Казахстан переживает период трансформации свободной экономики. Для республики процесс трансформации – это не только коренное преобразование всей системы экономических отношений, но и решение задач интеграции в систему мирохозяйственных связей, обеспечение целостности и экономической независимости страны.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора малого и среднего предпринимательства является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Настоящая работа во многом обусловлена потенциалом малого и среднего предпринимательства как движущей силы становления и развития рынка.
Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в неблагоприятных социально-экономических и политических условиях переходного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Данный процесс и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию .
Проблемы Бизнеса в Казахстане в 2022. Трудно ли вести бизнес? #бизнесказахстан #товарныйбизнес
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 История возникновения и сущность предпринимательства
Впервые понятие предприниматель встречается на арене истории возникновения рабства, когда появилась возможность использовать труд рабов, а война стала двигателем хозяйственной предприимчивости: вслед за завоевателями — полководцами пошли завоеватели – хозяйственники. История сохранила память о многих предпринимателях, деятельность которых была тесно связано с воинственными набегами, пиратством и торговлей. Первые предприниматели — промышленники были связаны с военным делом. Отец известного афинского оратора Демосфена был хозяином фабрики мечей, где трудились 32 раба. В Риме действовали школы гладиаторов, организованные на предпринимательских началах.
В средние века появились хозяйственные условия для образования нового типа предпринимателей. Начинающие предприниматели того времени были представлены купцами, торговцами, ремесленниками и миссионерами.
Высокого уровня достигла торговля в 9-12 вв. в Средней Азии. При раскопках в кладах найдены импортные изделия – художественная посуда, монеты. Крупными центрами предпринимательства были Испиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо – восточного Семиречья, как Каллык, Ики- Огуз. В Испиджабе имелись простые рынки и рынок полотна, караван – сараи. Некоторые из караван – сараев были населены купцами из Самарканда и Нахшеба, а купцы из Испиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцы из Исфагана имели свои караван – сараи в Шельджи .
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономическом росте государства
Малый и средний бизнес (далее МСБ) – основа стабильного гражданского общества, и от его развития зависит благосостояние всех казахстанцев. МСБ не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.
7 Проблемы бизнеса в Казахстане
Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. Сегодня в развитых странах на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора. В принципе казахстанский МСБ движется в русле глобальных тенденций, однако его доля в экономике пока разительно отличается от мировых критериев .
1.3 Зарубежный опыт развития и поддержки малого и среднего предпринимательства
Малые и средние предприятия (далее МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития. О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведённым данным (Таблица 2).
Роль МСП в экономике развитых стран
Сектор МСП отличается повышенной динамичностью, гибкостью инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Например, в США за последнее десятилетие примерно 55% всех инноваций и около 75% новых рабочих мест были созданы в секторе МСП. При этом эффективность капиталовложений примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса.
Быстрый и устойчивый рост МСП в этих странах объясняется заинтересованностью правительства в развитии этого сектора экономики, путём вовлечения широчайших масс населения в творческую предпринимательскую деятельность. В рассматриваемых странах можно заметить множество сходных черт в системе государственной поддержки сектора МСП, что обусловлено мощным влиянием процессов экономической глобализации и активностью международных организаций (UNIDO, UN-ECE, PHARE, WASME, EBRD, TACIS, USAID и др.), специализирующихся в финансовой, технической и информационной помощи. Поэтому целесообразно присмотреться к опыту рассматриваемых стран .
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Доля малого и среднего предпринимательства в общем количестве хозяйствующих субъектов.
Успешный опыт развитых стран в построении конкурентоспособной и диверсифицированной экономики служит наглядным подтверждением того факта, что малый и средний бизнес (далее МСБ) является одним из ключевых элементов в данном процессе. Состояние и уровень развития сектора МСБ играют важнейшую роль в обеспечении устойчивого экономического роста страны, способствуя решению ряда проблем, таких как безработица, бедность, неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего совокупного спроса от импорта и т.д. В результате этого, вопросы развития МСБ в большинстве стран относятся к категориям наиболее важных и рассматриваются на высшем государственном уровне.
Малое предпринимательство в Республике Казахстан стало явлением массовым и относительно динамичным. За последние четыре года количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства увеличилось более чем на 35% по сравнению с 2005годом, и по итогам 2009 года достигло 1 млн. единиц, что составляет около 92% от общего количества всех хозяйствующих субъектов в стране .
2.2 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
На современном этапе индустриально-инновационного развития Казахстана субъекты малого и среднего бизнеса призваны сыграть основную роль в реализации инновационных проектов и создании конечного конкурентоспособного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала.
Деятельность предприятий малого бизнеса является важным фактором в повышении экономики страны. К преимуществам таких предприятий можно отнести следующие:
— партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
— создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
— эффективный инструмент постоянного обновления всех элементов производственного процесса, обеспечения высокой конкурентоспособности продукции и услуг.
— содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
— освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;
— осуществляют инновации, которые на начальном этапе не требуют крупных инвестиций, а также привлечения значительного объема трудовых и, материальных ресурсов .
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
Государственная политика в Республике Казахстан в отношении предпринимательства нацелена на формирование среднего класса, путем развития малого и среднего предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью.
Для достижения поставленной цели, как одним из этапов реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан предусматривается решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.
Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.
В Республике Казахстан к подобным организациям можно отнести:
государственные и созданные по инициативе государства организации;
В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:
государственная поддержка и содействие на этапах становления, функционирования и развития бизнеса;
3.2 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления
В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.
Общие проблемы малого и среднего предпринимательства в экономике РК.
Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:
- Несовершенство законодательства:
1) нестабильность законодательной базы — происходит постоянное изменение правил деятельности малых предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
2) существенные законодательные пробелы:
дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности; .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально-экономических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.
Проведя исследования по данной работе, можно сделать следующие выводы:
1. Становление и развитие частой собственности и частного предпринимательства в Республике Казахстан прошло длительную эволюцию. Изменение политической среды Казахстана с 1991 г. по настоящее время дает основание разделить процесс трансформации малого и среднего предпринимательства в Казахстане на два периода.
Первый период (1991—1994 гг.) — в условиях становления новой политической системы, когда действовали Конституция Казахской ССР, Конституция РК 1993 г., Верховный Совет, местные Советы. Принятые законы носили репрессивный характер по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. Общественное мнение было негативно настроено к ним. И второй период (с 1995 г. по настоящее время) — период интенсивного развития предпринимательства, когда в унисон работали все ветви власти, создавая благоприятную среду для частного предпринимательства. Стратегический курс Президента Н.А. Назарбаева содержит огромный потенциал для создания благоприятной внешней среды для предпринимательства, что делает возможным как вхождение РК в ВТО, так и в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
37. Тен М. Проблемы развития функции малого бизнеса в Казахстане // Вестник КазНУ. Серия экономическая. — №6. – 2008
38. Ильясов К.К., Зейнельгабзин А.Б. Налоги и налогообложение. Алматы, 2008г.
39. Кантарбаева А.К. //Барьеры перед казахстанским предпринимательством и пути их преодоления. А.: Раритет, 2007. с. 125
40. Экономика и статистика,2009, №8. Статьи ”Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения.”, “Современное состояние малого бизнеса в РК”. – с.52
41.Кантарбаева А.К. //Экономические регуляторы поддержки предпринимательства. А.: Раритет,2008. с.101
Источник: examenna5.net
Проблемы развития малого бизнеса в РК
К основным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства в Казахстане можно отнести:
недостаточная развитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
слабая дисциплина по исполнению действующего законодательства на местном уровне;
чрезвычайная усложненность систем налогообложения и налоговых проверок;
ограниченность доступа к кредитам на приобретение основных и пополнение оборотных средств;
сложность процедуры приобретения незадействованных производственных помещений, находящихся в коммунальной собственности, субъектами малого предпринимательства, занятыми в реальном секторе экономики и крайне высокая арендная плата;
отсутствие целостной системы подготовки кадров и информационной поддержки малого предпринимательства;
организационные проблемы взаимодействия малого предпринимательства с государственными структурами;
административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является преодоление препятствий в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, вызванных актами, действиями и бездействиями органов государственной власти, квалифицируемыми как административные барьеры. Во многом данные препятствия связаны с действиями исполнительной власти на местах.
Важнейшим фактором ускорения развития малого предпринимательства и упорядочения взаимоотношений с бюджетом должно стать максимальное упрощение системы налогообложения. Здесь самой острой проблемой являются неупорядоченность налоговых проверок. Каждый субъект малого предпринимательства уплачивает в среднем 6-8 видов официальных налогов и сборов, причем по каждому из них существует своя методика расчета, налогооблагаемая база, порядок и сроки уплаты, реквизиты и формы отчетности.
Слабо еще используются преимущества малого предпринимательства при проведении реструктуризации отраслей и реформировании предприятий. Одной из действенных мер поддержки государства в данной сфере является размещение государственного заказа среди субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства и оказания услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержки малого
предпринимательства возможно путем расширения взаимодействия крупных компаний с субъектами малого предпринимательства в плане размещения у последних заказов по производству определенных видов продукции (работ, услуг).
Одним из наиболее часто встречающихся административных барьеров является несовершенство системы регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности. Упрощение системы регистрации и лицензирования позволит:
уменьшить операционные издержки ведения бизнеса, делая субъекты малого предпринимательства более конкурентоспособными, а организацию бизнеса менее дорогостоящей;
обеспечить создание благоприятной атмосферы для предприятий малого бизнеса и увеличить количество создаваемых субъектов малого предпринимательства;
упростить процедуру оформления земельных участков, документации в центрах недвижимости, сертификации продукции, перепланировки и реконструкции помещений. Особенно требует упорядочения стоимость оплаты и сроки оформления документов.
Зарубежный опыт демонстрирует, что особенно велика роль государственной поддержки малого предпринимательства в кризисных и пост кризисных условиях. С 1992 по 2002 годы в Казахстане было принято множество указов и программ, нацеленных на развития МСБ в стране. Самым последним на сегодняшний день является Указ Президента РК от 28 марта 2002 г. об утверждении Программы Правительства по поддержке и развитию предпринимательства на 2002-2004 годы. Основной целью программы является формирование «среднего класса», являющегося основой стабильности общества, за счет создания социально-экономических условий для развития МСБ.
Реализация государственных мер позволит увеличить количество действующих предприятий МСБ до 500 тысяч, численности занятых на них до 2 млн. человек, долю объемов произведенной ими продукции (работ, услуг) в ВВП до 25%.
Пути совершенствования развития малого бизнеса
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КАЗАХСТАНЕ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Омирали Г.Н. – студент КарГТУ (гр. ФИЭМ-15-2)
Науч. рук. – к.э.н., доц. Уразбеков А.К.
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КАЗАХСТАНЕ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В последнее время в Казахстане и других странах СНГ все чаще обсуждаются вопросы инноваций и инновационного предпринимательства. Как на правительственном уровне, так и в бизнес-среде тема внедрения и развития новых технологий становится одной из наиболее актуальных. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил перед страной амбициозные задачи по перестройке экономики, которые невозможно достичь без широкого применения нововведений и активного развития предпринимательства. Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство создает положительную динамику производства, рынка, а также общества в целом. Страны успешно развиваются благодаря предпринимателям, а предприниматели — благодаря поддержке государства.
Переход к инновационной модели экономики не только возможен, но может быть весьма успешным, свидетельствует опыт таких стран, как Сингапур, Южная Корея, Финляндия, Израиль. Создан целый ряд институтов развития. Основная миссия таких институтов заключается в содействии осуществления государственной индустриально – инвестиционной политики путем финансирования перспективных проектов.
Серьезной преградой на пути развития инновационного предпринимательства в крупных компаниях Казахстана является чрезмерный акцент монополистов на процесс добычи полезных ископаемых, а не на их переработку. «Гонка» за банальным выкачиванием ресурсов вполне понятна вследствие преимущественного нахождения обрабатывающих площадок за пределами Казахстана. Недостаточная доля республики в таких проектах, отсутствие опыта развития наукоемких процессов обработки сырья, погоня за быстрыми экономическими показателями, нежелание развитых стран вследствие опасения возникновения конкуренции способствовать развитию казахстанских технологических компаний. Все эти факторы не позволяют системно и быстро решить данный вопрос.
Итак, в настоящее время можно выявить следующие основные проблемы развития инновационного предпринимательства в Казахстане:
— Недостаточность финансирования инновационной деятельности, в особенности в сфере малого и среднего бизнеса;
— Чрезмерный акцент крупных компаний на добыче полезных ископаемых, а не на их переработке;
— Недостаточный уровень предпринимательской мотивации в сфере инноваций;
— Высокий уровень коррупции и бюрократизма в стране;
— Низкий уровень подготовки и информированности специалистов инновационных предприятий и институтов развития.
Исходя из вышеизложенного, представляется очевидным необходимость решения приведенных проблем в кратчайшие сроки. Эффективное развитие инновационного предпринимательства – задача системная и сложная, но вполне реальная, как показывает опыт преуспевших в этом стран. Прежде всего, необходимо принять беспрецедентные меры по увеличению доступности финансирования малого и среднего предпринимательства в сфере создания, внедрения и развития инноваций, а также провести масштабную информационнообразовательную кампанию для малых предприятий, институтов развития, заинтересованных потенциальных «новаторов» с привлечением академических специалистов и практических профессионалов из развитых стран.
Особое место в программе развития инновационной деятельности в Казахстане занимает борьба с коррупцией. Это явление в корне подрывает предпринимательские начала граждан страны, потому искоренение его является задачей государственной важности.
В этой связи еще в 1998 году был принят Закон Республики Казахстан “О борьбе с коррупцией», проводится масштабная административная реформа. Однако, несмотря на это, по индексу восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index) за последние годы Казахстан находился на 133 месте из 174 стран мира, что свидетельствует о неэффективности реализуемых мер.
И если Правительство РК не предпримет каких-либо результативных действий по борьбе с коррупцией в ближайшие 5-7 лет, реализация Стратегии индустриального развития страны может быть под угрозой. Таким образом, поддержка инновационного предпринимательства в Республике Казахстан должна быть одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики. Системное решение ряда серьезных проблем, приведенных в данной статье, должно привести к успешной реализации амбициозной стратегии индустриализации Казахстана. Это будет способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, а также выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.
Источник: ulagat.com