры, однако ответа на них не получили. Тем не менее, собеседник издания, близкий к управленческим структурам автономии, в приватном разговоре высказал свои суждения относительно текущих процессов.
«Это большой и серьезный вопрос. Есть такие структуры как институты гражданского общества. Сейчас, после изменения Конституции, появилась возможность сменить существующую инфрасруктуру. МСП, по сути, это и есть наш средний класс. Без нормальных инструментов банковской системы, включая ЦБ, идет разгул всевозможных серых, обнальных, схем.
Ранее, думаю, не менее половины таких контор открывалась именно с этими целями. То есть родиться, решить дела и юридически сдохнуть. По сути, мы видим сейчас процесс ухода всевозможной «шелухи», место которой должны занять реально работающие предприятия. Это этап взросления бизнес-аудитории», – полагает собеседник издания.
Так или иначе, сможет ли реализовать себя новая модель, покажет только время. В противном случае, негативная тенденция исчезновения малого и среднего бизнеса из экономики РФ в целом, и Югры, в частности, продолжится, получая дополнительный импульс в условиях кризиса.
УралПолит.Ru будет держать читателей в курсе событий на рынке.
Источник: uralpolit.ru
«До сих пор ищем поставщиков». Как бизнес в ХМАО справляется с западными санкциями
Прошлый год, как и коронавирусный 2020-й, стал для многих предпринимателей из ХМАО неожиданностью. Бизнес, который стойко выдержал, пожалуй, один из самых серьезных ударов двухтысячных и начал восстанавливаться после пандемии, вновь столкнулся с трудностями. Самый серьезный удар от антироссийских санкций пришелся в регионе на нефтегазовые компании, которые вынуждены были искать новые рынки сбыта и думать о сокращении добычи нефти.
Но если проблемами нефтяников и газовиков озабочены власти всех уровней, то о вызовах, с которыми до сих пор сталкиваются владельцы местных кинотеатров, общепита или кузнечных мастерских, говорят недостаточно.
Удар пришел откуда не ждали: пекарни столкнулись с дефицитом муки
После введения антироссийских санкций поставщики подняли цены фактически на все, каких-то товаров и вовсе не стало. Особенно тяжело этот период переживали начинающие предприниматели, не имеющие опыта работы в кризисные годы.
В 2021 году в Сургуте открылась пекаря-кондитерская «ВКУСSTORY». По словам руководителя Галины Голованевой, после весны 2022-го с трудностями в бизнесе приходится сталкиваться каждый день.
«До сих пор нарушена логистика поставки товаров. Мы даже не можем получить нормально муку. Мы выпекаем пироги, пирожки, печенье, вафли и работаем с поставщиками из Турции и Польши. До сих пор ищем других поставщиков, но это трудно. То, с чем мы работали, оказалось очень сложно заменить.
У наших российских производителей, как выяснилось, не всё такого качества, которое нам нужно. Приходится некоторые позиции убирать из ассортимента, и это не нравится нашим покупателям», — рассказала Галина Голованева.
Она пояснила, что насколько бы поставщики не поднимали цены на импортную муку, пока приходится закупать. При этом пекарня не может поднять цены на хлеб, так как он входит в перечень социально-значимых товаров. Предприниматель также отметила, что растут цены и на расходные материалы, в том числе и на коробки для пирогов, контейнеры для пирожных. К тому же, нередко приходится понервничать, чтобы найти их нужного размера.
В ХМАО владельцы ПВЗ Wildberries готовы продать бизнес в случае убытков
Узнать подробнее
Если семгу смогли заменить, то импортное пиво — нет
Что касается баров и ресторанов, то здесь ситуация тоже не однозначная. С одной стороны, сильного потрясения бизнес не увидел: предприниматели отмечали падение посещаемости и выручки лишь в марте, когда пошли первые пакеты санкций. С другой — общепит тревожит рост цен на продукты и безальтернативность.
Директор нижневартовского пивного двора «Кельн» Александр Аношкин пояснил Муксун.fm, что в его команде около 20 сотрудников. По сравнению с ковидным периодом, год под санкциями прошел намного спокойней. Сейчас даже основная проблема заключает не в поставщике, а в таможне. Сейчас ритейл бара ищет новые варианты завоза товара, и бизнесмен надеется на лучшее.
«На данный момент есть ограничения с ввозом некоторых товаров. Особенно для тех, кто работает на импорте. Мы как раз в их числе. У нас импортное пиво и определенные сорта, которые поставляли десятилетиями, теперь их нет. Мы ждем, когда их будут завозить», — пояснил Александр Аношкин.
Что касается блюд, то на некоторые позиции в меню пришлось повысить в цене, так как стоимость продуктов заметно возросла. Поскольку «Кельн» — не сетевое заведение, то у бара есть возможность либо заменить продукт, либо вовсе отказаться от блюда. Поэтому, когда были трудности, они выбрали первый вариант.
«Был один момент, когда семга стала неимоверно дорого стоить, пришлось перейти на форель. Потом, когда цена вернулась, семгу ввели обратно. Сейчас те продукты, которые сильно поднимаются в цене, стараемся выводить, потому что нет смысла их закупать, себе в убыток», — рассказал Александр Аношкин.
Он также добавил, что, если бы цены на продукты не шли вверх, то повышения цен на меню можно было избежать. При этом предприниматель отмечает, что рост был незначительной, поскольку заведение стремится сохранить каждого клиента и свой ассортимент.
Кинотеатры ХМАО перешли на Китай
Адаптировались к санкциями югорских владельцы кинотеатров. Как пояснил руководитель KINOSTAR в Ханты-Мансийске Иван Романов, сначала опасения были из-за ухода с рынка известных производителей напитков и запрета на показ зарубежных фильмов. Но вскоре выяснилось, что свято место пусто не бывает. На замену «Кока-Коле» пришли «Дюшес» и «Тархун».
Что касается кинематографа, то российский прокат оказался сильней, чем многие думали. По итогам первых двух месяцев 2023 года показатели превысили доковидные цифры.
«В новогодние праздники российский прокат поддержал знаменитый „Чебурашка“. Он вселил надежду в кинотеатры, что наш кинематограф может дать еще что-то. Сейчас усилилась работа продюсеров кинорынка в этом направлении, создаются франшизы. Будет франшиза — „Чебурашка-2“. Мы ждем новинок на 9 мая, ожидаем что-то наподобие хита „Т-34“.
Мы надеемся, что наше кинопроизводство уйдет от дотаций и научится снимать коммерческие фильмы. Тогда все будет отлично», — рассказал Иван Романов.
Спикеры дум ХМАО и ЯНАО заявили о возвращении малого бизнеса на допандемийный уровень
Узнать подробнее
Конечно, санкции внесли свои коррективы, но незначительные. Если в течение 2022 года у кинотеатра оставались еще запасы импортной продукции, например, лампы для проекторов поставляли из Японии, то после их использования — пришлось искать новых поставщиков. И здесь на помощь пришли китайские производители. Оказалось, что они ничем не уступают в качестве прошлым поставщикам, а в ценовом диапазоне даже более доступные.
Иван Романов объясняет это тем, что раньше китайский производитель не мог попасть на рынок из-за монополистов — японских корпораций или таких брендов, как Philips, Braun. Сейчас рынок открыт.
Поставщиками сырья для кузнецов стали местные пенсионеры
Пожалуй, никто не ожидал, что самым стойким к ковиду и антироссийским санкциям окажется кузнечное дело. Сургутская «Обская кузница» под руководством Екатерины Тайлаковой смогла не только пережить все сложности, но и выйти в плюс. Причина проста: в пандемию многие югорчане перебрались на дачи и поняли, что нужно заниматься обустройством участков.
«Люди начали запрашивать у нас интерьерную продукцию: лестницы, ограды, решетки. То, чем мы не занимались и не собирались заниматься, начало пользоваться спросом. Мы начали брать заказы, потому что понимали: кто быстро переориентируется, тот и выживет. За счет изготовления изделий для дач остались на плаву и даже хорошо подзаработали.
В санкционный год мы сосредоточились на югорском рынке и заняли те ниши, о которых все переживали — культура и туризм. У нас увеличилось количество посетителей, мы запустили экскурсию в „Обскую кузницу“, сделали ее сначала под летние лагеря, а в результате вышли на родительские комитеты, которые стали приводить детей на мастер-классы. Теперь каждый вечер у нас занят», — поделилась опытом Екатерина Тайлакова.
Как отмечает предприниматель, в первый месяц санкционных ограничений подскочила цена на железо, и, как бы многие ни смеялись, кузнецы куют из того, что «под ногами лежит».
«Видов стали много. Какое-то железо хорошо идет на ножи, а какое-то — на сувенирку. Нас настолько любят наши посетители, что бывает, какой-нибудь дедушка прочитает наш пост в соцсетях, что нам не хватает материала, прослезится, открывает свои гаражи и оттуда привозит 20-30 килограммов железа. Поэтому первый месяц мы, конечно, испугались, но уже к середине апреля все наладилось», — пояснила собеседница.
В декабре, по ее словам, были сложности с выходом на зарубежных клиентов, однако помог фонд «Мой бизнес». Удалось разместить работы в крупнейшем хендмейд-маркетплейсе Азии. В январе была совершена первая продажа — традиционный якутский нож отправился в Японию.
В апреле 2023 года появились вопросы по приобретению ценных пород дерева для рукояток ножей. Последнюю поставку предприниматель так и не дождалась. Груз застрял на зарубежной границе. Поставщик деньги вернул, и в настоящее время ведутся переговоры с новыми дистрибьюторами.
Кроме этого, команда «Обской кузницы» готовится к ремонту помещения. В середине мая они временно переедут в гараж, поскольку там, где сейчас размещаются мастера, не хватаем мощностей и необходимо отдельное подключение к городским энергетическим сетям. Средства на ремонт в размере 500 тысяч рублей предприятие получило благодаря гранту окружного департамента экономического развития. В обновленном виде кузница откроет свои двери для югорчан к началу осени.
Источник: muksun.fm