Будущий журналист, в силу специфики профессии, которую постигает, должен уметь вычленять и формулировать общественные проблемы, возникающие в изучаемой сфере знания. Это относится к издательскому делу в большей степени, чем к чему_либо другому, поскольку оно является областью его профессиональной деятельности. Ввиду многогранности и широты данной темы, а также изменяющихся социально_правовых и технологических условий она предлагается для самостоятельного изучения на практических занятиях в форме докладов, рефератов, курсовых работ. В качестве примера постановки проблем и методики рассуждений можно рассмотреть следующее.
1. Тематика издаваемой литературы
Что же делать? В то же время возникает и другой вопрос: нужно ли регулировать поток издаваемой литературы и до какой степени? Нужно ли запретить часть изданий? Тут и возникают различные проекты, которые надо рассматривать и предлагать.
2. Коммерческая деятельность издательств в рыночных условиях
В связи со многими ситуациями, возникшими при переходе издательств к свободному рынку, возникает необходимость в анализе экономических показателей в сочетании с общественной потребностью в той или иной продукции. Подлежит анализу структура рынка печатной продукции, ее стоимость и себестоимость, стоимость материалов, цены и др.
Людмила Никитина. Издательский бизнес в России проблемы и решения
3. Бумага: качество, цена, производство, технология.
Главные проблемы, связанные с производством отечественной бумаги, заключаются в безнадежно устаревшей технологии, которая не позволяет в настоящее время обойтись без импорта. Российская бумага пока еще слишком плотна при невысокой прочности. Расходы ресурсов на ее производство очень велики.
Например, из 1 тысячи кубометров древесины в Финляндии получают 147 тонн бумаги, в США 66, 2 тонны, а в России только 15, 9! Эти данные, опубликованные в 90_х годах прошлого века, могли измениться, и показатели отечественной промышленности постепенно улучшаются, но общая картина остается прежней. При таком положении дел производить свою бумагу становится просто нецелесообразно, легче поставить древесину за рубеж, это сбережет ресурсы и станет более выгодным.
Однако задача заключается в создании собственной целлюлозно_бумажной промышленности, отвечающей современным требованиям полиграфии. Как это сделать? Как добиться снижения цены на бумагу хотя бы для учебной и детской литературы? И вообще: почему цены на бумагу так быстро и безостановочно растут?
Может быть, следует ввести государственную монополию на бумагу, как на хлеб или водку? Или внедрить зарубежные технологии на совместных с иностранными производителями предприятиях?
4. Полиграфическая база издательской деятельности
Одна из самых главных проблем издательского дела в России — состояние полиграфической базы, отставшей, в течение длительного времени, от зарубежных технологий, увы, на целую эпоху. К сожалению, до сих пор большая часть набора в стране производится на линотипах — строкоотливных машинах прошлого века. Одновременно во многих типографиях применяется фотонабор и внедряется компьютерная технология набора и верстки. Что делать с гигантскими мощностями набора и печати, основанными на технологии вчерашнего дня? Использовать, учитывая, что себестоимость
Откровения экономиста Bloomberg: будущее России, фондовый рынок и перспективы рубля
«старого» набора иногда ниже, или в массовом порядке про изводить замену на самые последние образцы мировой технологии? Где в таком случае брать средства? Как не попасть в зависимость к зарубежным производителям, если оборудование такого уровня в России пока не производится? Имеется целый ряд производственно_технологических проблем по отдельным процессам.
5. Распространение издательской продукции и торговля ею
Среди проблем этого направления — комплектование библиотек. Государственного финансирования для этих целей катастрофически не хватает, в результате чего складывается тяжелая ситуация, приводящая к неполноте библиотечных фондов. Многих актуальных, важных произведений может не оказаться в библиотеке любого уровня, включая все_ российский. Ведь даже обязательный рассыл часто не производится. Как решить теперь эту проблему?
К этому примыкают проблемы торговли. В связи с высокими ценами на почтовые и транспортные расходы торговые наценки иногда превышают 50% стоимости книги. Это резко увеличивает стоимость издательской продукции и делает ее перевозку во многие районы страны просто нецелесообразной.
Одной из причин высокой цены реализации печатной продукции являются большие расходы на аппарат и организационно_управленческую деятельность в бывших государственных учреждениях. Более эффективной оказывается работа частных распространителей и продавцов. Однако отказ от крупных книжных магазинов, часто используемых в настоящее время не по назначению, — тоже не выход. Каковы же пути эффективной организации торговли?
6. Качество издательской продукции
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Это разветвленная проблема, включающая анализ качественного уровня деятельности на всех этапах технологического процесса книгоиздания. Особенно много вопросов касается полиграфического исполнения.
Сюда же можно отнести низкий уровень редакторской и корректорской работы, нарушения стандартов, правил оформления выходных сведений, соблюдение установленного порядка рассылки обязательных экземпляров, ввод информационных сведений об издательской продукции в международный справочно_информационный фонд. Все это можно отнести к культуре издания и, в конечном счете, к качеству продукции. Круг рассматриваемых проблем, естественно, может быть расширен. Они могут посвящаться отдельным направлениям, частным вопросам издательского дела (например: «Использование шрифтов для набора в современных компьютерных программах», «Анализ деятельности издательства №>, «Новые типы издательской продукции», «Сравнительная характеристика программ верстки», «Способы редактирования с целью повышения запоминаемости текста» и т.п.). В таких случаях требуется большая глубина проникновения в проблему, детализация составляющих ее элементов.
Лучшие источники для изучения издательских проблем — беседы со специалистами в издательствах, изучение еженедельника «Книжное обозрение», журналов «Книжный бизнес», «Полиграфист и издатель», «Полиграфия» и др.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Социальные и технологические проблемы издательского дела в России. От 250 руб
- Контрольная работа Социальные и технологические проблемы издательского дела в России. От 250 руб
- Курсовая работа Социальные и технологические проблемы издательского дела в России. От 700 руб
Источник: students-library.com
«Спрос на литературу сократился на 15%»
Надежда Мартынова о проблемах издательского бизнеса в России и на Кубани
По данным группы «Эксмо–АСТ», средний рост цен на книги с января по август 2022 года в России составил порядка 25%. Эксперты утверждают, что по итогам этого года книжный рынок России вырастет на 19% в денежном выражении и составит 118 млрд руб., но в экземплярах он упадет на 6%, до 252 млн штук. Текущую ситуацию в издательской отрасли России и Краснодарского края прокомментировала директор ООО «Издательство «Традиция»» Надежда Мартынова.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: предоставлено автором
«Книжный рынок страны (если не брать в учет издательства учебной литературы) на 80% состоит из книг издательской группы «Эксмо-АСТ». Эта компания поглотила массу небольших, но перспективных издательств и имеет возможность наполнять рынок высокотиражной литературой. А тираж влияет на стоимость полиграфии. Чем меньше тираж, тем больше стоимость одного экземпляра.
В целом цифры, приведенные «Эксмо», отражают действительность. Денежное выражение растет — экземплярность падает.
Что касается книжного рынка Краснодарского края, то его традиционно делят на два направления: учебная и художественная литература. Учебный сегмент вырос в денежном эквиваленте и не упал в количественном, так как число жителей Кубани растет, школьники и студенты не перестают учиться. А вот рынок художественной литературы находится в стадии стагнации.
Последние два года были довольно сложными для отрасли. В 2021 году издательства с трудом преодолевали последствия пандемийных ограничений, старались сохранить наработанное и не растерять клиентов. В 2022 году в условиях санкционного давления на Россию и обострения политической ситуации спрос на литературу сократился примерно на 15%.
В такие времена людей прежде всего интересуют предметы первой необходимости. Мы все помним, как в кризисные времена растет спрос на рулоны туалетной бумаги, гречу, соль, сахар. И заметьте, в этом списке нет книг. Сначала пища для желудка — потом пища для ума.
Также отмечу, что повысился уровень пиратства (нарушение авторских прав, сканированные тексты выкладывают в общий доступ без разрешения). Кроме того, на издательском бизнесе сильно сказалось повышение цен на бумагу. Стоимость книжной продукции выросла в среднем по стране на 15–30%.
В этих условиях отрасли необходима господдержка. Она предоставляется, но ее формы не всегда подходят участникам рынка. К примеру, в разгар пандемии были приняты меры поддержки для книжной отрасли, но лишь для обладателей определенных кодов ОКВЭД. В результате многие не смогли ею воспользоваться.
Гранты, субсидии на издание социально значимой литературы, поддержка региональных издательств, помощь в организации реализации продукции на рынках страны — все это очень нужно для поддержки отрасли в новых экономических условиях».
Читайте нас в Telegram
- Мнения. «Ъ-Кубань» подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
О проблемах издательского бизнеса
123-25 июня в Москве, в Центре международной торговли, прошел ежегодный профессиональный Форум российских издателей.
В рамках форума состоялся семинар для издателей и полиграфистов на тему «Новые полиграфические возможности для издателей и повышение ценности полиграфического бизнеса». На нем обсуждались насущные проблемы выпуска периодических изданий — журналов и газет — в России. В выступлениях почти всех докладчиков прозвучал призыв к тому, что хватит печатать периодику и книги за рубежом, хватит помогать Финлядии, Украине и Китаю развивать свою полиграфия — надо подумать и о нашей, российской.
Открыл встречу издатель и консультант, член Международной ассоциации издательских медиатехнологий (IFRA) Карл Малик.
В его докладе вышеуказанные призывы, конечно, не звучали, а просто было отмечено, что с 2001 года количество платных ежедневных газет в России увеличилось более чем в два раза и на 2006 год составило 521 наименование. Было также сказано о возрастающей конкуренции между электронными и печатными СМИ в способах подачи информации.
Вторым выступающим был начальник систем распространения печатной продукции Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы Сергей Лобанов. Московский чиновник в своем коротком докладе отметил понимание значения свободной прессы Правительством Москвы, поэтому и делаются инвестиции в столичный издательский бизнес и в инфраструктуру распространения СМИ.
Эмоциональный доклад Олега Попцова был посвящен идее создания Российского союза печати, который объединил бы в своих рядах полиграфистов и издателей. Этот двухпалатный союз нужен для развития отрасли, поддержки инвесторов в лице частного капитала, лоббирования интересов в государственных структурах.
Олег Попцов с возмущением говорил о том, что сегодняшние налоги на производство полиграфической продукции просто разрушают полиграфию, которая «только что встала на ноги». Чтобы напечатать и издать журнал на мелованной бумаге в России, полиграфисты должны заплатить государству 15% пошлины и 18% НДС, а если напечатать то же самое за границей, то только 10% НДС.
![]() | Олег Попцов родился 28 мая 1934 года в Ленинграде. Образование: Высшая лесотехническая академия. Высшая партийная школа при ЦК КПСС. С 1968-го по 1990 год — главный редактор журнала «Сельская молодежь». В 1990 году — первый заместитель главного редактора газеты «Московские новости», председатель Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК). С 1996-го по 1997 год — обозреватель еженедельника «Общая газета», затем генеральный директор ОАО «Издательский дом “Пушкинская площадь”». С 1997-го по 2005 год — заместитель председателя Совета директоров и президент компании ТВЦ. C 2002 года по настоящее время — генеральный директор ПК «Пушкинская площадь». |
Вторая проблема, которую должны решить полиграфисты, по мнению Олега Попцова, — это износ 75% полиграфического оборудования. Затягивание с ее решением грозит информационной безопасности страны. Хотя мне кажется, что это преувеличение: то полиграфия поднялась с колен, то износ оборудования на 75%.
Как сложилась такая ситуация с налогами
В 1993 году был принят Закон «О средствах массовой информации», после чего начали появляться как грибы после дождя новые издания. Однако в наследство от Советского Союза предприятиям достались небольшие полиграфические мощности. Поэтому тогда разрешили и стали стимулировать печать изданий за границей. Теперь российская полиграфия поднялась с колен и оказалась в ловушке.
Третья проблема связана с кадрами. Докладчик отметил, что в издательствах, выпускающих периодику, сейчас работают только 12% профессиональных журналистов, поэтому журналы теперь не читают, а пролистывают.
Думаю, проблема кадров касается не только периодики, но и полиграфии в целом. Например, мне вспомнился такой случай. Когда я работал на Гознаке, один из новых руководителей полиграфического производства попросил книгу С.Стефанова по основам полиграфии, чтобы открыть для себя и возможно, полюбить новую отрасль.
Борис Каган, директор по производству медиахолдинга «Эксперт», после выстраданного выступления Олега Попцова с юмором, но и со знанием дела рассказал о том, что наши полиграфические предприятия до сих пор не научились работать с издательствами. Например, издательство им ставит задачу поместить сувенирный вкладыш на второй полосе, а типография категорически отказывается: «Мы этого сделать не можем!» На Западе такого не услышишь — там будут думать и предложат вариант. Я бы добавил, что в 90% случаях представитель издательства в этот момент беседует с профнепригодным менеджером, как раз из оставшихся 88% посторонних, о которых говорил в своем докладе Олег Попцов.
Борис Каган также указал на проблемы, связанные с подготовкой издания в печать. В издательства пришли верстальщики, которые просто мало знакомы с полиграфией, имеющей свою специфику.
«ИнтерМедиаГруп» — одна из ведущих издательских компаний России, лидер в сегменте телегидов, создатель первой на российском рынке сети бесплатных рекламных газет. «ИнтерМедиаГруп» — это:
- еженедельная газета «Антенна-Телесемь» — общенациональный городской телегид, состоящий из региональных изданий;
- сеть бесплатных рекламных газет «Ва-банкъ»;
- журнал о звездах StarHit — новый проект и самый амбициозный запуск 2007 года, главный редактор Андрей Малахов.
«ИнтерМедиаГруп» — часть группы компаний Hachette Filipacchi Shkulev и «ИнтерМедиаГруп», которая сегодня является уникальной издательской структурой на российском рынке. Акционерам удалось сформировать портфель из изданий, представляющих интерес для самого широкого круга читателей.
Выпустив в феврале 1999 года первое в России сетевое издание из газет-телегидов «Антенна-Телесемь», компания достаточно быстро захватила лидерство в этом сегменте рынка. Сегодня региональные издания «Антенна-Телесемь» издаются по всей России. Газета-телегид позиционируется как еженедельник для семейного чтения, его ядро — это самая полная и подробная программа передач с анонсами фильмов, программ и сериалов, а также эксклюзивные материалы о знаменитостях из мира кино и телевидения.
В конце своего доклада гуру нашей полиграфии Борис Каган коснулся экономики, сказав, что за границей рады получить прибыль 4-7%, а у нас этот известный факт почему-то вызвал аплодисменты и дружный смех в зале.
В докладе Игоря Суханова, генерального директора ЗАО «ИнтерМедиаГруп», были четко сформулированы требования издателей к типографиям:
- высокое качество печати, цветная печать с сушкой;
- возможность использования при печати бумаги лучшего качества;
- гибкость в увеличении или уменьшении объема (полосности) издания;
- гибкость в использовании форматов издания;
- оптимальный график печати издания;
- широкие технологические возможности по размещению в издании вкладок, вклеек, не влияющих на график отгрузки издания;
- «прозрачность» ценообразования — бумага + сервис;
- гибкость сотрудничества — в первую очередь возможность работы издателя на давальческой бумаге.
В подтверждение своих слов об увеличении технологических возможностей, например по размещению вкладышей, Игорь Суханов привел статистику по выпускаемой ведущими издательскими домами российской периодике. Из гистограммы видно, что читателям больше интересны издания, которые выпускаются с приложениями.
Андрей Сулейков, вице-президент Московского полиграфического союза (МПС) и председатель Комитета по взаимодействию с государственными структурами, общественными организациями и СМИ, а одновременно и первый заместитель генерального директора ОАО «Полиграфический комплекс “Пушкинская площадь”» после завершения семинара любезно согласился ответить на наши вопросы.
КомпьюАрт: Андрей Владленович, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности МПС, тем более что ему на смену идет более конкурентный по возможностям Российский союз печати, предлагаемый Олегом Попцовым.
Андрей Сулейков: Наоборот, я только рад этой инициативе — создать обладающую большими возможностями организацию, которая, думаю, так же как и МПС, должна сосредоточить свою деятельность на следующих направлениях:
- создание благоприятной среды для развития полиграфического бизнеса, лоббирование интересов полиграфического сообщества, внутриотраслевая кооперация, законотворчество;
- разработка единых общеотраслевых стандартов в результате взаимодействия с предприятиями отрасли, поставщиками расходных материалов, клиентами типографий, консалтинговыми агентствами и т.д.;
- работа с государственными (правительствами РФ и Москвы, министерствами и ведомствами, профильными комитетами) и общественными организациями по лоббированию законодательных решений, необходимых сообществу полиграфистов;
- сотрудничество с общественными и государственными организациями Москвы с целью реализации и защиты прав предприятий полиграфической отрасли при возникновении спорных вопросов;
- представление интересов участников союза в исполнительных и законодательных органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в международных общественных объединениях и организациях.
И в конце хочу добавить, что на данный момент на полиграфическом рынке Москвы существует множество проблем и задач, связанных с налогообложением, ценовой политикой, конкуренцией, кадровыми перестановками, взаимоотношениями с государственными организациями и учреждениями. Работа Московского полиграфического союза направлена на подробный анализ и системное решение этих проблем.
Ситуация на рынке полиграфии требует от его участников особой сплоченности, все чаще по ключевым вопросам отрасли необходимо формирование единой позиции полиграфистов. Как показывает мировая практика, объединив усилия, полиграфисты смогут создать благоприятную среду для развития отрасли.
Общественная некоммерческая организация «Московский полиграфический союз» (МПС) была создана в апреле 2005 года при активной поддержке ведущих полиграфических предприятий г.Москвы с целью создания благоприятной среды для развития полиграфического бизнеса.
Перед членами союза стоят задачи по выработке внутриотраслевых стандартов, производственной кооперации, содействию развитию и техническому совершенствованию участников рынка, активному участию в законотворческой деятельности и лоббированию интересов отрасли, повышению квалификации и профессионализма специалистов предприятий.
В состав Московского полиграфического союза входят крупные, средние и малые предприятия полиграфического сообщества Москвы. По данным на сентябрь 2005 года, заявки на вступление в союз подали 142 компании.
Источник: compuart.ru