Текст научной статьи на тему «Проблемы функционирования малого и среднего бизнеса в условиях современной экономики»
проблемы функционирования малого и среднего бизнеса в условиях современной экономики
Functioning of Small and Medium-sized Business in Today’s Economy
Козодаев Андрей Николаевич
старший преподаватель АНОО ВПО «Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС» (Санкт-Петербург) 194044, Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 14, лит Б
Kozodaev Andrey Nikolaevich
Interregional Institute of Economics and Law Smolyachkova Str. 14/B, St. Petersburg, Russian Federation, 194044
Малый и средний бизнес на протяжении последних лет играет все большую роль в современном развитии экономики России. В мировой практике считается нормой государственная поддержка малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять малым и средним фирмам финансовые, технические, технологические и иные ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Постоянный мониторинг состояния данного сектора предпринимательской деятельности, внесение изменений в федеральное законодательство, упрощение ведения налоговой отчетности, ряд других инициатив свидетельствуют о важности малого и среднего бизнеса и совершенствования контроля в сфере предпринимательской деятельности. Комплексный подход к решению проблем малого и среднего предпринимательства обеспечит мультипликативный эффект не только в данной сфере, но и в других сферах экономической деятельности и в экономике в целом.
Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса
Ключевые слова: бизнес, экономика, предпринимательство, предприятие, налоги
Small and medium-sized businesses play an increasing role in the modern development of the Russian economy. Globally, state support of small and medium business in the interests of the nation is considered normal. The state’s duties are not limited to providing small and medium-sized businesses access to financial, technical, technological, and other resources on favorable terms and supporting private enterprise at any cost. Continuous monitoring of business activities, changes in federal legislation, simplifications of tax reporting (paperwork reduction), and numerous other initiatives reveal the importance of small and medium-sized businesses and the necessity of improving control over entrepreneurship. An integrated approach to solving the problems of small and medium-sized businesses will provide a multiplier effect not only in this area but also in other areas of economic activity, and the economy as a whole.
Keywords: business, the economy, entrepreneurship, enterprise, taxes
Малый бизнес — это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие [1]. Для экономики России деятельность малых предприятий является важным фактором повышения ее гибкости. По усло-
Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса
вию развития малого предпринимательства можно судить о способности экономической системы приспосабливаться к быстроизменяющейся экономической ситуации.
В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным Росстата, совокупная численность занятых в малом бизнесе в 2012 г. составляла (млн чел.) [2]: на малых предприятиях — 7,5; на микропредприятиях — 4; в индивидуальном предпринимательстве — 5,5.
В 2012 г. среднесписочная численность занятых в малом бизнесе в целом по стране выросла на 8,7%, а удельный вес работающих на малых предприятиях составил 13,6% в среднем по стране. Самый большой рост занятости в малом бизнесе наблюдается в Уральском и Центральном федеральных округах. Падение занятости отмечено в Дальневосточном ФО. Росстат по итогам 2012 г. рассчитал среднюю численность работников на одном субъекте малого предпринимательства в России: на малом предприятии — 32 человека, на микропредприятии — четыре человека, у индивидуальных предпринимателей — два человека.
Что касается финансовой статистики, Росстат приводит следующие данные за 2012 г.: оборот малых предприятий — 13,3 трлн рублей, выручка микропредприятий — 5,7 трлн рублей, оборот индивидуальных предпринимателей — 4,5 трлн рублей. Обороты малого бизнеса в среднем по России в 2012 г. выросли на 22%, в то же время с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) этот рост составил только 17%. В абсолютном выражении объем оборота малого бизнеса за первое полугодие 2012 г. превысил 6,5 трлн рублей.
Несмотря на отмечаемый рост, как и любая сфера предпринимательской деятельности, малый бизнес сталкивается с рядом проблем. Как и всегда, на первом месте в числе негативных процессов рынка, отрицательно влияющих на осуществление бизнеса, может быть названо падение спроса на продукцию, товары и услуги, предлагаемые российскими предпринимателями. Учитывая изменчивость спроса, вызванную колебаниями покупательной способности россиян, эта проблема практически неотступно следует за любым игроком отечественного рынка. В качестве второй по важности проблемы в своей работе представители малого и среднего бизнеса назвали дефицит финансовых ресурсов. При этом малый бизнес указал, что большинство услуг кредитно-финансовых учреждений в этой области по-прежнему остаются недоступными или невыгодными для развития.
Не могли не попасть в число проблем малого бизнеса и затраты, влияющие на конечную стоимость выпускаемой продукции. Так, в этот список попали постоянно растущие тарифы на коммунальные и сопутствующие им услуги. Причем такая проблема оставалась стабильно значимой как в 2012 г. — 29,1%
Сравнение России и зарубежных стран по числу малых предприятий, м. п. [2]
Страны Общая численность населения, млн чел. Численность трудоспособного населения, млн чел. Число м. п., тыс. На 1000 чел. Число м. п. на 1000 трудоспособного населения
Россия 142,8 75,5 979 7 13
США 294,0 153,0 25 300 78 165
ЕС 499,7 224,0 16 400 33 73
Япония 128,0 86,1 6500 51 75
респондентов, так и в 2011 г. — 29%. Больше стала беспокоить российский малый бизнес возрастающая конкуренция, вызванная увеличением количества «игроков» на большинстве сегментов рынка, занимаемых именно малым и средним предпринимательством. Причем если ранее об этом высказались 19% опрошенных, то в 2013 г. такой показатель составил уже 24,3%.
Так называемое налоговое бремя не только не потеряло своего места в списке проблем малого бизнеса, но и упрочило его. Если в 2012 г. о его значительности среди расходов компании говорили лишь 15% предпринимателей, то сейчас о высоких налоговых ставках упомянули 24,8% опрошенных. Причем данная проблема не может быть решена малым и средним бизнесом собственными силами даже в результате самых грамотных управленческих решений.
Возросла степень значимости такой проблемы малого современного бизнеса, как нехватка грамотного персонала на рынке труда. Эта проблема затронула 27,7% бизнесменов, тогда как аналогичный период предыдущего года показал ее актуальность лишь для 8% предпринимателей. Среди прочих проблем, прямо или косвенно влияющих на свободу ведения малого бизнеса в стране, предприниматели указывают также на проверки контролирующих органов — 7,8%, коррупцию и преступность — 9,2%, повышение арендной платы за использование муниципального и государственного имущества — 8,3%.
В данный момент в России функционирует около 6 млн субъектов среднего/малого бизнеса, включая 4 млн индивидуальных предпринимателей. Их доля в общем обороте услуг и продуктов на российском рынке составляет порядка 1/3.
Большая часть малых предприятий сосредоточена в Центральном и Северо-Западном регионах, Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Самарской, Саратовской, Нижегородской областях. По вкладу малого бизнеса в ВВП, а это по расчетам около 21-22%, Россия отстает не только от развитых стран, где этот показатель составляет 50-60%, но и от многих стран Восточной и Центральной Европы с переходной экономикой. В российских регионах-лидерах вклад малого бизнеса в ВВП составляет более 20-25%. Это подтверждает то, что есть реальные возможности постепенного «подтягивания» других регионов до уровня регионов-лидеров.
Численность занятых в малом бизнесе в России составляет примерно 12 млн человек, или 17% от общей массы работающего населения. А во Франции в сфере малого бизнеса трудится 54% трудоспособного населения, Италии — 73%, а в США — 70%. Основным показателем развития малого бизнеса в стране является число предприятий на 1000 жителей. Особенно этот показатель убедительно выглядит при сопоставлении числа малых предприятий с трудоспособным населением (табл. 1).
Для других стран в расчет включается весь сектор, подпадающий под определение «малый». Для России речь идет лишь о зарегистрированных юридических лицах, а предпринимателей без образования юридического лица во внимание не принимают, хотя это дополнительно еще около 3 млн человек. Если пересчитать показатель и учесть в нем весь объем сектора, то в России показатели поднимутся до 28 малых предприятий на 1000 человек населения и 53 малых предприятия на 1000 трудоспособного населения. Это уже не так далеко от показателей Евросоюза.
Негативные процессы, характеризующие малый бизнес в России, определяются рядом особенностей его формирования и функционирования. Особенности малого бизнеса непосредственно определяются условиями его становления, а именно нестабильностью законодательства в отношении малого бизнеса; недостаточной мобильностью трудовых ресурсов; снижением спроса на внутреннем рынке; трудностями формирования первоначального капитала.
К основным проблемам малого бизнеса можно отнести услуги организаций-монополистов для предпринимателей: наблюдается необоснованное завышение стоимости услуг организаций, обеспечивающих подключение малых предприятий и их снабжение газом и электроэнергией, водой и т. п. Большие претензии имеются в части авансовой оплаты вышеперечисленных организаций естественных монополистов за еще не потребленные услуги. Получается, что субъекты малого предпринимательства авансируют (вынуждены исключ
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник: naukarus.com
Основные проблемы функционирования среднего и малого бизнес
Проблемы функционирования среднего и малого бизнеса в Российской Федерации на сегодняшний день приобретают все б ольшую актуальность. В основном это связано со сложившимися условиями для его реализации в полном объеме. К среднему и малому бизнесу относят предприятия с численностью от 50 до 250 работников; с выручкой от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей в год.
Поддержка малого бизнеса – одна из самых важных задач эконом ики в Российской Федерации, так- же стоит отметить наличие законодательства, которое направленно на регулирование отношений в сфере предпринимательства. Основными примера ми могут послужить некоторые Федеральные законы, такие как Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» или Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательс тва в Российской Федерации».
Принятие Федерального закона № 209-ФЗ можно считать начало нового этапа функционирования предприятий , а именно порядок реализации предпринимательских отношений в России, как на федеральном, так и на местном уровне. В Законе №88-ФЗ закреплены основные принципы и формы поддержки малого и среднего предпринимательства, конкретные меры и порядок их реализации.
Но несмотря на поддержку со стороны государства , на сегодняшний день наблюдается тенденция закрытия большого числа малых предприятий, а появление новых фирм или любых других компаний значительно меньше. Конкретнее, статистические данные свидетельствуют о том, что в этом году количество закрывших свой бизнес предпринимателей достигло 531 900 человек. На 1 января 2017 года количество фермеров и индивидуальных предпринимателей было 4 миллиона, а на 1 июня сократилось до 2636000 . Это свидетельствует о сокращении игроков на экономической арене. Малые предприятия чаще имеют коммерческий профиль, а не промышленный.
Одним из самых серьезных препятствий для развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является ограниченный доступ к финансированию. Решение этой проблемы позволит увеличить темпы развития институтов кредитования малого бизнеса. Тем не менее, система кредитования предприятий малого бизнеса сталкивается с рядом проблем.
На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, если сравнивать со странами Запада, то там на тот же самый критерий приходится порядка 50% , несмотря на то, что в странах Запада доля малого и среднего бизнеса больше . Также стоит вопрос о проблемах кредитования малого бизнеса, но это в п олне объяснимо. Начиная с 2008 года кризис в Российской Федерации коснулся всех сфер экономической жизни, и банки не стали исключением.
В связи со сложившейся ситуацией банки ужесточили требование к заемщикам, поэтому сейчас они стараются кредитовать наименее рискованную категорию клиентов, что нельзя сказать о малом бизнесе. Малый бизнес, наверное, один из самых рисковых элементов экономики. Кредитование снижается для того, чтобы сформировать наиболее качественный портфель выданных кредитов и минимизировать возможные риски. Процент отклоненных заявок на ипотечный кредит увеличился с 10-15% до 30-35 %. Это означает, что бан ки теряют доверие к предпринима т е лям.
В 2017 году в Российской Федерации был произведен опрос граждан, где им был задан вопрос: « Насколько Вы уверены в финансовой устойчивости банка, в котором обслуживается ваша организация? » Результаты опроса представлены в таблице (См.табл.1)
Уровень доверия предпринимателей к банковской системе в России
Скорее не уверены
Абсолютно не уверены
Вообще, хорошо развитый малый бизнес гарантирует высокие темпы развития национальной экономики. Это связано с развитием конкурентоспособной среды и появлением большего числа частных предприятий, создающих дополнительные рабочие места; увеличением потребительского спроса на различные виды товаров и услуг; повышением экспортного потенциала страны и более эффективным использованием местных сырьевых ресурсов.
Основные проблемы функционирования малого бизнеса
Во введении я указала лишь некоторые проблемы функционирования малого бизнеса. Стоит отметить, что по сравнению с прошлым десятилетием , произошло существенное увеличение количественных показателей. После 2008 года малый бизнес вырос на 37 %, это достаточно весомы й процент, но по сравнению с показателями других стран , Российская Федерация занимает далеко не лидирующее место на мировой арене по развитию малого бизнеса. Малый и средней бизнес стабилизирует национальную экономику; обеспечивает товарами и услугами.
Для начала нужно выделить основные проблемы. На мой взгляд, ключевыми проблемами являются:
1) как я указывала раннее: неактивное кредитование малого бизнеса;
2) высокий уровень налогообложения;
3)увеличение ставок по кредитам (некредитоспособность) (банки дают льготы лишь технопаркам, сельскому хозяйству и для самых банков ставка по кредитам значительно меньше) ;
4)низкая конкуренция на площадке малого и среднего бизнеса;
5)низкий процент предприятий с помещениями в собственности;
6)сложность и длительность оформления документов , иначе говоря бюрократизация бизнес-среды ;
7)короткие сроки кредитования;
8) недоверие банка предпринимателю (в основном это связано с некредитоспособностью, см. п.3) ;
10) скрытность и неполнота информации о конкурентах и качестве закупаемого товара;
11) незащищенность работников малого предпринимательства;
12)пробелы в законодательстве;
13)низкая правовая культура предпринимателей.
На сегодняшний день малый бизнес Российской Федерации сосредоточился в основном в сфере услуг. Это, как правило, предприятия общественного питания, предприятия ремонта (одежда/обувь и т.п) и небольшие торговые павильоны. Доля малого бизнеса, приходящаяся на сферу строительства, производства и сельского хозяйства, с каждым годом сокращается. Предприятия в сфере медицины и оказания социальных услуг также испытывают трудности, так как снижается покупательская спосо бность, в связи со снижением дохода населения , и не каждый человек может себе позволить получать медицинские услуги в платных центрах.
Предприниматели зачастую не имеют в собственности помещения, землю или и то , и другое. В основном, предприятия используют арендуемые площадки, где осуществляют свою предпринимательскую деятельность. В связи с общей инфляцией цены на аренду сильно возросли.
Для того чтобы окупить и получить прибыль , предприниматели должны привлечь больш ое количество клиентов или повысить це ны на продукцию или услуги . С нижение доходов населения ведет к сокращению платежеспособного спроса, снижению выручки хозяйствующих субъектов и, соответственно , росту удельных издержек , то есть соотношения затрат и прибыли в стоимости одной единицы реализованной продукции/услу ги, что и способствует повышению цены реализации, чтобы хоть как-то компенсировать возросшую затратность . С другой стороны, предприятия производства медицинских услуг, услуг социального обеспечения и т.п. требуют значительных первоначальных капиталовложений для закупки оборудования или средств производства. Как правило, на закупку оборудования идут заемные средства. Но, как я указывала ранее, в связи с ростом кредитных ставок и снижением покупательной способности населения возрастает риск получения убытков или банкротства. Поэтому сейчас большое количество предприятий закрывается из-за неспособности выплаты ранее взятых кредитов. Этим объясняется неактивное кредитование новых и вновь открывшихся предприятий , но есть и другие причины .
Для малых предприятий 29 декабря 1995 г. был издан Федеральный закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», согласно этому закону предусматривалось установление единой ставки налога на совокупный доход, подлежащего зачислению в зависимости от уровней внесения этого налога. То есть, малые предприятия освобождались от налога НДС (на 1995 год составляла 28%, сейчас-18%), налога на прибыль в размере 24% и налогов с фонда оплаты труда(41,8%). Такие условия были значительно выгоднее для малого бизнеса, по сравнению с крупными предприятиями в сфере налогового обложения для малого и среднего бизнеса. Так, в настоящий момент времени , в Российской Федерации функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
1. Общ ая установленная система, в рамках которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики, а именно НДС, акцизы, налог на прибыль и т.д., но при этом малые предприятия получают специально разработанные льготы.
2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий.
3. Единый налог на вм ененный доход для определенных видов деятельности, где объектом налога служит потенциально возможный объем дохода, исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими/понижающими коэффициентами.
После того, как федеральный закон №222-ФЗ утратил силу в 2007 году, все предприниматели (разных уровней) были поставлены на одну ступень с крупными предприятиями, для малых предприятий это было не выгодно.
Увеличение налогов привело к тому, что малые предприятия были вынуждены увеличить цены на выпускаемую продукцию или услуги, и как следствие, это привело к снижению спроса на эти товары и услуги. А уменьшение спроса на товары и услуги привело к значительному снижению доходов малых предпринимателей.
Еще одной проблемой функционирования малого бизнеса является конкуренция с крупными монопольными предприятиями. Под их давлением снижается потребность у покупателей обращаться за товарами и услугами в мелкие предприятия, так как их цены значительно выше, и для того , чтобы не терять покупателей , мелкие предприниматели должны производить уникальные товары, но и они будут опираться на небольшой круг потребителей. Например, с появлением крупных сетевых магазинов, мелкие предприниматели столкнулись с ненадобностью их маленьких магазинчиков.
Способы устранения проблем функционирования среднего и малого
На мой взгляд, чтобы малому бизнесу держаться на плаву , со стороны самого предпринимателя надо предлагать уникальные товары и услуги, что приведет к увеличению спроса на получение новых товаров и услуг. Со стороны государства необходимо создать благоприятные условия, а именно:
1) снизить налоговую нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса;
2)объявить мораторий на проведение проверок органами государственной власти;
3)снизить штрафные санкции до минимальных размеров;
4)снизить кредитные ставки банками;
5)разработать новые банковские продукты с пониженными процентными ставками;
6) повысить качество предоставляемых услуг. Сюда входит расширение своих филиалов, офисов, банкоматов;
7) увеличить объем финансовых средств на развитие системы гарантийных фондов, как на региональном, так и местном уровне;
Так, финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства в России осуществляется через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенны й срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство стремится заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении заемных средств мелким фирмам.
В настоящее время, в российских банках действует множество различных программ кредитования предприятия малого и среднего бизнеса, но, согласно общепринятому мнению, стержнем оценки кредитоспособности потенциального заемщ ика является финансовый анализ. На поддержку и развитие малого бизнеса из государственного бюджета в течение 2017 года 82 субъектам Российской Федерации было выделено около 7,5 млрд. рублей.
Развитие национальной экономики РФ невозможно без эффективно функционирующей системы малого и среднего бизнеса, так как именно малый и средний бизнес формируют благоприятный климат для осуществления экономической деятельности. В связи, с чем государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малых предприятий в направлениях, соответствующих интересам общества.
Для развития предприятий малого бизнеса необходима свобода ведения предпринимательской деятельности. Они дадут России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, улучшат и разнообразят выпускаемую продукцию, ускорят процесс внедрения новых технологий, который в России всегда был заторможен. Но, чтобы избежать большого числа ошибок при образовании нового течения в экономики России, сначала нужно исследовать опыт других стран в этой области и рассчитать риски и последствия.
Источник: fenix.help
Проблемы функционирования и развития малого и среднего предпринимательства
В Российской Федерации предприятия малого и среднего бизнеса сталкиваются с большими трудностями. К основным проблемам предприятий можно отнести следующие.
1. Финансирование. Развитие малого бизнеса затруднено в первую очередь вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса:
♦ профессиональные инвесторы не могут финансировать малый бизнес, так как стоимость транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно оставляет более 200 тыс. дол., что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. дол.;
♦ масштабы малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;
♦ банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;
♦ лизинг технологического оборудования также малодоступен как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20–30 % от стоимости оборудования. Одним из распространенных источников финансирования малого бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donalds, печать и фото-сервис Kodak или Fuji, сети заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок;
♦ недоступность финансирования для малых предприятий приводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.
2. Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой:
♦ многие предприниматели терпят неудачу из-за отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом;
♦ представители малого бизнеса обычно имеют недостаточные знания в области финансов и бухучета, что приводит к ошибкам, а часто и к нарушениям.
В свою очередь малый бизнес в Российской Федерации обладает некоторыми отличительными особенностями от предпринимательства за рубежом. Наиболее значимыми из них являются:
♦ совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на конкретную продуктовую модель развития;
♦ стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга;
♦ общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
♦ высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
♦ низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
♦ высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
♦ неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
♦ работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.
Поддержка малого бизнеса должна осуществляться по следующим направлениям:
♦ формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;
♦ создание льготных условий использования субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
♦ поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
♦ организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого бизнеса, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого бизнеса, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.
После того как мы проанализировали основные проблемы в предпринимательстве и их причины, можем сделать вывод о необходимости точного определения причин конкретной проблемы и ее зависимости от финансово-хозяйственного положения предприятия (компании) в целом. Причины возникновения проблем в предпринимательстве представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3. Причины возникновения проблем в предпринимательстве
Практика предпринимательской деятельности с российскими и иностранными компаниями подтверждает принципиальную необходимость ведения постоянного мониторинга текущей деятельности предприятия.
Создание системы адекватного управленческого учета с точки зрения оперативности и полноты получаемой информации является другим необходимым условием постоянного мониторинга состояния компании. Такая система позволит руководству компании получать информацию в таком формате и объеме, которые необходимы:
♦ для своевременной диагностики причин проблемы;
♦ для выработки точного плана своевременного исправления этой проблемы.
Основным фактором, оказывающим влияние на процессы становления партнерства, барьерных ограничений, взаимодействия бизнес-структур, является государство, ему принадлежит приоритетная роль в социализации производственных отношений с учетом требований социально-этической концепции маркетинга.
Среди наиболее значимых барьеров, препятствующих реализации социальной концепции бизнеса, можно назвать экономические (налоговая, кредитная, инвестиционная политика). Их влияние выражается в неплатежах, ограничениях по спросу, в высоком уровне инфляции, финансовой нестабильности. Наиболее значимые ограничения в предпринимательстве приведены в табл. 1.4.
Таблица 1.4. Виды ограничений в предпринимательстве
Существенными являются также административные барьеры (нормативно-правовые), что для отечественных производителей выражается в системе регистрации, порядке ввоза, квотировании.
Далее необходим анализ организационных барьеров, связанных с недостаточной развитостью рыночной инфраструктуры, относительно низким уровнем организованности и открытости рынка капитала, инвестиционных товаров и технологий. Барьеры структурного характера возникают вследствие создания альянсов между уже существующими структурами в результате их вертикальной и горизонтальной интеграции. И наконец, барьеры неформального характера, которые обусловлены недобросовестной конкуренцией и криминальными факторами.
Основные систематизированные факторы привлекательности российского рынка, которые способствуют его развитию и которые можно использовать в качестве стимулов социальной реструктуризации, показаны в табл. 1.5.
Таблица 1.5. Систематизированные факторы привлекательности российского рынка
Способность руководства предприятий к постоянному мониторингу и не только приносит положительный эффект для текущего управления, но и приводит к повышению степени доверия к этой компании со стороны основных заинтересованных сторон – помимо акционеров, это прежде всего кредиторы и потенциальные инвесторы/партнеры.
Предпринимательский успех зависит от многих факторов. К ним относятся разработка обоснованного бизнес-плана, внедрение новых технологий, предвидение рисков, организация работы коллектива, предпринимательский талант руководителя, продуманные и своевременные управленческие решения.
При разработке и принятии управленческих решений предприниматель должен прежде всего реализовывать цели фирмы. Обобщенной характеристикой решения является его эффективность, т. е. достижение цели. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.
При приятии рационального предпринимательского решения можно выделить следующие этапы:
♦ определение проблемы;
♦ формулировка ограничений и критериев принятия решения;
♦ определение альтернатив;
♦ оценка альтернатив;
♦ выбор альтернативы;
♦ реализация и контроль за выполнением решения.
Следует также обратить внимание и на то, что результаты всех этапов разработки и принятия решений в значительной мере зависят от личности того или тех, кто участвовал в их подготовке. Руководители по-разному реагируют на существование и серьезность проблемы и диагностируют ее. Это, в частности, зависит от места работы, должности, опыта, личных пристрастий, сложившихся в коллективе отношений.
Источник: lektsia.com