Сложность ситуации заключается в том, что принципы управления, свойственные государству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать субъектам Федерации когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры иного свойства.
Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или заметное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их программ поддержки МП, если в указанных регионах отсутствуют соответствующие законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов государственной власти и управления в деле развития и государственной поддержки МП. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно было бы подкрепить включением в федеральную программу пункта о разработке силами экспертов и специалистов некоего «модельного варианта» закона субъекта РФ «О развитии и государственной поддержки МП» и ее апробации в нескольких республиках и регионах России.
К числу значимых методологических проблем относится, и усиление комплексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственных программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации, когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как следствие, — весьма часто мало результативно.
«Котомка возможностей» Выгоды участия в государственной программе «Ты — предприниматель!»
Например, значительные средства — как на федеральном, так и на региональном уровне — тратились и по-прежнему тратятся на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи «автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необходимым им минимумом «стартового капитала», возможностью получения лизинговых услуг или приобретения франчайзы, возможностью достаточно льготной аренды производственного/торгового помещения и пр.
Реализация комплексного характера поддержки требует качественно нового подхода к сбалансированности и взаимоувязке различных блоков государственных программ с учетом реальной потребности тех или иных категорий малых предпринимателей — как действующих, так и потенциальных — в тех или иных мерах (формах) поддержки. При этом, если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то теперь все более актуализируется проблема так называемой «имущественной поддержки» МП путем выделения им нежилых помещений, перераспределения территорий и помещений предприятий за счет разукрупнения или реструктуризации фактически бездействующих предприятий ли предприятий-банкротов, конверсионных предприятий, путем создания на их основе специальных производственных баз и технопарков и пр.
Организационно-институциональные проблемы государственных программ поддержки МП порождены отсутствием на сегодняшний день единой полномочной и ответственной исполнительной вертикали осуществления государственной политики в отношении малого бизнеса, в том числе и в плане реализации целевых программ поддержки МП. На сегодняшний день структура органов власти и управления, обеспечивающих государственную поддержку и взаимодействие с МП в различных регионах России весьма неодинакова.
Проблемы малого бизнеса
В системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопросами занимает множество органов с различным статусом, функциями, полномочиями и ответственностью. Более того, часто эти органы формально представляют разные направления социально-экономической деятельности (а именно, министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы и пр.).
Это приводит к неопределенности на местах статуса заказчика/исполнителя региональных программ развития и поддержки МП, а также негативно влияет на возможности взаимодействия специализированных федеральных и региональных органов поддержки МП, в частности, в процессе согласования и взаимодействия соответствующих федеральных и региональных программ. Примерно такая же ситуация складывается и с юридическим (организационно-правовым) статусом региональных фондов поддержки МП (специализированные региональные фонды сейчас имеются примерно в 3/4 всех субъектов Федерации), что затрудняет их рабочее взаимодействие с Федеральным фондом поддержки, а также местными финансово-кредитными институтами, так или иначе действующими в интересах малого бизнеса.
Особой проблемой в финансовом аспекте реализации целевых государственных программ поддержки МП является усиление роли банковских институтов. Речь идет об их участии в финансировании (точнее — самофинансировании) государственных программ поддержки МП с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных программ (рассчитанной преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом — только на начальный этап формирования всей практики государственной поддержки малого бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков.
Нынешнее же взаимодействие МП с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих операций МП.
Роль банков как источника инвестиционной деятельности МП, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их. Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования предприятий малого бизнеса, которые уже активно действуют во многих регионах России. На наш взгляд, помощь правительства малому бизнесу, должна стать неотъемлемой частью его работы. Состояние малого бизнеса мне представляется чем-то вроде индикатора экономики страны в целом, являясь одной из самых незащищенных частей экономики, малый бизнес тяжелее всего переносит кризисы, которые в нашей стране происходят с завидным постоянством и поддержка государства ему просто необходима.
24.03.2015 47.09 Mб 49 3563_f995edfafa7df18ffd7ac2b7e6bd8775.djvu
14.11.2019 604.03 Кб 2 397400.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Evaluating the effectiveness of state support of small business system
Дроздова Дарья Игоревна, Залешина Вероника Витальевна
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Научный руководитель
Уланова Надежда Климентьевна – канд.экон.наук доц.
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Г. Новосибирск
Drozdova Daria Igorevna, Zaleshina Veronika Vitalevna
Novosibirsk State University of Economics and Management
Scientific adviser
Ulanova Nadezhda Klimentevna — kand.ekon.nauk assoc.
Аннотация: Вопрос эффективности политики государства, проводимой в области поддержки субъектов малого предпринимательства, приобретает всё большую актуальность. Повышение роли государственной поддержки малого предпринимательства обусловливает необходимость оценки эффекта от реализуемых программ. В статье осуществлена оценка эффективности государственной поддержки малого бизнеса и разработаны меры по повышению ее эффективности в депрессивных регионах
Abstract: The issue of efficiency of the state policy in the field of support for small businesses, is becoming increasingly relevant. Enhancing the role of the state support of small business makes it necessary to assess the effect of the implemented programs. The paper proposes a method of determining the effectiveness of state support and develop measures to improve the proper level of state support of small business in underperforming regions
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, территориальная динамика, эффективность
Keywords: small business, government support, territorial dynamics, efficiency
Малый бизнес обладает огромным потенциалом, придаёт необходимую гибкость рыночной экономике, мобилизует трудовые, производственные и финансовые ресурсы, решает многие проблемы социально-экономического развития, оказывает влияние на потребительский рынок страны. Поэтому поддержка предприятий малого бизнеса органами государственного управления становится важнейшей задачей. Отсутствие целостной и эффективной системы государственной поддержки развития малого бизнеса определяет актуальность данной статьи.
Малый бизнес признан важной сферой современной экономики России. Необходимость его развития – стратегическая задача, поставленная государством для формирования рыночных отношений и социально-экономической стабильности общества. Малый бизнес – наиболее незащищенный сектор экономики от внешних воздействий, источник экономических и социальных рисков. В своей деятельности малые предприятия сталкиваются с множеством административных, нормативно — правовых проблем и иных организационных ограничений, негативно влияющих на процесс предпринимательской деятельности, таких как недостаточный доступ к финансовым ресурсам, наиболее остро проявляющийся на ранних стадиях развития бизнеса, неразвитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и др.
Государственная поддержка малого предпринимательства — это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса.
Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.
Основными видами государственной поддержки являются: субсидирование, обучение, гранты, стажировки, получение лизинга на льготных условиях, участия в бизнес – инкубаторах, организация выставочно — ярмарочной деятельности, бесплатные консультации узкопрофильных специалистов, предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.
Объем финансирования государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства стабилен и ежегодно составляет около 12,3 млрд. рублей в том числе:
10,2 млрд. рублей на предоставление прямых субсидий предпринимателям;
1,66 млрд. рублей на софинансирование объектов капитального строительства.
Для сравнения объем финансирования государственных программ поддержки малого бизнеса в США составляет $30 млрд (1 913 498 822 250.41 RUB).
Одной из главных проблем является оценка эффективности действующей системы государственной поддержки малого бизнеса. В экономической литературе имеются различные подходы к оценке эффективности государственной поддержки малого бизнеса. Наиболее применяемым является традиционный подход, в соответствии с которым используются показатели, характеризующие долю малых предприятий :
в общем числе предприятий;
в общем обороте;
в налоговых поступлениях;
в формировании ВРП;
занятых на малых предприятиях от общей численности занятых[10]
Используя данный подход, нами был проведен анализ государственной поддержки малого бизнеса в территориальном разрезе. Были рассмотрены все регионы страны и определены регионы с наиболее эффективной государственной поддержкой.
Для анализа найдены и структурированы данные о количестве действующих программ государственной поддержки в выбранных регионах [9], в результате чего были выявлены 25 регионов с эффективной государственной поддержкой и разделены на 3 группы (наиболее эффективные, среднеэффективные, низкоэффективные). Анализ позволил сгруппировать регионы по следующим критериям – количество действующих программ и доля малых предприятий в регионе. На основе найденных данных составлена таблица эффективности государственной поддержки регионов от наибольших показателей к наименьшим (Табл. №1). Место региона в группе зависит от :
— количества реализуемых программ
— доли малых предприятий в общем числе предприятий.
Группировка регионов по эффективности государственной поддержки малого бизнеса в регионах РФ за 2015г.
Количество действующих программ
Архангельская область (55,40%), Ханты-Мансийский АО (65,34%), Алтайский край (57,64%), Москва (20,92%), Липецкая область (69,03%)
Ямало-Ненецкий АО (60,79%), Новосибирская область (53,42%), Республика Татарстан (42,58%), Пензенская область (57,97%), Свердловская область (48,70%), Хабаровский край (47,42%), Ростовская область (61,71%), Чеченская Республика (57,47%), Санкт-Петербург (61,43%), Тюменская область (75,48%), Сахалинская область (53,07%)
Республика Хакасия (59%), Республика Бурятия (57,47%), Пермский край (45,71%), Ивановская область (62,53%), Калужская область (49,63%), Воронежская область (41,48%), Ульяновская область (55%), Кировская область (62,47%), Красноярский край (70,11%)
Исходя из полученных данных, мы можем считать, что эффективнее всего государственная поддержка малого бизнеса работает в Архангельской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Алтайском крае, Москве и в Липецкой области. Самыми низкоэффективными регионами оказались Ульяновская область (4 действующих программы), Кировская область (3 программы) и Красноярский край (1 программа). В этих субъектах Федерации в последние годы наблюдалось значительное сокращение программ государственной поддержки: с 11 до 4 в Ульяновской области, с 7 до 3 в Кировской и с 8 до 1 в Красноярском крае.
Для развития малого бизнеса в регионах, признанных низкоэффективными, необходимо сосредоточиться на трех основных задачах:
увеличение доли малых предприятий в субъектах РФ.
повышение доли занятых в сфере малого бизнеса в регионе.
увеличение совокупного оборота малого бизнеса среди остальных компаний в регионе.
Повышение каждого из показателей может быть простимулировано за счет мер государственной поддержки, разработанных в рамках данного комплексного решения.
Приоритетными мерами поддержки, которые могут быть приняты в отношении малых предприятий в «отстающих» регионах, должны стать:
на этапе создания компании льготы (возможность вести бухгалтерский учет в упрощенной форме, оформление срочных трудовых договоров, надзорные «каникулы» (запрет на проведение плановых неналоговых проверок), участие в госзакупках, возмещение части затрат по договору лизинга и др.);
На следующем этапе поддержка малых предприятий может осуществляться с помощью предоставления доступа к государственным заказам. Кроме этого, малые компании могут быть задействованы в процессе импортозамещения. Так же, необходимо повысить эффективность существующих программ поддержки, а также провести анализ причин закрытия программ, которые были свернуты в последние несколько лет.
Таким образом, проанализировав данные о количестве действующих программ государственной поддержки в каждом регионе можно сделать вывод, что государственная поддержка малого бизнеса в России действует на уровне, который сложно признать идеальным. Несмотря на то, что 30% отобранных регионов были признаны эффективными, в 28% субъектов Федерации состояние малого предпринимательства оставляет желать лучшего. Средними по эффективности были признаны 42% регионов. Неэффективные субъекты испытывают ряд проблем: они имеют критически низкие показатели по количеству малых предприятий, по доли занятых на малых предприятиях в регионе и количеству действующих программ государственной поддержки.
Для обеспечения должного уровня поддержки малого бизнеса следует принять ряд комплексных мер. Помимо популяризации предпринимательской деятельности, необходимо помогать бизнесменам на всех стадиях развития компании: обеспечивать льготными кредитами, дополнительным финансированием во время создания предприятия, а также помогать предпринимателям в реализации продукции путем предоставления доступа к государственным заказам.
В таком случае, экономика России будет развиваться в новом для нашей страны направлении. И, несмотря на то, что такая политика принесет свои плоды только в долгосрочной перспективе, эффективная поддержка малого предпринимательства уже через несколько лет начнет оказывать позитивное влияние на темпы экономического роста.
References
1. Федеральный закон N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Российская газета. — 31.07.2007.
2. Власенкова Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы // Налоговый вестник. — 2013. — N 2. — с.7-9
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области // http://novosibstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru
4. Статья «Структура и прогнозы развития малого бизнеса в России» Федеральный проект «Бизнес Нация».
5. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты — «Волтерс Клувер», 2014 г.
6. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование. — 2015 г. — N 2. — с.42 — 44
7. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Финансовая газета. — 2014. — N 6. — с.4
8. Стратегические ориентиры развития малого предпринимательства http://rf-biz.ru/10.php
9. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru
10. Быкова Н.В. «Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства». Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Выпуск № 4 / том 6 / 2014
11. Уланова Н.К., Некрасова Э.С., Коява Л.В.
Проблемы экономической науки и практики: сб. научных трудов/ под ред. С. А. Филатова ; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. Новосибирск, — Вып.1.-Новосибирск:НГУЭУ, 2015.- С. 207-212.
- ← Роль народных традиций и народного творчества в сохранении этнической идентичности среди населения сельских территорий
- Анализ социальной адаптивности как фактора здорового образа жизни студентов →
Источник: scipro.ru
Как в России работают программы поддержки малого бизнеса: условия и существующие проблемы
Государство поддерживает малый бизнес несколькими способами, но основной из них по масштабам – это программы льготного кредитования. В марте были перезапущены сразу три программы кредитования с господдержкой. Но до настоящего времени их еще не пересмотрели – хотя процентные ставки на рынке уже сильно снизились. Как работают эти программы и что о них думает бизнес – рассказываем в нашем материале.
Как государство помогает малому бизнесу?
Малый бизнес – основа занятости для экономики, поэтому государству обычно выгодно его поддерживать. Если говорить в целом о мерах поддержки, их много – начиная от УСН и упрощенного бухучета и заканчивая грантами и субсидиями на развитие. Чаще всего предприятиям малого и среднего бизнеса нужны именно деньги, а их проще всего получить только в кредит.
Получить деньги ИП или малое предприятие в России может разными способами:
- помощь на открытие дела по линии Центра занятости – выплата пособия по безработице разово за весь период. Нужно написать и защитить перед комиссией бизнес-план с хорошей предпринимательской идеей;
- помощь на запуск бизнеса по линии социальных контрактов – государство в лице отдела социальной защиты населения выплатит 250 тысяч рублей (скоро сумма вырастет до 350 тысяч) на открытие своего дела;
- гранты на развитие дела . Как правило, их получают стартапы на разных стадиях – в зависимости от перспективности проекта, суммы доходят до десятков миллионов рублей;
- региональные программы поддержки . Каждый субъект РФ, имея достаточные финансовые возможности, может активно помогать малому бизнесу по приоритетным направлениям (с учетом потребностей региона), и т.д.
Если просуммировать все возможные варианты господдержки, их количество будет измеряться сотнями. Тем не менее, систему государственного стимулирования МСП в России активно критикуют – чаще всего случается так, что деньги не доходят до того бизнеса, на поддержку которого они выделяются из бюджета.
Как-то решить проблему должны три программы кредитования, перезапущенные с началом нынешнего кризиса в марте 2022 года.
Актуальные программы кредитования МСП
После событий февраля 2022 года многие представители малого и среднего предпринимательства в России оказались в затруднительном положении. Чтобы хоть как-то помочь бизнесу, на уровне Центробанка, правительства и Корпорации МСП были запущены (точнее, перезапущены на новых условиях) три программы льготного кредитования.
До настоящего момента (конец июня) программы работают на тех же условиях, хотя ключевая ставка ЦБ с тех пор снизилась более чем вдвое. Условия программ такие:
- Инвестиционная программа – ее реализуют совместно Банк России и Корпорация МСП. Можно получить кредит вплоть до 2 миллиардов рублей под поручительство Корпорации под 15% годовых (13,5% для среднего бизнеса). То есть, государство фактически выдает поручительство на часть суммы кредита, а сами деньги выдает банк (и он вправе отказать предпринимателю – как и в случае с любым кредитом;
- Оборотная программа от Банка России – можно получить до 300 миллионов рублей под те же 15% годовых на срок до года. Получить кредит могут предприятия любых отраслей, а обращаться нужно в банки. В данном случае банк получает кредит от ЦБ под 9,5% годовых, но поручительств и гарантий от государства нет – это просто относительно «дешевый» кредит на любые цели для бизнеса;
- «Программа 1764» от Минэкономразвития. Процентная ставка та же, сумма – до 200-500 миллионов рублей (до 2 миллиардов на инвестиции), сроки до 1 года. Главное ограничение – виды деятельности, получить кредит может заемщик из «приоритетных» для государства отраслей. В период пандемии там были преимущественно пострадавшие от нее отрасли, позже к программе подключили и другие сферы деятельности. Право на кредит будет определяться по ОКВЭД (учитывается как основной, так и дополнительный вид деятельности).
Отдельно существуют региональные программы. Например, на днях Корпорация МСП снизила ставку по продукту «Экспресс-поддержка» до 9,75% годовых. Минус в том, что эта программа работает только в Москве, потому что поддерживается столичным правительством.
У всех этих программ есть один значительный минус – государство никак не влияет на то, как банки одобряют (чаще – отказывают) бизнесу в льготных кредитах. По сути, каждый банк оценивает заемщиков по стандартным требованиям, а ИП и малым предприятиям, как показывает практика, кредиты либо вообще не выдаются, либо выдаются по завышенным процентным ставкам.
В случае с льготными программами основное условие – подходить по виду деятельности, соответствовать условиям микро-, малого и среднего предприятия (по численности сотрудников и выручке за год), входить в Единый реестр субъектов МСП. Кроме того, нельзя иметь долгов по зарплате сотрудникам и кредитам с прошлых госпрограмм, а также не находиться в стадии банкротства.
Но на практике главное – соответствовать требованиям банка. Скорее всего, нужно предоставить отчетность за несколько лет (естественно, она должна показывать хорошую прибыль), бизнес-план для инвестиционного кредита, иметь хорошую репутацию и не иметь просрочек по банковским продуктам в целом. То есть, нужно быть таким предприятием, которому кредит, по сути, и не нужен – и это главная проблема госпрограмм.
Что об этом думает бизнес?
Главная проблема во всех программах льготного кредитования бизнеса – в невозможности получить такой кредит из-за позиции банков. Более-менее удавалось решить проблему в период пандемии – например, «зарплатными» кредитами по программе «ФОТ 2.0» (но там государство было готово полностью закрыть кредит, если предприниматель сохранял штат сотрудников).
Бизнес жалуется на бюрократию и необоснованные отказы, в случае трех актуальных программ можно сказать и о достаточно высоких процентных ставках (многие банки кредитуют обычных физлиц от 15% годовых – причем безо всяких госпрограмм).
Например, Марина Шершнева из компании АудитКонсалт говорит, что программы поддержки малого бизнеса нужны, но конкретно ее компания не обращалась за кредитом как раз из-за высокой стоимости этих денег:
Считаю, что в период кризиса программы поддержки для малого и среднего бизнеса, которые подготовлены Правительством и ЦБ очень необходимы. Малый и средний бизнес очень нуждается в поддержке государства РФ.
Получить малому бизнесу господдержку не сложно. Достаточно, чтобы ОКВЭД организации подходил под данное постановление.
Наша организация оказывает юридические и бухгалтерские услуги. В данном виде деятельности мы можем на сегодняшний день воспользоваться только получением кредита. На данный момент этот вопрос не рассматриваем, в связи с увеличением затратной части в организации.
Марина Шершнева, генеральный директор компании АудитКонсалт.
Но некоторые предприниматели в целом не в восторге от программ кредитования из-за неполноценности такого вида поддержки. А еще – из-за бюрократии и высокой стоимости. По словам управляющего КППС Александра Абрамова, его компания не пользуется льготными кредитами, потому что попросту не нуждается в них:
Кредит – свидетельство того, что в бизнес-модели есть ошибки. Само понятие «кредит», с моей точки зрения, является нарицательным. То есть, оно описывает целый комплекс разнообразных заимствований для поддержки предпринимателей.
Если не останавливаться на конкретном виде, а говорить в целом, то обращения в банковские учреждения свидетельствуют о том, что бизнес-модель имеет слабые места. Из-за ошибок на каком-то из этапов происходит сбой. Логичнее для начала устранить его, а не «вливать» в проект новые средства.
Иначе, при наличии конкуренции, предпринимателям придётся нести риски, связанные с увеличением цены, а значит есть вероятность снижения качества продукции или услуг. Это повлечёт за собой ещё большие последствия для потенциального развития бизнеса. Так, финансовые вливания без должного анализа могут привести к краху всего дела.