В данной статье проанализированы ключевые факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности российских промышленных предприятий. Выделены основные тенденции и характерные черты инновационной политики, реализуемой на макро- и мезоуровне.
Описаны проблемы научно-технического и социально-экономического развития и инновационного роста промышленных предприятий в процессе трансформации рыночных отношений. Показано, что инновационные возможности, эффективное использование внутреннего потенциала и активное маневрирование ресурсами российских промышленных предприятий сдерживается несовершенством механизмов регионального развития и методов государственного регулирования инновационной деятельности. Отмечены основные проблемы технологического заимствования на стадии догоняющего развития. Вскрыта необходимость критического подхода для выработки и реализации инновационных целей и инновационной политики предприятия, объективно учитывающего совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на его инновационный климат.
Как Россия стимулирует отечественные инновации

инновационная деятельность
инновационная политика
конкурентоспособность
инновационное развитие
высокотехнологичная продукция
рынок нововведений
1. Алферова Т.В., Третьякова Е.А. Проблемы модернизации промышленных предприятий в условиях инновационного развития экономики // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2; [Электронный ресурс]. – URL: www.science-education.ru/102-5940 (дата обращения: 05.04.2015).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации Ч. 2 от 31.07.1998 № 145-ФЗ ст. 56 (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/#cont (дата обращения: 09.01.2015).
3. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и перспективы развития. – М.: Наука, 2006. – 396 с.
4. Государственная инновационная политика России: цели, принципы, приоритеты / Б. М. Смирнов. – Науч. изд. – М.: МЦНТИ, 2001. – 61 с.
5. Гохберг Л.М. Статистика науки. – М.: ТЕИС, 2003. – 223 с.
6. Закон Пермского края от 11.06.2008 N 238-ПК (ред. от 06.06.2012) «Об инновационной деятельности в Пермском крае» (принят ЗС ПК 22.05.2008) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.perm.ru/index.php?id=1000183 (дата обращения: 21.01.2015).
7. Каширин А.И., Семенов А.С. Венчурное инвестирование в России. – М.: Вершина, 2007. – 320 с.
8. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. – М.: Издательский центр «Акционер», 2002. – 200 с.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ ст. 247 (ред. от 29.12.2014) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173171 (дата обращения: 09.01.2015).
10. Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ ст. 395 (ред. от 29.12.2014) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173171 (дата обращения: 10.01.2015).
Финансирование инновационной деятельности на различных этапах развития стартапа
11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 08.11.2010 № 144н) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.minfin.ru/ru/search/?q_4= %D0 %BF %D0 %B1 %D1 %83+10 %2F99 [Электронный ресурс]. – URL:http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/1298-2012-04-27-07-31-07 (дата обращения: 01.04.2015).
18. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Ч. 2 от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 04.06.2014) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=173033 (дата обращения: 20.01.2015).
19. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/Main.htm (дата обращения: 30.01.2015).
В основе выбора инновационных целей, стратегического направления устойчивого развития и инновационной политики предприятия лежит анализ основных факторов его динамики и внешнего окружения, актуальных для современной бизнес-среды. В совокупности факторов, влияющих на деятельность организации, действуют и такие, которые препятствуют инновационному процессу. Проблемы низкой инновационной активности российского бизнеса и неизменности инновационного профиля России широко обсуждаются в научной среде [1, 17].
Одним из индикаторов, сдерживающих инновационную деятельность, является недостаточная эффективность существующих правовых механизмов инновационного законодательства. Так, высокая налоговая нагрузка в промышленности по отношению к сырьевому сектору тормозит развитие и внедрение инноваций предприятий. Оценка по отношению налоговых выплат к финансовым ресурсам, остающимся в распоряжении предприятий, свидетельствует о том, что средний уровень налогообложения в нефтедобывающей отрасли составляет 34 %, а в машиностроении – 53 % [11].
Налоговый кодекс России пока недостаточно ориентирован на создание стимулов у предприятий к проведению собственных исследований и разработок. Высокий уровень изъятия первичных доходов в федеральный бюджет [2, 9] приводит к уменьшению денежных средств, остающихся в распоряжении предприятий, в том числе предназначенных для проведения НИОКР и коммерциализации научно-технических результатов.
Считаем, что вопрос о налоговом обеспечении научно-технического развития и инновационного роста до настоящего времени остается открытым. Существует проблема диспропорции распределения налоговых льгот на научно-исследовательские работы между крупными промышленными компаниями и малыми фирмами [10]. Трудность представляют наличие и влияние отраслевых различий у получателей налоговых льгот на финансирование и проведение исследований. Кроме того, отсутствует однозначная оценка определения базы, от которой считается увеличение затрат на исследования и разработки при предоставлении налоговых льгот.
В настоящее время освоение новых рынков невозможно без значительных капиталовложений в оборудование и каналы сбыта. Для этого необходима значимая финансовая поддержка со стороны государства и частного сектора. В силу ряда таких причин, как отсутствие накопленного опыта, становление рыночной экономики, трудность экономического обоснования в пределах горизонта оперативного планирования непрерывности воспроизводства новых фундаментальных знаний, реализации долгосрочных научно-технических программ и проектов, подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров для приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, в России практикуются меры прямой государственной финансовой поддержки в промышленности. Они, как правило, носят адресный характер и в большей степени ориентированы на достижение определенных целей и приоритетов государства.
Основные инвестиционные ресурсы России сосредоточены преимущественно в экспортно ориентированных интегрированных промышленных группах, а решение инвестиционных проблем монополистов перекладывается на потребителей (инвестиционные расходы автоматически включаются в себестоимость продукции) [3]. Кроме того, инвестиции в инновационный сектор сдерживаются таможенной политикой, сохраняющей режим пошлины на промышленный экспорт [18], что подрывает стимулы у предприятий для экспорта продукции с более высокой долей добавленной стоимости.
Выход из сложившейся ситуации видится в использовании мирового опыта косвенного стимулирования капиталовложений в сферу НИОКР со стороны частного сектора [4]. Имеется и другое мнение о том, что сегодня преждевременно смещение приоритетов в сторону косвенного финансирования и возможности прямых инвестиций для нашего государства еще не исчерпаны [12]. Это связано, прежде всего, с несовершенством российского финансового рынка. Другая причина заключается в том, российские промышленные предприятия находятся на периферии процесса научно-технической кооперации с крупными отечественными корпорациями.
Фактором стагнации рынка научно-технической продукции является дорогой кредит, так как на научные исследования, проведение опытно-конструкторских работ и подготовку производства требуется достаточно продолжительный срок. Несовершенство системы банковского кредитования препятствует траектории быстрого долгосрочного экономического роста. В странах с развитой рыночной инфраструктурой для выявления и освоения наиболее перспективных научных идей и технологических разработок, диверсификации производства активно используется механизм венчурного финансирования. От успешности его функционирования зависит скорость коммерциализации новшеств и конкурентоспособность национальной промышленности в условиях глобализации экономических отношений.
Сегодня в России насчитывается более 50 действующих венчурных фондов с суммарным объемом капитала до 3 млрд долларов [14]. Однако большая часть этих средств приходится на долю иностранного капитала и далека от развития наукоемких инновационных проектов. Как отмечено в работе [7], достоверная статистика по корпоративным венчурным инвестициям российских компаний отсутствует. Среди основных причин, препятствующих развитию венчурной индустрии в России, следует отметить отсутствие источников и специального фондового рынка рисковых инвестиций, наличие слабых экономических стимулов для привлечения венчурного капитала к реализации наукоемких проектов, недостаток квалифицированных менеджеров инновационных проектов, в том числе осуществляемых с привлечением венчурного финансирования [16].
В связи с развитием информационных технологий, глобализацией товарных, финансовых и научно-технических рынков, переходом к рыночной экономике постсоциалистических стран усилилось значение интеллектуальной собственности в деятельности компаний. Обладание нематериальными активами позволяет обратить в собственность доходы от инвестиций в НИОКР и получить прибыль от нововведений. Результатом слабой защиты интеллектуальной собственности является короткий плановый горизонт и высокие риски кооперации. Поэтому каждое государство интенсивно совершенствует систему охраны промышленной собственности, адаптируя её к процессу глобализации, новым направлениям развития науки, технологий и техники.
У России, в отличие от промышленно развитых стран, не накоплен достаточный опыт в отношении коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Существующее законодательство разрабатывалось в период становления рыночной экономики и требует дополнений и корректировки в отношении ряда вопросов, связанных, в частности, с регулированием права собственности на результаты научно-технической деятельности, созданные с использованием бюджетных средств.
Кроме того, не определены конкретные механизмы обеспечения хозяйственного оборота этих результатов. Недоработан правовой режим служебных изобретений, правовой статус ноу-хау [8]. Требуется упорядочение деятельности в области оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности и её лицензирования. Необходимо повышение уровня защиты объектов интеллектуальной собственности и усиление ответственности за нарушение прав.
Недостаточная конкурентоспособность интеллектуальной продукции и слабая ее технологическая завершенность приводят к снижению спроса и ёмкости рынка нововведений. Ряд трудностей научно-технического развития российского инновационного комплекса заключается в высоком уровне специализации производства отдельных регионов, концентрации в старых промышленных центрах традиционных и технологически отсталых отраслей производства. В рамках такой тенденции регионы с высоким уровнем специализации производства подвержены большему риску при изменении конъюнктуры рынка или наступлении экономических кризисов.
По нашему мнению, одной из причин, сдерживающих эффективность научно-технической и инновационной деятельности на региональном уровне, является отсутствие организационных и экономических механизмов управления инновационным развитием. В качестве примера можно привести инновационную политику Пермского края. Основополагающей целью инновационной политики является активное использование научно-технического потенциала для повышения региональной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности края. Конечным результатом инновационной политики является развитие промышленных производств, проектных организаций, среднего предпринимательства с высокой добавленной стоимостью для обеспечения устойчивого экономического роста, увеличения доходной части бюджета и занятости населения Пермского края [6].
Подтверждением того, что для решения этой проблемы требуется разработка и внедрение эффективного механизма власти и управления на местах под запросы новой экономики, может служить следующая статистическая информация (таблица).
Так, за период 2010–2013 годов в Пермском крае затраты на технологические инновации увеличились в 4 раза, а инновационная активность организаций снизилась в 2 раза. При росте численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, наблюдается низкая творческая активность изобретателей края. В год выдается всего лишь 4 патента на 100 специалистов.
Одна из возможностей воспроизводства и поддержания конкурентоспособности связана с активной ориентацией на производство высокотехнологичной продукции и использования ее в нескольких отраслях с учетом реализации межотраслевого безотходного замкнутого цикла «ресурсы – переработка – продукция – отходы – ресурсы» [13]. Однако в этом случае препятствием является комплементарность технологий.
Использование принципиально новой технологии в одной отрасли требует изменений у смежников. Например, модернизация в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях может оказаться коммерчески невыгодной из-за высокой стоимости соответствующего оборудования на мировом рынке. Следовательно возникает необходимость производить его самим.
Решение этой проблемы было бы возможным, если бы отечественные отрасли нефтяного и нефтехимического машиностроения были уверены в успехе модернизации. Но капиталовложения без гарантии государства и спроса слишком рискованны. В результате отечественные компании предпочитают не рисковать, и возникает ситуация, называемая «ловушкой отраслевой координации».
Динамика изменения уровня основных показателей инновационной деятельности в Пермском крае по годам [19]
Источник: fundamental-research.ru
Проблемы инновационной деятельности организации
Инновационная деятельность и проблемы ее воплощения
Определение 1
Инновации — это новые или усовершенствованные технологии, продукция или услуги, а также способы по организации производства и получению новых источников сырья, топлива.
Среди показателей нововведений выделяют:
- абсолютную и относительную новизну;
- приоритетный и прогрессивный характер;
- высокую конкурентоспособность;
- способность к адаптации в новых условиях;
- возможность модернизации;
- способность рассчитать экономическую эффективность и экологическую безопасность.
Определение 2
Инновационная деятельность предприятий – это система мер по научному, научно-техническому и интеллектуальному потенциалам для того, чтобы получить новые и улучшенные продукты или услуги.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Для организации инновационной деятельности на предприятии необходимо:
- Выявить проблемы предприятия;
- Осуществлять инновационные процессы;
- Организовывать инновационную деятельность.
Проблемы инновационной деятельности организации
Рассмотрим проблемы, которые отрицательно влияют на инновационную деятельность. Данные проблемы имеют несколько уровней:
- 1 уровень – проблемы на общероссийском уровне – происходят из-за макроэкономического регулирования в РФ:
- Безработица;
- Уровень жизни населения;
- Курсы валюты;
- Инфляционные процессы;
- Возрастание ставок по кредитам и налогам;
- Проблемы в законодательстве;
- Высокий уровень коррупции;
- Недостаточное информационное обеспечение;
- Политические и экономические ограничительные меры.
- 2 уровень – проблемы инновационной деятельности предприятий:
- Недостаточный уровень квалификации сотрудников;
- Трудности в получении государственного финансирования;
- Сложности в финансово-экономическом состоянии предприятия;
- Сложности в экспорте товаров;
- Недостаточный спрос на инновационные товары и услуги;
- Нежелание решать маркетинговые вопросы при проектировании;
- Плохо развитая инновационная инфраструктура;
- Отличие стандартов и рыночных потребностей.
«Проблемы инновационной деятельности организации»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Проблема недостаточного уровня квалификации сотрудников является актуальной для многих стран, которые ориентированы на инновационную экономику.
Трудности в получении государственного финансирования – это серьезный барьер для многих российских предприятий, но последние годы ситуация меняется в положительную сторону, государство выделяет все больше средств для поддержки инноваций.
Сложности в финансово-экономическом состоянии предприятия – так как не хватает финансовых средств большинство товаров НИОКР на предприятии не могут быть реализованы и востребованы, а по истечении некоторого времени устаревают.
Сложности в экспорте товаров – предприятиям сложно экспортировать свой товар, но предприятия готовы к международному сотрудничеству, и их руководители считают данное сотрудничество выгодным.
Недостаточный спрос на инновационные товары и услуги – выделяют недостаточный уровень спросы на товары у государства и у рынка, так как потребители и предприятия не готовы для этого на ментальном уровне, что препятствует внедрению инноваций на рынок.
Нежелание решать маркетинговые вопросы при проектировании – наблюдается слабость в проработке данных вопросов, а также отсутствует маркетинговое сопровождение.
Плохо развитая инновационная инфраструктура– экономика на сегодняшний день базируется на инновационную, научную и научно-техническую деятельность, что должно обеспечить развитие инновационной инфраструктуры.
Отличие стандартов и рыночных потребностей – без разработки стандартов невозможно внедрить инновационные товары.
Замечание 1
Все вышеперечисленные проблемы нуждаются в их решении и созданию мероприятий по их устранению.
Источник: spravochnick.ru
Проблемы и перспективы развития инновационной активности российских предприятий в современных условиях
Сегодня Россию относят к странам, отстающим от переднего края производительности [1]. Наибольшую инновационную активность проявляют крупные компании, средние и малые предприятия не находят ресурсных возможностей осуществлять самостоятельную инновационную деятельность.
Основной проблемой активизации инновационной деятельности в России является отсутствие спроса на инновации, поскольку в современных условиях конкурентная борьба ведется не за потребителя, а за доступ к ресурсам и ограничение этого доступа для других участников рынка.
Факторами, препятствующими инновационной активности предприятий, являются сложность привлечения финансирования для реализации инновационных проектов, незащищенность интеллектуальной собственности, недостаток инновационных менеджеров и излишняя забюрократизованность инновационной сферы.
Главными и наиболее важными проблемами являются проблемы повышения эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Инновационная модель экономического развития приобрела универсальный характер и может по праву считаться господствующей идеологией современной экономики. Однако до сих пор остается актуальным вопрос, почему одни государства уверенно достигают успеха на этом пути, а попытки других остаются провальными, причем стартовые условия не имеют решающего значения.
В России противоположная ситуация: финансирование исследований и разработок из корпоративного сектора составляет чуть более 20% от общего объёма капиталовложений в НИОКР. При этом крупный российский бизнес существенно уступает крупным зарубежным корпорациям, как по абсолютным, так и по относительным расходам на НИОКР. Только три российские компании представлены в рейтинге 1 400 крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира, который ежегодно составляется ЕС. Ими являются ОАО «Газпром», «АвтоВАЗ» и «ЛУКойл». [2]
Причин такой печальной ситуации несколько. Главная проблема — низкий спрос на инновации в российской экономике и его неэффективная структура. Низкий спрос на инновации, в свою очередь, во многом обусловлен такими факторами как дешёвое сырьё и рабочая сила, снижающие стимулы инвестиций в инновационную деятельность, экономическая целесообразность которой связана с экономией производственных затрат.
Кроме того, низкая инновационная активность крупного бизнеса в России обуславливается большим количеством крупных монополистов. Крупные корпорации получают доходы от монополизации рынка и делятся ими с властными структурами. Получение сверхдоходов происходит без усилий в области модернизации производства. Предприятия же малого и среднего бизнеса часто не выдерживают конкуренции с крупными монополиями, разоряются и уходят с рынка. Но именно они представляют собой среду, в которой зарождаются и начинают реализовываться инновационные проекты.
Ещё одним фактором, снижающим привлекательность инвестиций в инновационную деятельность в России является низкая коммерциализация результатов НИОКР (в хозяйственном обороте находится менее 1% результатов научно-технической деятельности [4]. Среди причин этой проблемы можно назвать несоответствие исследований и разработок, проводимых исследовательскими институтами и ВУЗами, потребностям промышленности; слабость связей между участниками инновационного процесса; малое участие в международных проектах и исследованиях.
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в России составляет всего 9,9%, в то время как в развитых странах Европы этот показатель составляет порядка 30-60% (2012 г.)(cм.рис.1). [4]
Ещё одна важная проблема – это общий низкий уровень затрат на НИОКР. Расходы на них в России оцениваются в 1.16% ВВП, в то время как в США этот показатель равен 2.9%, в Японии – 3.36%. [1]
Зачастую препятствием для осуществления инновационной деятельности для частных предприятий является низкий уровень их деловой активности, чаще всего вызванный острой нехваткой денежных средств, низкой инвестиционной привлекательностью. Среди причин такого положения можно выделить высокие тарифы, устанавливаемые на внутреннем рынке естественными монополиями, которые приводят к низкой норме прибыли и снижению конкурентоспособности отечественной продукции перерабатывающей промышленности; а также монополизацию многих рынков.
Необходимо отметить проблемы подготовки и закрепления квалифицированных кадров в отечественной науке и промышленности. Ежегодно численность персонала, занятого научно-исследовательскими разработками, снижается, имеет место и старение научных кадров.
Устранить многие из вышеперечисленных причин низкой инновационной активности предприятий призвана стратегия Минэкономразвития России «Инновационная Россия — 2020» [5]. Она предполагает переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. В рамках этой стратегии к 2020 году должны быть достигнуты следующие показатели: доля в 5–10% по 5–7 позициям на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг; доля высокотехнологичного сектора ВВП — 17–20 %; увеличение в 5-6 раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности; увеличение в 4-5 раз доли инновационно-активных предприятий — с 9,9 % до 40–50 % [5].
В стратегии развития экономики страны должны быть использованы такие механизмы государственного регулирования инновационных процессов, как: выделение средств на научные исследования и инновации; определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов; создание правовой базы инновационных процессов; формирование научно-инновационной инфраструктуры; повышение общественного статуса инновационной деятельности и другие.
Таким образом, несмотря на объективные сложности, у инновационной экономики России есть определённые перспективы. Они во многом связаны с выполнением разработанной государством стратегии развития, в процессе реализации которой промышленность может найти дополнительные источники для развития и увеличения конкурентоспособности на российском и международном рынках. Первоочередными государственными мерами по стимулированию инновационной активности должны стать: повышение качества и инновационной направленности высшего образования, увеличение государственного финансирования фундаментальной науки, налоговые льготы для инновационно-активных предприятий.
1. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР — информация об исследовании. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL:http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info
2. Инновационная активность крупного бизнеса – информация об исследовании. [Электронный ресурс] // http://www.raexpert.ru
3. Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. Стагнация в преддверии кризиса? – информация о фондах поддержки инноваций в России [Электронный ресурс] // Экспертная сеть по вопросам государственного управления «Госбук» URL: http://www.gosbook.ru/node/16920
4. Индикаторы инновационной деятельности: 2013. Статистический сборник. [Текст] — Москва: Высшая Школа Экономики, 2013. — 472 с.
5. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года – информация о проекте [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России
Источник: be5.biz
