Проблемы и перспективы развития малого инновационного бизнеса

Наукоемкая продукция и новые технологии являются важнейшей характеристикой конкурентоспособности любой страны. Международное агентство Bloomberg, которое является одним из ведущих поставщиков финансовой информации для участников финансовых рынков, опубликовало свой рейтинг стран с наиболее инновационной экономикой. Лидирующее место в рейтинге 2016 года занимает Южная Корея. Россия заняла 12-е место в списке Bloomberg Innovation Index [8], что на две позиции выше по сравнению с 2015 годом. Несмотря на рост позиций в данном рейтинге, Россия пока недостаточно развита в инновационном секторе экономики.

Существуют определенные препятствия, мешающие российским предпринимателям, занимающимся инновационной деятельностью, развивать свои конкурентные преимущества. Во-первых, недостаточный спрос на инновации. Как показывает практика, многие российские предприятия отдают предпочтение уже изобретенным технологиям, нежели собственным инновационным разработкам.

Во- вторых, из-за низкого спроса на инновации на внутреннем рынке, происходит утечка высококвалифицированных кадров за рубеж. В-третьих, в России отсутствует действенный механизм поддержки и стимулирования инновационной деятельности. В-четвертых, реализация инноваций всегда достаточно дорогостоящее мероприятие и требует значительных инвестиций, что в условиях спада деловой активности весьма затруднительно. Перечисленные проблемы негативно влияют на развитие малого инновационного бизнеса. Активная поддержка со стороны государства будет способствовать снижению ряда барьеров для инновационного предпринимательства.

Форум «Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства»

Важным шагом для России стала Стратегия инновационного развития России [2] на период до 2020 года. Главная цель состоит в определении способов обеспечения в долгосрочной перспективе динамичного развития экономики, в том числе инновационного сектора, и укрепления позиций страны на мировом рынке инновационной продукции.

Университеты играют важную роль в участии в научных исследованиях, поскольку научные знания и разработки ученых являются одним из источников предпринимательских идей. Федеральный закон о создании малых инновационных предприятий при ВУЗах [1] позволяет бюджетным научно- образовательным учреждениям создавать хозяйственные общества для внедрения результатов своих исследований в производство.

ВУЗы могут одновременно выступать и производителями инноваций, и создателями малых предприятий, которые реализуют новый продукт. При этом ВУЗ получает возможность коммерциализации инновации. Число созданных малых инновационных предприятий при ВУЗах за 2015 год составило 232 компании [9]. В настоящее время, росту числа малых предприятий вокруг научных центров мешает отсутствие опыта их продвижения у ВУЗов. Однако успешные примеры свидетельствуют о большом потенциале российского малого инновационного бизнеса.

Приведем пример успешного университетского инновационного предприятия. МИП «Квантовые коммуникации» [11], созданное при университете ИТМО. Предприятие занимается теоретическими и прикладными исследованиями в области квантовой информатики. За год своей деятельности предприятие показало положительные финансовые результаты: прибыль от продаж составила 89 тыс. рублей, а чистая прибыль составила 58 тыс. руб. (таблица 1).

Почему малый бизнес важен и его надо спасать

Отчет о финансовых результатах МИП «Квантовые коммуникации», тыс. руб.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Источник: izron.ru

Малое инновационное предпринимательство: проблемы и пути решения

Красникова, А. С. Малое инновационное предпринимательство: проблемы и пути решения / А. С. Красникова, В. С. Шибаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 439-442. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17058/ (дата обращения: 25.05.2023).

Читайте также:  Какие должности бывают в бизнесе

Сегодня уже очевидно, что стратегическим фактором развития любого предприятия и экономики в целом становятся инновации, внедрение которых оказывает существенное влияние на увеличение технического уровня и эффективности производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции и, как следствие, достижение устойчивого экономического роста и обеспечение безопасности страны.

Экономическое развитие и благополучие многих развитых стран базируется на динамичном функционировании предприятий малого бизнеса.

Потенциал инновационного предпринимательства активно реализуется в большинстве западных стран, но, к сожалению, не имеет должного развития в России, где его масштабы несравнимо малы (Рис. 1).

Рис. 1. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, маркетинговые или организационные инновации, в общем числе организаций по странам: 2013 г.*

*Или ближайшие годы, по которым имеются данные.

** Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций.

*** Удельный вес организаций, осуществлявших продуктовые инновации, в общем числе организаций.

Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в 2013 году равен 4,8. [1]

Малая доля МИП в основном объясняется высоким уровнем коммерческого риска инвестиций в инновационную деятельность, а так же рядом факторов, препятствующих инновациям. Рейтинг таких факторов представлен на Рис. 2.

Рис. 2. Рейтинг факторов, препятствующих технологическим инновациям

Можно сделать вывод, что на данный момент основными факторами «краха» МИП являются:

1. Недостаток собственных денежных средств у малых предприятий;

2. Недостаток государственной поддержки;

3. Высокая стоимость нововведений.

Темпы развития и масштабы роста малого инновационного бизнеса неразрывно связаны с вопросами регулирования его деятельности со стороны государства. Попытки отказаться от управления этим процессом, как свидетельствует опыт стран Запада, не имеют хозяйственной и исторической перспективы. Практически во всех развитых и развивающихся странах государство весьма активно вмешивается в деятельность малого инновационного предпринимательства. Поэтому вопрос не в том, поддерживать или не поддерживать МИП, регулировать или не регулировать их деятельность. Вопрос в том, как именно поддерживать и как регулировать.

На российском рынке имеется большое количество проектов, которые могут быть профинансированы из частных средств лишь в ограниченном объеме по причине высоких рисков. На поддержку проектов, которые являются важными для государства, технологически сложными и перспективными с точки зрения развития экономики страны, ориентирована Национальная инновационная система (НИС), формирующаяся в Российской Федерации.

Сегодня одним из основных элементов НИС является Фонд содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере. [5]

Запуск в 2007 году на базе Фонда программы «Умник» без преувеличения следует считать одним из «верстовых столбов» развития инновационной экономики России. Измерить успех программы умник можно на одном примере: победителями программы «умник» был создан 481 стартап, из них 229 компании было создано по программе «Умник на старт», а остальные 252 компании — по программе «старт».

Читайте также:  Определение целей и задач бизнеса

Программа «Старт» получила не только известность, но и признание у научно-технической общественности по всей России, как эффективный инструмент государственной поддержки инициатив по организации высокотехнологичного бизнеса.

Фонд регулярно проводит в регионах РФ мониторинг предприятий, которые получили поддержку по программе «Старт». Так, например, в 2011 году был проведен мониторинг «стартовских» предприятий в Нижегородской области, который характеризуется репрезентативной выборкой по всем тематическим направлениям программы и отражает эффективность программы в среднем по стране.

Состояние и проблемы малого инновационного бизнеса в России

State and problems of innovative small business in Russia

01.10.09 11:21
1791

Выходные сведения: Зайцев А.Н. Состояние и проблемы малого инновационного бизнеса в России // Иннов: электронный научный журнал, 2009. №1 (1). URL: http://www.innov.ru/science/economy/sostoyanie-i-problemy-malogo-innovatsionnogo-biznesa-v-rossii/

Авторы:
Александр Николаевич Зайцев (доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Authors:
Alexander Nikolaevich Zaitsev (Associate Professor NSTU named after R.E. Alekseev)

Ключевые слова: состояние малого инновационного бизнеса, проблемы малого инновационного бизнеса в России, МИП, инновации, малый бизнес

Keyword: the state of small business innovation, the problems of small innovative business in Russia, innovation, small business

Аннотация: Наше государство достаточно давно ставит задачу перехода от сырьевой экономики к экономике знаний. Практически все регионы России провозгласили инновационный путь развития, однако суровая статистика показывает, что инновационных проектов по-прежнему мало, а инновационный бизнес не развивается.

Annotation: Our state for a long time poses the problem of transition from resource-based economy to a knowledge economy. Almost all regions of Russia proclaimed an innovative way of development, but the harsh statistics show that innovative projects are still few, and innovative business does not develop.

Состояние и проблемы малого инновационного бизнеса в России

Наше государство достаточно давно ставит задачу перехода от сырьевой экономики к экономике знаний. Практически все регионы России провозгласили инновационный путь развития, однако суровая статистика показывает, что инновационных проектов по-прежнему мало, а инновационный бизнес не развивается.

Даже в Москве в период с 1996 по 2004 гг. число малых предприятий (МП) по отрасли «Наука и научное обслуживание» сократилось в 2,5 раза, а годовое количество вновь созданных малых предприятий данной отрасли за этот же период сократилось с 2468 до 609, т.е. в четыре раза. В других субъектах РФ дела обстоят не лучше.

Это и понятно, так как легче всего для предпринимателя получить быструю отдачу в розничной торговле, общественном питании и т.п. А вот инновационный бизнес, основанный на создании новых товаров на базе новых знаний, характеризуется длительным циклом, значительными инвестициями и высокими рисками [1, 2]. Эти проблемы наиболее ярко проявляются именно в малых инновационных компаниях. Это венчурный, т.е. рискованный бизнес.

По рейтингу Мирового банка по степени простоты создания нового малого предприятия Россия находится на 50-м месте в мире, тогда как США – на первом. Среднегодовые темпы прироста численности малых предприятий в РФ не превышают 3 %, хотя в 2007 г. этот показатель значительно вырос. Доля «выживших» к началу 2004 г. малых предприятий, зарегистрированных в 1997 г., не превышает 17%, что в целом соответствует среднемировым показателям [3].

Читайте также:  Сколько получает водитель бизнес класса

Безусловным положительным фактором является принятие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившего в силу первого января 2008 г. В этом законе введены новые критерии отнесения предприятий к категории малых или средних, впервые введено понятие микропредприятия. Определены направления развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, формы и способы государственной поддержки, в том числе, консультационной, информационной, финансовой и имущественной. В отдельную статью впервые выделена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, а также малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность [4, 5].

Тем не менее решения государства в части поддержки малого инновационного бизнеса страдают половинчатостью. С одной стороны, предусматриваются некоторые льготы и меры поддержки, а с другой – прослеживается желание собрать налоги в полном объеме. Думается, что доходы бюджетов разных уровней от налогообложения малых инновационных компаний весьма невелики и сопоставимы с объемом субсидий, выдаваемых безвозвратно субъектам малого инновационного бизнеса через фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (программы СТАРТ, ПУСК, УМНИК и др.) [6]. Поэтому представляется, что государство могло бы быть более последовательным в поддержке инновационной сферы, как это было, например, на заре малого бизнеса в 90-е годы прошлого века.

По итогам 2006 г. среднесписочная численность работающих в МП в 2006 г. составила 8,6 млн чел. или 17,7 % всех работающих, оборот МП за год вырос на 15%, инвестиций в основной капитал – на 30,5%.

Регионы РФ по итогам 2006 г. разделились на 12 типов в соответствии с динамикой малого предпринимательства, например, Татарстан, Самарская обл. и ряд других регионов отнесены к первому типу, так как у них динамика положительна по всем параметрам, а Нижегородская область отнесена к третьему типу из-за снижения оборота МП. По Нижегородской области за год число МП выросло до 22 000 или на 7,5%, среднесписочная численность – на 3,3 %, инвестиции в основной капитал – на 28,1%, тогда как оборот упал на 12,1%. В структуре нижегородского малого бизнеса около 64% составляют торговля, аренда, операции с недвижимостью и т.п., по 12,5% – строительство и обрабатывающие производства, 4,1% – транспорт, 2% – бизнес в социальной сфере, 1,5% – сельское хозяйство, а наука и инновации не упомянуты вовсе.

Основные параметры малого бизнеса в Нижегородской области поитогам 2006 г. приведены в таблице.

Абсолютное значение по Нижегородской области

Абсолютное значение по России

Источник: www.innov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин