Предпринимательство является необходимым элементом любого рыночного хозяйства. Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность функционировала в СССР и в рамках централизованно-плановой системы — в основном в форме так называемой теневой экономики (т.е.
нелегальной, не разрешенной законом, не учитываемой, не облагаемой налогом), удельный вес которой, по усредненным оценкам, доходил до 40 %. Наряду с этим имелись и легальные формы предпринимательства. Прежде всего это выращивание сельскохозяйственной продукции на приусадебных участках с ее продажей на рынке, но не только. Даже в суровое время на рубеже 40—50-х годов работали частнопрактикующие врачи, портные и др., функционировала производственная кооперация. Но к 80-м годам важнейшее значение приобрела именно теневая экономика.
Рыночные реформы легализовали предпринимательскую деятельность. В качестве правовой базы можно отметить принятый в 1988 г. «Закон о кооперации» — первый закон, разрешающий частнопредпринимательскую деятельность; Закон «О собственности в РСФСР» (1990), легализовавший институт частной собственности; Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991), регламентирующий основные организационно-правовые формы и виды предпринимательской деятельности. На сегодняшний день основным юридическим документом, регулирующим предпринимательство в России, является Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ).
Круглый стол «Расходы на электроснабжение малого и среднего бизнеса в России: посильное ли бремя?»
Становление предпринимательства в реформируемой России сопровождается определенными трудностями. Можно выделить несколько
Раздел I. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА
групп факторов, препятствующих динамичному развитию предпринимательства.
1. Первая группа связана с политикой искоренения всех форм предпринимательской деятельности, проводившейся в Советском Союзе с конца 1920-х годов. Результатом явилась потеря широкого слоя предпринимателей, обладавших самобытным национальным и социальным сознанием, психологией, культурой.
Другая группа факторов связана с тем, что реанимация предпринимательства в России в 1990-е годы осуществлялась преимущественно на основе заимствования зарубежного опыта, без адаптации рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Слепое копирование западного опыта не при вело к быстрому положительному результату. Потребуется немало времени для освоения практической философии бизнеса, формирования культуры и этики российского предпринимательства.
3. Следующая группа факторов, препятствующих становлению предпринимательства в России, связана с нестабильностью и неопределенностью внешней среды функционирования предпринимательских структур, постоянными изменениями в области законодательства, отсутствием четко разработанной государственной политики по отношению к бизнесу, высокой степенью монополизации отдельных отраслей. Эти факторы существенно замедляют развитие предпринимательства, зачастую принуждая предпринимателей уходить в теневой бизнес.
Решение проблем развития предпринимательства в России предполагает стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Необходимо создать доступную кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия. Во всем этом российские предприниматели испытывают зачастую значительные трудности.
ПУТИН против Бизнеса? БЕЗРАБОТНАЯ РОССИЯ! ПРОБЛЕМЫ предпринимателей и ЖЕСТКИЕ НАЛОГИ! КОРОНАВИРУС!
Источник: laws.studio
2.2 Проблемы в функционировании крупного бизнеса в современных российских условиях
В период рыночных преобразований и приватизационных процессов в России было достигнуто между властью и крупным бизнесом «негласное» соглашение о разделении сфер влияния — политика исключительная сфера власти, экономика отдана во владение очень узкому кругу «назначенных» олигархов. Согласно этому соглашению власть обязалась не «трогать» крупный бизнес, при соблюдении условия «невмешательства» крупного бизнеса в политику.
В результате осуществленного сговора власть получила в монопольное распоряжение государственную политику, без учета политических интересов граждан. [6] Крупные бизнесмены получили под свой контроль практически все доходные отрасли экономики, без внутренней конкуренции со стороны остального бизнеса. Мировая история уже не раз свидетельствовала самоуничтожение власти в отсутствии правовых ограничений и контроля со стороны общества.
Никакая власть не способна противостоять искушению бесконтрольностью, безответственностью, вседозволенностью и произволом. Неограниченная власть всегда дрейфует от Управления государством к Эксплуатации населения и природно-сырьевых ресурсов.
Все государственные функции и полномочия концентрируются в исполнительных органах власти, принцип разделения властей в такой системе управления не действует, за ненадобностью. [13] Избавившись от исполнения государственных функций власть, рано или поздно, переключается на получение «личной прибыли», соответствующей статусу во властной иерархии. Максимальные прибыли чиновники могут получать в виде «откатов» при распределении «бюджетного пирога» и шантажируя не «чистых на руку» крупных бизнесменов.
В «идиллических» отношениях неограниченной власти и «назначенных» олигархов всегда наступает момент конфликта интересов жаждущих денег чиновников и интересов крупных бизнесменов, нуждающихся в предсказуемой государственной политике и сложившимся «статус-кво». Крупный бизнес, в свою очередь, получил в результате соглашения с властью индульгенцию на любые средства и методы получения сверхприбылей от эксплуатации природно-сырьевых, технических и трудовых ресурсов.
Отсутствие норм и правил промышленно-предпринимательской деятельности, правового регулирования бизнеса сполна компенсировалась невмешательством в бизнес власти и «огрехами и дырами» в законодательстве, позволяющими уводить из-под налогообложения колоссальные деньги. Наличие «бешенных» денег не могло не провоцировать власть на получение большего «куска» от «жиреющих» олигархов.
Усиление давления власти на крупный бизнес сопровождается формированием негативного отношения общества к олигархам, как виновникам преступного перераспределения общественной собственности. [17] Крупное предпринимательство в современной России было изначально нацелено на максимальное дистанцирование от теневой экономики, хотя по ряду причин (особенности налогового обложения, общая ситуация периода первоначального накопления) оно время от времени частично функционировало в ее рамках. Да и провести четкую грань между теневой и нетеневой экономикой в нынешних условиях зачастую невозможно.
Однако все крупные хозяйствующие субъекты твердо ориентированы на сохранение своего присутствия в формальной экономике и, следовательно, на увеличение степени прозрачности своих операций, что принципиально отличает эти компании от «стандартных» агентов теневой экономики. Если считать теневыми взаимодействия крупного предпринимательства с государством, выходящие за пределы правового поля, то множество противоречий в нынешней законодательной базе непомерно расширяют теневую составляющую.
Из-за огромного дефицита законов в России в «тень» попадают отношения, которые в демократических странах считаются абсолютно нормальными. Давление власти, негативное отношение населения, открытость отечественного рынка, деловое сотрудничество с западными компаниями, выдвинуло на повестку дня необходимость наведения порядка в российском бизнесе, что вступило в противоречие с интересами чиновничества.
Власти стал необходим «козел отпущения» в лице ненасытных олигархов, на которых всегда можно взвалить вину за развал отечественной промышленности, нищету населения и запредельную коррупцию в стране. [24] Однажды отказавшись от правового регулирования рынка, ради льгот и экономических преимуществ, представители крупного бизнеса лишили правовой защиты от произвола власти все российское бизнес сообщество. Общественные организации бизнеса вынуждены искать понимания у власть предержащих используя единственный инструмент — договоренность с властью.
Единственно, на что способна действующая власть — разрушение. Отечественная промышленность, если не разрушена полностью, то изношена на «все сто». О степени изношенности энергосистемы, ЖКХ, транспортной системы говорить просто не приходится. Система социального обеспечения граждан находится в процессе разрушения, на очереди системы медицинского обеспечения и образования.
Чиновники от энергетики, как нечто неизбежное, предупреждают нас об ожидаемых авариях большего масштаба в энергетике в ближайшем будущем, отечественные самолеты и вертолеты, военные и гражданские «падают» ежемесячно, дома либо горят либо разрушаются. Граждане замерзают в не отапливаемых полуразрушенных домах.
Недостатки существующей системы взаимодействия органов госвласти и крупных промышленных предприятий приводят к тому, что бизнес теряет значительные финансовые средства, а государство не имеет четких механизмов регулирования экономики. В частности, эксперты только ММК оценивают собственные потери до 100 млн. долл. в год.
Трагизм ситуации состоит в том, что бизнес в России по-прежнему очень боится власти. И боится по самой прозаической причине — весь экономический курс страны до сих пор зависит исключительно от личной воли главы государства, его способности подбирать кадры на ключевые посты в правительстве, а не от четкого набора неукоснительно выполняемых законов.
Такое отношение капиталистов к власти побуждает скрывать от государства валютную выручку, отмывать деньги за пределами Родины, уводить в тень зарплаты наемных работников. Наши капиталисты чувствуют себя холопами при помещиках-политиках, даже финансируя их.
Можно выделить, кроме указанных выше, несколько проблемных направлений в деятельности крупного бизнеса и взаимодействии его с государственными органами власти. Во-первых, это взаимодействие в сфере налогообложения, главным образом в части возврата экспортного НДС. В среднем время рассмотрения составляет около двух месяцев.
Из-за этого значительный объем средств попросту зависает и не может использоваться в производственном процессе. Во-вторых, это взаимодействие в области экологии и предупреждения чрезвычайных ситуаций. И государство, и промышленные предприятия одинаково заинтересованы в том, чтобы производственный процесс осуществлялся с полным соблюдением норм экологической безопасности.
А создание эффективной системы оперативного мониторинга экологической ситуации возможно лишь на базе информационных технологий. Такая система позволит предприятиям и уполномоченным органам государственной власти следить за уровнем безопасности вокруг производства, а также быстро принимать меры при выявлении нарушений. В-третьих, реализация социальных программ.
Крупные промышленные предприятия, как правило, несут на себе ответственность за значительные объемы пенсионных и медицинских выплат. И государству, и предприятию одинаково выгодно четко контролировать этот процесс, чтобы, с одной стороны, убедиться в полном выполнении социальных обязательств перед гражданами, а с другой стороны — проверить эффективность расходования финансовых средств.
В-четвертых, это сфера грузоперевозок. В настоящее время наиболее эффективным средством доставки сырья и готовой продукции для промышленных предприятий является железная дорога, работа которой находится под контролем государства.
Сейчас взаимоотношения между органами государственной власти и крупными промышленными предприятиями строятся на основе бумажного документооборота. Это обуславливает их сложность и низкую оперативность. В результате государства теряет эффективность в управлении экономикой, а бизнес не имеет возможности интенсивно развиваться и теряет в прибыли.
С использованием информационных технологий реально создать эффективную систему получения предприятиями оперативной информации о расписании движения поездов, наличии и типах вагонов, оценки их технического состояния и т.д. Среди всего множества проблем взаимоотношений по линии «государство» — «крупный бизнес» — взаимоотношения по линии «государство» — «крупные компании, имеющие в своем составе сырьевые переделы» отличаются, как представляется, наибольшей остротой.
Острота проблемы связана со следующими обстоятельствами: [32] — неустойчивостью конъюнктуры на рынках сырьевых материалов и топливно-энергетических ресурсов; — преходящим (временным) характером наличия минерально-сырьевых ресурсов — точнее тенденцией их истощения с течением времени. Данные обстоятельства определяют и специфические подходы и особенности к формированию (определению) направлений экономического развития данных территорий.
Масштабы и характер прямого государственного участия в экономике, если принять во внимание вариант частной ренты как жизнеспособный, прямо влияют на состояние дел в сфере гарантий и защиты прав собственности. Именно государство как инициатор имущественной экспансии становится наиболее заинтересованным в отсутствии четких правил игры в сфере имущественных отношений.
Здесь вполне уместна аналогия со второй половиной 1990-х годов, когда интересы субъектов постприватизационного передела собственности в частном секторе и бурного становления частных корпоративных групп активно препятствовали введению адекватных ограничительных норм в сфере корпоративного права, банкротств, рынка ценных бумаг, оптимизации реорганизационных процедур, государственных предприятий и т.д. В начале 2000-х годов им на смену приходят государственные компании и предприятия, выполняющие интервенционистские функции. Одновременно заметно сужаются возможности полноценной реализации частным собственником его основополагающих прав — прежде всего распоряжения (в терминологии «классической триады») или права отчуждения всей совокупности других прав (в терминологии теории прав собственности). Необходимость политического согласования сделок с теми или иными значимыми активами, тем более с зарубежными, не только подтверждает системный характер вмешательства государства в сферу рыночных отношений, но и обесценивает понятие частной собственности.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Основные проблемы российских предприятий
В бурно развивающейся глобальной экономике России необходимо отыскать свою нишу. С открытием рынков перед РФ возникает проблема конкуренции со странами Запада, обладающими развитой промышленностью, обширными знаниями и опытом в части рыночной экономики. Одновременно Россию ожидает острое соперничество со стороны азиатских стран, например Китая и Индии, которые также развиваются ускоренными темпами.
Основные проблемы российских предприятий и причины их возникновения
Основные проблемы на примере предприятия ООО «Луч»
Список использованной литературы
Работа содержит 1 файл
Основные проблемы российских предприятий и причины их возникновения
Основные проблемы на примере предприятия ООО «Луч»
Список использованной литературы
Перед Россией стоит задача двойственного характера.
С одной стороны, стране нужно перейти (или вернуться) на рыночные рельсы после планового хозяйствования в течение 75 лет (причем для стран Центральной Европы и Китая этот период был вдвое короче), а с другой – адаптироваться к процессам глобализации мировой экономики, заметно ускорившимся после краха системы социализма в СССР.
В бурно развивающейся глобальной экономике России необходимо отыскать свою нишу. С открытием рынков перед РФ возникает проблема конкуренции со странами Запада, обладающими развитой промышленностью, обширными знаниями и опытом в части рыночной экономики. Одновременно Россию ожидает острое соперничество со стороны азиатских стран, например Китая и Индии, которые также развиваются ускоренными темпами. Имея население численностью 220 миллионов человек, РФ становится целевым рынком практически для всех стран мира, тем более что поступления от экспорта нефти и газа обеспечивают россиянам достаточно высокий уровень благосостояния. Вопрос состоит в том, чтобы с учетом указанных обстоятельств российские предприятия могли бы, по крайней мере, выжить в своей собственной стране, которая при нормальном положении вещей должна являться их собственным рынком.
Основные проблемы
В силу исторических причин российский рынок характеризуется отсутствием значительного предпринимательского опыта и отсутствием опыта потребительского. Экономические условия быстро меняются. Слабая правовая база обуславливает наличие у предприятий теневого оборота наряду с легальным. Российский менталитет сформирован 70-ю годами советской власти.
С точки зрения образования и развития российские коммерческие предприятия можно разделить на два рода:
Первый — предприятия, образованные номенклатурными работниками за счет околомонопольного доступа к определенной доле государственных ресурсов. В силу ряда особенностей, таких как жесткость традиций и “правил игры”, специфики управленческой философии, отсутствия ориентации на рынок, решение их проблем в рамках маркетингового подхода нецелесообразно.
Второй — предприятия, образованные предпринимателями за счет собственной инициативы, без использования государственных ресурсов, с самого начала ориентированные на рынок.
Специфика права и экономики в России создала ситуацию, достаточно уникальную в мировом опыте: основная масса коммерческих предприятий образовалась в короткий промежуток времени, практически одновременно, и одновременно же проходит стадии своего развития. В значительной мере предприятия имеют сходные проблемы развития, вызванные сходными причинами. Условно эти проблемы можно разделить на две группы:
· проблемы внутренние, обусловленные опытом, менталитетом и традициями;
· проблемы внешние, обусловленные экономическим развитием общества, в частности, ростом конкуренции и изменениями в налогообложении.
Для лучшего понимания первой группы проблем сделаем экскурс в историю гипотетического предприятия.
Группа единомышленников, возможно, родственников и друзей, регистрирует фирму. Опыта, естественно, нет. Фирма начинает функционировать, сплоченная энтузиазмом, поскольку больших денег пока не приносит. Разделение обязанностей слабое, все занимаются всем, дополняя друг друга. Мотивация максимальная.
Весь коллектив, постепенно растущий, работает на одну идею, наравне выкладываясь. Скоро их уже не три человека, а двенадцать.
Начинает расти прибыль. Ее уже достаточно для самообеспечения предприятия, увеличения оплаты труда и расширения деятельности. Ее уже можно реинвестировать.
Первый комплекс проблем возникает во взаимодействии с партнерами. Недостаток предпринимательского опыта всех учредителей при организации предприятия приводит к регистрации равного участия партнеров в прибыли и управлении фирмой. Цели со временем меняются. Желания партнеров реинвестировать прибыль, распределить ее не совпадают.
При соглашении о реинвестировании не совпадает объект либо способ реинвестирования. Часто на этом этапе партнеры расходятся, создавая конкурентные предприятия.
Второй комплекс проблем возникает во взаимодействии с сотрудниками. Особенности менталитета, сформированного годами советской власти, заставляют сотрудников, работающих на предприятии со дня основания чувствовать себя “отцами-основателями” предприятия. Следствием этого является осознаваемое ими право на долю прибыли предприятия, либо, в легком случае, право на долю управления предприятием. Претензии выражаются либо в открытой форме, тогда проблема может быть решена относительно безболезненно, либо в скрытой, приводя к саботированию деятельности предприятия и часто к воровству.
Третий комплекс проблем возникает в области управления предприятием и обусловлен традициями и опытом управленческой практики. Успешное функционирование и развитие предприятия сформировало у предпринимателя определенный стиль управления. Рост предприятия поддерживала стихийно сложившаяся организационная структура.
То и другое вполне работоспособно для предприятий определенной величины. С ростом предприятия старые методы управления начинают тормозить прогресс, тогда как принятие новых методов не подкреплено собственным опытом. Высока вероятность ошибок, высоко оценивается риск. Ощущается недостаток информации не столько о конечной цели, к которой надо придти, сколько о пути перехода. На практике предприятия часто останавливаются в данной точке развития, расширяясь экстенсивно до наступления кризиса.
Вторая группа проблем обуславливается внешними причинами. Предприятия, вышедшие на рынок 3-5 лет назад, начинали деятельность в условиях минимальной конкуренции. Значительная доля успеха была обусловлена низкой информационной насыщенностью рынка. То и другое позволяло предприятиям поддерживать наценки на товар на уровне 100 — 150 и даже 300 % при обороте капитала до 4-х раз в месяц.
Развитие конкуренции и информированность, развитие экономики способствовали снижению наценок. Основная масса предприятий сейчас работает в диапазоне 10 — 60 % наценки при оборачиваемости капитала раз в 1 — 2,5 месяца.
Еще одна внешняя причина — развитие налогообложения. Не вдаваясь в вопрос, улучшается оно или ухудшается, отметим устойчивую тенденцию его изменения в сторону уменьшения и ограничения налоговых льгот, с одной стороны, и более плотного перекрытия нелегальных возможностей, с другой.
Развитие конкуренции и развитие налогообложения снижают прибыли предприятий и ставят перед ними острую проблему повышения эффективности деятельности. Затраты, ранее с избытком покрывавшиеся поступлениями, теперь необходимо минимизировать, а поступления при этом увеличить. Необходима оптимизация оргструктуры и проработка рынка.
Основные проблемы на примере предприятия ООО «Луч»
Транзитивный характер современной экономики России, продолжающиеся трансформационные процессы продолжают оказывать негативное воздействие на управление предприятиями, порождают нестабильность условий функционирования российского бизнеса. В стабильной рыночной экономике предприятия ориентированы, прежде всего, на удовлетворение конкретных потребностей потребителей, что гарантирует им получение прибыли и увеличение рыночной доли. В России сложилась такая экономическая ситуация, в которой основной целью многих российских предприятий является:
максимизация доходов любой ценой для одних;
выживание любой ценой, когда едва удается покрыть все затраты и расходы и обеспечить безубыточность работы для других;
увеличение менеджерами собственной доли в капитале в третьих.
Необходимо выделить ряд основных проблем российского алкогольного предприятия ООО «Луч», предопределяющих уровень управления предприятием (таблица 1).
Классификационный признак | Содержание признака |
Нормативно-правовая обеспеченность | 1. Незавершенность законодательной базы на различных уровнях управления |
2. Жесткое налоговое законодательство, имеющее явно выраженное фискальное направление
3. Частая смена нормативно-правовых положений, нередко вступающих в противоречие друг с другом
4. Декларативный характер некоторых законодательных положений, практическую трактовку которых дают работники налоговой службы
5. Отсутствие льготного режима для реструктуризации задолженности и производства
2. Высокий банковский процент за пользование кредитом, несопоставимый с западной практикой
3. Сложность получения кредитных ресурсов, их высокая стоимость и низкая залоговая оценка кредитором основных фондов заемщика
2. Неразвитость рынков сырья и оборудования, слабая дифференциация по ценам и производительности
3. Несбалансированность цен на произведенную продукцию и фактических издержек производства, прежде всего в системе агропроизводитель-переработчик
2. Низкий уровень внедрения прогрессивной, ресурсосберегающей и новой технологии
3. Отсутствие организационно-экономических условий для активной инновационной деятельности
4. Недостаточная заинтересованность топ- менеджеров в обновлении материально- технической базы и внедрении нового технологического оборудования
2. Отсутствие навыков системного анализа и многовариантной разработки путей развития предприятия
3. Практически полное отсутствие стратегического менеджмент — обучения высшего и среднего управленческого персонала промышленных предприятий
4. Неэффективность внедрения в управленческий процесс компьютерных технологий, игнорирование комплексности и системности использования персональных компьютеров
5. Высокая стоимость существующих компьютерных программ управления производством и отдельными структурами для большинства малых и средних предприятий
2. Недооценка важности обеспечения опережающего роста производительности труда в сравнению с ростом заработной платы
3. Слабая вовлеченность работников в рационализаторскую деятельность
4. Отсутствие прямой заинтересованности работников в обеспечении прибыльности предприятия
5. Недостаточная координация деятельности служб предприятия
2. Отсутствие календарных планов производственно-коммерческой деятельности
3. Недооценка важности планирования коммерческой деятельности предприятия
4. Недостаточная аналитическая работа по систематической оценке результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия и его структурных подразделений
Таким образом, проведенный анализ существующих проблем в ООО «Луч» (таблица 1) свидетельствует:
об отсутствии благоприятной предпринимательской среды деятельности не только предприятий, но его структурных подразделений;
о недостаточном внимании к формированию внутренней среды деятельности со стороны менеджеров всех уровней управления предприятием.
То есть, на внешнюю и внутреннюю среду оказывают воздействие как объективные, так и субъективные факторы. Следовательно, имеются реальные объективные условия для изменения сложившегося состояния в ведении российского бизнеса, переориентации его с конъюнктурно-ценовой составляющей на аналитико-корректирующую затраты, направленные на достижение конечных целей с наименьшими издержками производства и обращения.
В то же время следует подчеркнуть, что многие проблемы российских предприятий являются следствием не только недостатка оборотных средств и современных технологий производства продукции, что само по себе весьма существенно. В условиях переходной экономики наблюдается отставание практики российских предприятий от высокоразвитых стран в области управления и организации предпринимательства. И одной из существенных причин этого — это разрушительная трансформация социалистической экономики, породившей экономический спад.
Стремительный переход от плановой экономики к свободно-рыночной представляет собой стадию переходной, транзитологической экономики. Транзитологическая экономика, по небесспорному мнению, не способна обеспечить немедленный экономический подъем.
Мировой опыт показал, что трансформационного спада не удалось избежать ни одной из постсоциалистических стран, в том числе и бывших союзных республик Прибалтики. Однако глубина и продолжительность спада во всех странах была разной. Россия в этом ряду относится к числу рекордсменов по продолжительности и глубине спада, по его разрушительной силе. Россия переживает полосу социально-экономической реакции и временно отклонилась с магистрального пути формационного развития:
в русле реформы идет не созидание, а непрерывное разрушение производительных сил;
вместо производственных отношений обобществления реформа базируется на производственных отношениях дореволюционной поры: страна выведена не на высшую государственно-корпоративную стадию современного развития, а отброшена на низшие ступени исторически самого отсталого капитализма — домонополистического и компрадорского, зависимого от иностранного монетарного капитала;
Источник: www.stud24.ru